Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Павло-Обнорский Троицкий мужской монастырь.

Описание Зверинского В.В. № 1033

"Павлов - Обнорский-Троицкий-Комельский-Дидский, мужской, 3-го класса (с 1764 года) Вологодской губернии Грязовецкого уезда Ростиловской волости, в 16 верстах к югу-юго-востоку от Грязовца, на левом берегу речки Нурмы. Основан в 1414 году преподобным Павлом, учеником преподобного Сергия Радонежского, скончавшимся в 1429 году 10 января, в каковый день и чтится его память. Мощи его, обретённые в 1546 году, покоятся под спудом в церкви во имя преподобного Павла. В монастыре сохраняются крест, коим благословил преподобный Сергий Радонежский Павла, дупло дерева, в коем преподобный жил три года, а вне монастыря на горе, стоит часовня над колодезем, ископанным самим преподобным Павлом, где была и его келья."

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Располагался на левом берегу речки Нурмы - притока Обноры.
Ныне - село Юношеское Грязовецкого района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Павло-Обнорского монастыря показано на листе карты № 117, шифр 33-10.
 
Юношеское Грязовецкого района Вологодской обл.
 

Основатель монастыря - преподобный Павел Обнорский

Он родился в 1317 году в Москве в семье богатых родителей. В монашество постригся в одном из волжских монастырей на двадцать втором году жизни. Прожив там несколько лет, пришёл к Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру. Окрепнув духовно, получил благословение преподобного Сергия на уединение. Павел поселился возле лавры и провел в затворничестве пятнадцать лет. Потом были другие монастыри, вблизи которых Павел пребывал в одиночестве.
В начале 15 века Павел жил отшельником в окрестностях Дионисиева Глушицкого монастыря. Последнее путешествие Павла было на Нурму. Он поселился в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря.
Настоятелем Спасского монастыря на Нурме был игумен Сергий, как и Павел, ученик Сергия Радонежского. Старцы подружились, часто встречались для духовных бесед. Перед кончиной Сергия Нуромского в 1412 году Павел рассказал ему, что в лесу за Нурмой он часто слышал колокольный звон и однажды ночью видел там необыкновенное сияние, от которого стало радостно на душе. Старец Сергий объяснил эти звуки и свет, как указание Промысла Божия, и благословил Павла на устроение общежительного монастыря.
Возле кельи Павла появились жилища других людей, желающих иночества. В 1414 году он получил от митрополита всероссийского Фотия грамоту на устроение обители, но управлять монастырём отказался. Первым игуменом был Алексий - ученик преподобного, сам же Павел остался жить в своей келье и приходил в монастырь по праздникам.
Преподобный Павел Обнорский преставился в 1429 году 10 января.
В 1547 году он канонизирован к всецерковному празднованию, день памяти - 23 (10) января. Мощи его в начале 20-го века находились в Павловской церкви монастыря под спудом.

Начало и расцвет монастыря

В 1505-1516 годах щедротами Великого князя Василия Иоанновича построена первая каменная церковь - Троицкий собор.
В 1528 году Великий князь Василий Иоаннович и его жена Елена Глинская молились о чадородии в вологодских монастырях, в том числе и в Павло-Обнорском. В 1536 году на их средства построена Успенская церковь.
В 1538 году казанские татары сожгли и разграбили обитель, иноки, не успевшие убежать, были убиты. Со временем монастырь восстановился.
В 1545 году Павло-Обнорский монастырь посетил Иоанн Грозный и так же, как его отец, пожертвовал монастырю большую сумму на строительство каменных церквей. В 1546 году начато строительство каменной церкви над мощами Павла Обнорского.
В 1687 году на территории монастыря находились соборная Троицкая церковь с церковью Сергия Радонежского справа от собора и Иоанно-Предтеченской церковью слева от собора, Павло-Обнорская церковь, Успенская церковь с трапезной.
Колокольня стояла между собором и Павловской церковью.
На территории монастыря располагались две кельи игуменские, две - гостиные, две больничные, 18 - братских келий.
За деревянной монастырской стеной - конюшни, скотные дворы, амбары, три мельницы на Нурме.
Монастырское подворье было в Москве и два подворья в Вологде: в Новинках и у Живого моста.
Вотчину составляли 8 сёл с многочисленными деревнями. Приписная Макариевская пустыня находилась в Костромском уезде.
В монастыре проживали 59 монахов и послушников и 138 монастырских слуг и работников. Расцвет 17 века сменился упадком в 18 веке.

