Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Стефанова Усть-Вымская Архангельская пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 1330

Стефанова Усть-Вымская Архангельская мужская пустынь, ныне село Усть-Вым или Михаило-Архангельское Вологодской губернии Яренского уезда Часовской волости, в 83 верстах к востоку-юго-востоку от Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду. Основан в последней половине 14 века первым епископом Пермским Стефаном для сотрудников его, распространявших христианство между зырянами. До начала 16 столетия пустынь была резиденцией преемников святителя Стефана, в 1503 году епископия переведена отсюда в Вологду, а в 1764 году сам монастырь закрыт и церковь обращена в приход. В Благовещенской церкви сооружена общая гробница над епископами пермскими Герасимом, Питиримом и Ионой, над которою лежит икона с изображением сих святителей и надписью 1607 год; память их чтится 29 января.

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Находилась на правом берегу реки Вымь при впадении её в Вычегду. Ныне село Усть-Вымь - районный центр в Коми.

Основатель пустыни - святитель Стефан епископ Пермский

Стефан родился в Устюге в семье клирика соборной церкви. Мать Стефана происходила из народа коми, просторно жившего в Пермском крае, занимавшем громадную территорию. Пермяне, жившие по берегам Вычегды и её притоков назывались зырянами. Благодаря матери, Стефан отлично говорил на зырянском наречии.
Повзрослев и не чувствуя привязанности к мирской жизни, Стефан отправился в Ростов, где был принят в число послушников Иоанно-Богословского монастыря и вскоре удостоился иноческого пострига. Больше 10 лет провел Стефан в стенах Ростовского Иоанно-Богословского монастыря, за это время он окреп духовно, изучил богословскую литературу и перевёл на зырянский язык тексты богослужебных книг, составив зырянскую азбуку (анбур).
В 1379 году иеромонах Стефан оставил монастырь и отправился в Вологду, далее - по Сухоне в Великий Устюг, далее - по Северной Двине до устья Вычегды. Там начинались селения зырян, там было начало миссионерской деятельности Стефана. Иоанн Верюжский писал: "Здесь впервые христианство в лице одинокого пришельца должно было столкнуться с язычеством зырян и десятилетия приготовления Стефана должны были выдержать первую пробу".
Первые проповеди Стефана на зырянском языке прозвучали в Пыросе (сейчас это город Котлас Архангельской области).
Первая христианская церковь была построена на культовом месте язычников при впадении Выми в Вычегду и освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, при ней построена вторая, освященная во имя Архангела Михаила. Богослужения проводились на зырянском языке.
При церкви было открыто училище, где по церковным книгам на зырянском языке учились первые учителя и пастыри из зырян.
В 1383 году основана Пермская епархия, Стефан назначен епископом Пермским. Благовещенскую Усть-Вымскую церковь епископ утвердил соборной, Михаило-Архангельскую - домовой (крестовой). Селение Усть-Вым, в котором течение многих лет проживали пермские владыки, иначе называлось Владычным городком.
17 лет святитель Стефан не жалел сил для просвещения народа коми. Дальние расстояния и тяжелые дороги, сопротивление язычников и набеги на зырян вогуличей (манси), новгородских ушкуйников, вятчан - всё это истощило жизненные силы епископа.
В 1396 году митрополит Киприан для решения церковных вопросов пригласил Стефана в Москву. Первый епископ Пермский ещё не стар, ему около 50-и лет, но он чувствует, что дни его сочтены и он не вернётся в Усть-Вым. Долгая дорога ускорила его кончину. 26 апреля 1396 года ревностный распространитель православной веры среди коми-зырян епископ Стефан Пермский умер. Он похоронен в Московском Спасо-Преображенском монастыре на Бору, через год канонизирован. Память празднуется 9 мая.

Усть-Вымский монастырь

Первый монастырь в Коми был устроен святителем Стефаном в 1383 году во Владычном городке при домовой (крестовой) церкви, построенной на месте срубленной священной берёзы. При Михаило-Архангельской церкви построены несколько келий для монахов и вторая церковь, её освятили во имя святителя Николая Мирликийского.
В 1492 году к Пермской епархии присоединена Вологодская епархия. Приезжая из Усть-Выми в Вологду, первый епископ Пермско-Вологодский Филофей останавливался в Вознесенском монастыре, устроенном им в 1493 году на правом берегу Вологды возле переправы. Постепенно резиденция пермско-вологодских владык из Усть-Выми переносится в Вологду, епископы живут больше в Вологде, чем в Усть-Выми.
В 1587 году наместнику Усть-Вымского монастыря от последнего Пермско-Вологодского епископа Антония послана грамота с указанием о производстве описи и учёта имущества в Усть-Вымском монастыре.
С 1589 года Пермско-Вологодская епархия называется Вологодско-Великопермской, и правящие архиереи постоянно живут в Вологде.
Но Усть-Вымский монастырь во Владычном городке не был закрыт.
По переписным книгам 1608 года в нём проживал один иеромонах Валаам. Монастырь имел три приписные пустыни: Вотчинскую, Пыелдинскую и Турьинскую.
Усть-Вымский монастырь упразднён в 1764 году, монастырские церкви обращены в приходские.

