Православные приходы и
монастыри Севера

Шаламов П. Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

1. Предисловие

2. Исторические сведения о Вотчинском Богородице-Рождественском приходе Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

3. Достопамятные происшествия. Торжественное освящение Стефановского Храма.

4. Поучение на освящение храма. (Сказанное cвященником Прокопием Шаламовым в день освящения Стефановского храма)

5. Святые и древние предметы Вотчинского Богородского храма, Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

6. Часовни и достопримечательные места в приходе

7. Состав причта Вотчинской Богородской церкви и его содержание

8. Список лиц священнослужителей Вотчинского прихода, Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

9. Приложения. Древние копии с указов и грамматы.

10. Краткий список священноцерковнослужителей, погребенных при Вотчинском Богородском храме Усть-Cысольского уезда

11. Венок на могилу доброго пастыря. (Некролог)


Составил св. П. Шаламов

Усть-Cысольск. - Типография «Следников и К.» - 1911.

1. Предисловие

Цель составления настоящей брошюры дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка православной церкви и русского царства.

2. Исторические сведения о Вотчинском Богородице-Рождественском приходе Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

На севере России, в пределах Вологодской губернии, в 80 верстах от города Усть-Сысольска к юго-востоку, на роскошной, живописной местности по обоим берегам реки Сысолы раскинулось древнее село Вотча.

Живописная местность - краса северной природы, холмы, горы, глубокие овраги, а неподалеку от села синяя лента извилистой реки Сысолы с обрывистыми берегами и с хвойным лесом оставляют на посетителя края отрадное чувство и приятное впечатление о крае и прелести ландшафта природы зырянского края.

Крутые горы, высокие холмы с богато растущей зеленью, плодородные поля и роскошные луга наводят на предположения о богатствах и ценных сокровищах в недрах земли, до коих еще не прикасалось человеческих рук - исследователей края. Все остается не тронутым, все ждет рук предприимчивых людей, да и самое село, как древне-историческое, оставлено без должного внимания. Не лишнее по этому заглянуть в ту отдаленную прошедшую эпоху времени, когда жило на оных местах чудское население со своим языческим своеобразным культом.

Местное предание говорит, что на возвышенностях села Вотчи числилось тридцать три чудских городка и одно для пребывания князя, - знаменитое чудское городище, укрепленное огромной деревянной стеной с зубцами и железными воротами. Когда городки были построены, сколько было в них населения и каким образом запустели, нет сведений, все утеряно временем, отошло в область преданий, в область народной молвы и людского говора о первоначальном заселении цветущей, живописной местности древнего и исторического села Вотчи.

Конечно, поселения на месте нынешнего прихода возникли задолго до прихода русских. Самое название Вотча взято русскими от древне - до русского населения, оно должно быть объясняемо из древне-финского или угорного языка. От 1032 года уже известен поход Нормана Улеба, родственника Ярослава Мудрого по жене, к железным воротам и последние находились неподалеку от села Вотчи и не подалеку от одной из возвышенностей - что носит название «Кар-ил» (по-русски город холм). Вот что рассказывает местный народ. На одной из возвышенностей что носит название «Карл-ил» (по-русски город холм) будто бы находится чудский клад. Что это за клад и из чего он состоит, народ не дает точного ответа на эти вопросы. Одни утверждают, что зарыто в горе чудское идолище - золотая или серебряная баба, имеющая до двенадцати рук и вооруженная какими-то орудиями другие-же заявляют, что в горе зарыты все драгоценные чудские сокровища. Место замечательно красиво. Возвышенность окружена со всех сторон мелким кустарником, с одной стороны громадный овраг, а с другой - ручей. Сохранилось название железные ворота, которые как гласит предание находились не подалеку от горы приблизительно шагах 300.

В церковной летописи Вотчинской церкви сделана выписка из писцовой книги 1607-1608 года, что Вотчинский городок со всеми запасами в 1599 году сгорел, почему жители устроили для хранения городового запасу сосновый амбар.

Единственный исследователь финского народа в северной России Щерген посетил в 1827 году этот приход и на основании найденной им писцовой книги 1607-1608 годов говорит, что Вотча считалась в то время по всей вероятности главным селением этого края, так как с описания Вотчи начинается книга, которая указывает, что на городище городового запасу в амбаре было три пищали затинных да 9 румниц малых,… да зелья по смете с пуд да свинцу гривенок с 30 до 556 ядер железных затинных пищалей (см. соч. Щегрена, т.1, стр.243).

Возможны догадки и предположения, что село Вотча было средоточием и центром чудского населения по р. Сысоле, да и самое место чуть-ли не было местом торговым, куда, нередко, заглядывали новгородские ушкуйники с хлебом на Железные Ворота, варварские и дикие орды Вогуличей и Югров для хищничества и разбоя. Закончились мрачные дела и дни. Среди диких обитателей севера явился избранник Божий Святитель Стефан, проповедник Христова ученья, благодетель и покровитель народа.

Местное предание многое приписывает Св. Стефану Пермскому, что Святой Стефан Епископ Пермский избирает местом проповеди село-же Вотчу, как село более населенное, более торговое и где более всего свило гнездо себе язычество.

Местное предание о св. Стефане говорит, что он, плывши вверх по реке Сысоле, вышел на берег, именно, в то самое место, где впадает в реку Сысолу речка Ожинка или Вотчинка (ныне несуществующая от намету песку), отправился к языческим городкам, расположенным на большом протяжении по правую сторону р. Сысолы (на одной из возвышенностей расположен нынешний погост) и ревностно начал отклонять от суеверий, чародейств и волхвований, объясняя и проповедуя Слово Божие на природном языке. Святой Стефан будто-бы повелел жителям вырубить «Сед вцр» (по русски дремучий лес) и осушить болота.

Авторы истории Российской иерархии говорят, что Св. Стефан Епископ Пермский устроил около 1390 г. здесь монастырь.

Святой Стефан Епископ Пермский, как ревностный проповедник Христова учения, был в тоже время защитником, покровителем зырян пред князьями и боярами Московскими и был щедрым раздаятелем хлеба зырянам в тяжелые голодные годы.

Доброта и ревностные труды святителя покорили сердца зырян и здесь он, впервые, встретил на своем трудном апостольском служении радушный прием от населения и благодатную почву в сердцах людей для апостольской проповеди Христова учения. Свет Христова учения быстро проник в среду язычества, христианская вера прочно утвердилась среди местного населения. Язычество потеряло свою силу, отжило свой век и на месте языческих капищ была основана Святителем Стефаном, как я сказал уже выше, святая обитель для проповедующих монахов веру Христову. Долго-ли просуществовала сия обитель неизвестно, но она была упразднена еще до штатов 1764 года и в ней до самого упразднения многие стихи церковной службы монахами певаемы были на зырянском языке. По упразднении пустыни на месте сем поставлена была часовня, как гласит предание местное.

Но оставим предание и обратимся к церковной летописи. По писцовой книге 1607-1608 годов в Сысольской волости было 12 погостов; первым назван Вотча; кроме вышеупомянутого городища в 1608 г. помечена «пустошь», что была деревня городок чуцкой». Во время пожара 1599 года сгорела церковь во имя св. Афанасия Александрийского, построенная всем миром, т.е. Сысольскими и Вычегодскими людьми. Для подтверждения сказанного может служить следующий документ: «лета зри (т.е. 1600 года) февраля в день били челом Царю и Великому Князю Борису Феодоровичу всея России Вымского уезду Сысольской волости целовальник Сидорко Афанасьев и во всех Сысольских крестьян место, а сказали: в прошлом де 107 июня в 23 день от молнии сгорела у них церковь Афанасия Александрийского, а в той де церкви поставлен был Земский Ларец с сотными грамотами и в том де ларце были их сотные книги Сысольской земли письма и меры Огарева и иные многие Государевы и ямские и земские грамоты, да у них же сгорел город и ныне де у них сотной грамоты нет и Государевых всяких податей платити им не почему. И Государь бы Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея России Сысольской волости крестьян пожаловал с писцовых книг свою Государеву велел им дати сотную грамоту». Подлинника этого документа нет при церкви. Вскоре после пожара зырянский люд воздвигнул новую деревянную церковь в честь и память того-же угодника Божия. Лета 7112 (т.е. 1618) Генваря 15 дня на Вотче в трапезе память пяти целовальников Сысольским Прокофью Иванову с товарищи в том складывали всю землю Сысольскую в 4 деньги по счету 34 руб. на плотника и на старосту и на дьяка и на пономаря и на воск к земской церкви и на издержку. Плотнику дали 8 рублей 10 алтын, дали Игумену к земской церкви и на стихарь полтину, стихарь и епитрахиль будет земский казенный» (из летописи церковной).

