Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Григориево-Пельшемский Лопотов Богородицкий мужской монастырь.

Описание Зверинского В.В. № 909

«Лопотов-Григорьево-Пельшемский-Богородицкий, мужской, заштатный (с 1764 года), Вологодской губернии Кадниковского уезда Большемургинской волости, в 7 верстах к югу от Кадникова, при речке Пельшме. Основан около 1426 года преподобным Григорием из рода бояр Лопотовых, искавшим уединения и скончавшимся в 1442 году 30 сентября, в каковый день и чтится его память. Мощи преподобного почивают под спудом в церкви его имени; при раке хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка, в которых преподобный Григорий совершал свои молитвы».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Находился на левом берегу реки Пельшма, ныне бнп Лопотово Сокольского района.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Лопотова монастыря показано на листе карты № 95, шифр 11-17.


Лопотов Григорьево-Пельшемский монастырь

Основатель монастыря - преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец

Он происходил из рода галичских бояр Лопотовых.

Постриженик Богородицкого монастыря за Галичским озером.

На вологодской земле несколько лет подвизался в Сосновецком монастыре.

В 1426 году старец Григорий, благословленный преподобным Дионисием Глушицким, поселился на Пельшме и основал там общежительный монастырь. Первая деревянная церковь освящена в честь Собора Пресвятой Богородицы. Григорий Лопотов был игуменом монастыря до своей кончины 30 сентября 1442 года.

Канонизирован к всецерковному празднованию, день памяти 13 октября.

Мощи преподобного покоились под спудом в церкви во имя Григория Пельшемского возле северной стены.

Монастырь до 1764 года

В начале 17 века на территории монастыря, восстановленного после польско-литовского разорения, располагались две церкви, колокольня в отдельном здании, кельи и хозяйственные постройки, за оградой - конюшня и коровник, на реке под монастырем - мельница.

В вотчинных селах Середний Погост и Покровское стояли церкви Покровская Замошская и Крестовоздвиженская Каменская. При Покровской церкви в 16 кельях жили нищие старицы, эту богадельню содержал монастырь.

В конце 17 века на территории монастыря, окруженного рубленым забором, находились: деревянная колокольня, холодная шатровая деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы, теплая шатровая деревянная церковь Иоанна Предтечи, 2 кельи игуменские, 12 братских келий, келья хлебенная, келья поваренная, амбар и погреб. В обители проживали: игумен, келарь, казначей (начальствующие), 13 монахов и 6 бельцов-вкладчиков.

За монастырской оградой располагались конюшня, скотные дворы, кузница, солодовня, квасоварня, мельница и другие хозяйственные постройки.

Тут же в избах жили конюхи, скотники, мельники, кузнецы, солодовники, повара, часовод и престарелые келейники игумена и келаря.

В Вологде на Нижнем долу было монастырское подворье.

В 1706 году в монастырь перевезена деревянная Покровская Замошская церковь и переосвящена во имя Григория Пельшемского.

В 1718 году построена каменная соборная одноэтажная одноглавая теплая Богородицкая церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы с южным приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи; с севера над входом в главную церковь возвышалась колокольня.

Перед проведением монастырской реформы за монастырём крестьян числились 293 души, монашествующих было всего 4 человека, управлял обителью игумен. В 1764 году монастырь утверждён заштатным.

Монастырь после 1764 года

В 1833 году построена каменная однопрестольная церковь Григория Пельшемского.

В 1859 году построен каменный двухэтажный настоятельско - братский корпус, располагался к северу от Богородицкой церкви.

В 1862-1879 годах перестроена Богородицкая церковь: главный и придельный храмы соединены аркой, оба храма сделаны тёплыми; к западной стороне соборной Богородицкой церкви пристроен одноэтажный корпус, в котором разместились трапезная, кухня и кладовая.

Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями.

За оградой находились дом для богомольцев, баня и хозяйственные постройки. На Пельшме стояла мельница.

В 1862 году построены 2 каменные часовни. Первая часовня построена на повороте с большой архангелогородской дороги в монастырь, благотоворитель-купец пожелал остаться неизвестным. Вторая часовня построена на берегу Сухоны возле деревни Коржи на средства кадниковского мещанина Евгения Федоровича Четверухина.

Позже Сергей Евгеньевич Четверухин построил каменную часовню в Кадникове. Деревянные часовни стояли напротив монастыря за Пельшмой и в деревне Дор.

Монастырь перед революцией 1917 года

В 1913 году настоятелем монастыря назначен иеромонах Спиридон. В 1917 году проводилось следствие по жалобам граждан на недостойное поведение настоятеля Лопотова монастыря. В июле иеромонах Спиридон отстранён от заведывания монастырём и отправлен на перевоспитание в Спасо-Каменный монастырь.

