Православные приходы и
монастыри Севера

Минцкер В. О жизни сельского приходского священника о. Александра Мальцева на переломе истории.

О жизни священника о.Александра Мальцева по воспоминаниям Осиповой (Мальцевой) Александры Александровны, Мальцева Антонина Александровича и на основании: документов Государственных архивов Красноярского края и Вологодской обл.; Вологодских епархиальных ведомостей; Енисейских епархиальных ведомостей за 1897-1919 гг; исторических материалов, размещённых в Интернете.

1. Вологодская губерния

2. Переезд в Енисейскую губернию

3. Село Погорельское

4. Трудные времена

5. На переломе истории

6. Судьба храмов - наша история

7. Библиография

1. Вологодская губерния

О прадеде мне рассказывали бабушка Александра Александровна Осипова и её брат, Антонин Александрович Мальцев. Много я узнал, занимаясь родословием семьи и читая Вологодские и Енисейские епархиальные ведомости.

Александр, был старшим сыном диакона Режской Николаевской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии Афиногена Васильевича Мальцева и дочери дьячка Александры Ираклионовны (Сиземской) [3,4]. В семье было три сына и три дочери. Диакон Афиноген Мальцев готовил старшего сына, Александра, к пастырской службе. Юношеской мечтой Александра было - стать учителем, но он подчинился воле отца. После окончания семинарии Александр поступает на службу псаломщиком Николаевского собора в уездном городе Кадников [5]. Вскоре он женится на дочери диакона этого собора, Надежде Прокопьевне Лысковой [6] и занимает диаконское место тестя. Младшие братья Александра окончили духовное училище, Московский Императорский университет и стали провизорами. Две сестры служили учителями в церковно-приходских школах.

Пять поколений предков священно-церковнослужителей Мальцевых, жили и служили при Режской Николаевской церкви. Первый известный по ревизиям 1795, 1811 гг. [1] предок, причётник Логин Иванов Попов, родился в 1738 г. Семинарская фамилия Мальцев появилась в 1811 г.[1, 2] у Стефана Макарова. Режская Николаевская церковь в 16-17 веках была приписана к Тотемскому Спасо-Суморину монастырю. Церковь стояла в деревне Монастырская в составе Евфимиевой пустыни, основанной преподобным Феодосием Сумориным. В 17 веке пустынь запустела и упразднилась от монастыря, а церковь стала приходской. В Монастырской и жили поколения клириков и причётников Мальцевых. Здесь в 1867 г. родился и Александр Мальцев.

2. Переезд в Енисейскую губернию

В феврале 1897 г. диакон Александр Афиногенович Мальцев с женой Надеждой Прокопьевной и детьми Петром, Александрой, Руфином и Прокопием прибыл в Красноярск. Семью встречал брат Надежды, Иван Прокопьевич Лысков. По прошению диакону Александру Мальцеву в январе 1897 г. было предоставлено священническое место при церкви села Иркутское Красноярского округа [7].

Переезд в Сибирь состоялся из желания получить священническое место и по совету брата прабабушки, Ивана Лыскова, который в это время служил преподавателем Красноярского Духовного училища и имел чин надворного советника [8]. В марте Александр был принят на службу в Енисейскую епархию, рукоположен в священника, и семья прибывает на место службы в село Иркутское Погорельской волости Красноярского уезда Енисейской губернии. Здесь в мае 1897 г. родился четвёртый сын – Антонин. Перемещение на службу в Сибирь показывает решительный характер Александра Мальцева и его уверенность в способности к пастырской службе и содержанию семьи на новом месте. В Кадникове семья оставила собственный дом и многочисленных родственников. Путь Александра и Надежды (на седьмом месяце беременности) с детьми восьми, шести, четырёх и трёх лет из Кадникова в село Иркутское на гужевом транспорте и поездом с многочисленными пересадками и ночёвками в Вологде, Москве, Челябинске, Красноярске был трудным и занял около 20 дней.

Особенностью Красноярского уезда, где предстояло служить прадеду, было наличие старожильческого и переселенческого населения [30]. В числе переселенцев были ссыльные по политическим и уголовным приговорам. В Красноярске и окрестных сёлах в 19-м веке отбывали ссылку: декабристы, революционеры-«петрашевцы», участники польского восстания, политические преступники. Их влияние сказывалось на формировании характера местного населения. И религиозные традиции енисейской деревни менялись под влиянием переселенцев. Степень прочности этих традиций определяла социальный и нравственный облик деревни и крестьян, которые были не столь религиозными, как крестьяне европейской России.

