Православные приходы и
монастыри Севера

Богородицко-Верхнедольский городской приход

Богородицкая на Верхнем долу церковь
Фото П. Павлова из книги Дунаев Б.И. «Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда.» - М.: Тип. В.И. Воронова, 1914. - С. 28.1

Обиходные названия: Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь.2 Один из древнейших храмов Вологды, известен с XV века, находился вблизи старого городского укрепления, располагавшегося на Горе.3 Вологодское городище - одно из названий исторической части города. Городище охватывает район улиц Бурмагиных, Ударников, Парковый переулок, Луговую набережную. Его центр - Ленивая площадка (сквер памятника 800-летия Вологды).4 Раннее формирование Города и слобод в Верхнем посаде привело к тому, что церквей в этой части города, значительно уступавшей другим по площади и количеству населения, оказалось больше, чем в других. В разное время их здесь было более тридцати, то есть свыше половины всех, когда-либо существовавших в Вологде. И по времени постройки каменных храмов этот район города также выделяется среди других преимущественным сосредоточением церквей XVI-XVII веков. На месте многих из них ранее существовали деревянные. Каменная архитектура, более стойкая к испытанию временем, сохранила множество самобытных архитектурных приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве и затрагивавших не только способы постройки и украшения, но и особенности размещения храмов относительно друг друга и ближайшего ландшафтного окружения. Границы Вологды в XIX веке проходили на западе от Горбачевского кладбища на юг по улице Мохова до улиц Кирова, Чехова. К началу XX века город не мог развиваться на юг и запад, так как его ограничивала железная дорога. На правом берегу реки, западнее Горбачевского кладбища, построек не было.

Церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу5 - приходская. Адрес на 1917 г.: г. Вологда, Верхний Дол. Современный адрес: г. Вологда, ул. Луговая. Церковь живописно располагалась на правом берегу реки Вологды, неподалеку от Лазаревской церкви на Горбачевском кладбище6, там, где с 2000-х годов находится микрорайон Прибрежный. Координаты: 59.232088°N 39.882442°E. Храм был назван по главному престолу - Рождества Пресвятой Богородицы, он располагался на посаде, в Успенской трети, во 2-м городском благочинном округе.

Точное время основания Богородицкого храма неизвестно. Вероятнее всего, первоначально он был деревянным. Судя по перечню сгоревших 25 августа 1499 года одновременно с 330 дворами пяти храмов («Никола, Стретение, Воздвижение, Василеи Великий, Введение Святей Богородици»), именно о Верхнедольской церкви говорит Вологодско-Пермская летопись, когда упоминает начало этого крупного пожара «от Пречистые с посада»7, а в некоторых списках летописи написано даже «от Пречистая с Подолу», что непосредственно указывает на эту церковь. В «Списке с писцовой книги города Вологды, сделанном в 1629 году»8 сообщается: «Церковь Рождество Преч[истыя] Богородицы, другая церковь Акима и Анны - обе древяны клецки, а в церквах Божие милосердие образы, и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, а земли под церквами и около церквей в длину 77 с[ажен], попер[ег] 30 саж[ен], у церкви служит поп Гаврило. Д. Рождественсково попа Гаврила на церковной земли в длину 50 саж[ажен], попер[ег] 7 с[ажен]. М. дворовое церковное Рождества преч[истыя] Богородицы, а преж тово было чорное, в длину 77 с[ажен], поперек 15 с[ажен], а даль то место к церкви в дом Прилуцково монастыря старец Арсеней, а владеют к церкви прихожаня года с два, а данные и никаких крепостей на то место не положили».9 Согласно переписной книге Вологды 1646 года около Богородицкой церкви находился «двор пречистенского попа Василия Егупова» и «двор посадцкого бобыля пречистенского пономара Логинка Прохорова», а также дворы посадских людей. Видимо, жители этих дворов и составляли приход церкви. Дворов было немного - всего 17, причем почти половина из них - бобыльские, поэтому приход можно считать небогатым.10 Поскольку в последующее время город в данном направлении практически не развивался, можно утверждать, что приход продолжал оставаться малочисленным и, судя по окладной книге 1691 года, не располагал большими средствами.11 Из 13 храмов Успенской трети Верхнедольская Богородицкая церковь по размерам десятины стояла в середине списка, при этом большинство церквей этой трети уступало в финансовом плане церквям иных районов Вологды.12

