Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Тихонова Крестогорская Воздвиженская пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 1220

«Тихонова-Крестогорская или Кресторосская мужская пустынь, ныне погост Тихоновский, Вологодской губернии, Никольского уезда, Лапшинской волости, в 130 верстах к востоку-юго-востоку от Никольска, на правом берегу Вохмы, основана в 1679 году и упразднена в 1764 году».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Находилась на высоком правом берегу Вохмы, ныне село Тихон Вохомского района Костромской области.

Тихонова Крестогорская Воздвиженская пустынь

Основатель - местно чтимый святой Тихон Крестогорский, Вохмовский, память преподобного празднуется в День Вологодских святых.

Мало что известно о жизни этого святого. Вероятно, старец Тихон приобрел духовный опыт в стенах одного из монастырей, существовавших издавна в городе Устюге и Устюжском уезде. Устроитель Крестогорской пустыни пришел на Вохму вскоре после явления крестьянину Диомиду Крохалевскому чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Это событие в Устюжском уезде произошло в 1677 году на правом берегу реки Юг вблизи устья речки Дуниловки.

Длина Дуниловской иконы составляла 1 аршин (71 сантиментр), ширина - 10 вершков (44 сантиметра). В верхней части были изображения: в центре - Казанской Пресвятой Богородицы, слева - Архангела Михаила, справа - пророка Илии, в нижней части иконы: в центре - святителя Николая Мирликийского, слева - великомученицы Параскевы, справа - святителя Тихона Амафунтского. Диомид и его сыновья построили часовню и поместили в неё чудотворную икону.

Весть о явлении иконы разнеслась по Устюжскому уезду. Жители со всех волостей спешили поклониться чудотворному образу, священники ближайших церквей со своими причтами совершали молебны. Монах Тихон, посетив Дунилово, почувствовал исцеляющую силу иконы. Старец поселился в 50 верстах восточнее Дунилова. В верховьях Вохмы на высоком берегу он водрузил крест и поставил келью. Эта местность была безлюдна, ниже по течению Вохмы располагались многолюдные приходы: Спасский, Троицкий, Вознесенский, Никольский. Некоторое время Тихон жил один в верховьях Вохмы. Постепенно к отшельнику присоединились другие монахи, в 1679 году на Вохме образовалась пустынь. Первую церковь освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Строитель Тихон был очень стар и недолго управлял Крестогорской Водвиженской пустыней. Около 1685 года основатель пустыни на Вохме скончался, над могилой его построили часовню и освятили во имя святителя Тихона Амафунтского - небесного покровителя почившего старца.

Малолюдной Тихоновой пустыней всегда управляли строители. В 1697 году строителем Крестогорской пустыни был иеромонах Антоний. В этом году священник Происхожденской Андангской церкви подаёт архиепископу Александру жалобу на крестогорских монахов: вохомские чернецы в течение нескольких лет совершали набеги в Дунилово «к Пресвятой Богородице к часовне» и служили там молебны.


Андангский священник. Жалоба.

«Пресвятая Богородица в часовне» - это явленная чудотворная икона Божией Матери, всё ещё хранившаяся в часовне. Церковь в Дунилове освятили только в 1712 году.

Дуниловские крестьяне числились в приходе Происхожденской Андангской церкви.

Из-за старцев Крестогорской пустыни Андангский священник лишался кое-какого дохода и очень горевал об этом. Тихоновские монахи не только служили молебны, они попутно ещё и сенокосы дуниловские выкашивали. Время празднования иконы совпадало с сенокосной страдой (29 июня - явление иконы, 20 июля - впервые служили благодарственный молебен с водоосвящением места).

Андангский священник просил у Владыки защиты от обидчиков-чернецов.


Андангский священник. Челобитная.

Архиепископ Александр своим указом запретил крестогорским старцам своевольничать.

В 1744 году за пустыней числились 234 души крестьян.

В 1764 году пустыня упразднена и обращена в приход.

Тихоновская Вохомская приходская церковь Никольского уезда

Каменная церковь в построена в 1859 году.

В теплом храме в 1860 году освящён престол в честь Воздвижения Креста Господня, в 1865 году - Покрова Пресвятой Богородицы. Тихоновский холодный храм освящен в 1881 году.

Колокольня построена в одной связи с церковью.

В селе под горой над родничком стояла деревянная часовня. В храмовые праздники 16 июня (память святителя Тихона Амафунтского) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) от церкви к часовне шли крестным ходом.

В 1917 году в приходе проживали 2052 человека. Служил Николай Алексеевич Харьюзов 1887 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1909 года. Ему помогал псаломщик Александр Владимирович Попов 1890 года рождения, окончивший в 1906 году 1 класс той же семинарии.

Деревни располагались по берегам Вохмы и её притоков Шубот и Пенома.


Деревни на берегах реки Вохма

Деревни бывшего прихода на берегах реки Вохма


Деревни прихода на берегах речки Шубот

Деревни бывшего прихода на берегах речки Шубот


Деревни прихода на берегах речки Пенома

Деревни бывшего прихода на берегах речки Пенома


Тихоновская церковь в советское время


Тихоновская Вохомская церковь

Фото Рыжковой Л.П.


В настоящее время церковь не существует. На её месте поставлена часовня, перевезенная из деревни Нижнее Лядово.

Источники

1. ГАВО. Клировые ведомости Никольского уезда.

2. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии прославляемых всею церковью и местночтимых. - Вологда, 1880.

3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.

4. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год.

5. Русская Историческая библиотека. Том 12. - СПб., 1890.

6. Русская Историческая библиотека. Том 14. - СПб., 1894.

7. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. - СПб., 1877.

8. Сайт Александра Мителева «Православные храмы Костромской губернии».