Село Иркутское [35] от епархиального города и ближайшей железнодорожной станции Красноярск находилось в 45 верстах, от волостного правления в селе Погорельском в 8 верстах. Церковь в приходе была деревянная, однопрестольная, в честь Казанской иконы Божией Матери. Иркутский Богородице-Казанский приход состоял из села Иркутского и деревень Татарской и Шипулиной, находящихся от села в 10 верстах. В селе Иркутском имелась церковно-приходская школа. Штатный причт состоял из священника с жалованием в 590 руб. и псаломщика с жалованием в 220 руб. Это в три раза больше, чем в Вологодской епархии. Священник за преподавание Закона Божьего получал ещё 60 руб. в год.

Причтовых домов было два, оба - в неудовлетворительном состоянии. Земли при церкви состояло - усадебной 3 десятины, пахотной 5 десятин, сенокосной 56 десятин.

В 1901 г. случился пожар, в котором деревянная церковь сгорела. Сельский сход принял решение о постройке молитвенного дома.

3. Село Погорельское

14 марта 1902 г. о.Александр по прошению был перемещён на вакантное священническое место к Николаевской церкви села Погорельского Красноярского уезда [9]. Семья из Иркутского переезжает в волостное село Погорельское.

Село Погорельское было большим и богатым. Оно стояло на Енисейском тракте, ведущем на север от Красноярска. Чуть дальше по тракту было село Сухобузим, откуда родом художник В. Суриков. Бабушка знала, что Суриков - её земляк, и говорила об этом. В своих записках В. Суриков пишет: «...Когда меня из Бузима ещё учиться посылали, раз я с дьячком ехал... Въезжаем мы в село Погорелое... Большое село сибирское, у реки, внизу. Спуск крутой...Степь немереная. На север – горы, на юг – лес до китайской границы. Не так уж далеко – Барабинская степь…Места в этом районе Восточной Сибири степные и лесостепные с горами-сопками из розово-красной глины. В берёзовых и хвойных лесах много грибов и ягод. В реках много рыбы. Местные жители – переселенцы из центральной и Малой России и потомки казаков, пришедших с Ермаком... Дома крепкие, дворы замощены тёсаными брёвнами… Жестокая жизнь в Сибири. Прямо не 19-й, а 17-й век. Кулачные бои зимой на Енисее… Недалеко, через Енисей, - Торгашинская станица…[36]»

Население занималось хлебопашеством. Многие крестьяне были зажиточными.

Погорельское – первый станок (ямщицкая станция) на Енисейском тракте после Красноярска. Погорельское было волостным селом. Волость граничила с юга – с Покровской и Зеледеевской волостями, с севера – с Сухобузимской волостью. В селе действовала старейшая сельская школа. Николаевская Погорельская церковь построена в 1817 г. Она каменная и по архитектуре схожа с уральскими храмами. Прежняя деревянная церковь сгорела.

В Погорельском (бабушка говорила Погорелка) у Мальцевых родились Елена и Алфей. Детей называли строго по святцам. В семье было семеро детей. В доме жил безродный дедушка Осей. Обстановка в доме Мальцевых была городская. Хозяйство вела матушка Надежда. На ней же было дошкольное образование детей. Гувернанток, кухарок в семье священника держать не было принято. Дом был казённым, церковным. У семьи в хозяйстве были лошадь, корова, птица.

Прадед очень любил детей, много с ними занимался. Рассказывал сказки, которые сам сочинял. Читал стихи любимых народных поэтов И. Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова. Об отце бабушка рассказывала, что он был шутником, по-доброму подсмеивался над женой и детьми. Детям он всегда делал послабления во время постов. В проповедях прадед, по бабушкиным словам, мог позволить вольности, допуская некоторые отступления от канонов. За это прабабушка Надежда очень сердилась и ругала мужа. Она была особо религиозной. Прадед хорошо пел тенором. У него были светлые голубые глаза, рыжеватые волосы, высокий лоб, открытая и добрая улыбка. Он умел общаться глазами. В них проглядывалась чистая, умеющая любить душа. Этот образ, переданный мне бабушкой, я храню в своей памяти. Я вижу его отчётливо, хотя никогда с прадедом не встречался.