Долго ли существовала вышеупомянутая церковь с игуменом, достоверно, неизвестно; но в 1616 году жители построили вновь другую церковь во имя того же угодника Божия. В летописи церковной помещен документ следующего содержания: Се аз Сысольской земли целовальник Никита Макарьев с Визинги, да аз Яков Омельянов Хлыстунов из Кибры, да аз Феодор Нечаев с Пыэлдина, да аз Яков Никитин с Гарьи, да аз Никита Федотьев из Слободы во всех Сысольских крестьян место, заняли у Феодора Антипина сына Межадорского 28 руб. две гривны денег Московских ходячих марта 9-й день до Благовещеньева дни Пречиcтыя Богородицы не в год без сроку, а по сроце рост на деньги давать на пять шестой; эти сема деньги заняли на земское дело во все Сысольские сошки земского храма на церковное строение. Плотнику церковному Максиму Шабале в задаток под поручную запись, (неразборчиво написаны слова) и вся проторь кабальная с волокитою на нас на заимщиках. На то положи: Захар Олферьев сын с Вотчи да Василий Власьев сын с Пыэлдина. Кабалу писал подьячий Андрейко Тихонов. Лета 7124 (т.е. 1616). Летопись В. Богор. ц. стр. 69. При приходской церкви нет подлинников этих документов. В церковной летописи помещена еще копия с интересного документа: В четверти окольничего Михаила Михайлова Салтыкова и дьяков Ивана Вахрамеева да Ивана Максимова: в писцовых книгах письма и меры Ивана Огарева да подьячего Филиппа Юрьева 94-го (т.е. 1596 г.) написано. Погост Вотча, а на погосте церковь Рождества Пресвятой Богородицы клецки да другая церковь теплая Фрол и Лавр клецки ж, а в обоих церквах образа и книги, свечи и сосуды церковные и ризы и колокола все церковное мирское. По приведенному документу, как видно, существовали в 1596 году две церкви кроме Афанасиевской.

В 1718 году жители ходатайствовали о построении новой церкви и по благословению Иосифа архиепископа Вологодского и Тотемского воздвигнута была деревянная церковь в честь св. мучеников Фрола и Лавра (см. лет. Вот. Богор. церкви). В 1738 году сия церковь по случаю бывшего пожара немного не погибла в пламени, так как население прихода возбудило ходатайство пред епископом Гавриилом Велико-Устюгским об освящении оной в честь тех же святых и на освящение которой в архиве церковных документов сохранился Указ Преосвященного Гавриила Епископа Велико-Устюгского от 10 марта 1740 г.

На основании храмозданной грамоты, хранящейся в церковном архиве выясняется, что и сия церковь просуществовала в очень недолгое время, так как по благословению Иоанна Епископа Вологодского и Тотемского, по ходатайству населения на построение новой церкви на месте погоревшей церкви, вновь была построена деревянная же церковь в честь уже святителей Афанасия и Кирилла Александрийских с приделом в честь св. мучеников Фрола и Лавр; сия церковь была построена в 1773 году и освящена в 1774 году июня 1 дня. За ветхостью другой деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы по благословению Иринея Епископа Вологодского и Устюгского в 1790 году построена вновь деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь св. Стефана Епископа Пермского и освящена сия церковь в 1792 году 16-го июня. (См. в приложениях).

Последние деревянные церкви просуществовали уже до постройки двухэтажной церкви, - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и св. Афанасия и Кирилла Александрийских с приделами в честь св. Тихона Амафунтского и св. муч. Фрола и Лавр, т.е. до 1829 года. На основании вышеупомянутых указов и храмозданных граммот Преосвященных, как видно, существовали в селе Вотче несколько деревянных церквей, но по случаю народных бедствий - пожаров история о существовании их безотрадна; так как деревянные церкви погибали в пламени или по ветхости прекращали свое существование. Одна только отзывчивость, усердие и ревность о благе святой церкви богобоязненно, благочестивого народа неоставляли святых мест без храма Божия и на местах оных воздвигаемы были населением вновь святые церкви Божии на сколько позволяли средства.

Впоследствии усердием прихожан в 1829 году по благословению Онисифора Епископа Вологодского и Тотемского построены были большие каменные церкви - одна из них двух-этажная в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Афанасия и Кирилла Александрийских с приделами в честь св. Тихона Амафунтского и св. мучеников Фрола и Лавр и другая в полуверсте от сей церкви одноэтажная и однопрестольная во имя Святителя Стефана Епископа Пермского, построена в 1834 году на том самом месте где по преданию в прежнее время находилась Стефановская пустынь, в честь Архидиакона Стефана, основанная Святителем Стефаном Епископом Пермским (см. издание Свято-Стефано-Ульяновской обители и известия о зырян. народах и монастырях от края, собран. Преосвящен. Евгением Епископом Вологодск. и Устюгским и соч. Св. Иоанна Верюжского).

Последняя Стефановская церковь просуществовала только до 1893 года; по случаю угрожавшей опасности от падения свода она была разобрана кроме колокольни до основания и возобновлена вместо однопрестольной в трех-престольную во имя Святителя Стефана с приделами Божией Матери «Всех скорбящих радость» и Св. Великомученика Пантелеимона.

Таким образом о пустыне Афанасиевской и Стефановской сохранилось очень мало сведений. В писцовой книге 1707 года упоминается Афанасиевская пустынь и в копии с Указа Преосвященного Сергия Еп. Великоустюгского и Тотемского от 1740 г. (См. приложения).

Авторы истории Российской иерархии говорят еще о существовании будто-бы Стефановской пустыни, но церковных документов в архиве об ней не сохранилось, хотя Стефановская пустынь и упоминается по другим источникам, а также и предание местное сохранило в народной среде. Может быть, конечно, о существовании Стефановской пустыни и сохранились краткие хотя-бы сведения в археологических музеях и библиотеках в центре России, но такие сведения к сожалению еще не открыты и до настоящего времени неизвестны. Хотя в 1608 упоминается при двух церквах (Св. Стефана и Афанасия) «черный поп» - но такие сведения скудны и недостаточны.

Как об Афанасиевской и Стефановской пустыни сохранилось очень мало сведений так и древностей от прежних церквей и ценных вещей не осталось кроме Образа Святого Стефана Пермского, Нерукотворенного Образа, Иконы Иисуса Христа, Божией Матери, именуемой «Неувядаемый цвет», Святителя Афанасия Александрийского, Святого Креста, других священных предметов старины, рукописных указов и граммот.

Двух-этажный храм, построенный благочестивым усердием прихожан и трудами благочестивого народа в 1829 году своим величием и архитектурой оставляет на зрителя приятное впечатление, а Стефановский трех-престольный храм на месте бывшей Стефановской пустыни, освященный при помощи Божией в 1903 году, по благословению Епископа Алексия Вологодского и Тотемского, при многочисленном стечении народа, сонмом духовенства, служит наглядным молитвенным памятником от признательного и благодарного народа в память и воспоминание о трудах Просветителя края Стефана Пермского и места Апостольских подвигов Святителя.

3. Достопамятные происшествия. Торжественное освящение Стефановского Храма.

При помощи Божией на запустевшем месте Стефановского храма снова возсиял крест Христов - символ нашего спасения. Трех-престольный храм с приделами в честь Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Святого Великомученика Пантелеимона приведен к окончанию; оставалось одно желание видеть, как можно скорее, чтобы вновь воздвигнутый храм был торжественно освящен и чтобы в нем была совершена бескровная и умилостивительная жертва Спасителю Богу за грехи мира.

Время недолго заставило ждать желаемого дня, а именно 20-го числа июня месяца 1903 года на благое начало дела получено Архипастырское благословение от Преосвященного Алексия Епископа Вологодского и Тотемского, а потому и 20 день июня месяца был днем торжественного освящения храма и днем бесконечной радости для населения прихода.