Реформы Петра и Екатерины

Петр Первый, считая монахов дармоедами, требовал от монастырей практической пользы для государства: «А что говорят - молятся. То и все молятся. Что же прибыль обществу от сего?».
Петр запретил пострижение в монашество, количество монахов уменьшилось, но возросло количество нахлебников в монастырях.
В 1719 году вышел указ об устройстве при монастырях богаделен для лиц духовного звания. В Павло-Обнорском монастыре появились насельники под 70 и за 70 лет. Монастырю от них никакой пользы не было: глаза у престарелых не видели, ноги не ходили.
С 1722 года на жительство стали поступать отставные военные. Если немощные из духовных не могли работать, то отставники не хотели, принуждать к труду было нельзя.
К 1731 году Павло-Обнорский монастырь переполнился бывшими военными. Они жили вольготно: получали денежное довольствие, ничего не делали, даже женились, живя в монастырском раю. Тяжелые были времена, но настоятели и братия Павло-Обнорского монастыря радовались, что их квартиранты хотя не буянят, как в других обителях.
Монастырь превратился в инвалидный дом священно- и церковнослужителей и в дом отдыха для отставных солдат и офицеров, кроме того, как и раньше, был местом заключения для провинившихся духовных и светских лиц.
Всех надо было поить-кормить, одевать-обувать, а материальное положение монастыря ухудшалось с каждым годом: большая часть доходов уходила государству.
Завершила петровское реформирование монастырей Екатерина Великая.
В 1764 году Павло-Обнорский монастырь лишился вотчин, ему присвоен 3-й класс, штат монастыря составил 12 человек с настоятелем в чине игумена.
Пожар 1767 года и последующее ограбление разбойниками окончательно разорили Павлову обитель.

Восстановление монастыря

В 1775 году в Павло-Обнорский монастырь переведен из Арсениево-Комельского монастыря игумен Вениамин (Кулешевский). Он принял монастырь с ветхими строениями и полуразвалившейся оградой. Служить можно было только в Павловской церкви.
При нем отремонтирован Троицкий собор и другие церкви. Произведены обмеры земель монастыря.
Не только материальной стороной монастырской жизни занимался трудолюбивый и нравственный настоятель.
Много сил потратил игумен Вениамин на борьбу с пьянством и добился успехов. Теперь священнослужители и монахи, подверженные русской слабости, присылались в Павло-Обнорский монастырь для исправления.
Печалился игумен Вениамин и расколом, в 1792 году он назначен увещевателем уклоняющихся от церкви грязовецких крестьян.
Игумен Вениамин 24 года руководил Павло-Обнорской обителью.
В 19 веке более 15 лет монастырем руководил игумен Иоасаф, ученик Серафима Саровского (в миру Иоанн Тихонов, из тамбовских купцов).
Он назначен настоятелем Павло-Обнорского монастыря в 1861 году и сразу же наметил план переустройства и благоустройства обители.
В 1863 -1866 годах построена каменная ограда с 4-мя башнями по углам.
В 1867 году возобновлены Иоанно-Предтеченская церковь, расположенная слева от Троицкого собора, и Успенская церковь при настоятельском корпусе, при ней в 1887 году построена колокольня над папертью.
В 1869 году освящена четырехпрестольная скитская церковь на насыпном холме с восточной стороны от монастыря: главный престол вверху - Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы - справа, Всех святых - слева; внизу - в честь иконы Божией Матери « Тихвинская» (нижний престол упразднён в 1880 году).
В 1870 году справа от Троицкого собора построили новую Павловскую трехпрестольную церковь: в середине - престол во имя Корсунской иконы Божией Матери, слева - престол преподобного Сергия Радонежского, справа - престол преподобного Павла Обнорского.
Игумен Иоасаф верил, что внешний порядок в обители неотделим от порядка во внутренней жизни насельников монастыря. Борьба за дисциплину не всем нравилась - были недруги в числе братии. Игумен был нельстив и прямодушен - были недоброжелатели среди начальства.
В 1877 году игумен Иоасаф занемог и постригся в схиму с именем Серафим.
Воспользовавшись болезнью игумена, подлый и честолюбивый монах Гавриил пошептал, где надо, и его назначали временно исполняющим должность настоятеля. Игумена Иоасафа уволили по причине старческой немощи. В 1879 году Гавриил возвысился из строителей до игумена, начал притеснять прежнего управителя монастыря. Схимника Серафима перевели в Высокогорскую пустынь возле Арзамаса. Там он и скончался через 5 лет.

