Смотрите также
Македонская Н. М. Павло-Обнорский Троицкий мужской монастырь.
Описание Зверинского В.В. № 1033
"Павлов - Обнорский-Троицкий-Комельский-Дидский, мужской, 3-го класса (с 1764 года) Вологодской губернии Грязовецкого уезда Ростиловской волости, в 16 верстах к югу-юго-востоку от Грязовца, на левом берегу речки Нурмы. Основан в 1414 году преподобным Павлом, учеником преподобного Сергия Радонежского, скончавшимся в 1429 году 10 января, в каковый день и чтится его память. Мощи его, обретённые в 1546 году, покоятся под спудом в церкви во имя преподобного Павла. В монастыре сохраняются крест, коим благословил преподобный Сергий Радонежский Павла, дупло дерева, в коем преподобный жил три года, а вне монастыря на горе, стоит часовня над колодезем, ископанным самим преподобным Павлом, где была и его келья."
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Располагался на левом берегу речки Нурмы - притока Обноры.
Ныне - село Юношеское Грязовецкого района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Павло-Обнорского монастыря показано на листе карты № 117, шифр 33-10.
Основатель монастыря - преподобный Павел Обнорский
Он родился в 1317 году в Москве в семье богатых родителей. В монашество постригся в одном из волжских монастырей на двадцать втором году жизни. Прожив там несколько лет, пришёл к Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру. Окрепнув духовно, получил благословение преподобного Сергия на уединение. Павел поселился возле лавры и провел в затворничестве пятнадцать лет. Потом были другие монастыри, вблизи которых Павел пребывал в одиночестве.
В начале 15 века Павел жил отшельником в окрестностях Дионисиева Глушицкого монастыря. Последнее путешествие Павла было на Нурму. Он поселился в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря.
Настоятелем Спасского монастыря на Нурме был игумен Сергий, как и Павел, ученик Сергия Радонежского. Старцы подружились, часто встречались для духовных бесед. Перед кончиной Сергия Нуромского в 1412 году Павел рассказал ему, что в лесу за Нурмой он часто слышал колокольный звон и однажды ночью видел там необыкновенное сияние, от которого стало радостно на душе. Старец Сергий объяснил эти звуки и свет, как указание Промысла Божия, и благословил Павла на устроение общежительного монастыря.
Возле кельи Павла появились жилища других людей, желающих иночества. В 1414 году он получил от митрополита всероссийского Фотия грамоту на устроение обители, но управлять монастырём отказался. Первым игуменом был Алексий - ученик преподобного, сам же Павел остался жить в своей келье и приходил в монастырь по праздникам.
Преподобный Павел Обнорский преставился в 1429 году 10 января.
В 1547 году он канонизирован к всецерковному празднованию, день памяти - 23 (10) января. Мощи его в начале 20-го века находились в Павловской церкви монастыря под спудом.
Начало и расцвет монастыря
В 1505-1516 годах щедротами Великого князя Василия Иоанновича построена первая каменная церковь - Троицкий собор.
В 1528 году Великий князь Василий Иоаннович и его жена Елена Глинская молились о чадородии в вологодских монастырях, в том числе и в Павло-Обнорском. В 1536 году на их средства построена Успенская церковь.
В 1538 году казанские татары сожгли и разграбили обитель, иноки, не успевшие убежать, были убиты. Со временем монастырь восстановился.
В 1545 году Павло-Обнорский монастырь посетил Иоанн Грозный и так же, как его отец, пожертвовал монастырю большую сумму на строительство каменных церквей. В 1546 году начато строительство каменной церкви над мощами Павла Обнорского.
В 1687 году на территории монастыря находились соборная Троицкая церковь с церковью Сергия Радонежского справа от собора и Иоанно-Предтеченской церковью слева от собора, Павло-Обнорская церковь, Успенская церковь с трапезной.
Колокольня стояла между собором и Павловской церковью.
На территории монастыря располагались две кельи игуменские, две - гостиные, две больничные, 18 - братских келий.
За деревянной монастырской стеной - конюшни, скотные дворы, амбары, три мельницы на Нурме.
Монастырское подворье было в Москве и два подворья в Вологде: в Новинках и у Живого моста.
Вотчину составляли 8 сёл с многочисленными деревнями. Приписная Макариевская пустыня находилась в Костромском уезде.