К означенному времени православный люд из всех окрестных весей и селений и своего прихода длинной вереницей стал стекаться к предстоящему торжеству, куда не окинешь взором всюду видишь изнеможенных, утомленных, усталых людей от дальнего пути, болезненных старичков и старушек, убеленных сединами мудрости почтенных старцев, а далее: длинная вереница женщин с младенцами, с малолетними и подросками, везде и всюду собрание народа, всем и каждому хочется присутствовать и участвовать при трогательных минутах освящения храма, вознести свои теплые молитвы в святом храме Божием и пред чудотворным образом Св. Стефана Епископа Пермского.

Наступил канун праздника. За долго еще до начала малой вечерни народ наполнил всю площадь вокруг Богородского храма, все с напряженным вниманием и нетерпением ждут чего то необычного, редкого и торжественного события. В самом деле, как не радоваться такому дивному торжеству, ведь не всегда и не всем приходится видеть и присутствовать при освящениях храма, да и самые освящения в приходах совершаются весьма редко в исключительных только случаях чрез долгий и продолжительный период времени. Многих из предстоящих, - приведет ли Бог снова увидеть вновь торжественность освящения в кратковременный срок земной жизни каждого и всех томила и тревожила эта мысль и то, что может быть оное празднество будет уже последним в жизни многим из нас.

На кануне освящения была совершена с 3 час. по полудни малая вечерня при Вотчинском Богородском храме, а с 6 часов вечера было назначено совершить всенощное бдение при Стефановском храме.

Ровно 5 часов по полудни мерные удары благозвучного большого колокола Богородского храма огласили воздух, известили население о начале праздничного события и при чудной летней погоде звуки плавно и стройно неслися в воздухе, а затем общий колокольный звон обоих церквей слился в один благозвучный мелодичный аккорд.

Крестное хождение во главе с духовенством, при солнечном блеске образов, хоругвей и облачений, при стройном пении Божественных песнопений, при многолюдном стечении народа двинулось к Стефановскому храму и казалось одним трогательным и величественным шествием.

Затем всенощное бдение, а в самый день освящения: утреня, чин освящения храма, божественная литургия и благодарственный Господу Богу молебен со всеми трогательными, умилительными напевами довершали празднество освящения. Все верующие углублены в одну общую молитву и благодарным чувством пред Господом Богом вознесли хвалу и благодарение Создателю за окончание столь тяжелого желанного труда по обновлению и постройке Стефановского трех-престольного храма при Вотчинском приходе Усть-Сысольского уезда.

4. Поучение на освящение храма. (Сказанное cвященником Прокопием Шаламовым в день освящения Стефановского храма)

«Сей день, его-же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, ст. 24).

С высоты церковного амвона, - с сего священного места мне, как служителю Божию, благопристойно есть и надлежит поздравить Вас, возлюбленные прихожане, с торжественным освящением храма сего, разъяснить Вам настоящее сие церковно-приходское празднество и высокое значение святого храма сего.

Настоящее церковно-приходское празднество наше служит живым молитвенным выражением благодарных чувств наших к Промыслителю Богу благоспоспешествовавшему нам в деле обновления святого храма сего. По истине, велик и радостен сей праздник! «Сей день его-же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

Вот чего мы тако пламенно желали, на что охотно приносили столько трудов, забот и жертв усердия, то видим в настоящий, многознаменательный день с Божией помощью законченным.

Храм наш насколько позволили средства достойно благоукрашен и обновлен и каждый из нас с благоговейным чувством восторга и радости посмотрит на обновленную сию святыню, сияющую ныне блеском и великолепием. Это святое чувство радости живет и укрепляется в нас потому, что мы совершили святое, - благоугодное дело, исполнили и окончили то, - чего требует от нас высокий христианский долг по отношению святого храма сего.

Храм Божий - это дом Божий, чертоги Царя Небесного, Господа Славы, место невидимого, но действительного пребывания среди нас Господа Иисуса Христа.

В сем храме при всех богослужениях являет верующим Свое Милостивое Присутствие Сам Владыка неба и земли Господь, Царь Славы, Которому со страхом и трепетом предстоят небесные силы ангельские и вместе с людьми невидимо служат Ему. Здесь спасительная благодать изливается на нас и вводит нас земнородных в теснейшее общение с миром высшим. Храм, таким образом, есть подобие неба и мы грешные, присутствуя в нем за службой Божией должны представлять как бы стоящими на небе, по слову Псалмотовца Давида «во храме стояще, на небеси стояще вним».

Храм Божий - это место общественных молитвенных собраний, куда всякий входит свободно и смело находит все, - чего только может искать и желать сердце православно-верующего христианина. Это место есть духовная врачебница душ и телес наших. Лишь появимся мы на свет Божий Святая Церковь с самой колыбели нашей приступает с своими врачебными пособиями. В святом Крещении омывает нас от греха первородного, во св. Миропомазании укрепляет дарами Святого Духа, чрез служителя Алтаря, пастыря церкви, врачует наши греховные язвы в таинстве покаяния, затем во всю жизнь питает нас Телом и Кровию Христовой во исцеление души и тела в таинстве Св. Причащения.

Когда мы сделаемся больны и уже не в силах сами приходить в церковь за спасительным врачевством, она к одру болезни нашей посылает своих служителей со святым таинством Елеосвящения или для восстановления нашего здоровья или для последнего напутствования в жизнь вечную - загробную. Когда мы помрем, когда, быть может, отступятся от нас братие и друзи, сродницы и знаемии, Церковь Божия и тут нас не покинет, а своими молитвами облегчит последний страшный час смерти. Когда наши кости истлеют в могиле, когда наше имя совсем забудут на земле, Святая Церковь все-же будет молиться о прощении грехов наших. Словом сказать, - нет для нас на земле ничего дороже и драгоценнее святого храма Божия.

Выяснив хотя и кратко о значении святого храма сего, теперь перейду к тому, - каким величием и какой красотой должны сиять наши святые храмы - эти избранные жилища Божии. Если же каждый домохозяин, приготовляясь к какому-нибудь семейному празднеству, или ожидая к себе в дом почетного гостя, старается убрать и всячески украсить свое жилище, то с каким усердием, с какой пламенной ревностию обязаны мы, прихожане, заботиться о благолепии и красоте своих храмов, в которых благодать Божия удостоила нас принимать среди себя Небесного Гостя, Христа Спасителя мира, изобильно проливающего на всех искренно молящихся Ему богатые милости и щедроты Свои! Если в заботах о временном благополучии нашем мы охотно приносим посильные жертвы, то не с большей-ли готовностию надлежит нам, братие, открывать сердце и руки свои в пользу святого храма, - в котором взамен своих вещественных даров мы сподобимся получить блага нетленные, вместо временных - вечные, вместо земных - небесные.

Величие и благолепие храма как сильно влияют на душевное расположение предстоящих и молящихся в нем, это мы увидим, если мы удалимся своими мыслями в глубь веков и возьмем для этого наглядный пример из жизни наших предков во времена Св. Равноапостольного князя Владимира. Вот что повествует история. Наши предки ходили в страну Греческую для испытания православной веры и, возвратившись в Киев, они с восторгом говорили о тех радостных чувствах, - какие вызвала в них торжественность богослужения и величие и красота храма Божия. «Не знаем, говорили они, на небе или на земле были мы, сего ради веруем, что с теми людьми живет Истинный Бог.» Поэтому и просветитель наш Святой, благоверный Князь Владимир первую заботу после крещения Руси обратил на созидание и достойное благоукрашение храмов Божиих. Видите, братья, сколько у нас высоких побуждений к содержанию в надлежащем благолепии храмов Божиих.

Не мало еще трудов, забот и попечений, братие, предстоит по сооружении святого храма сего, но благословенны будут наши труды и попечения, если мы потрудимся для славы Божией и вечного спасения своего. Пока двигаются еще наши ноги и поднимаются к труду руки, будем, православные, вносить в сокровищницу храма сего свою трудовую копейку каждый по силе своей, богатый от избытка своего, а бедный от скудости своей и Господь Бог, принявший с благоволением две лепты бедной вдовицы евангельской, воспрославит Своею Божественною Силою и нас любящих благолепие дому Его и не оставит уповающих на Него.