Павло-Обнорский монастырь перед революцией 1917 года

В 1907 году через речку Нурму построен мост на сваях. В 1910 году монастырь обращен в общежительный.
На территории обители перед революцией 1917 года находились 5 каменных церквей: пятиглавый двухсветный Троицкий собор, Иоанно-Предтеченская церковь, Павловская церковь, Успенская церковь в трёхэтажном настоятельском корпусе и Воскресенская тринадцатиглавая двухэтажная скитская церковь. Приписных часовен тоже было пять, из них одна - каменная. Одна деревянная часовня находилась на Московском тракте при повороте на монастырь, две деревянные часовни располагались на правом берегу Нурмы (на месте кельи преподобного и над колодцем), в 1870 году срубили часовню на западном насыпном холме «Голгофа», в 1887 году построили каменную часовню при вокзале в Грязовце.
На территории монастыря находились каменные двухэтажные корпуса: настоятельский, братский с трапезной, пекарней и кухней, братский с мастерскими. Монастырь окружала каменная ограда с западными и восточными воротами.
За оградой располагались каменный двухэтажный дом для богомольцев, деревянный странноприимный дом, баня, кузница, конюшня и скотные дворы с помещениями для рабочих, сеновалы, овины, сараи.
Монастырь имел подворья в Москве у Сретенских ворот, в Вологде у Петро-Павловской церкви, в Вологде вблизи Вознесенской церкви.
Источниками материальных средств обители были: ежегодное поступление из казны, процент с капитала, пожертвования, арендные от двух водяных мельниц и за рыбную ловлю, доход от гостиных домов, деньги от хождений с иконой преподобного Павла и из кружки при Грязовецкой часовне, от продажи свеч, просфор и кошельковые суммы, доход от продажи сельхозпродукции.
В начале 20-го века Павло-Обнорский монастырь имел большое налаженное хозяйство. Монахи выращивали рожь, овес, картофель. Выкашивались луга по Нурме, для 12 лошадей и 40 голов крупного рогатого скота сена заготовлялось в избытке.
Была рыбная ловля на Окольной Сухоне.
В Коптеве и Масальщине имелись лесные дачи.
Сад, огород и пасека также приносили неплохой доход.

Монахи Павло-Обнорского монастыря в 1911 -1914 годах

В 1911 годуВ 1914 годуВ мируГод рож- денияПоступление
в монастырь
Год и место пострига
архимандрит Никон, настоятель архимандрит Никон, настоятель Чулков Николай Львович, из мещан18621893 год, Павло-Обнорский монастырь1893 год, Павло-Обнорский монастырь
нетиеромонах МартинианБокарев Василий Павлович, крестьянин Вологодского уезда18791907 год, Павло-Обнорский монастырь1902 год, Афонский Свято-Андреевский скит
ИоанннетВелиоцинский Николай Павлович, сын священника, окончил Галицкое ДУ18521905 год, Богородице-Игрицкий монастырь1905 год, Богородице-Игрицкий монастырь
иеродиакон Иоасафиеродиакон ИоасафИванов Дмитрий Александрович, грязовецкий мещанин, вдовец18531907 год, Павло-Обнорский монастырь1908 год, Павло-Обнорский монастырь
иеромонах Антоний, казначейнетКалугин Павел Иванович, из мещан Грязовца18701900 год, Павло-Обнорский монастырь1902 год, Архиерейский дом
монах Нилмонах НилКашев Филарет Сергеевич, крестьянин Кадниковского уезда18651905 год, Павло-Обнорский монастырь1909 год, Павло-Обнорский монастырь
иеромонах Сергий, духовник монастырянетМалевинский Александр, священник-вдовец18281900 год, Павло-Обнорский монастырь1900 год, Павло-Обнорский монастырь
игумен Никандр (Темный), на покое, (прибыл из Лальского монастыря)нетМалышев Николай, из духовных, вдовец, окончил ВДС18411886 год, Архиерейский дом1887 год, Владимирская Заоникиева Пустынь
нетмонах КорнилийПестриков Косма Стефанович, вятский крестьянин18501884 год, Павло-Обнорский монастырь1889 год, Павло-Обнорский монастырь
иеромонах Павел, ризничийиеромонах Павел, ризничийСвятляев Владимир Александрович, сын псаломщика из Вологодского уезда18661900 год, Арсениево-Комельский монастырь1905 год, Вологодский архиерейский дом
монах Анастасиймонах АнастасийСинявин Александр Федорович, крестьянин Кадниковского уезда18721905 год, Павло-Обнорский монастырь1906 год, Павло-Обнорский монастырь
нетмонах СергийТрофимов Василий Федорович, крестьянин Грязовецкого уезда18821908 год, Павло-Обнорский монастырь1913 год, Павло-Обнорский монастырь
иеромонах Павел, иконописный мастериеромонах Павел, духовник монастыряЧекин Антоний Иванович, сын надворного советника18751903 год, Павло-Обнорский монастырь1904 год, Павло-Обнорский монастырь
В 1911 году насельников - 57:
монашествующих - 10, послушников - 47
В 1914 году насельников - 60:
монашествующих - 9, послушников - 41, трудников-10
 
