Библиотека

Метки:
 

Минцкер В. О жизни сельского приходского священника о. Александра Мальцева на переломе истории.

 
<<     Содержание     >>
 
Село Погорельское
14 марта 1902 г. о.Александр по прошению был перемещён на вакантное священническое место к Николаевской церкви села Погорельского Красноярского уезда [9]. Семья из Иркутского переезжает в волостное село Погорельское.
Село Погорельское было большим и богатым. Оно стояло на Енисейском тракте, ведущем на север от Красноярска. Чуть дальше по тракту было село Сухобузим, откуда родом художник В. Суриков. Бабушка знала, что Суриков - её земляк, и говорила об этом. В своих записках В. Суриков пишет: «...Когда меня из Бузима ещё учиться посылали, раз я с дьячком ехал... Въезжаем мы в село Погорелое... Большое село сибирское, у реки, внизу. Спуск крутой...Степь немереная. На север – горы, на юг – лес до китайской границы. Не так уж далеко – Барабинская степь…Места в этом районе Восточной Сибири степные и лесостепные с горами-сопками из розово-красной глины. В берёзовых и хвойных лесах много грибов и ягод. В реках много рыбы. Местные жители – переселенцы из центральной и Малой России и потомки казаков, пришедших с Ермаком... Дома крепкие, дворы замощены тёсаными брёвнами… Жестокая жизнь в Сибири. Прямо не 19-й, а 17-й век. Кулачные бои зимой на Енисее… Недалеко, через Енисей, - Торгашинская станица…[36]»
Население занималось хлебопашеством. Многие крестьяне были зажиточными.
Погорельское – первый станок (ямщицкая станция) на Енисейском тракте после Красноярска. Погорельское было волостным селом. Волость граничила с юга – с Покровской и Зеледеевской волостями, с севера – с Сухобузимской волостью. В селе действовала старейшая сельская школа. Николаевская Погорельская церковь построена в 1817 г. Она каменная и по архитектуре схожа с уральскими храмами. Прежняя деревянная церковь сгорела.
 
В Погорельском (бабушка говорила Погорелка) у Мальцевых родились Елена и Алфей. Детей называли строго по святцам. В семье было семеро детей. В доме жил безродный дедушка Осей. Обстановка в доме Мальцевых была городская. Хозяйство вела матушка Надежда. На ней же было дошкольное образование детей. Гувернанток, кухарок в семье священника держать не было принято. Дом был казённым, церковным. У семьи в хозяйстве были лошадь, корова, птица.
 
Прадед очень любил детей, много с ними занимался. Рассказывал сказки, которые сам сочинял. Читал стихи любимых народных поэтов И. Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова. Об отце бабушка рассказывала, что он был шутником, по-доброму подсмеивался над женой и детьми. Детям он всегда делал послабления во время постов. В проповедях прадед, по бабушкиным словам, мог позволить вольности, допуская некоторые отступления от канонов. За это прабабушка Надежда очень сердилась и ругала мужа. Она была особо религиозной. Прадед хорошо пел тенором. У него были светлые голубые глаза, рыжеватые волосы, высокий лоб, открытая и добрая улыбка. Он умел общаться глазами. В них проглядывалась чистая, умеющая любить душа. Этот образ, переданный мне бабушкой, я храню в своей памяти. Я вижу его отчётливо, хотя никогда с прадедом не встречался.
Прабабушка в Погорелке была сельской повивальной бабкой – женщиной, принимавшей роды, акушеркой. Это занятие она переняла от вологодской родственницы Павлы Лысковой. Знания по медицине и акушерству Надежда получила в Вологодских епархиальном женском училище и Повивальной школе при Вологодском женском благотворительном обществе. Бабушка называла её повитухой. К Надежде часто обращались за медицинскими советами и помощью.
 
Сыновья о. Александра учились в Красноярских духовном училище и семинарии. Когда бабушка Александра подросла, отец отправил её учиться в Красноярск в епархиальное женское училище [19]. Женские епархиальные училища были созданы для дочерей православного духовенства. Дочери Александра Мальцева, Александра, и Елена окончили епархиальное женское училище. Курс преподаваемых предметов в светских гимназиях, духовных и епархиальных женских училищах был, примерно один и тот же. Обучение было шестилетним, но был и седьмой «учительский» класс. В училище Александра и Елена поступали в 12 лет. До этого они проходили обучение домашнее и в начальной школе. Епархиалок воспитывали в духе православия и народности, высокого достоинства и нравственности. Выпускницы могли служить домашними учителями и учителями начальной школы. Службу в начальной школе и выбрала моя бабушка Саня.
Учась в Красноярске, бабушка познакомилась с семинаристом Николаем Осиповым, будущим мужем. Он учился вместе с её братом Петром и бывал в доме о. Александра. В 1910 г. бабушка выходит замуж за приятеля брата по семинарии, Николая Александровича Осипова. Окончив семинарию, Николай поступает в 1910 г. на службу учителем начальной школы в селе Талое. Александра и Николай вместе работали в сельской начальной народной школе. Вскоре молодая семья переезжает из с.Талое в город Канск.
 
