Македонская Н. М. Ефремов Спасо-Николаевский Режский мужской монастырь.
Верхотино-Преображенский мужской монастырь
Леванидова мужская пустынь на Важской Верхотине
Описание Зверинского В.В. № 1602
«Ефремова-Спасо-Николаевская-Леванидовская, мужская пустынь, или Верхотин-Преображенский монастырь, ныне приход церкви села Монастырского Вологодской губернии Тотемского уезда Куракинской волости, в 80 верстах к западу – северо-западу от Тотьмы, при реке Режи. Основана в начале 16 столетия старцем Ефремом в царствование Великого князя Василия Иоанновича; преемник его игумен Леонтий получил владетельную и несудимую грамоту в 1539 году; вскоре она опустела, в 1560 году приписана к Спасо-Суморину монастырю и была возобновлена преподобным Феодосием, но в 17 веке опять запустела и совсем упразднилась. В начале второй половины 18 столения иеромонах Московского Угрешского монастыря устроил здесь каменную церковь во имя Преображения, освященную в 1761 году; затем была выстроена тоже каменная церковь святителя Николая, освященная в 1800 году».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Ефремов монастырь находился на правом берегу реки Режа западнее места впадения её в Вагу, ныне деревня Монастырская Режского поселения Сямженского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Режского монастыря показано на листе карты № 52, шифр 11-18.
Режская пустыня
Основана в начале 16 века старцем Ефремом. Построены деревянные церкви Преображения Господня и святителя Николая Чудотворца.
В 1539 году настоятелем пустыни был игумен Леонтий, пустынь стала называться Леванидовой.
В 1545 году обитель обезлюдела, её восстановил в 1560 году строитель Тотемского монастыря Феодосий Суморин. С этого времени пустынь была приписана к Спасо-Суморину монастырю, но снова запустела в конце 16 века.
В 1617 году в пустыни проживали два старца, строителя и иеромонаха не было, служить в церквях было некому. Через год Режская пустынь приписана к Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному Дмитрием Донским в 1380 году на Угреше - левом притоке реки Москвы. В конце 17 века на территории Режской пустыни находились: одна церковь, две жилые кельи и хлебня, проживали иеромонах и 2 старца. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря. За деревянной монастырской оградой располагается скотный двор, при нём жили пять монастырских работников. За монастырём числились пять жилых деревень.
Перед упразднением на территории Режской пустыни стояли две церкви: каменная церковь в честь Преображения Господня, построенная в 1761 году иеромонахом Угрешского монастыря Сергием, и старая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, жили четыре насельника: строитель, иеромонах и два монаха.
В 1764 году Режская пустынь упразднена, церкви обращены в приходские.
Режский приход
В 1800 году прихожане построили вместо деревянной Николаевской церкви каменную теплую церковь с колокольней. Единственный престол освятили во имя святителя Николая Мирликийского.
В 1886 году вместо прежней каменной церкви, построенной монахами, прихожане построили при главной Николаевской церкви вторую - каменную холодную однопрестольную Преображенскую церковь в отдельном корпусе.
В Режский приход входили деревни Куракинской волости Тотемского уезда, расположенные по обоим берегам Режи и на реке Ваге. В них в 1916 году проживали 2441 человек.
Служил священник Александр Васильевич Лавров 1880 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1902 года. Ему помогали диакон Николай Васильевич Яблонский 1862 года рождения и псаломщик Остроумов Николай Алексеевич 1857 года рождения, оба из воспитанников Тотемского духовного училища.
После революции 1917 года
В советское время церкви закрыты, здания их сохранились. Преображенская церковь в настоящее время восстанавливается.
Деревни бывшего Режского прихода на карте, составленной по материалам съёмки 1959 года
Красные цифры – количество жителей в деревнях в 1908 г.
Источники
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Тотемского уезда.
2. Верховской П.В. Населенные недвижимые имения Святого Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. – М., 1909.
3. Григоров Д.А. Тотьма и её окрестности. // Тотьма. Историко-литературный альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1995.
4. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – СПб., 1897.
5. Колесников П.А. Книга ландратской переписи 1717 года… // Северная Русь. Выпуск 2. Архивные источники по истории европейского севера России 18 века. – Вологда, 1973.
6. Малевинский Ф. К истории Николаевской Режской церкви Тотемского уезда. // Вологодские епархиальные ведомости за 1910 год, № 12.
7. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 3. - Вологда, 1908.
8. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни, составленное в 1849 году П. Савваитовым и дополненное в 1896 году Н. Суворовым, в 1911 году – И. Суворовым. – Вологда, 1911.
9. Пугач И.В. Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613-1626 года. – М., 2012.
10. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб., 1877.