Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Перевесьевская Покровская пустынь.

Описание Зверинского В. В. № 1059

«Покровская Перевисьевская мужская пустынь, Вологодской губернии и уезда, ныне село Перевесье Вологодской губернии и уезда Норобовской волости, на границе Ярославской губернии, в 50 верстах на юго-запад от Вологды, при реке Согоже. В 1718 году принадлежала к числу бедных в епархии и в 1732 году в ней было 5 человек братии. В 1764 году упразднена и обращена в приход».

Описание Зверинского В.В. № 684

«Вадожская Богородицкая мужская пустынь Ярославской губернии Ростовского уезда при реке Саре, впадающей в Ростовское озеро (где же?). Основана в 16 столетии преподобным Игнатием, удалившимся из основанного им Спасо-Ломовского монастыря (Пошехонского уезда) на берег реки Сары в Водожскую волость, где, по собрании братии, построил церковь во имя Покрова Богородицы, в которой по кончине в 1591 году 28 декабря и погребен. Мощи его почивают под спудом. Пустынь упразднена в 1764 году. Эта пустынь, по моему мнению, есть одно и тоже, что Спасская при городе Ростове».

Уточнения и дополнения к описаниям Зверинского В.В.

Из описания № 684 понятно, что Василий Васильевич Зверинский сомневался в локализации Вадожской пустыни. Информацию о Вадожской Богородицкой пустыни он взял в «Житиях святых» Димитрия Ростовского, который ошибочно считал, что преподобный Игнатий Ломский устроил две пустыни: Спасо-Ломскую и Вадожскую. В действительности преподобный Игнатий устроил одну единственную Спасо-Ломскую пустынь. Что касается Вадожской Богородицкой, то это та же Покровская Перевесьевская пустынь, названная по-другому. Оба названия верные.
Перевесьевская – пустынь названа по селу Перевесье, Вадожская – пустынь названа по волости (правильное написание волости Водожская, через о). Покровская или Богородицкая – пустынь освящена в честь иконы Божией Матери «Покрова Пресвятой Богородицы, можно называть и Покровской и Богородицкой.
Покровская Перевесьевская (она же Водожская Богородицкая) пустынь устроена в 17 веке, а преподобный Игнатий Ломский умер в 1591 году, мощи святого находятся под спудом в Спасо-Ломской церкви (в настоящее время на территории Череповецкого района).

Местоположение Покровской Перевесьевской пустыни

Пустынь устроена в 1654 году на левом берегу реки Согожи – притоке Шексны. В настоящее время – урочище Перевесье в Пошехонском районе Ярославской области.

Покровская Перевесьевская пустынь

Перевесьевскую пустынь в Вологодском уезде основал друг Иоанна Неронова Григорий Иванов, священник церкви Николая Чудотворца в Лисино.
В 1653 году патриарх Никон начал реформировать Церковь. Многие были недовольны переменами. Священник Иоанн Неронов открыто выступил против патриарха Никона и был отправлен в ссылку в Спасо-Каменный монастырь. В 1654 году Иоанн Неронов из Спасо-Каменного монастыря переводился в Кандалакшский монастырь и несколько дней прожил свободно в Вологде. Григорий Иванов к этому времени уже умер, и Покровскую церковь в новой пустыни освятил Иоанн Неронов.
В 1656 году состоялся Собор, который проклял Ивана Неронова и его единомышленников, как непокоряющихся Церкви. Это было начало раскола в Русской церкви.
После этого некоторые монахи, противники никоновских реформ, стали уходить из больших монастырей в отдаленные малонаселенные места. Появились они и в Перевесьевской пустыни. В 1685 году вышел закон о запрещении церковного раскола в Русском государстве. Раскол был побеждён, но раскольники в некоторых местностях остались надолго. Староверы проживали в окрестностях Перевесья даже в 20-м веке.
В 1722 году в пустыни освящена деревянная холодная Христорождественская церковь.
Бедная малолюдная Перевесьевская пустынь упразднена в 1764 году и обращена в приход (приписаны 58 дворов от Воскресенской Водожской церкви).

Покровская Перевесьевская приходская церковь

В 1781 году прихожане построили новую деревянную Покровскую теплую церковь.
1850 году в селе Перевесье Вологодского уезда стояли две деревянные церкви и деревянная колокольня в отдельном здании.
В 1866 году прихожане построили каменную Покровскую церковь в одной связи с колокольней. Престол в холодном храме освящён в честь иконы Божией Матери «Покрова Пресвятой Богородицы», в теплой церкви справа - Рождества Христова, слева - святителя Николая Мирликийского.
В 19 веке Перевесьевская церковь была приписной к Михаило-Архангельской Норобовской. В 20-м веке Покровская Перевесьевская церковь – самостоятельная приходская.
В 1914 году в приходе проживали 499 православных и 178 раскольников.
Деревни прихода располагались по левому берегу Согожи и правому берегу её притока – Сегжи (за исключением деревни Нелидово).
В церкви служил Журавлёв Иоанн Александрович 1871 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1892 года. Ему помогал псаломщик Иовлев Николай Васильевич 1876 года рождения (выходец из крестьян).

После революции 1917 года

В советское время церковь закрыта, в настоящее время – в развалинах.

Деревни бывшего Перевесьевского прихода на карте, составленной по материалам съёмки 1964 года

 
Деревни Перевесьевского прихода
Красные цифры – количество жителей в деревнях в 1914 году.
 

Источники информации

1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Вологодского уезда.
2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892.
3. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912.
4. Суворов Н. И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год, № 24.
5. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за1865 год.
6. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 16-17 вв. – Вологда, Древности Севера, 2012.

Избранное

Пустыни

Информация

Новости