Православные приходы и
монастыри Севера

Дело об изъятии из упразднённой Вотчинской Стефановской пустыни Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии церковных вещей и обстановки 1738-1739 г.г.

[лист 1]
Копия с копии
Указ Преосвященнаго Гавриила архиепископа Великоустжскаго и Тотемскаго из канцелярии Его Преосвященства в Яренск заказным Соборной Преображенской церкви протопопу Василию с товарищи сего 1739 года июня дня по приказанию Его Преосвященства велено послать к вам заказным указ в котором написать чтоб в заказу своего из Вотчинской Стефановской пустыни которая имеется праздна по описи вашей коя опись учинена была и прислана от вас на Устюг по посланному от Преосвященнаго Луки епископа бывшаго Устюжскаго указу и святыя иконы и церковную утварь и колокола все что есть собрав и с того числа как имеющияся во обоих церквах церковные сосуды и священныя всякия одежды и паникадилы так и всякия книги и колокола и медную всякую утварь прислать для охранения в дом Его Преосвященства немедленно а святыя образы на которых имеются серебрянныя оклады тех в тех же церквах положить во охранении за печатью или отдать для того поблизости в другой церкве священнику с роспиской и заказным протопопу Василию с товарищи о вышеписанных учинить по сему Его Преосвященства указу и с которой описи прилагается при сем указе копия июня 21го дня 1739 м году
на подлинном указе писано тако:
игумен Прокл,
подканцелярист Афанасий Ключарев
[лист 1, об.]
Реэстр из описи что выслать надлежит,
среди церкви паникадило зеленой меди весом осмнатцеть фунтов
фонарь слудяной,
во олтаре сосуды служебные потир дискос звезда лжица два блюда серебрянные под золотом
три покрова камчатые,
на престоле Евангелие печатное на нем Спасителев образ, по углам Евангелисты серебрянные под золотом
крест серебрянный с мощами
одежда выбойчатая
Во второй церкви
против образа Списителева лампада медная лощатая
у образа лампада медная лощатая
у образа межвратной Пресвятыя Богородицы лампада медная лощатая
у образа Господа нашего Иисуса Христа Саваофа лампада медная лощатая,
сосуды служебные оловянные,
покровы шиты травчатые красные,
на престоле Евангелие печатное старинное распятие и евангелисты медные,
ризы камчатые красные атласное наоплечье травы золотые, ризы выбойчатые бумажные, ризы китайчатые с травами оплечье черное атласное, ризы крашенинные травчатые, ризы полотняные,
два подризника красные пестрые, третие крашенинные,
[Лист 2]
один стихарь диаконской кумашной,
орарь камчатой ветхой,
пять епитрахилей одна красные два крашенинные двои крашенинные ветхие,
двоя поручи одни камчатые красные другие крашенинные ветхие,
два пояса нитянные с кистями
кадило красной меди чеканное,
подсвещник медной весом три четверти фунта
укропник медной четверть фунта,
подсвещник из белаго железа,
среди церкви паникадило медное два фунта,
Книг печатных,
Евангелие толковое воскресное
два пролога полугодовые во весь год
два октоиха, две триоди,
один апостол старонаречной,
двенатцеть миней месячных,
одна псалтирь,
один часослов ветхой,
один ирмолог,
один служебник, требник, минея общая,
да при тех церквах пять колоколов
1е болшей колокол звесить невозможно понеже таких весов нет и на том колоколе подписи не имеется например тот колокол может быть весу пудов восемь, 2й колокол весом четыре пуда, 3й колокол весом пуд четвертью, 4й колокол весом без четверти пуд, 5й колокол весом двенатцеть фунтов
[Лист 3]
1738 го года
По указу Преосвященнаго Луки Епископа Великоустюжскаго и Тотемскаго опись Яренскаго уезду Вотчинской волости Стефановской пустыни коликое число в той пустыни церковной утвари обрано ниже сего значит именно;
коликое число означенной Сефановской церкви утварь имеется:
среди церкви паникадило зеленой меди весу восемнатцеть фунтов, фонарь слудяной
сосуды служебные потир дискос звезда лжица два блюда сребрянные под золотом
три покрова камчатые красные
на престоле Евангелие печатное на нем Спасителев образ по углам Евангелисты сребрянные под золотом,
крест сребрянной с мощами
крест на красках
одежда выбойчатая,
коликое число той пустыни Афанасьевской церкви утварь имеется,
“4” лампада медная лощатая
сосуды служебные оловянные,
покров шитые травчатые красные,
на престоле Евангелие печатное старинные распятие и евангелисты медные,
два креста на красках
ризы первые камчатые красные оплечье отласное на оплечье травы золотые,
[лист 3, об.]