Прабабушка в Погорелке была сельской повивальной бабкой – женщиной, принимавшей роды, акушеркой. Это занятие она переняла от вологодской родственницы Павлы Лысковой. Знания по медицине и акушерству Надежда получила в Вологодских епархиальном женском училище и Повивальной школе при Вологодском женском благотворительном обществе. Бабушка называла её повитухой. К Надежде часто обращались за медицинскими советами и помощью.

Сыновья о. Александра учились в Красноярских духовном училище и семинарии. Когда бабушка Александра подросла, отец отправил её учиться в Красноярск в епархиальное женское училище [19]. Женские епархиальные училища были созданы для дочерей православного духовенства. Дочери Александра Мальцева, Александра, и Елена окончили епархиальное женское училище. Курс преподаваемых предметов в светских гимназиях, духовных и епархиальных женских училищах был, примерно один и тот же. Обучение было шестилетним, но был и седьмой «учительский» класс. В училище Александра и Елена поступали в 12 лет. До этого они проходили обучение домашнее и в начальной школе. Епархиалок воспитывали в духе православия и народности, высокого достоинства и нравственности. Выпускницы могли служить домашними учителями и учителями начальной школы. Службу в начальной школе и выбрала моя бабушка Саня.

Учась в Красноярске, бабушка познакомилась с семинаристом Николаем Осиповым, будущим мужем. Он учился вместе с её братом Петром и бывал в доме о. Александра. В 1910 г. бабушка выходит замуж за приятеля брата по семинарии, Николая Александровича Осипова. Окончив семинарию, Николай поступает в 1910 г. на службу учителем начальной школы в селе Талое. Александра и Николай вместе работали в сельской начальной народной школе. Вскоре молодая семья переезжает из с.Талое в город Канск.

Детей Александр Мальцев воспитал очень дружными. Братья и сёстры всегда стараются быть и жить вместе или близко друг от друга. Всегда приходят на выручку, всегда помогают морально, материально и физически. Родственные связи в семье были крепкими. Когда умерла Надежда Мальцева, старшая дочь Александра, как мать, опекала младших братьев и сестру. Окончив учёбу, они приезжали к Александре в Канск. Именно здесь начиналась их взрослая жизнь.

Старший сын прадеда, Пётр, был приверженцем социалистических идей. Он принимал участие в революционных выступлениях красноярских рабочих, студентов и семинаристов, во Всероссийской стачке слушателей духовных семинарий и академий в 1906-07 гг. На знаменитых «Красноярских столбах» в это время появилось написанное краской воззвание против царизма. Пётр Мальцев, участвовал в революционном движении в Красноярске и был членом кружка революционера Чернышёва [38]. Участвовал он и в создании надписи "Свобода" на отвесной скале третьего столба. За это в 1906 г. Пётр был арестован по обвинению в антиправительственной деятельности [20]. А прадед, священник Александр Мальцев, был вызван к архиерею Евфимию для "беседы".

В погорельском доме о.Александра часто собирались представители местной сельской интеллигенции. Пили чай, играли в лото, обсуждали волнующие проблемы, вместе читали вслух. В дом иногда заходил урядник. Он беседовал, выяснял настроения, интересовался Петром.

О. Александр хорошо знал своих прихожан. Он беседовал с ними, наблюдал за исполнением правил христианской нравственности, делал, при необходимости, внушения. О. Александр часто советом помогал прихожанам, а матушка Надежда оказывала медицинскую помощь. В главные моменты жизни именно к о. Александру - крещение, венчание, смерть, и к Надежде - рождение, обращались прихожане, жители Погорелки. Приходский священник о. Александр был наставником и блюстителем нравственности, сдерживая сельчан от пьянства, азартных игр, сквернословия, безнравственности, воровства.

За период до 1913 г., Енисейскую и Красноярскую епархию возглавляли достойные, преданные православному делу епископы. Церковные историки отмечают епископа Евфимия, который служил с 1899 по 1913 гг. и сделал много полезного для Енисейской и Красноярской епархии, пользовался большим уважением духовенства [29]. Владыкой Евфимием о. Александр был награждён в 1912 г. за службу камилавкой [10].