Церкви села Усть-Вым

В селе Усть-Вымь Яренского уезда перед революцией находились 2 приходские церкви: Благовещенская в трех каменных зданиях (холодная церковь, теплая церковь и колокольня) и Михаило-Архангельская в двух каменных зданиях (холодная и теплая церкви).
1. Благовещенская холодная двухпрестольная одноэтажная церковь на месте деревянной Благовещенской построена усердием прихожан в 1734 году, престолы освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Всех Святых. В 1755 году на месте деревянной Стефановской церкви прихожанами построена одноэтажная теплая церковь и освящена во имя святителя Стефана Пермского. Колокольня выстроена отдельно. В 1890 году все церковные здания Благовещенского прихода окружены каменной оградой с железными решётками.
2. Михаило-Архангельская каменная однопрестольная одноэтажная церковь на месте деревянной Архангельской церкви построена прихожанами в 1795 году. Рядом с ней стояла двухэтажная каменная церковь в одной связи с колокольней, построенная монахами в 1711 году на месте деревянной Николаевской церкви. Верхний храм - Вознесенский, нижний - Николаевский.
К Благовещенской церкви приписаны две часовни: иконы Божией Матери «Казанская» в деревне Ибской и Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Ероздинской.
С 1854 года Михаило-Архангельская церковь - приписная к Благовещенской.
В 1917 году обе церкви самостоятельные: в Благовещенском приходе проживали 1567 человек, в Михаило-Архангельском - 1899 человек.
В Благовещенской церкви служил Павел Васильевич Малиновский 1873 года рождения, выпускник ВДС 1894 года. Ему помогал диакон-псаломщик Димитрий Анемподистович Прахов 1872 года рождения, выпускник Никольского духовного училища.
В Михаило-Архангельской церкви служил Григорий Клеоникович Кириллов 1879 года рождения, выпускник ВДС 1899 года. Ему помогал псаломщик Гавриил Прокопиевич Зиновьев 1892 года рождения, родом из крестьян.
Приписные деревни располагались по берегам реки Вымь, деревня Половницкая (Полавье) находилась за Вычегдой.

Деревни Благовещенского и Михаило-Архангельского Усть-Вымских приходов на современной карте

 
Деревни Благовещенского и Михаило-Архангельского Усть-Вымских приходов
 

После революции 1917 года

В советское время церкви закрыты. Колокольня, Благовещенская и Вознесенская церкви взорваны.
В Стефановской церкви устроили пожарное депо, Михаило-Архангельскую с 1937 года занимала администрация Усть-Вымского лагеря НКВД. После закрытия лагеря в 1956 году в Михаило-Архангельской церкви располагался клуб.
В 1996 году здание Михаило-Архангельской Усть-Вымской церкви передано возобновлённому мужскому монастырю. При Стефановской церкви с 1989 года существует приход.

Усть-Вымские церкви в 2012 году

 
Усть-Вымские церкви
Фото Михаила Ильина
 
Слева - восстановленная церковь Стефана Пермского, рядом - часовня Трёх святителей Великопермских (над мощами епископов Герасима, Питирима и Ионы), освященная в 1996 году.
Справа на переднем плане - восстановленная Михаило-Архангельская церковь.

Усть-Вымские церкви 100 лет назад

 
Усть-Вымские церкви
 
Слева - колокольня, Стефановская и Благовещенская церкви,
справа - Вознесенская и Михаило-Архангельская церкви.
 

Источники информации

1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Яренского уезда.
2. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. - Вологда, 1880.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892.
4. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ за 1872 год, № 18.
5. Суворов Н. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1865 год, №№ 17,18,19.
6. Черкасова М.С. Архивы Вологодских монастырей и церквей. 15 -17 вв. - Вологда, Древности Севера, 2012.
7. Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890.

Избранное

Пустыни

Информация

Новости