второй выбойчатые бумажные,
третие китайчатые с травами оплечье черное отласное,
четвертые крашенинные травчатые
пятые полотняные,
два подризника красные пестрые,
третие крашенинной,
один стихарь диаконской кумашной,
орарь камчатой ветхой,
пять Епитрахилей одне красные камчатые двои крашенинные двои крашенинные ветхие
двои поручни одне камчатые красной другие крашенинные ветхие,
два пояса нитянные с кистями,
трои старческие мантии черные,
шесть скимн черные же,
камилавка и клобук
кадило красной меди чеканное,
подсвещник медной весом три четверти фунта,
укропник медной весом четверть фунта,
налой обшит крашенинной трачатой,
подсвещник из белаго железу,
другой деревянной верху белое ж железо,
среди церкви паникадило медное весом два фунта
При тех церквах книг печатных
Евангелие толковое воскресное
два пролога пологодовые весь год
два октоя
две триоди
один апостол Старонаречной,
[Лист 4]
Копия с копии
Указ Ея Императорского Величества Самодержцы Всероссийския из Консистории Преосвященнаго Варлаама Епископа Великоустюжскаго и Тотемскаго в Яренскому заказному священнику Василью прошлаго 1750 го года декабря 14 го дня поданным Его Преосвященства Заказа твоего Яренска уезду Вотчинской волости Богородской церкви и протчих пяти церквей послано от священников с причетники и от церковных старост приходскими людьми крестьянин Никифор Молчанов доношением просил об отдаче прежде взятых при бытности антицессора Его Высокоархипастырства Преосвященнаго Гавриила архиепископа Великоустюжскаго и Тотемскаго Вотчинской пустыни из святых церквей Афанасьевской и Стефановской святых сосудов служащих книг священных одежд церковной утвари и колоколов и о роспечатании тех церквей и о позволении во оных церквах священнослужение отправляти по прежнему пяти приходов священников поочередно а по справке в Консисторию Его Преосвященства при означенных пустынных церквах как священников и причетников так и приходских обывательских дворов николикого числа такожде и ко удовольствию священных треб и к пропитанию священно и церковнослужителям доходов как пашенные земли и сенных покосов так и ничего нимало не имеется да и прежде служащие при тех церквах священники с причетники довольствовались подаянием сысольских волостей крестьян самым малым числом с великою скудостью а не от тоя пустыни, от которые скудости [лист 4, об.] святыя церкви и пришли за опустошение чего ради до сего времени в тех церквах божественныя службы совершать было некому да и ныне к тем святым церквам определять вновь священника и причетников за скудостию тоя пустыни и не имущество никакого к пропитанию удовольствия не для чего да и нужды в том нимало не имеется да к сему же весма недалее полу версты во близости к тем церквам имеется приходская церковь Пресвятыя Богоматере при которой во отправление службы Божии и протчих церковных и мирских треб находится священник и причетники и церковное священнослужение имеет отправляемо быть без востановки да сверх же того оной посланной тем доношением объявляя что те святыя церкви построены уже в давных летех и подлежат починке а по силе Ея Императорского Величества указов и святых отец правил надлежит опустелые и обетшавшие церкви разбирать и употреблять на топление церковных печей и на печение просвир, а пустеть и в каковом небрежении пустым быть не попускать, того ради по указу Ея Императорского Величества и по определению Его Преосвященства велено к тебе к заказному послать указы котораго по получении немало немешкав самому к тебе заказному ехать во оную Вотчинскую пустыню ко означенным святым церквам и по приезде оныя церкви распечатав от перед осмотреть все ль во оных церквах имеется сохранно и имеющияся в тех