После смерти епископа Евфимия в январе 1913 г. епархию возглавил епископ Никон. У прадеда отношения с епископом Никоном не сложились с их первой встречи в мае 1913 г. Встреча произошла во время ознакомительной поездки епископа по епархии. Первая остановка и ночлег были в селе Погорельском [11]. Прадеда отличали независимый характер, высокое чувство чести, достоинства и справедливости, он не допускал чинопочитания и выслуживания перед начальством. Новый епископ выискивал недостатки, недоработки, «нерешённые дела» и допустил резкие и обидные замечания.

Церковные историки отмечают [27], что владыка Никон, «обладая деспотичным характером, ... терроризировал местное духовенство». В епархии происходят большие перемещения и отстранения священников от службы [11-14].  Епархиальный съезд 1917 г. обвинил епископа Никона в  издевательстве над духовенством, пренебрежительном отношении к личности, небрежном отношении к  простому народу, официальной лжи, в том, что он  поддерживал в епархии доносительство, допускал грубую брань в адрес служителей церкви [28]. Верховная церковная власть по результатам Енисейского епархиального съезда приняла решение отрешить Никона от управления епархией. В ответ, лишенный епископского сана, Никон отрёкся от Русской православной церкви [29]. Судьба не пощадила Никона за вероотступничество. В разгар гражданской войны он погибает.

4. Трудные времена

Прабабушка Надежда Мальцева умерла в 1913 г. Прадеду вскоре после смерти жены было запрещено священнослужение, и он освобождает приход и церковный дом. Это произошло из-за плохих отношений с новым архиереем, как говорила бабушка. Также она связывала запрещение с невыполнением прадедом указаний архиерея об упоминании в проповеди отрешения от церкви Льва Толстого и с сыном - революционером. Официально, о. Александру за нарушения указаний епархиального начальства сделали запрещение в службе и он, лишённый церковного дома и дохода, переместился в монастырь. С 15 октября 1913 г. священником Погорельской церкви стал протоиерей Евгений Левитский [12]. Закончилась счастливая жизнь в Погорелке, где Александр и Надежда растили детей, отдавали духовные силы и умение прихожанам, пользовались большим уважением. Не стало Надежды, которая ревностно следила за соблюдением мужем канонов службы и указаний церковного начальства.

Запрещение в священнослужении было связано и со смертью прабабушки. Священники часто уходили в монастырь, овдовев. Служение вдовцов разрешалось по решению епархиального архиерея. Также можно было переместиться на псаломщическое место. У о. Александра отношения с новым епископом Енисейским и Красноярским Никоном не складывались. Прадед архиерейского разрешения служить не получил. Капитала и дома он не нажил, светской профессии не было, дети содержать его не могли. Дом был церковным, нужно было его освобождать для нового священника. Прадед, по своему желанию, удалился в монастырь.

В монастыре прадед пробыл недолго. Он дождался вакантного места псаломщика и с января 1914 г. запрещённый священник Александр Мальцев был определён псаломщиком к церкви села Мокрушенское Енисейского уезда [13]. В 20 веке строгого ограничения на служение овдовевших священников не было, но второй раз жениться они не могли. Многие приходы епархии имели вакансии священников, и уже в октябре 1915 г. псаломщик, запрещённый в священнослужении священник Александр Мальцев, был вновь определён священником в село Изыкчуль Ачинского уезда [14]. Изыкчульский Троицкий приход [23] был открыт в 1914 г., но церкви в приходе не было, а имелся временный молитвенный дом. Домов для притча не было. Село было бедным, не было хорошей земли.

Несмотря на служебные осложнения, прадеду удалось всем детям дать хорошее образование [18,19]. Красноярскую духовную семинарию окончили его три старших сына. Пётр стал учителем народного училища, Прокопий - псаломщиком [17]. Красноярское духовное училище окончили младшие сыновья. Красноярское женское епархиальное училище окончили дочери, Александра и Елена. В советское время дети священника Мальцевы становятся учителями, преподавателями, бухгалтерами, экономистами. Пётр был учителем в Красноярске [21]. Прокопий в августе 1919 г. вышел из духовного сословия [16] и стал бухгалтером. В 1937г. Прокопий, бухгалтер Красноярского гидроаэропорта, по ложному доносу был обвинён в контрреволюционной агитации и расстрелян [37]. Александра прожила долгую жизнь. Сорок лет она проработала учителем начальных школ Канска и Москвы. Антонин, участник гражданской и Великой Отечественной войн, был экономистом на крупном оборонном заводе. Елена работала преподавателем на кафедре истории высшего учебного заведения в Москве. Алфей был главным бухгалтером пищевых комбинатов Вологды и Воронежа.