Начавшееся в половине XVII столетия развитие каменно-строительного церковного дела в Вологде шло сначала довольно медленно, но эта медленность была с избытком вознаграждена в последних годах XVII и в XVIII столетии быстрым умножением в ней числа каменных церквей. С 1691 по 1782 год, в продолжение девяноста лет прибыло в Вологде к десяти каменным церквям сорок одно новое каменное церковное здание. Согласно Стефану Иоаннову, каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в трапезе в честь Собора Пресвятой Богородицы была построена в 1742-1745 годах.13 Каменная церковь на Верхнем долу построена на средства купца Колесова.14 А «Вологодский Сборник», изданный В.С. Ковалевой в Вологде в 1901 году указывает другое время постройки храма: «Богородицкая - Верхнедольская (1780-1817) - св. о. Александр Подставицкий. 2 ок. II. Тер.: на прав. бер. р. Вологды, Воскресенская набереж. – 3 д. и Старая Введенская – 2 д.; всего 5 д. и 26 душ (м. 9, ж. 17)».15 Исходя из этих сведений можно точно говорить о времени постройки каменного храма в промежутке 1742(45) - 1780. «Вологодская Энциклопедия» за 2006 год про Лазаревскую кладбищенскую церковь сообщает: «Построена по указу об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище с церковью в 1775 г. на средства купца Ф.М. Колесова». Федор Матвеевич (1721-1789) был не настолько богат, чтобы строить 2 церкви одновременно, а дети его еще были под его властью, самостоятельным строительством заниматься не могли. Вывод: Богородицкая церковь была построена ранее 1770 года, если это было в 1742-1745 годах, когда Федору Матвеевичу было 21-24 года, можно предположить, что ее строительством занимался не он, а его отец Матвей - Верховажский купец.

На начало XX века в церкви Рождества Богородицы имелись престолы Рождества Пресвятой Богородицы (главный, был переосвящен в 1868 году), Собора Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского.16 Каменное здание церкви возведено в духе провинциального барокко в XVIII веке. В главной своей части оно имело форму четырехгранной призмы с восьмигранником наверху, несущим круглый барабан небольшой луковичной главы. Трапезная далеко выдавалась по бокам храма, она имела две главы над приделами: Богородицким и Никольским и была связана с массивной, но не высокой, одноглавой, трехъярусной колокольней XIX века пристройки. Из описания храма за 1900 год: «Церковь как теплая, так и холодная, составляют один корпус, зданием каменная одноэтажная, крыта железом, в одной связи с колокольней … оштукатурена известью и выбелена … пол в холодном храме и алтарях каменный плитами17 … устроены изразцовые печи. Из теплой церкви в холодную две стеклянные двери. В холодном храме один придел - в честь Рождества Пресвятой Богородицы …». Искусствоведы обращали внимание на типичность ее архитектуры. Г.К. Лукомский18 так описывает церковь: «Обычная церковь начала XVIII века. Куб увеличивает двухъярусная глава. Колокольня поздняя. Трапезы пристроены (уширены). Церковь расположена очень живописно на лужайке у реки Вологды, где бывают сенокосы и так красиво изгибается река, медленно несущая свои сизо-лиловые воды».

Богородице-Верхнедольский приход, расположенный на самой окраине города и в зоне подтопления, вдали от шумных улиц и общественных учреждений, как уже сказано выше никогда не отличался многочисленностью прихожан.19 Этим объясняется и бедность прихода, и то, что храм был закрыт при советской власти одним из первых в Вологде - 3 апреля 1926 года.20 Пятисотлетняя история церкви закончилась в 1920-е годы.

Наиболее ценные предметы старины из закрытой церкви, такие, как например, икона третьей четверти XVI века «Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Владимира», были переданы на хранение в вологодский музей. Она была создана в одной из лучших вологодских мастерских. Уникальность иконы в наличии житийного цикла князя Владимира, который не имеет прямых аналогий в древнерусской живописи. Видимо, эта икона была храмовой в располагавшейся поблизости деревянной церкви Владимира Киевского, существовавшей в качестве второй при церкви Николы на Верхнем Долу.21 Менее ценные предметы распределены по соседним церквям.