В 1916 году пострижены в монашество крестьянин Грязовецкого уезда Воропанов Александр Иванович 1885 года рождения - с именем Николай и крестьянин Грязовецкого уезда Глазков Никандр Арсеньевич 1889 года рождения - с именем Иерофей.

Монастырь после 1917 года

В мае 1923 года состоялось совещание по преобразованию монастыря в трудовую артель. 9-го мая 1924 года Вологодский губернский исполнительный комитет постановил: « Принимая во внимание, что под видом трудовых артелей в губернии продолжают существовать монастыри, произвести окончательное закрытие монастырей в губернии».
В 1925 году Павло-Обнорский монастырь закрыт.
Верующие хотят организовать при одной из церквей религиозную общину, местные власти отказывают в передаче церкви. Граждане жалуются в Москву, сообщают, что неиспользуемые церковные здания разрушаются.
ВЦИК требует от Вологодского губернского исполнительного комитета разобраться в этом вопросе. Вологодский ГИК требует ответа от Уездного исполнительного комитета.
В апреле 1927 года Вологодский УИК докладывает Вологодскому ГИКу, что церквей для верующих в округе хватает, жилые здания бывшего монастыря заняты детским домом и школой, здания трёх церквей используются под производственные мастерские, две храмовые постройки - ветхие. ГИК сообщает об этом в Москву, и в августе 1927 года ВЦИК отклонил просьбу верующих о передаче им церквей Павло-Обнорского монастыря.
Из числа бывших насельников Павло-Обнорского монастыря репрессированы в 1937-1941 годах:
Настоятель Павло-Обнорского монастыря архимандрит Никон Чулков (1932 год-3 года ссылки, 1940 год-10 лет ИТЛ, умер в 1941 году в Соль-Илецкой тюрьме).
Казначей Антоний Калугин - с 1916 года игумен Сямского монастыря (1937 год - 10 лет ИТЛ).
Постриженик 1916 года иеромонах Николай Воропанов (расстрелян в 1941 году).
Постриженик 1916 года иеромонах Иерофей Глазков (1930 год - 5 лет ИТЛ, 1937 год - расстрелян, новомученик).
Через 70 лет после закрытия бывший монастырь возвращен Церкви.
До 2004 года в Юношеском было подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время - самостоятельный мужской монастырь. Сохранились Воскресенская и Успенская церкви.

Монастырь в начале 20-го века

 
Павло-Обнорский Троицкий мужской монастырь
 

Источники информации

1. ГАВО Монастырские ведомости разных лет. Дела о закрытии монастырей. Протоколы заседаний ГИКа и УИКа.
2. Воскресенский Алексей. Свято-Троицкий Павло-Обнорский 3-класный общежительный мужской монастырь Вологодской епархии. Исторический очерк. - Вологда, 1914.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
4. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местно чтимых. - Вологда, 1880.