В Изыкчульском приходе прадед прослужил два года. На сайте Ачинского благочиния указано [22], что «в 1916 г. о. Александр Мальцев заведует (так записано) Ново-Никольским Николаевским (Большой Улуй), а в 1917-1918 гг. - Тургеневским Серафимовским приходами Ачинского уезда». Одновременно со службой прадед учительствовал в церковно-приходских и народных школах и был их попечителем. Его мачта быть учителем реализовалась. В апреле 1919 г. священник-учитель о. Александр Мальцев перемещается к Троицкой церкви села Талое Погорельской волости Красноярского уезда [15]. Он стал настоятелем Тальского Троицкого прихода [25]. Село Талое находится совсем рядом с селом Погорельским, в котором семья прожила одиннадцать счастливых лет. Прадед мечтал вернуться в Погорелку. После шести лет скитаний по приходам епархии мечта, практически, осуществилась.

5. На переломе истории

Но о. Александр увидел уже не прежнюю Погорельскую волость. В Сибири с апреля 1917 г. начинает устанавливаться Советская власть. В октябре - декабре 1917 г. она установилась в большинстве районов Сибири. В январе - ноябре 1918 г., так называемая, 1-я Советская власть была уже повсеместно, но она продержалась недолго. В ноябре 1918 г., после военного переворота, власть в Сибири взял адмирал Колчак.

В таёжных районах к северу от Транссибирской магистрали под руководством большевиков действовала партизанская армия, которая вела борьбу с колчаковцами.

Первая мировая война способствовала маргинализации сельского общества, а революция – появлению в деревне людей, прошедших в окопах и тыловых гарнизонах школу политической борьбы, безбожия и готовых к сокрушению прежних устоев жизни. Начавшаяся гражданская война усилила антирелигиозные настроения в деревне. Партизаны испытывали неприязнь к интеллигентным и авторитетным среди крестьян священнослужителям. При захвате селений они часто подвергали духовенство уничтожению, демонстративно показывали пренебрежение к православным святыням и помогали своим сторонникам в деревнях расправляться из личной неприязни с местными священниками [31].

Приходские священники, носители высокой культуры, стремились к нравственному и культурному развитию паствы. Но они находились на содержании верующих и оказались социально незащищённой категорией населения.

История сыграла злую шутку. Близкие Александра Мальцева во время Гражданской войны оказались на разных противоборствующих сторонах. Сын Руфин Мальцев и зять Николай Осипов были офицерами армии Колчака. Они участвовали в Великом сибирском ледяном походе колчаковской армии из Омска в Иркутск, во время которого Руфин, прапорщик отдельного конного дивизиона Отдельной Добровольческой стрелковой бригады, погиб [33]. Младшая дочь, Елена, и её муж, Григорий Бобылев, были партизанами Тасеевской советской республики. Зять, Григорий Бобылев, входил в руководство партизанской армии, был членом Канского уездного Ревкома. Сын Антонин был мобилизован в Красную армию. О. Александр был верен церковной присяге на верноподданство и не приветствовал отречение царя, был противником насилия и братоубийственной войны, его страшили ломка вековых устоев и вовлечение семьи в кровопролитную гражданскую войну.

Верховная власть Колчака не удержалась. В январе началось отступление колчаковской армии из Омска на Иркутск [34], а в феврале 1919 г. Колчак был смещён и расстрелян. В марте в Иркутск вошла 5-я Красная армия. С августа 1919 г. высшим органом власти стал Сибирский революционный комитет.

В 1919-20 гг. в Сибири устанавливается, так называемая, 2-я Советская власть [39]. С победой Советской власти членами первых комячеек, бывшими партизанами и милиционерами началось преследование «контрреволюционеров» – сельской интеллигенции, которое часто заканчивалось самосудом. Катится волна раскрывания «белогвардейских» заговоров [31]. Закрываются церкви. Преследуются, подвергаются репрессиям священнослужители и их семьи. Многие священники были мученически убиты. После октябрьского переворота и установления советской власти жизнь приходов и монастырей осложнилась, многие были закрыты. В результате уничтожения приходов, храмов, монастырей и самих священников по всей России происходит «бродяжничество» священников, церковнослужителей, монахов. О. Александр надеялся на непрочность и скорое падение нового государственного строя, он был за прекращение насилия и братоубийственной смуты. Особую тревогу вызывали гонения на церковь и веру, закрытие храмов и монастырей, реквизиция церковных ценностей, репрессии в отношении духовенства. Но о. Александр не участвовал в политических акциях, хотя был приверженцем вековых устоев России. Он оставался проповедником христианства, православия и гуманизма. О. Александр продолжает жить в с. Талая, но часто бывает в Канске у дочери Александры. Живя в богоборческое время у дочери, о. Александр приезжал в свой приход по праздникам и по вызову прихожан.