Когда по милости Божией увенчаются труды наши благим успехом, имена наши как строителей и благотворителей святого храма в роды родов будут возносимы в доме Божием.

Пройдут года, пронесутся столетия, забвены будут живущими не только имена наши и истинные могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений; но если во дни земной жизни своей мы отверзли руки свои к посильному благотворению храму Божию, то никогда не забудет об этом Церковь Божия. Всякий раз когда будет возноситься в Алтаре Господнем умилостивительная жертва, она и сама будет умолять Господа Владыку Своего и возбуждать всех предстоящих своих к прилежному молению о создателях и благотворителях святого храма Божия: о прощении им вольных и невольных прегрешений, о помиловании их на страшном суде и даровании им Царствия Небесного. Аминь.

5. Святые и древние предметы Вотчинского Богородского храма, Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

При Вотчинском Богородском храме находится издревле местночтимый всеми зырянами чудотворным Образ Святителя Стефана, Епископа Пермского. Как видно из древних преданий, дошедших до наших времен, сей образ написан лучшими художниками в Москве. По упразднении на Вотче монастыря только и сохранился этот образ Святителя Стефана, который и находится в существующей ныне каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а все прочее церковное монастырское имущество - утварь, сосуды, ризы и колокола по указу архиепископа Гавриила Велико-Устюгского и Тотемского в 1739 году, было отобрано в Велико-Устюгский Архиерейский дом, откуда впоследствии разошлось по разным церквам города Великого Устюга. До сих пор живо еще слово в народе, что Евангелие громадных размеров и веса (1 пуд. чистого серебра) в серебряном окладе, существует и поныне при Устюгской градской Мироносицкой церкви, что ранее оно было принадлежностью Вотчинского монастыря. При перевозке монастырского имущества не прошло и без несчастий. До сих пор держится в народе слух, что монастырский колокол весом в 50 пудов по неосторожности был утоплен с плотов в реке Сысоле, в верстах 3-х от Вотчи, где находится ныне озеро под названием «Важ Сыктыв», т.е. Старая Сысола - прежнее русло реки.

Икона Святителя Стефана Пермского, о которой упомянуто выше, размером в длину два аршина с четвертью и в ширину один аршин и три четверти. По средине иконы изображен Святитель в полном облачении, на персях Святителя панагия со святыми мощами, а по краям иконы жития и чудеса его. Поля выпуклые темнозеленого цвета и на них имеются надписи, весьма мелкого письма: «Святый Стефан переводит книги», «Читающий иподиакон по смерти Стефана». Икона украшена серебрянной позлащенной ризой, которая устроена в С.-Петербурге лучшими мастерами и художниками. В ней значится чистого серебра 84 пробы 32 фунта 68 золотников; она устроена в 1852 и 1862 годах. В 1852 году устроена риза только на изображение Угодника, а в 1862 году на прочие изображения. Оборотная сторона иконы обита медными листами, где вычеканены церковь и Святитель Стефан Пермский, благословляющий Зырянский народ. Вес иконы около 9 пудов.

В древнее время по преданию носили эту икону для молебствий на Усть-Вымь и на Ижму и даже в Пермскую губернию. И ныне икона Святителя Стефана выносится для молебствий из Вотчинского Богородского храма по Усть-Сысольскому и Яренскому уездам по Указу Святейшего Синода, от 13-го Июля 1862 года за №3535, сроком на шесть недель.

Другая святыня Вотчинского Богородского храма - напрестольный серебрянный позлащенный крест со святыми Мощами, указанными в надписях на оборотной стороне креста, а именно: Святого Иакова брата Господня, Алексия Митрополита Московского, Игнатия Богоносца, Иоанна Святителя Новгородского, мучеников Артемия и Меркурия, Феодора Стратилата, Марии Магдалины, Дарии, Анастасии Римляныни, Иульянии, Архидиакона Стефана, Пимена Великого, Симеона Верхотурского, Алексия человека Божия, Нила Столобенского, Игнатия Ростовского, мучеников Никиты, Симеона, Макария Колязинского, Тита и др.

Кем и когда пожертвован сей крест - неизвестно и письменных документов об этом при церкви нет.

Третья святыня - образ Нерукотворенного Спаса с надписью «Honaviovmandilion» и под низом с правой стороны: 1717 года писал сей святой образ Заграф Артемий Петров сын Кузнецов. Исполнение живописи очень тщательное.

Четвертая святыня - образ Господа Иисуса Христа в поясном виде, находящийся ныне в теплом храме Афанасия и Кирилла Александрийских по правую сторону царских врат. Работа и исполнение живописи очень тщательное и схожее с предыдущей иконой.

Пятая святыня - образ Божий Матери с Предвечным Младенцем («Неувядаемый Цвет») и под низом сей иконы надпись: 1717 года писал сей святой образ Заграф Артемий Петров сын Кузнецов. Исполнение живописи очень тщательное и сия икона находится в том же теплом храме Афанасия и Кирилла Александрийских, по левую сторону царских врат.

Шестая святыня - образ Афанасия Александрийского - храмовая икона, по исполнению живописи и работы очень схожая с предыдущими.

Из остатков древностей внимания заслуживает еще два колокола, один с надписью: Soli deo-gloria Asverus-noster-meamsli-redami 1633 г. От кого поступил колокол и когда - неизвестно: по всей вероятности он еще с монастырской колокольни, другой-же колокол 1774 года и приобретен на средства жителей Сысольских и Вычегодских земель: на колоколе надпись: «лит сей колокол у Соли-Вычегодской.»

Из остатков древностей в ризнице Вотчинского Богородского храма хранятся оловянные сосуды: потир, дискос, звездица, ковчег для святых Даров, дароносица, а также и железные брачные венцы незатейливого вида и устройства и холщовые священнические и диаконские облачения: фелонь и стихарь с приборами.

6. Часовни и достопримечательные места в приходе

В состав Вотчинского Богородского прихода входят: Богородский погост, девять деревень и два поселка, а именно: Вадыбская, Велпонская, Пыстинская, Ягдорская, Подгорская, Чумановская, Шер-ильская, Серносская или Пустошская, Кунибская и поселки Ягвыльский и Паниельский.

Некоторые из сих деревень многолюдны и удалены от центра приходской жизни на значительное расстояние. Для удовлетворения свих религиозных нужд и потребностей население деревень на свои трудовые лепты устроило деревянные часовни и устроило свои празднества в честь святых и угодников Божиих.

Так при деревне Вадыбской, отстоящей от приходской церкви в 3-х верстах, существует часовня в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, в честь и память пророка Ильи и св. мучеников Фрола и Лавра.

В деревне Велпонской, отстоящей в 2-х верстах от приходской церкви, существует часовня в честь святителя Тихона Амафунского, в честь Божией Матери Владимирской и в честь святого Великомученика Георгия Победоносца.

При деревне Серносской, отстоящей от церкви в 5 верстах, существует часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Происхождения Честных Древ.

В деревне Кунибской, отстоящей в 7 верстах от церкви, существует часовня в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла, Усекновения Главы св. Крестителя Господня Иоанна и священномученика Власия, Епископа Севастийского.

Все вышеупомянутые часовни открыты с давних лет по благословению Епископа Лаврентия Велико-Устюгского, по указу от 30-го января 1781 года.

По размерам часовни просторны, по виду и архитектурности приличны и служат главным украшением деревень и поселков.

Кроме перечисленных часовень существует в глуши среди дремучего леса, в расстоянии 20 верст от приходской церкви, в поселке Паниельском молитвенный дом, в виде часовни в скромных размерах, в честь и память святого Крестителя Господня Иоанна; открыт сей молитвенный дом населением с давних лет с согласия прежних священноцерковнослужителей. Во всех часовнях имеются святые иконы и колокола; во дни учрежденных праздников отправляются местным Вотчинским причтом молебствия.

В ремонтных же исправлениях и украшениях своих оные часовни поддерживаются усердием жителей тех-же деревень, в коих они находятся.