Детей Александр Мальцев воспитал очень дружными. Братья и сёстры всегда стараются быть и жить вместе или близко друг от друга. Всегда приходят на выручку, всегда помогают морально, материально и физически. Родственные связи в семье были крепкими. Когда умерла Надежда Мальцева, старшая дочь Александра, как мать, опекала младших братьев и сестру. Окончив учёбу, они приезжали к Александре в Канск. Именно здесь начиналась их взрослая жизнь.
 
Старший сын прадеда, Пётр, был приверженцем социалистических идей. Он принимал участие в революционных выступлениях красноярских рабочих, студентов и семинаристов, во Всероссийской стачке слушателей духовных семинарий и академий в 1906-07 гг. На знаменитых «Красноярских столбах» в это время появилось написанное краской воззвание против царизма. Пётр Мальцев, участвовал в революционном движении в Красноярске и был членом кружка революционера Чернышёва [38]. Участвовал он и в создании надписи "Свобода" на отвесной скале третьего столба. За это в 1906 г. Пётр был арестован по обвинению в антиправительственной деятельности [20]. А прадед, священник Александр Мальцев, был вызван к архиерею Евфимию для "беседы".
 
В погорельском доме о.Александра часто собирались представители местной сельской интеллигенции. Пили чай, играли в лото, обсуждали волнующие проблемы, вместе читали вслух. В дом иногда заходил урядник. Он беседовал, выяснял настроения, интересовался Петром.
О. Александр хорошо знал своих прихожан. Он беседовал с ними, наблюдал за исполнением правил христианской нравственности, делал, при необходимости, внушения. О. Александр часто советом помогал прихожанам, а матушка Надежда оказывала медицинскую помощь. В главные моменты жизни именно к о. Александру - крещение, венчание, смерть, и к Надежде - рождение, обращались прихожане, жители Погорелки. Приходский священник о. Александр был наставником и блюстителем нравственности, сдерживая сельчан от пьянства, азартных игр, сквернословия, безнравственности, воровства.
 
За период до 1913 г., Енисейскую и Красноярскую епархию возглавляли достойные, преданные православному делу епископы. Церковные историки отмечают епископа Евфимия, который служил с 1899 по 1913 гг. и сделал много полезного для Енисейской и Красноярской епархии, пользовался большим уважением духовенства [29]. Владыкой Евфимием о. Александр был награждён в 1912 г. за службу камилавкой [10].
После смерти епископа Евфимия в январе 1913 г. епархию возглавил епископ Никон. У прадеда отношения с епископом Никоном не сложились с их первой встречи в мае 1913 г. Встреча произошла во время ознакомительной поездки епископа по епархии. Первая остановка и ночлег были в селе Погорельском [11]. Прадеда отличали независимый характер, высокое чувство чести, достоинства и справедливости, он не допускал чинопочитания и выслуживания перед начальством. Новый епископ выискивал недостатки, недоработки, «нерешённые дела» и допустил резкие и обидные замечания.
Церковные историки отмечают [27], что владыка Никон, «обладая деспотичным характером, ... терроризировал местное духовенство». В епархии происходят большие перемещения и отстранения священников от службы [11-14].  Епархиальный съезд 1917 г. обвинил епископа Никона в  издевательстве над духовенством, пренебрежительном отношении к личности, небрежном отношении к  простому народу, официальной лжи, в том, что он  поддерживал в епархии доносительство, допускал грубую брань в адрес служителей церкви [28]. Верховная церковная власть по результатам Енисейского епархиального съезда приняла решение отрешить Никона от управления епархией. В ответ, лишенный епископского сана, Никон отрёкся от Русской православной церкви [29]. Судьба не пощадила Никона за вероотступничество. В разгар гражданской войны он погибает.
 
<<     Содержание     >>
 

Избранное

Пустыни

Информация

Новости