В 1920-21 гг. по Сибири катится волна крестьянских восстаний против советской власти. Крестьяне восстали против мобилизации в Красную армию и продразвёрстки, которая оставляла крестьян без хлеба. В вооружённом протесте приняли участие и партизаны, воевавшие против белогвардейских войск и чехословацкого корпуса в 1918-1919 гг.

Центром одного из таких восстаний [32] было село Зеледеево, что рядом с сёлами Талая и Погорельское. Пик восстания пришёлся на октябрь – ноябрь 1920 г. Конец повстанчества – 1922-25 гг. Район от Ачинска до Канска был зоной волнений и восстаний. Крестьяне отказывались выполнять продразвёрстку, прекратили отсыпку хлеба и доставку фуража и дров, отказывались от мобилизации в Красную армию, массово дезертировали из неё. Семьи дезертиров подвергались репрессиям.

Действовала повстанческая армия [31]. В ней насчитывалось до 500 штыков и 50 сабель. У повстанцев был штаб, лазарет с врачом и медсёстрами. Командный состав состоял из колчаковских офицеров. Кроме крестьян, в повстанческой армии было много дезертиров из отступавшей на Дальний Восток колчаковской армии – унтер-офицеров и солдат.

Ликвидация восстаний продолжалась до марта 1921 г. Мелкие отряды повстанцев ушли в тайгу и действовали до 1922 г.

В Сибири и Поволжье в 1920-21 гг. был массовый голод. Причиной голода была продразвёрстка. Для помощи голодающим бабушка и прадед сдали в эти годы драгоценности, оставшиеся от прабабушки Надежды в фонд голодающих.

Погорельские крестьяне тоже были вовлечены в восстание против мобилизации и продразвёрстки.

Выдержка из докладной записки [31,32] начальника политотделения Красноярского гарнизона в политотдел 5 армии Восточно-сибирского военного округа (орфография сохранена):

"...Красноярск, 6 декабря 1920 г. Вокруг ближайших к Красноярску сёл во время отступления колчаковской армии произошли решительные бои за обладание Красноярском, были разгромлены колчаковцы... Было оставлено много казённого и частного имущества, которое подверглось мародёрскому разграблению со стороны крестьянства… Этим положением не могла не воспользоваться контрреволюция… Местное кулачьё и спекулятивная часть населения начали организовываться и объединились на сходах... Контрреволюция не дремала, она вила свои… сети, развивая агитацию и провокацию… Контрреволюция имела в виду Минино - Зеледеево, как ядро, с которого должен начаться взрыв... имелось в виду поднять весь край...

...Одним из следующих сёл - после Минино и Зеледеево по своей реакционности является Погорельское. Будучи на тракте и первым крупным станком…, это село по своей истории отличается особой спекулятивностью и образцовым пьянством... здесь вы не увидите на поле более или менее внушительных засевов... Зато сплошь и рядом во дворах вы увидите косилку, железные грабли... Сельскохозяйственный инвентарь достался в результате разграбления вместе с колчаковцами населения Заманья после ухода оттуда паризанской армии... "Хлеборобы" эти представляют из себя довольно бдагодатную почву для контрреволюционной агитации... Всякая агитация революционная здесь только раздражает людей, создавая им препятствия устроить свои делишки... Сюда тоже направлены взоры контрреволюции, и ползут они по Енисейскому тракту, ...базируясь на кулацком элементе..."

В Погорельском у о. Александра происходит столкновение с бывшими прихожанами и представителями советской власти. Прадеда забивают до смерти. Бабушка рассказывала, что это произошло во время конфискации имущества и запасов зерна знакомых крестьян Погорелки. А прадед за этих раскулачиваемых крестьян, как истинный христианин и гуманист, заступился. И поплатился жизнью! О. Александр Мальцев – жертва Зеледеевского восстания.