Упоминаю еще о том приметном месте, - где по народной молве и преданию в древнее время будто-бы был храм в честь Введения Божией Матери. Сие место находится среди поселка Ягвыльского, не подалеку от приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы и деревень Чумановской и Подгорской. Хотя о существовании храма в былые времена письменных документов не осталось, но установленный с давних лет крестный ход с особенной торжественностию для встречи иконы Введения Божией Матери из соседнего Межадорского прихода в первый воскресный день после Петрова поста наводит на предположения о существовании в древние времена на сем месте храма Божия в честь Введения Божией Матери. Народная молва, народный говор, потверждают это.

На оном месте, о котором я упоминаю, ныне стоит один деревянный крест под тесовым навесом.

7. Состав причта Вотчинской Богородской церкви и его содержание

По церковным документам с давних лет при Вотчинской Богородской церкви причт состоял из священника, одного дьячка и пономаря. В 1815 году прибавлен по штату диакон и такой состав причта существовал до штатов 1854 года. В 1854 году состав причта состоял из священника и двух причетников. С 1884 года при оной церкви положено быть священнику, диакону и псаломщику; такой состав причта существует и ныне.

Для продовольствия и обезпечения причта по писцовым книгам 1608 года церковной пожни положено 2 1/2 четверти, сена 50 копен. Других угодий, приносящих доход, и разных сельских сборов по приходу не показано. Впоследствии по церковным документам причт церковный пользовался пашенной и сенокосной землей в таком размере, где на пашенную землю высевалось по 2 четверти ржи и по 3 четверти ячменя на весь причт. С сенокосной земли получалось до 200 копен сена.

Руги для продовольствия причта, с согласия прихожан, населением было положено до 16 четвертей и по 2 ковриги печеного хлеба.

Жалованием и пособием из казны причт не пользовался до 1864 года. В 1864 году положено было причту жалование из Государственного Казначейства в количестве ста шестидесяти четырех рублей шестидесяти четырех коп. (164 р. 64 к.) в год; из оных священнику 105 р. 84 к., диакону 35 р. 28 к. и псаломщику 23 руб. 52 коп.

По акту 1864 года руги на причт положено населением по 15 фун. с каждой ревизской души, а именно: 20 четвертей и 6 гарнцев; во дни Пасхальной и Рождественской славы по 1 ковриге печеного хлеба на каждого члена причта и по возможности пироги и шаньги. Наряду с оным сбором священнику положено в Великий пост по 1 ковриге печеного хлеба и для просфорни во дни Пасхальной и Рождественской славы по 1 ковриге печеного же хлеба.

Всего сбора печеным хлебом по акту 1864 года положено до 80 пудов в год.

Пахотной и сенокосной землей духовенство пользовалось до 20 десятин - из оных 6 десятин пахотной и 16 десятин сенокосной.

В настоящее время церковный причт пользуется такой же пропорцией земли пахотной и сенокосной, таким же количеством казенного получаемого жалованья и всеми другими вышепоименованными сборами, только сбор руги с добровольного согласия прихожан сбирается причтом по приговору 1904 года по 20 фунтов с каждой ревизской души; всего до 400 пудов на весь причт, а сбор печеного хлеба доходит только до 50 пуд.

Плана, межевых знаков на пашенную и сенокосную землю при церкви не имеется, а потому количество земли в точности неизвестно, хотя считается, приблизительно, до 20 десятин, но едва-ли такое количество существует на самом деле.

Лесных угодий, лавок, мельниц, озер и других оброчных статей, приносящих доход причту, не имеется.

За требоисправления и молебствия причт пользуется доброхотными даяниями и все доходы получаемые от них скудны и недостаточны, а тем более в настоящее время при дороговизне всех продуктов, при повышении цен на все работы и при всех тяжелых условиях в жизни. Все вообще доходы причта, получаемые от всех источников поступления не значительны, а потому и обезпечение причта посредственное.

8. Список лиц священнослужителей Вотчинского прихода, Усть-Cысольского уезда, Вологодской губернии

а) Священники:

По древним церковным указам и документам упоминаются священники:

Димитрий.

Священник Алексий Потапиев.

Священник Иоанн Алексиев Клочков сын умершего священника Кажимской приходской церкви сего уезда Алексия Андреева. Состоял в должности с 1781 года по 1809 г. Нигде не обучался.

Священник Никита Иоаннов Клочков сын приходского священника сей церкви Иоанна Алексиева Клочкова. Состоял в сей должности с 27 февраля 1811 г. по 1846 г. Состоял дьячком при сей церкви с 1781 г. по 1809 год. Состоял диаконом при сей же церкви с 1809 года по 1811 год. Нигде не обучался. Из наградных знаков имел наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте в память отечественной войны 1812 года.

Священник Георгий Никитин Клочков сын приходского священника сей церкви Никиты Иоаннова. Состоял в сей должности с 1846 г. по 1867 год. Нигде не обучался. Из наградных знаков имел наперсный крест на Владимирской ленте в память войны 1853, 1854 и 1855 г. Умер 31 декабря 1881 г. и погребен при Пыэлдинской Николаевской церкви сего уезда.

Священник Николай Иоаннов Шаламов, родом Устюгского уезда, Шасской Василиевской церкви, умершего священника Иоанна Максимова сын. Состоял в сей должности с 11-го ноября 1867 года по 13 июня 1899 года. По образованию кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии. Из наградных знаков имел набедренник, скуфью и камилавку и серебрянную медаль в память царствования Императора Александра III-го. Умер 3 ноября 1910 г. и погребен при сей церкви в церковной ограде.

Священник Прокопий Николаев Шаламов, сын приходского священника сей церкви Николая Иоаннова. По образованию кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии. Состоит в настоящей должности с 13-го июня 1899 года. Из наградных знаков и отличий имеет набедренник, серебрянную медаль Красного Креста в память деятельного участия в Русско-Японскую войну 1904 и 1905 г. и серебрянную медаль на Владимирской и Александровской ленте в память двадцати-пятилетия существования церковно-приходских школ.

б) Диаконы:

Диакон Стефан Симеонов Попов сын умершего священника Ибской Ильинской церкви сего уезда Симеона Никитина. Нигде не обучался. Состоял в сей должности с 1824 года по 1863 год. Умер 23 апреля 1863 г. и погребен при сей церкви в ограде.

Диакон Викентий Васильев Попов сын умершего дьячка сей церкви Василия Попова. Обучался в Вологодской Духовной Семинарии в низсшем отделении в риторическом классе. Состоял в должности с 1867 г. по 1870 г. Дьячком при сей церкви состоял с 1741 г. по 1845 год.

Диакон Николай Алексиев Куратов, родом сего уезда, диакона Киберской Спасской церкви Алексия Куратова сын. По образованию из 3-го класса Яренского духовного училища состоял в должности при сей церкви с 1872 года по 1884 года. Умер 12-го февраля 1900 года и погребен при сей церкви в церковной ограде.

Диакон Феодор Никоноров Макарьин, родом Вельского уезда, диакона Верховажского Успенского собора Никонора Макарьина сын. По образованию из 1-го класса Духовной Семинарии. В должности сей состоял с 1885 года по 1890 год. Умер 8 декабря 1890 года и погребен при сей церкви.

Диакон Симеон Викентиев Попов, сын диакона сей церкви Викентия Васильева Попова. По образованию кончивший курс в учительской Тотемской Семинарии. В должности сей состоял с 1891 г. по 1897 год. В настоящее время состоит священником при Чукаибской Николаевской церкви сего уезда.

Диакон Евгений Константинов Кубасов, родом гор. Устюга, псаломщика-диакона Покровской Красногорской церкви Константина Кубасова сын. По образованию из 3-го класса Вологодской Духовной Семинарии. Состоял в сей должности с 1898 г. по 1908 год. В настоящее время состоит священником при Сученгской Воскресенской церкви Устюгского уезда.

Диакон Николай Александров Щетинин, родом села Пезмогского сего уезда, умершего священника Пезмогской Прокопиевской церкви Александра Щетинина сын. По образованию кончивший курс Усть-Сысольского духовного училища. Состоит в сей должности с 1-го ноября 1908 года.

в) Дьячки, пономари и псаломщики:

Дьячек Василий Ильин Попов, родом села Визинги сего уезда, умершего священника Ильи Парамонова сын. Нигде не обучался. Состоял в должности сей с 1809 г. по 1841 г. Умер 17-го апреля 1841 года.