В монастыре проживали 59 монахов и послушников и 138 монастырских слуг и работников. Расцвет 17 века сменился упадком в 18 веке.
Реформы Петра и Екатерины
Петр Первый, считая монахов дармоедами, требовал от монастырей практической пользы для государства: «А что говорят - молятся. То и все молятся. Что же прибыль обществу от сего?».
Петр запретил пострижение в монашество, количество монахов уменьшилось, но возросло количество нахлебников в монастырях.
В 1719 году вышел указ об устройстве при монастырях богаделен для лиц духовного звания. В Павло-Обнорском монастыре появились насельники под 70 и за 70 лет. Монастырю от них никакой пользы не было: глаза у престарелых не видели, ноги не ходили.
С 1722 года на жительство стали поступать отставные военные. Если немощные из духовных не могли работать, то отставники не хотели, принуждать к труду было нельзя.
К 1731 году Павло-Обнорский монастырь переполнился бывшими военными. Они жили вольготно: получали денежное довольствие, ничего не делали, даже женились, живя в монастырском раю. Тяжелые были времена, но настоятели и братия Павло-Обнорского монастыря радовались, что их квартиранты хотя не буянят, как в других обителях.
Монастырь превратился в инвалидный дом священно- и церковнослужителей и в дом отдыха для отставных солдат и офицеров, кроме того, как и раньше, был местом заключения для провинившихся духовных и светских лиц.
Всех надо было поить-кормить, одевать-обувать, а материальное положение монастыря ухудшалось с каждым годом: большая часть доходов уходила государству.
Завершила петровское реформирование монастырей Екатерина Великая.
В 1764 году Павло-Обнорский монастырь лишился вотчин, ему присвоен 3-й класс, штат монастыря составил 12 человек с настоятелем в чине игумена.
Пожар 1767 года и последующее ограбление разбойниками окончательно разорили Павлову обитель.
Восстановление монастыря
В 1775 году в Павло-Обнорский монастырь переведен из Арсениево-Комельского монастыря игумен Вениамин (Кулешевский). Он принял монастырь с ветхими строениями и полуразвалившейся оградой. Служить можно было только в Павловской церкви.
При нем отремонтирован Троицкий собор и другие церкви. Произведены обмеры земель монастыря.
Не только материальной стороной монастырской жизни занимался трудолюбивый и нравственный настоятель.
Много сил потратил игумен Вениамин на борьбу с пьянством и добился успехов. Теперь священнослужители и монахи, подверженные русской слабости, присылались в Павло-Обнорский монастырь для исправления.
Печалился игумен Вениамин и расколом, в 1792 году он назначен увещевателем уклоняющихся от церкви грязовецких крестьян.
Игумен Вениамин 24 года руководил Павло-Обнорской обителью.
В 19 веке более 15 лет монастырем руководил игумен Иоасаф, ученик Серафима Саровского (в миру Иоанн Тихонов, из тамбовских купцов).
Он назначен настоятелем Павло-Обнорского монастыря в 1861 году и сразу же наметил план переустройства и благоустройства обители.
В 1863 -1866 годах построена каменная ограда с 4-мя башнями по углам.
В 1867 году возобновлены Иоанно-Предтеченская церковь, расположенная слева от Троицкого собора, и Успенская церковь при настоятельском корпусе, при ней в 1887 году построена колокольня над папертью.
В 1869 году освящена четырехпрестольная скитская церковь на насыпном холме с восточной стороны от монастыря: главный престол вверху - Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы - справа, Всех святых - слева; внизу - в честь иконы Божией Матери « Тихвинская» (нижний престол упразднён в 1880 году).
В 1870 году справа от Троицкого собора построили новую Павловскую трехпрестольную церковь: в середине - престол во имя Корсунской иконы Божией Матери, слева - престол преподобного Сергия Радонежского, справа - престол преподобного Павла Обнорского.
Игумен Иоасаф верил, что внешний порядок в обители неотделим от порядка во внутренней жизни насельников монастыря. Борьба за дисциплину не всем нравилась - были недруги в числе братии. Игумен был нельстив и прямодушен - были недоброжелатели среди начальства.
В 1877 году игумен Иоасаф занемог и постригся в схиму с именем Серафим.