На 1923 г. при церкви не было зарегистрировано общины и не числилось не одного человека. Требование со стороны советской власти вложения денег в ремонт и высокие налоги на землю под храмом и на пользование храмом вынудили к отказу религиозного общества от церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу: первый раз в октябре 1925 года, а затем (повторно) - в марте 1926 года. Причт храма был невелик и его доходы были советской властью резко урезаны.22 В 1926 году Богородская Верхнедольская община присоединилась к Никольской Золотокрестинской. Вышедший в 1926 году за штат настоятель Богородской Верхнедольской церкви протоиерей отец Александр Подстаницкий23 продолжал активно помогать приходскому причту Никольской Золотокрестинской церкви. 2 августа 1927 года последовало решение о сносе Никольской Сенноплощадской и Вознесенской церквей Вологды. Объясняли это тем, что храмы не используются верующими, а главное, расположены в неустановленных местах, вопреки плану.24 Обе эти церкви, а также Богородская Верхнедольская были снесены в течение 1928 года.25 2 августа того же года от пожарной инспекции пришел запрос о бесплатной передаче колоколов мелкого размера для пожарных дружин сельской местности.26 5 августа 1927 года с Богородской Верхнедольской церкви сняты 5 колоколов, общим весом около 12 пудов и переданы добровольным пожарным дружинам губернии.27

На месте Богородицкой Верхнедольской ц. и ее прихода на площади в 16 га с 2005 года ведется постройка микрорайона "Прибрежный".


02.02.1901 Бракосочетание Пулькина Николая Витальевича и Давыдовой Софьи Григорьевны. Поручители жениха: коллежский регистратор Ириней Кудрявцев28, канцелярский служитель Николай Кириков; поручители невесты: надворный советник Александр Анемподистов Едский и коллежский регистратор Алексей Ярцов.


Причт:29

Священники
(1629)(1629)поп Гаврило
(1646)(1646)поп Егупов Василий
До 1782Тимофеев Федор, сын Петр.30
?(1782)Федор Федоров (1726-1798), жена Пелагея Андреевна 1728, дети: Николай, Маремьяна
1789(1789)Беляев Василий Варфоломеев (1760-1835)
(1815)(1815)Варфоломеев Василий
1829(1847)Потемкин Доримедонт Иоаннов, кончивший курс семинарии
18541864Алексин Николай Евгениев
18641868Сиземский Всеволод Львович, перемещен в Кафедральный собор
18681868Образцов Михаил, жена Надежда Александровна – дочь священника Александра Орлова
18681926Подстаницкий Александр Николаевич (1844 - 1933?). Жена Поликсения Алексеевна (1844-1931). Дети: Александра, Павел, Сергей, Христофор, Любовь, Лидия, Геннадий
Диаконы
? (1782)Степан Михайлов 1760, жена Мавра Ивановна 1762, свящ. дочь
(1815)(1815) диакон Томашевский Александр
18551861Непеин Арсений Афанасьев (на дьяческой вакансии)
1868(1868)Попов Клеоник Иванов
(1873)1873Сиземский Алексей, умер в 1873 г. Жена: Анастасия Аполлоновна, сын: Александр.
Псаломщики
??Малевинский Александр Акиндинов (между 1868 и 1915), из послушников Семигородной Успенской пустыни.
??Попов Клеоник Иванов (между 1868 и 1915) – диакон, перемещен к сей церкви в 1868 году от Николаевской Кузнецовской церкви
??Воскресенский Андрей (между 1868 и 1915), кончивший курс семинарии, затем протоиерей Никол. Сенноплощадской ц., член Духовной консистории
??Прокошев Михаил, позже священник и наблюдатель ЦПШ в Кадниковском у.
??Синявин Всеволод (между 1868 и 1915), кончивший курс семинарии, священник в сельском месте
??Нечаев Феодор (между 1868 и 1915)
??Неклюдов Анатолий (между 1868 и 1915)
??Леоферов Иван, затем священник в Грязовецком у.
?? Кедровский Николай (между 1868 и 1915), студент семинарии
18731873Садоков Иоанн
18731874Агнцев Павел
18751877Нуромский Платон Парменов, из окончивших курс семинарии, помер священником в сельском месте
18771879Левитский Павел Михайлов, позже священник в Кадниковском у. при Кумзерской ц.
(1878)(1878)Нифонтов Пантелеймон, кончивший курс семинарии, поступил в высшее учебное заведение для образования
18791882Шахов Андрей Евгеньевич, кончивший курс семинарии, был священником в сельском месте, где и помер
1882(1882)Ростиславин Фирс Васильевич, помер
18821885Потеминский Анастасий, позже священник в Кадниковском у.
18851886Бартенев Павел Александрович, кончивший курс семинарии, был протоиереем др. ц. и помер
18861887Воскресенский Андрей, позже протоиерей при Николаевской Сенноплощадской ц. г. Вологды и член Духовной консистории
18871888Добряков Димитрий, позже священник при Тюремной церкви г. Вологды
18881889Авессаломов Сергий, позже священник в г. Устюге
(1889)(1889)Углицкий Василий Николаев, кончивший курс семинарии, далее свящ. в г. Устюге
1890(1890)Шайтанов Александр, позже чиновник, помер от чахотки
(1901)(1901)Синявский Константин Николаевич 1871 г.р.31, позже на службе чиновником в губернском правлении, женат вторым браком. Жена Елена Михайловна, вдова, 1874 г.р.
(1915)(1915)Павлов Николай, сын священника, уволен из Духовной семинарии, 26 лет от роду
19181918Быстров Павел Михайлович
Дьячки
До 1782Филиппов Иван, жена Катерина Иванова 1724 г.р., попова дочь
18021805Соколов Семен Владимирович
18051811Беляев Николай Васильевич, сын священника сей ц.
18111813Попов Иван Михайлов, переведен в 1813 г. к Воскрес. Бобровской ц. Устюжского у.
18151821Царевский Василий Дмитриевич, перемещен к Троицкой Малышевской ц. Вологодского у.
18211821Архангельский Аполлон, переведен к Покровс. Замошской ц. Кадниковского у.
18241827Беляев Михаил Васильевич
18271848Ивановский Иван Федоров
18481855Попов Аристарх Степанов
18611863Голубев Иван Васильев (умер в 1863 г.)
18641868Обросов Иван Андреев, посвящен 1 января 1868 г. во диакона (холостым) на должность псаломщика Кафедрального собора
18661871Кудрявцев Алексий Платонов, из послушников Спасокаменского Духова м-ря, он же псаломщик и пономарь?
Пономари
(1646)(1646)Прохоров Логинок
(1782)(1782)Федоров Алексей 1746 г.р., жена Анна Васильевна 1751 г.р., посад. дочь; дети: Марья и Анна.
(1815)(1815)Стефанов Андриан
18251830Горновский Андриан Степанов (умер в 1830 г.)
18301843Преображенский Виктор Яковлев
18431865Сатрапов Лукиан Иванов умер в 1865 г. Жена Манефа 1835 г.р. Дети: Иван, Феодор, Василий.
Причетники
18471865Сатрапов Лукиан
(1867)1867Обросов Иоанн
18681873Попов Клеоник
18711873Сиземский Алексей
18731875Колосов Рафаил