У бабушки от отца остался большой серебряный наперсный крест, но он не сохранился. Бабушка обменяла его в 1943 г. на продукты для беременной дочери в магазине «Торгсин».

Не осталось ни одной фотографии прадеда. Я спрашивал бабушкиного брата, Антонина, почему не сохранили? Он ответил: «…такое время было, что приходилось скрывать своё происхождение от священника. Могли быть настолько серьёзные неприятности, что все фотографии и документы мы уничтожили. Ни фото, ни документов, указывающих на отца – священника, брата Руфина и твоего деда Николая - офицеров, не осталось ни у меня, ни у Петра, ни у Прокопия, ни у Алфея, ни у Лены, ни у твоей бабушки…» Но ведь и прабабушкиной фотографии не осталось. Много было переездов, и дети Мальцевы, уезжая из Погорелки на учёбу, не возвращались уже назад. Прадед часто менял казённые дома и всё имущество, книги, фото оставил и утерял при переездах.

И всё-таки история смерти прадеда имеет для меня какую-то тайну. Бабушка рассказывала о ней неохотно и скупо. Но, может быть, ей просто было больно вспоминать.

6. Судьба храмов - наша история

Прошло много лет, и Погорелка «нашла меня». Неожиданно я получил письмо от учителя истории из Красноярска. Татьяна Владимировна нашла меня по Интернету, узнав, что мой прадед служил в Погорельском, и просит рассказать о прадеде. Она с учениками проводит исследование по жизни приходского духовенства и собирает для этого материал.

По просьбе учителя я отослал ей рассказ о прадеде Александре Афиногеновиче Мальцеве, священнике. В ответ пришло письмо:

"...Спасибо за информацию. Работу в архиве буду продолжать, если что найду, отправлю Вам. Дело в том, что деревня Погорелка - моя малая Родина. В этом селе с 30-х годов 20 века живёт моя бабушка, родилась мама.

Церкви в деревне уже нет. В годы Советской власти она была разрушена, но не совсем. Церковь построена в 1821 г., каменная. В здании церкви в годы Советской власти находилась местная деревенская администрация. Сейчас там фельдшерский пункт. По рассказам бабушки за церковью располагалось кладбище. Постепенно надгробия были уничтожены и теперь это поляна, на которой местные жители пасут скот. Я помню в детстве, когда играли на поляне, встречали аккуратно выложенные камни. Старшие нам строго настрого запрещали близко к ним подходить. Когда подросла, бабушка сказала, что это - могилы священнослужителей и их семей. Сейчас следов от могил не осталось никаких.

В настоящее время от былого величия д. Погорелки не осталось ничего. От местных жителей осталось только несколько старых дворов. Остальные дома - дачи. Не даёт погибнуть деревне лишь близкое расположение к Красноярску. Деревня Иркутское находится в худшем положении. Отдалённость от трассы, г. Красноярска, распад или развал колхоза сделали своё пагубное дело. Деревня Иркутское совсем погибает. Если в Погорелке ещё есть напоминание о церкви, то в Иркутском от храма ничего не осталось..."

Судьба храмов, в которых служил о. Александр, трагическая. Нет храмов в Иркутском, Погорельском. В 1930 г. церковь в селе Талое разобрали и перевезли в д. Булановка и построили из неё клуб. В доме священника в Талой сейчас находится сельсовет.

А на Вологодчине сохранились Николаевская и Преображенская церкви Режского Николаевского прихода, при котором родился прадед Александр Мальцев. Николаевскую церковь использовали под маслозавод, а в Преображенской были склад зерна и спортивный школьный зал. Величественная Преображенская церковь сейчас восстанавливается на средства жителей деревни Монастырская и потомков бывших жителей при взаимодействии с местной администрацией, управлением Вологодской епархии и священником прихода. В церкви частично сохранилась богатая настенная роспись «деяния Христа». В 2014 г. началось восстановление храма, отремонтированы кровля и главный купол, вставлены окна. Летом 2016 г., с торжественным богослужением, на главном куполе храма установлен новый крест взамен утраченного. Как хотелось бы, чтобы и Погорельская Николаевская церковь была восстановлена.

Я в трудные минуты жизни думаю о прадеде Александре, как образце пастырского служения, необыкновенной доброты, высокой нравственности, порядочности, стойкости к жизненным невзгодам, как жертве братоубийственного противостояния.