Монахи Лопотова монастыря в 1910 и 1914 годах

В 1910 году В 1914 году В миру Год рождения Год и место поступления Год и место пострижения
архимандрит Антоний, настоятель монастырянетБеляев Дмитрий Александрович, из мещан Вологды18431863 год, Лопотов монастырь1868 год, Лопотов монастырь
нетиеромонах Спиридон, настоятельКоновалов Семён, крестьянин из Архангельской области18691896 год, Троице-Сергиева лавра 1898 год, Троице-Сергиева лавра
нетиеродиакон АлексийИвасюк Павел, крестьянин из Волынской губернии18731893 год, Успенская Святогорская пустынь1908 год, Новоспасский монастырь
иеродиакон КорнилийнетИлюхичев Константин, крестьянин18721902 год, Лопотов монастырь1905 год, Лопотов монастырь
иеромонах ДионисийнетКиселев Николай, крестьянин 18591880 год, Успенская Семигородняя пустынь1890 год, Казанский Кизический монастырь
монах ИгнатийнетКопосов Илья, из духовных, окончил Устюжское духовное училище18651896 год, Лопотов монастырь1897 год, Лопотов монастырь
монах Феодосиймонах ФеодосийМушников Феодор, крестьянин- вдовец18461901 год, Лопотов монастырь1905 год, Лопотов монастырь
иеродиакон ПалладийнетПокровский Павел, из духовных, вдовец18441902 год, Лопотов монастырь1902 год, Лопотов монастырь
нетиеродиакон Фотий, казначейСемёнов Филарет, крестьянин18531902 год, Дионисиево-Глушицкий монастырь1903 год, Дионисиево-Глушицкий монастырь
монах Евгениймонах ЕвгенийСеничев Евстафий, мещанин из Вологды18441897 год, Лопотов монастырь1899 год, Лопотов монастырь
иеромонах Виталийиеромонах ВиталийСмирнов Аполлос, крестьянин-вдовец из Костромской губернии18451894 год, Железноборский монастырь1905 год, Железноборский монастырь
иеромонах Иаков, казначейнетЧебыкин Иван, крестьянин18631893 год, Успенская Семигородняя пустынь1896 год, Успенская Семигородняя пустынь
Всего монашествующих - 9Всего монашествующих - 6

После революции 1917 года

На 1-ое июля 1918 года в монастыре проживали иеромонах Паисий, временно исполняющий обязанности настоятеля, три иеромонаха, два иеродиакона, три монаха, один указный послушник, 6 послушников на испытании, 11 работников.

В обители всё спокойно. Проводятся крестные ходы, население настроено к братии доброжелательно.

В 1923 году зарегистрирована Григориево-Пельшемская православная вселенско-христианская религиозная община, в которую вошли 12 насельников монастыря и окрестные крестьяне.

В декабре 1924 года составлены списки имущества закрытого Лопотова монастыря, копия списка передана в Кадниковский уездный исполнительный комитет.

В январе 1926 году комиссия по закрытию монастырей в Кадниковском уезде посетила Григориево-Пельшемскую общину, установила фиктивность вселенско-христианской общины, образованной для прикрытия всё ещё существующего монастыря. Комиссия обнаружила бесхозяйственное отношение членов общины к церковному имуществу и порчу его.

В феврале 1926 года договор с общиной расторгнут, имущество бывшего Лопотова монастыря передано Кадниковскому исполнительному комитету.

В июне 1926 года комиссия, в составе которой были представители от губернского музея, осмотрела исполкомовские склады, где хранилось монастырское добро. Обнаружилось, что архивные документы, книги, иконы, церковная утварь и другие вещи, вывезенные из разных монастырей Кадниковского уезда, были свалены в общие кучи. Было трудно понять, что именно привезено из того или иного монастыря. При сверке ранее составленных списков с тем, что фактически находилось на складах, выявилась недостача. Часть предметов религиозного обихода, в том числе ценные старинные иконы, Кадниковский УИК уже успел раздать общинам верующих.

На землях бывшего Лопотова монастыря поселились члены сельхозартели имени товарища Урицкого. Все монастырские постройки кроме церквей, принадлежавших ранее православной общине, отошли коммунарам.

За молитвенные здания «сражаются» жители из деревни Дор, желающие организовать новую религиозную общину, и члены сельхозартели, желающие переделать церкви в клуб и школу. Граждане жалуются в Москву. Секретариат ВЦИК ведёт длительную переписку с местными властями, требует побыстрее разрешить спор коммунаров и верующих.

29 ноября 1927 года Кадниковский уездный исполком передал здания церквей для «культурно-просветительских надобностей» сельхозартели имени Урицкого.

14 декабря 1927 года на заседании президиума Вологодского губернского исполнительного комитета утверждено постановление Кадниковского УИКа.

В настоящее время от монастыря остались развалины церквей и келейного корпуса.

Каменная часовня Лопотова монастыря в Кадникове в 2016 году обращена в церковь.

Примечания

1. В 1832 году в Лопотов монастырь назначен строителем иеромонах Игнатий Брянчанинов.

2. Евгений Болховитинов, епископ Вологодский с 1808 по 1813 год, в летние месяцы проводил в Лопотовом монастыре много времени, работая над историей Вологодской епархии.

Церкви Лопотова монастыря в начале 20 века


Лопотов Григорьево-Пельшемский монастырь

Слева - соборная Богородицкая, справа - церковь Григория Пельшемского.


Богородицкая церковь в начале 21 века


Церкви Лопотова монастыря. Богородицкая церковь.

Фото Македонской Марии. 2016 год.


Церковь Григория Пельшемского в начале 21 века


Церкви Лопотова монастыря. Церковь Григория Пельшемского.

Фото Македонской Марии. 2016 год.


Источники информации

1. ГАВО. Монастырские ведомости.

2. ГАВО. Протоколы заседаний исполкомов.

3. Башнин Н.В. Приходно-расходные книги Вологодского архиерейского дома святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии 17-18 века. - М-СПб, 2016.

4. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. - Вологда, 1880.

5. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892.

6. Лопотов монастырь Вологодской епархии. // ВЕВ за 1875 год, № 18, 19, 20.

7. Православные монастыри России. Краткий справочник. - Новосибирск, 2000.

8. Сторожев В.Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. - Вологда, 1909.

9. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 столетия до настоящего времени. // ВЕВ за 1865 год.

10. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год, № 24.

11. Черкасова М.С. Архивы Вологодских монастырей и церквей.15-17 вв. - Вологда, 2012.

12. Черкасова М.С. Переписные книги вологодских монастырей 16-18 вв. - Вологда, 2011.