Составитель А.В. Пулькин

Библиография

ВЕВ. - 1868, №20, с. 453. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №15. - Прибавления. - С. 601. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 47, 129. С сайта "Православные монастыри...". Текст и фото из книги: История православных храмов и монастырей Вологды. Гл. редактор А.В. Камкин. Вологда: - Древности Севера, 2014.- 208 стр.: - илл.:

Примечания

1 http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=22

2 http://www.temples.ru/card.php?ID=7523

3 При создании описания прихода использован материал книги: «История православных храмов и монастырей Вологды» /М.В. Васильева, Е.А. Виноградова, А.В. Камкин, Ф.Я. Коновалов, А.И. Меньшиков, И.В. Спасенкова, А.В. Суворов; гл. ред. А.В. Камкин. – Вологда: «Древности Севера», 2014. – 208 с.: ил. Стр. 127-128. Фото из книги: В.Ф. Подгорный, А.С. Левина «Наше прошлое. Взгляд художника. Вологодская область»; СПб, 2005(8)

4 И.П. Кукушкин. «Вологодское Городище».

5 Храм стоял «от Ленивой площадки вверх реки Вологды по берегу на Подоле». Подол - низменная, иногда затапливаемая местность в прибрежной части города, в источниках по отношению к ней чаще всего употребляется топоним Верхний Дол, в отличие от Нижнего Дола, который находился ниже по течению реки Вологды в пределах Нижнего посада.

6 Троицкая ул. - ныне ул. Бурмагиных.

7 ПСРЛ, т. 26, с. 291.

8 Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. I. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году. - Вологда. Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. Стр. 148.