Дьячек Иоанн Иоаннов Шутов, родом Яренского уезда, умершего диакона Сереговской Успенской церкви Иоанна Петрова сын. Обучался в Вологодской Духовной Семинарии и окончил философский курс. Состоял в сей должности с 1841 г. по 1842 г.

Пономарь Лука Симеонов Попов, родом сего уезда, умершего священника Ибского прихода Симеона Никитина Попова сын. Нигде не обучался. Состоял в должности сей с 1809 по 1812 г. Умер 18 июня 1812 г. и погребен при приходской церкви.

Пономарь Василий Георгиев Попов, родом сего уезда, умершего священника Визингской Георгиевской церкви Георгия Елисеева сын. Нигде не обучался. Состоял в сей должности с 1813 года по 1815 год.

Пономарь Фостирий Никитин Клочков, родом сего уезда, приходского священника сей церкви Никиты Иоаннова сын. Нигде не обучался. Состоял в сей должности с 1818 г. по 1867 год.

Пономарь Лев Василисков Попов, родом сего уезда, умершего священника Пыэлдинской Николаевской церкви сего уезда Василиска Попова сын. Обучался в среднем отделении Волог. Духовной Семинарии. Состоял в сей должности с 1867 г. по 1882 г. Умер 25 июля 1908 г. и погребен при Пыэлдинской церкви сего уезда.

Псаломщик Николай Александров Соколов, родом Грязовецкого уезда сей губернии, умершего священника Михайло-Архангельской Пухидской церкви Александра Соколова сын. По образованию из 5-го класса Вологодской Духовной Семинарии. Состоял в сей должности с 1882 г. по 1884 г. В настоящее время состоит священником при Важкурском Богородском приходе сего уезда.

Псаломщик Михаил Александров Ворошнин, родом Сольвычегодского уезда сей губернии, умершего пономаря Вилегодской Покровской церкви Александра Ворошнина сын. По образованию из 3-го класса Вологодской Духовной Семинарии. Состоял в сей должности с 1885 г. по 1901 г. Умер 10 марта 1901 г. и погребен при сей церкви в церковной ограде.

Псаломщик Павел Александров Пулькин, родом Сольвычегодского уезда сей губернии, умершего учителя Александра Пулькина сын. По образованию кончивший курс Усть-Сысольского городского уездного училища. Состоял в сей должности с 1901 г. по 1908 г. В настоящее время состоит диаконом при селе Большепесчанском Тюкалинского уезда, Омской Епархии, Тобольской губ.

Псаломщик Александр Иоаннов Пономаревский сын умершего священника Яренской соборной церкви Иоанна Пономаревского. По образованию кончивший курс Усть-Сысольского Духовного Училища. Состоял в сей должности с 13-го октября 1908 г. по 29 июня 1909 г. Умер 29-го июня 1909 года и погребен при кладбищенской церкви г. Усть-Сысольска.

И.д. псаломщика Стефан Михайлов Нахлунин, сын умершего крестьянина Пыэлдинского прихода сего уезда Михаила Силивестрова Нахлунина. По образованию кончивший курс Пыэлдинской второклассной церковно-приходской школы сего уезда. Состоит в должности с 10-го июня 1909 года. Из знаков отличий имеет серебрянную медаль на Владимирской и Александровской ленте в память двадцати-пятилетнего существования церковно-приходских школ.

9. Приложения. Древние копии с указов и грамматы.

1.

По указу Преосвященного Сергия Епископа Велико-Устюгского и Тотемского взято к сдаче в казну Его Преосвященства Яренского уезду с Вотчинской Афанасьевской пустыни на сей 1734 г. по окладу данных тридцать алтын отвозных по шесть денег на приход, а прочие на певчих … (неразборчиво написаны слова - П.Шаламов). Платил те деньги оной пустыни строитель Иеромонах … (неразборчива подпись - П.Шаламов) писал помянутого казенного приказу казначей Ефрем Переляев 1734 г. Генваря 17 дня.

2.

Указ Преосвященного Гавриила Архиепископа Велико-Устюгского и Тотемского из сказанного Его Преосвященства приказу Яренского уезду Усть-Сысольской волости Троицкой церкви Священнику Макарию сего 1740 года Марта 7-го дня в поданному Его Преосвященству оного Яренского уезду Вотчинской волости Богородского прихода Священника Димитрия челобитье: написано в прошлом де 1738 году Ноября 5 дня в том де Богородском приходе в теплой церкви во имя святых мучеников Фрола и Лавра под трапезою откуда нагревают церковь загорелась и набежавшие той же волости крестьяне всякую церковную утварь и иконы из церкви выносили, из того-же страху и совзятого престола одежду всю и святой антиминс сняли, двое вынесли и церковь от огня отняли в целости и оный святой антиминс Его Преосвященству объявили притом прошении и просили Его Преосвященства, чтобы повелено было оную церковь освятить с прежним антиминсом тебе Священнику Макарию и Преосвященный Гавриило Архиепископ Велико-Устюгский и Тотемский слушав оного прошение и свидетельствов оный святый антиминс. Указом тебе Священнику Макарию оную церковь во имя святых мучеников Фрола и Лавра один престол освятить в указанное время по новоисправленному печатному требнику с тамошними священниками и диаконом новым священием и с новым святым антиминсом, а хождения кругом церкви не творить которой и подписуюсь. Послано при сем Указе с оным просителем священником Димитрием понеже прежний святой антиминс по свидетельству явился ветх и на престол буде снятые одежды имеются в целости и неветхи положить те-же, а буде не целы или ветхи то положить новые и по освящении сей Указ отдать к той церкви в церковную казну впредь для ведома и Священнику Макарию учинить по сему Его Преосвященства Указу. У сего Указу Его Архиерейская печать. Казначей монах Боголеп Кириллов. Канцелярист Иван Попов. Пошлина 75 копеек взята, на приход записана Марта 10 дня 1740 г.

3.

Божией милостию.

Смиренный Иоанн Епископ велико-устюгский и тотемский.

Нынешнего 1773 года Августа 28 дня нашему смирению великоустюгской нашей Епархии Яренского уезда Вотчинской Богородской церкви Священник Алексий Потапиев с причетники и той церкви приходский человек Василий Ермолин поданным своим прошением объявляют: Поданной де от нас в прошлом 1772 году Марта 4 дня граммате построена в оном их приходе о дву престола церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских с приделом в честь святых мучеников Фрола и Лавра и оная придельная церковь как вынесенными из погоревшей церкви и вновь написанными святыми образами, книгами изготовлено и просят от нас того прихода помянутый священник с причетники и приходский человек о освящении оной придельной церкви благословляющей грамматы и освящении нового антиминса. Того ради по благодатии и власти Всесвятого Духа данный Нам от Самого великого Архиерея Господа Нашего Иисуса Христа чрез святые Его апостолы и их наместники благословляем Мы оную в совершенство приведенную придельную во имя святых мучеников Фрола и Лавра церковь, ежели подлинно все принадлежности как всего церковного круга новоисправленными книгами, также с сосудами и алтарными священнослужительскими облачениями удовольствована, Яренскому закащику Киберской Спасской церкви Священнику Никите соборню освятить наданном от нас новом святом антиминсе и по освящении оной к нам репортовать. А если к освящению какое явится препятствие то не освящая оную церковь к Нам репортом представить. Писана и дана в Велико-устюгском Архиерейском Доме 1773 года Августа 30 дня.

4.

Божией милостию.

Ириней Епископ вологодский и Тотемский.