церквах святыя образа местныя и протчая какия явятся вси описав обстоятельно с окладами и без окладов и какой величины; и описав вси без остатку такожде [лист 5] иконостав и двери царския и пономарския выбрав отдать для поставления под охранением во оную Богородскую церковь священнику с причетники и церковным старостам с роспискою чтоб им оных никуда не потратить и тую опись и росписку прислать консисторию Его Преосвященства а потом со святых престолов и жертвенников сняв одежды отдать ко оной же Богородской церкви священнику с причетники и оныя престолы и жертвенники разобрать до основания и разобрав употреблять куда по правилам святым подлежат такожде и оныя святыя церкви велеть тамошним священнику с причетники и приходскими людьми разобрав скласть в удобное место и употреблять на топление церковных печей и на печение службы Божии просвир а и [п]уда никуда с того церковнаго лесу употреблять не велеть о сем оных над крепчайшаго под жестоким наказанием подпискою, которую по тому ж прислать консисторию Его Преосвященства немедленно и заказному священнику Василью в вышеписанном учинить по сему Ея Императорского Величества указу февраля 26 го дня 1751 го года
на подлинном копия писано тако:
Сергий архимандрит Троицкий
Секретарь Иван Фирсов
Подканцелярист Александр Переляев
[Лист 5, об.]
Копия с копии
Преосвященнейшему Гавриилу архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому доношение
В прошлом 1746 году марта 26 дня подавали мы нижеименованные Вашему Преосвященству доношение в котором написано в прошлом 1739 году июня 21 дня указом Вашего Преосвященства Яренска города заказной священник Симеон по прежней описи бывшаго Преосвященнаго епископа Луки Яренска уезду Сысольской Вотчинской волости Стефановской пустыни церковную утварь собрав выслал в дом Вашего Преосвященства а святыя церкви Стефана Великопермскаго и Афанасия Александрийскаго в коих и святыя иконы запечатал и поныне невходно а оныя святыя церкви ныне без присмотрения и крыши погнили и в них от течи и святыя иконы портятся також малое число землицы и поженка лежит в пусте, а оныя святыя церкви построены по обещанию предков наших со вхожими сысольских волостей крестьян по благословению прежних архиереев из древних лет указом же Вашего Преосвященства велено оныя святыя иконы отдать для охранения того по близости в другой церкви священнику с роспиской и просили мы нижайше Ваше Преосвященство оныя святыя церкви роспечатать дабы от течи святыя иконы и протчая святыня не повредились и взятую утварь возвратить и для священнослужения благословить иеромонаха или белого священника на которое прошение Ваше Преосвященство приказали подать Вашему Преосвященству о взятье утвари коликое число взято имянной реэстр которой при сем доношении с указу Вашего Преосвященства с копиею и предлагается [лист 6] того ради Ваше Преосвященство все пононе просим умилостивися преосвященнейши владыко повели своим архипастырским благословением вышеозначенныя святыя церкви роспечатать и для охранения отдать Вотчинской же волости Богородской церкви священнику и церковному старосте и для збережения святых икон и протчих святынь перекрыть и взятую утварь возвратить, а для священнослужения благослови во оную пустыню иеромонаха или белого священника или сообщить к вышеозначенной Вотчинской Богородской церкви,
о сем доносят Яренска уезду Вотчинской волости выборные посыльщики церковной староста Иван Осифов сын Мальцов с товарищем 1747 м году марта 16 го дня
на подлинном копии тако, к сему доношению вместо церковного старосты Ивана Осифова сына Мальцова по ево прошению … [обрывается лист]

Источник:

Национальный архив Республики Коми, Ф.230, оп.№1, ед.хр.2, л.л.1-6.