9 Там же на стр. 143: «В Введенской улицы: Церковь Введете Пресв. Богородицы древяна клецки, а в церкви Божие милосердие образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье - приходных людей. М. церковное, что было церковь Стефана Сурожскаго чудотворца - сгорала в вологоцкое раззоренье, а земли около церкви и места церковнаго в длину 26 с., попер. 21 с., у церкви служит поп Стефан. М. Введенсково попа Степана Зиновьева на церковной земли в длину 35 саж. с полусаженью, попер. по лицу 24 саж. с четью, а позади 14 саж. М. дворовое церковное ж Введенсково попа Стефана в длину 44 с., попер. 24 с. Да около церкви архиепископли земли. Д. архиепископля бобыля Илюшки Шубника в дл. 25 с., попер. 15с. Д. архиепископля бобыля Онисимка Масленика в дл. 46 с., попер. 15 с. Д. архиепископля бобыля Панкратка Павлова сына Латышова в дл. 20 с., попер. 14 с. с полусаженью, делает черное дело. Д. архиепископля бобыля Маноилика Степанова сына Шапошника в дл. 13 с., попер. пол-семы саж. И всего на архиепископли земли 4 двора бобыльских, а людей в них тож».

10 Писцовые и переписные книги..., 2008, т. 1, с. 57

11 Суворов Н. И. «Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящаго времени». ВЕВ, 1865, Прибавление к №15, 16, 18, 21. «Книга Преосвященнаго Гавриила, Архиепископа Вологодскаго и Белоозерскаго, окладная церковной десятины, 199 (1691) году».

12 С церкви Рождества Богор. на Верхнем Долу полагалось 84 коп.

13 ВГИАХМЗ (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Ф. 2. Оп. 1. Д. 73. Л. 121 об.

14 Сведения получены от А.С. Левиной.

15 «Вологодский Сборник». Т 1. Издание В.С. Ковалевой. - Вологда. Типо-литография Шахова и Клыкова, 1901. 4. Список церквей в г. Вологде и районы приходов. Изв. «Волог. Епарх. Вед.» (циф. в скобках означают год построения, римская циф. - часть гор.) А. Приходские

16 Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 47, 129 (120-8).

17 ГАВО. Ф. 178. Оп. 10. Д. 715. «Завещание Федора Матвеева Колесова». Л.18об. Матфею, Александру, Алексею, Петру по частям им с того употребить в поминовение по моей душе и на здание церковное в церковь Рождества Богородицы в теплую досок половых чугунных сколько понадобится на пол на ругу церковную на свечи и на прочее двести рублев из того числа на священника и с причетником.

18 Г.К. Лукомский. «Вологда в ея старине». - СПб, 1914 г.

19 Число прихожан в 1818 году в приходе Богородицкой церкви на Верхнем Долу - 44 муж., 57 женщ., 101 всего. В начале XX века количество дворов: приход - 24, духовенство - 2.

20 Спасенкова, 2000, с. 262-263 (ГАВО. Ф. 366. Оп. 3. Д. 64. Л. 44; Ф. 585. Оп. 1. Д. 307. Л. 141.).

21 Иконы Вологды..., 2007, с.530-543.

22 Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды).

23 В 1928 году вологодским духовенством праздновался юбилей этого старейшего священника города, прослужившего в священническом сане 60 лет. В связи с этим в Никольской Золотокрестинской церкви было совершено архиерейское богослужение, по окончании которого епископом Николаем (Карауловым) юбиляру была преподнесена высшая награда - митра. Кстати, в доме этого популярного в Вологде священнослужителя одно время располагалась Образцовая школа для девочек при Вологодском женском епархиальном училище.

24 Мне нравится предположение, что на решение повлияло и частое подтопление церкви. В своей летописи А.Н. Подстаницкий упоминает о неприятностях подтопления храма. Этот факт требовал дополнительных усилий по обслуживанию данного сооружения, но революция привела к снижению платежеспособности причта, и это стало для него непомерной обузой.

25 Спасенкова И.В. «Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)». Дисертация 1999 г. (ГАВО. Ф. 366. Оп. 3. Д. 64. Л. 44.).

26 ГАВО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2865. Л. 60.

27 ГАВО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2865. Л. 44-45. http://www.booksite.ru/fulltext/3vo/log/da/9.htm

28 Кем он приходится псаломщику, дьячку и пономарю этой церкви в период с 1866 по 1871 Кудрявцеву Алексею Платонову?

29 Использованы сведения из Летописи протоиерея Подстаницкого А. Н.

30 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3546. Ревизские сказки церквей Вологодской епархии за 1782 г. г.Вологда 43. Рождества Пресвятой Богородицы на Верхнем Долу, л. 90.

31 ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 112. Л. 118-123 (121). Клировая ведомость Верхнедольской Богородицкой ц. г.Вологды за 1901 год.