Представляю себе разговор с прадедом. Он улыбнулся бы и сказал: "...тяжёлое было время, и о нём лучше не вспоминать, лучше молчать. А судить никто не в праве, и ты не суди. Логика поступков людей прошлых поколений недоступна нам. И чем дальше, тем труднее понимать.

Цели в Истории, как правило, благие. А способы их достижения слишком часто были чудовищными. Поэтому в гражданской войне не было героев, были только участники. И среди красных, и среди белых. Они все были жертвами, достойными уважения и сострадания. Одни боролись и погибали за светлое будущее, другие - за Веру Православную и Отечество. И те, и другие считали своим долгом убивать друг друга.

Проиграли…Проиграют все. Победители окажутся побеждёнными. Побеждённые не испытают от этого радости. Остаётся одно - покаяние..."

 
Режская Преображенская церковь

Фото: Режская Преображенская церковь в д. Монастырская Сямженского района Вологодской обл. 2016 г. Родина о. Александра Мальцева.
Фото опубликовано в группе VK Ремонт храма Преображения Господня в Реже

7. Библиография

1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ревизская сказка за 1811г. Режская Николаевская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии.

2. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 496. Оп. 19. Д. 480. Исповедные ведомости Тотемского уезда Вологодской епархии за 1801 год. Режская Николаевская церковь.

3. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 408. Клировые ведомости Тотемского уезд за 1851г. Николаевская Режская церковь.

4. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 753. Клировые ведомости Тотемского уезда за 1893г. Николаевская Режская церковь.

5. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 525. Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1895г. Николаевский собор.

6. ГАВО. Ф. 496. Оп. 37. Д. 25. Метрическая книга Кадниковского Николаевского собора за 1886–1890 гг.

7. Енисейские епархиальные ведомости. 1897, №3, 8

8. Енисейские епархиальные ведомости. 1897, №18. 1899, №19.

9. Енисейские епархиальные ведомости. 1902. №3.

10. Енисейские епархиальные ведомости. 1912. №13.

11. Енисейские епархиальные ведомости. 1913, №9, 10.

12. Енисейские епархиальные ведомости. 1913, №20.

13. Енисейские епархиальные ведомости. 1914, №3.

14. Енисейские епархиальные ведомости. 1915, №21.

15. Енисейские епархиальные ведомости. 1919, №4.

16. Енисейские епархиальные ведомости. 1919. №8.

17. Енисейские епархиальные ведомости. 1913, №8. 1914, №1.

18. Енисейские епархиальные ведомости. 1912, №1. 1901, №15.

19. Енисейские епархиальные ведомости. 1913, №13. 1906, № 13.

20. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.516. Оп3. Д87. Дело по обвинению П.Мальцева в антиправительственной деятельности.

21. ГАКК. Ф.349. Оп1. Д409. Свидетельство на звание учителя начального училища Петра Александровича Мальцева.

22. Ачинское благочиние

23. Священнослужители Ачинского благочиния

24. Храмы и соборы Ачинского благочиния. История. Изыкчульский Троицкий приход.

25. Храмы и соборы Ачинского благочиния. История. Тургеневский Серафимовский приход.

26. Тальский Троицкий приход

27. Духовенство Русской православной церкви в ХХ веке

28. А. Иванов. Епископ Никон., Л. Второв. Епископ-революционер.

29. Л. Киселёв. Предательство епископа Енисейского и Красноярского.

30. А.П. Шекшеев. Енисейское крестьянство в эпоху социальных потрясений: между верой и безверием.

31. Сибирская Вандея. 1919-1920. Документы в 2-х томах.

32. Из доклада начальника милиции Красноярского уезда начальнику Енисейской губернской милиции

33. Волков С.В. Офицеры армейской кавалерии. М., 2002.

34. Георгий Листвин. Хроника Сибирского Ледяного похода белых армий адмирала Колчака в Красноярском и Канском уездах Енисейской губернии.

35. История села Иркутского и Иркутского Богородице-Казанского прихода

36. Василий Суриков в воспоминаниях современников. Максимилиан Волошин.

37. Красноярское общество «Мемориал». Мартиролог. Книга памяти.

38. И. Беляк. Край причудливых скал. 1, 2

39. Гражданская война в Енисейской губернии. А.В. Мармышев, А.Г. Елисеенко. Красноярск. 2008.

40. Всероссийское генеалогическое дерево. Форум. Дневник пользователя «ВладимирММ». Мальцевы. Род священно- церковнослужителей.