По благодати дару и власти и всесвятого и животворящего духа от Самого Архиерея Великого Господа Нашего Иисуса Христа чрез Святые и Священные Его Апостолы и чрез Наместники и преемники смирению нашему данной благословляем по прошению Епархии Нашей Усть-Сысольского округа Вотчинской волости церкви Рождества Пресвятой Богородицы Священника Иоанна Алексиева и церковного старосту Якова Ермолина с приходскими людьми на строение вместо деревянной же и в тоже именование с приделом по правую сторону во имя Святителя Стефана великопермского церковь приуготована и деревянному созиданию подлежащие все материалы и означенную церковь Божию созидать чистым и исправным по архитектуре мастерством и по подобию других Святых церквей, а олтарь круглый и трои в него двери царские, южные, северные, главу на церковь пять круглые, а ежели не вместимо будет то одну построить, точию круглую, а не шатровую. А построя ту церковь украсить святыми и искусного художества иконами и прочим церковным благолепием, как Святые Правила Церковные Уставы и присланные из Святейшего Правительствующего Синода в 1734 и в 1742 годах Указы повелевают, дабы престол был в вышину неменьше аршина шесть вершков и … (неразборчиво - П.Шаламов) в длину не меньше аршина осьми вершков, в ширину тоже не меньше аршина четырех вершков и по освящению приличное все изготовить, чтобы церковные сосуды были серебрянные и по крайнем недостатку оловянные из чистого олова и олтарные одежды и священноцерковнослужительские облачения имелись из шелка и книгами всего круга церковного удовлетворенаб и те книги на имя той церкви по листам были подписаны, а когда та церковь построится и приличествующее к освящению все изготовлено будет тогда оное тамошнему десятоначальнику с прочими священноцерковнослужителями описать с удостоверным свидетельством и ту опись представить к Нашему Архипастырству при донесении, при чем из определенной к той церкви пашенной земли и сенных покосов во владении состоит также полное число дворов в них мужского и женского пола душ в наличию приходе той церкви находится объявить; в той-же описи и достодолжному рассмотрению и преподанию о освящении той церкви священных Антиминсов от Нашего Архипастырства благословению, церковный же лес употреблять на топление церковной печи и на печение просфор. Дадеся же сия Наша Архиерейская граммата рукою нашею подписанная и печатию нашею утвержденная в Кафедральном Вологодском Нашем Доме. Июня 14 дня 1790 года.

В исправном написании Канцелярист Матфей … подписуюсь.

5.

Божией милостию.

Смиренный Онисифор Епископ вологодский и Устюгский.

По благодати дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа от Самого Великого Архиерея Господа Нашего Иисуса Христа чрез святые Его Апостолы их Священные Наместники и преемники смирению нашему данной, благословением по прошению Епархии нашей Усть-Сысольского уезда, Богородской вотчинской церкви священноцерковнослужителей и приходских людей, вместо ветхих деревянных церквей 1-ю новую каменную двухэтажную верху во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в низу во имя Афанасия и Кирилла Александрийских с одним приделом мучеников Фрола и Лавра на том же погосте, а 2-ю каменную одноэтажную в особом корпусе при кладбище на том самом месте где прежде существовали церкви, созидать чистым и исправным по архитектуре мастерством и по испробованным нами планам и фасадам олтарем на восток, и построить те церкви, украсить святыми искусного художества иконами и прочим церковным благолепием, как Святые Правила, церковные Уставы и присланные из Святейшего Правительствующего Синода в 1734 и в 1742 годах Указы повелевают, дабы престолы были в вышину не менее аршина шесть вершков с доскою, в длину аршина осьми вершков, а в ширину аршина четырех вершков и к освящению приличное все изготовить чтобы церковные сосуды были серебрянные и олтарные одежды и священноцерковнослужительские облачения имелись бы шелковые. А когда те церкви построятся и к освящению все изготовлено будет, то оные тамошнему Благочинию с прочими священноцерковнослужителями описать с достоверным свидетельством и ту опись за рукоприкладством его Благочинного и священноцерковнослужителей представить к нам при доношении к рассмотрению и преподанию о освящении тех церквей Нашего благословения. Старые деревянные церкви по постройке каменных разобрав, лес употребить на топление церковных печей, а престолы и жертвенники предав огню, пепел опустить в реку. Дадеся сия граммата рукою нашею подписанная и печатию утвержденная в Кафедральном Вологодском нашем доме. Мая 19-го тысяча восемьсот двадцать шестого года №1208-й.

6.

Копия с копии преосвященного Евгения Епископа Вологодского и Устюгского о Стефановской пустыни.

Стефановская пустыня, еще до штатов 1764 года упраздненная была устюгской бывшей, а ныне вологодской епархии в устьсысольском уезде, в полуверсте от Вотчинской волости, на речке Вотчинке впадающей с правой стороны в реку Сысолу, расстоянием от города Устьсысольска в 60-ти верстах.

Пустыня сия основана епископом пермским, около 1390 года для монахов проповедавших веру Христову у Зырян, по реке Сысоле обитающих; она существовала до половины почти прошедшего столетия и в ней до самого упразднения многие стихи церковной службы монахами певаемы были на зырянском языке, потому что Зыряне по реке Сысоле живущие и до ныне меньше других единоплеменцев своих понимают словенно-русский язык, ныне на месте сей пустыни стоит только часовня, приписанная к вотчинской приходской церкви.

10. Краткий список священноцерковнослужителей, погребенных при Вотчинском Богородском храме Усть-Cысольского уезда

Священник Никита Иоаннов Клочков. Умер 6 Дек. 1860 г. 77 лет.

Священник Николай Иоаннов Шаламов. Умер 3-го Ноября 1910 г. 83 лет.

Диакон Стефан Симеонов Попов. Умер 1863 г. 23 Апреля. 66 лет.

Заштатный Диакон Николай Алексиев Куратов. Умер 12 Февр. 1900 г. 83 лет.

Диакон Феодор Никоноров Макарьин. Умер 8 Декабря 1890 г. 39 лет.

Пономарь Лука Симеонов Попов. Умер 18 Июня 1812 г. 19 лет.

Дьячек Василий Ильин Попов. Умер 17 Апреля 1851 г. 46 лет.

Псаломщик Михаил Александров Ворошнин. Умер 10 Марта 1901 г. 47 лет.

11. Венок на могилу доброго пастыря. (Некролог)

Ноября 3-го дня 1910 года, в десять часов вечера, мерные удары колокола возвестили жителям села Вотчи, Усть-Сысольского уезда, о кончине 83 летнего старца-пастыря иерея Божия Николая Шаламова, который 43 года светил им тихим евангельским светом на свещнице их приходской жизни, служа правилом веры и жизни христианской, являя нелицемерное воздержание учителя, образ кротости и любви ко всем своим пасомым.

Не внезапна была прихожанам скорбная весть о смерти дорогого отца духовного, они знали, что старческие немощи давно уже уложили его на одре болезни и что земная жизнь его, склоняясь к естественному закату, тихо погасает. Но, несмотря на это, печальный звон острою болью отозвался в душе их: слишком был он для них мил и памятен.

Не яркими делами, не блестящими заслугами и многошумными подвигами покойный пастырь заслужил горячую любовь прихожан и добрую память о себе, а тем, что неуклонно, в продолжении всей своей многолетней жизни, стремился воплотить идеал евангельского доброго пастыря, право правяща слово Христовой истины.

Покойный родом был Устюгским, сын Священника Шасской Васильевской церкви Иоанна Шаламова. Образование получил в Вологодской духовной семинарии, окончив в ней курс в 1852 году.

Свое общественное служение начал на тернистой ниве народного учительства, поступив прямо со школьной скамьи учителем в Иглинское сельское училище Устюгского уезда, каковую должность проходил до 1858 года, когда изволением Вологодского Епископа Христофора был призван на службу церкви православной в звании диакона при родной Шасской Васильевской церкви. Здесь, среди дорогих мест детства, покойный прослужил до 1865 года и тем же Епископом Христофором был переведен в г. Устюг к Пятницкой Параскевиинской церкви.

На новом приходе пробыл только два года. При обозрении приходской церкви Епископ Павел Вологодский и Устюжский, предложил покойному одно из трех свободных священнических мест: два вблизи города и одно в отдаленном зырянском крае, и когда о. диакон колебался избрать место, то Преосвященный бросил жребий, который и указал быть ему настоятелем Вотчинской Богородской церкви, Усть-Сысольского уезда, где пребывает высокочтимая чудотворная икона Святителя-Миссионера Стефана, Епископа Пермского, просветителя зырян.