Воспользовавшись болезнью игумена, подлый и честолюбивый монах Гавриил пошептал, где надо, и его назначали временно исполняющим должность настоятеля. Игумена Иоасафа уволили по причине старческой немощи. В 1879 году Гавриил возвысился из строителей до игумена, начал притеснять прежнего управителя монастыря. Схимника Серафима перевели в Высокогорскую пустынь возле Арзамаса. Там он и скончался через 5 лет.
Павло-Обнорский монастырь перед революцией 1917 года
В 1907 году через речку Нурму построен мост на сваях. В 1910 году монастырь обращен в общежительный.
На территории обители перед революцией 1917 года находились 5 каменных церквей: пятиглавый двухсветный Троицкий собор, Иоанно-Предтеченская церковь, Павловская церковь, Успенская церковь в трёхэтажном настоятельском корпусе и Воскресенская тринадцатиглавая двухэтажная скитская церковь. Приписных часовен тоже было пять, из них одна - каменная. Одна деревянная часовня находилась на Московском тракте при повороте на монастырь, две деревянные часовни располагались на правом берегу Нурмы (на месте кельи преподобного и над колодцем), в 1870 году срубили часовню на западном насыпном холме «Голгофа», в 1887 году построили каменную часовню при вокзале в Грязовце.
На территории монастыря находились каменные двухэтажные корпуса: настоятельский, братский с трапезной, пекарней и кухней, братский с мастерскими. Монастырь окружала каменная ограда с западными и восточными воротами.
За оградой располагались каменный двухэтажный дом для богомольцев, деревянный странноприимный дом, баня, кузница, конюшня и скотные дворы с помещениями для рабочих, сеновалы, овины, сараи.
Монастырь имел подворья в Москве у Сретенских ворот, в Вологде у Петро-Павловской церкви, в Вологде вблизи Вознесенской церкви.
Источниками материальных средств обители были: ежегодное поступление из казны, процент с капитала, пожертвования, арендные от двух водяных мельниц и за рыбную ловлю, доход от гостиных домов, деньги от хождений с иконой преподобного Павла и из кружки при Грязовецкой часовне, от продажи свеч, просфор и кошельковые суммы, доход от продажи сельхозпродукции.
В начале 20-го века Павло-Обнорский монастырь имел большое налаженное хозяйство. Монахи выращивали рожь, овес, картофель. Выкашивались луга по Нурме, для 12 лошадей и 40 голов крупного рогатого скота сена заготовлялось в избытке.
Была рыбная ловля на Окольной Сухоне.
В Коптеве и Масальщине имелись лесные дачи.
Сад, огород и пасека также приносили неплохой доход.
Монахи Павло-Обнорского монастыря в 1911 -1914 годах
В 1911 году | В 1914 году | В миру | Год рож- дения | Поступление в монастырь | Год и место пострига |
архимандрит Никон, настоятель | архимандрит Никон, настоятель | Чулков Николай Львович, из мещан | 1862 | 1893 год, Павло-Обнорский монастырь | 1893 год, Павло-Обнорский монастырь |
нет | иеромонах Мартиниан | Бокарев Василий Павлович, крестьянин Вологодского уезда | 1879 | 1907 год, Павло-Обнорский монастырь | 1902 год, Афонский Свято-Андреевский скит |
Иоанн | нет | Велиоцинский Николай Павлович, сын священника, окончил Галицкое ДУ | 1852 | 1905 год, Богородице-Игрицкий монастырь | 1905 год, Богородице-Игрицкий монастырь |
иеродиакон Иоасаф | иеродиакон Иоасаф | Иванов Дмитрий Александрович, грязовецкий мещанин, вдовец | 1853 | 1907 год, Павло-Обнорский монастырь | 1908 год, Павло-Обнорский монастырь |
иеромонах Антоний, казначей | нет | Калугин Павел Иванович, из мещан Грязовца | 1870 | 1900 год, Павло-Обнорский монастырь | 1902 год, Архиерейский дом |
монах Нил | монах Нил | Кашев Филарет Сергеевич, крестьянин Кадниковского уезда | 1865 | 1905 год, Павло-Обнорский монастырь | 1909 год, Павло-Обнорский монастырь |
иеромонах Сергий, духовник монастыря | нет | Малевинский Александр, священник-вдовец | 1828 | 1900 год, Павло-Обнорский монастырь | 1900 год, Павло-Обнорский монастырь |