Тяжел казался подвиг пастырского служения в незнакомом краю и чужом народе покойному, но, провидя в обстоятельствах назначения руку Промысла Божия, он, получив рукоположение, быстро собрался в далекий путь и к празднику Рождества Христова прибыл к своей богоданной пастве, решив посвятить ей все свои силы и знания, всю ревность и любовь. Тридцать два года покойный оставался здесь штатным священником, служа беспорочно во славу церкви православной и 11 лет пробыл на покое, передав место младшему сыну, но не оставляя забот о приходе.

Из наградных знаков о. Николай имел только набедренник, скуфью и камилавку. Получил орден Св. Анны 3-й степени уже после смерти. Нерадостны были первые впечатления по приезде к месту служения: обширный, неустроенный приход, разбросанность деревень, при полном отсутствии сносных путей сообщения, хотя и родной по вере, но чуждый по языку народ, полное невежество и темнота его, неустройства по храму.

Сколько предстояло забот, труда, энергии, сколько душевной крепости, чтобы не пасть духом, и смело идти навстречу всем предстоящим трудностям и заботам по благоустроению приходской жизни и храма. Робкий человек растерялся бы при подобных обстоятельствах и, быть может, предался бы унынию. Но не таким был о. Николай; его неустрашили предстоящие труды и он в сознании пастырского долга, с твердой надеждой на помощь Божию бодро приступал к созиданию дела Христова.

Он понимал, что самый грозный враг, с которым придется ему вести упорную борьбу, это глубокое невежество прихожан. И вот первою работою, доминирующим желанием, с первых же дней служения является у него мысль, иметь в приходе школу.

И свою благую мысль он вскоре приводит в исполнение, открыв на свои трудовые скромные средства, в своем убогом домике школу грамоты и тем зажигает в приходе первую лампаду просвещения. И долгие годы, вплоть до 1881 года, когда было открыто в селе земское училище, он преподает в ней безвозмездно начатки грамотности и христианского учения.

С открытием же земского училища, для которого он строит в церковной ограде светлое, каменной помещение, принимает на себя труды законоучительства и остается в этой должности полных 25 лет.

В тоже время он не оставляет и церковной проповеди, наставления в истинах веры взрослого населения, хотя в этом подвиге не малым тормазом, особенно на первых порах, служит ему незнание местного языка; посему он стремится учить более примером жизни, чем словом, более-благоговейной молитвой, сердечным участием в нуждах и горе, личным воздержанием, незлобивостью и бескорыстием.

Не мало забот он прилагает и к благоустроению приходского храма, как дома Божия, под кровом которого должны находить покой и радость овцы его стада.

С 1876 года по 1879 год он собирает пожертвования и строит каменную ограду вокруг храма с прекрасной железной решеткой и двумя входными воротами изящной архитектуры. С 1880 г. изыскивает средства и покупает 214 пуд. благовестник, которого могучий звон разносится по дальним деревням прихода, возвещая им время молитвы. Чрез семь лет строит в теплом храме новый иконостас с хорошей резьбой и высокой позолотой. В последние же годы служения вещественным памятником не усыпной энергии и пастырской ревности покойного, является заново ремонтированный и разширенный каменный кладбищенский Стефановский храм.

Служение церковное и все таинства и обряды о. Николай выполнял всегда с глубоким благоговением, по уставу, без пропусков, весь уходя в молитвенное настроение, в особенности при совершении Безкровной Жертвы, когда забывал все окружающее и когда слезы благодарения и духовной радости нередко падали у него из глаз.

Это был по истине пастырь с призванием; он жил и дышал одною молитвою и любовию к Богу, в ней видел весь смысл своего бытия, самую высшую радость.

С каким одушевлением он служил молебны пред чудотворною иконою св. Стефана, Епископа Пермского; с каким умилением читал он коленопреклонно и наизусть акафист Святителю; с каким молитвенным восторгом, при звоне всех колоколов, всегда с крестным ходом, он провожал и встречал святой образ великого Миссионера, когда обносили его по деревням окрестных приходов и приносили обратно в родной храм, с какою верою в искупляющую силу Божию и помощь Угодника Божия он прочитывал молитвы над страждущими и больными, которых привозили из разных мест к подножию Чудотворного образа, - этого не забудут все видевшие и молившиеся в Вотчинском храме.

Немногие часы досуга и отдыха от трудов молитвенных, служебных, школьных о. Николай проводил в домашней молитве, ежедневном чтении Св. Евангелия, псалтыри, святоотеческих творений, духовных журналов и книг, оставив почти всякую заботу по хозяйству своего дома. Покойный жил со всеми в дружбе и любви, как с сослужащими, так и пасомыми. У него не было врагов и ссор по приходу; он оставался доволен доброхотным даянием прихожан, отличаясь безкорыстием.

После него не осталось никаких денежных средств, кроме скромного домика на церковной земле; какие были остатки, за покрытием необходимых расходов по хозяйству и дому, покойный употребил на воспитание детей в школе и дома.

Нищие не имели отказа у него в доме, зачастую получая и полный обед от его семейного скудного стола.

Необходимо еще отметить великое испытание, посланное ему Богом, в горе семейной жизни. Горячо любимая его супруга заболела сильным нервным разстройством. Этот тяжелый крест покойный многие годы, до гробовой доски нес с замечательным терпением, без тени ропота и досады, смиряясь, но не падая духом под страшным ударом, изливая свое горе и слезы в пламенных молитвах все испытующему Владыке жизни, предавая себя и дорогую подругу в волю Его святую и благоугодную. Много он молил Господа, да пошлет Он ему помощь и возвратит потерянную радость семейной жизни, но Господь не внял его мольбам; тогда о. Николай смирил себя и свое сердце под крепкую Его руку.

Единственною и всепоглощающею целью его жизни было достигнуть самому спасения и ввести овец своего духовного стада в ограду царства Божия, почему на смертном одре неоднократно повторял: «спасайтесь, спасайтесь все»; по сему последним заветом его родной семье и духовным детям были слова: «дети, живите хорошо», которые покойный произнес уже на пороге вечности.

Он не боялся смерти; она была для него давно-жданный, желанный покой о Бозе.

Приготовив себя троекратным приобщением Св. Христовых Таин и таинством елеопомазания, тихо и мирно почил он о Господе в кругу родной семьи, провожаемый благословениями пасомых и встречаемый великим сонмом своих духовных детей, уже отшедших в жизнь вечную.

Имя доброго старца-пастыря надолго будет памятно не только среди прихожан села Вотчи, но и других окрестных сел и деревень.

Кто из его прихожан не вспомнит добрым словом своего почившего батюшку, который и в полуночный час, и в мятель и грозу, под дождем и снегом, по болотам и трясинам, без малейшего замедления, шел пешком за много верст утешить Св. Тайнами больных и умирающих?

Как забудут они ту отеческую ласку, то нежное, искреннее участие, которое встречали они от него при многих посещениях. Памятны будут им советы и вразумления, какими покойный многократно помогал им в несчастиях и искушениях. Не забудет своего старца - духовного отца и духовенство, которое при свидетельстве почившего многолетно исповедывало грехи свои Отцу Небесному. Всюду покойный оставил следы доброй славы и памяти, любви и уважения.

Погребение о. Николая совершено 7 ноября при участии 3-х священников и 2 диаконов. По окончании божественной литургии сыном и преемником почившего сказано сердечное надгробное слово, а при отпевании задушевная речь о трудах покойного на зырянском языке священником Межадорской Введенской церкви.

Проводить своего почившего пастыря в вечную жизнь собрались все прихожане от мала до стара, так что обширный приходский храм не мог вместить всех молящихся; многие должны были остаться в ограде церковной.

При пении стихиры : «Приидите последнее целование», молящиеся простились на веки со своим душепастырем и слезами благодарности оросили руку, которая много, много лет благословляла их, во имя Господне, на все благое и доброе.

Похоронен о. Николай в церковной ограде родного храма, где сам избрал он себе место почивать до общего воскресения.

Мир праху твоему, добрый труженик на ниве Божией. Вечная тебе память, непостыдный служитель Церкви Христовой.

Да примет тебя милостию Архиерей Бога Вышняго в небесных своих чертогах, удостоив тебя быть молитвенником за твою паству по смерти.

Над малым ты был верен, да поставит Он, Милосердый, тебя над многим и да услышишь ты сладчайший голос Его: «рабе благий и верный, вниди в радость Господа Своего».