игумен Никандр (Темный), на покое, (прибыл из Лальского монастыря) | нет | Малышев Николай, из духовных, вдовец, окончил ВДС | 1841 | 1886 год, Архиерейский дом | 1887 год, Владимирская Заоникиева Пустынь |
нет | монах Корнилий | Пестриков Косма Стефанович, вятский крестьянин | 1850 | 1884 год, Павло-Обнорский монастырь | 1889 год, Павло-Обнорский монастырь |
иеромонах Павел, ризничий | иеромонах Павел, ризничий | Святляев Владимир Александрович, сын псаломщика из Вологодского уезда | 1866 | 1900 год, Арсениево-Комельский монастырь | 1905 год, Вологодский архиерейский дом |
монах Анастасий | монах Анастасий | Синявин Александр Федорович, крестьянин Кадниковского уезда | 1872 | 1905 год, Павло-Обнорский монастырь | 1906 год, Павло-Обнорский монастырь |
нет | монах Сергий | Трофимов Василий Федорович, крестьянин Грязовецкого уезда | 1882 | 1908 год, Павло-Обнорский монастырь | 1913 год, Павло-Обнорский монастырь |
иеромонах Павел, иконописный мастер | иеромонах Павел, духовник монастыря | Чекин Антоний Иванович, сын надворного советника | 1875 | 1903 год, Павло-Обнорский монастырь | 1904 год, Павло-Обнорский монастырь |
В 1911 году насельников - 57: монашествующих - 10, послушников - 47 | В 1914 году насельников - 60: монашествующих - 9, послушников - 41, трудников-10 |
В 1916 году пострижены в монашество крестьянин Грязовецкого уезда Воропанов Александр Иванович 1885 года рождения - с именем Николай и крестьянин Грязовецкого уезда Глазков Никандр Арсеньевич 1889 года рождения - с именем Иерофей.
Монастырь после 1917 года
В мае 1923 года состоялось совещание по преобразованию монастыря в трудовую артель. 9-го мая 1924 года Вологодский губернский исполнительный комитет постановил: « Принимая во внимание, что под видом трудовых артелей в губернии продолжают существовать монастыри, произвести окончательное закрытие монастырей в губернии».
В 1925 году Павло-Обнорский монастырь закрыт.
Верующие хотят организовать при одной из церквей религиозную общину, местные власти отказывают в передаче церкви. Граждане жалуются в Москву, сообщают, что неиспользуемые церковные здания разрушаются.
ВЦИК требует от Вологодского губернского исполнительного комитета разобраться в этом вопросе. Вологодский ГИК требует ответа от Уездного исполнительного комитета.
В апреле 1927 года Вологодский УИК докладывает Вологодскому ГИКу, что церквей для верующих в округе хватает, жилые здания бывшего монастыря заняты детским домом и школой, здания трёх церквей используются под производственные мастерские, две храмовые постройки - ветхие. ГИК сообщает об этом в Москву, и в августе 1927 года ВЦИК отклонил просьбу верующих о передаче им церквей Павло-Обнорского монастыря.
Из числа бывших насельников Павло-Обнорского монастыря репрессированы в 1937-1941 годах:
Настоятель Павло-Обнорского монастыря архимандрит Никон Чулков (1932 год-3 года ссылки, 1940 год-10 лет ИТЛ, умер в 1941 году в Соль-Илецкой тюрьме).
Казначей Антоний Калугин - с 1916 года игумен Сямского монастыря (1937 год - 10 лет ИТЛ).
Постриженик 1916 года иеромонах Николай Воропанов (расстрелян в 1941 году).
Постриженик 1916 года иеромонах Иерофей Глазков (1930 год - 5 лет ИТЛ, 1937 год - расстрелян, новомученик).
Через 70 лет после закрытия бывший монастырь возвращен Церкви.
До 2004 года в Юношеском было подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время - самостоятельный мужской монастырь. Сохранились Воскресенская и Успенская церкви.
Монастырь в начале 20-го века
Источники информации
1. ГАВО Монастырские ведомости разных лет. Дела о закрытии монастырей. Протоколы заседаний ГИКа и УИКа.
2. Воскресенский Алексей. Свято-Троицкий Павло-Обнорский 3-класный общежительный мужской монастырь Вологодской епархии. Исторический очерк. - Вологда, 1914.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
4. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местно чтимых. - Вологда, 1880.