Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Шидровская Преображенская мужская пустынь.

Шидровская Спасская мужская пустынь

Сефтренский Преображенский мужской монастырь

Описание Зверинского № 1199

Спасский-Сестринский или Сефтренский-Шидоровский мужской, ныне погост Сефтренский Преображенский, Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, Афонасьевской волости, в 240 верстах к СЗ от Сольвычегодска и верстах в 30-и от границы Шенкурского уезда, на правом берегу реки Двины. Делается известным с 1612 года, когда в нём был игумен Ефрем. Упразднён в 1764 году.

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение пустыни

Находилась на правом берегу речки Большая Шидровка при впадении её в Северную Двину.

В настоящее время – деревня Монастырек Сефтренского поселения Верхнетоемского района Архангельской области.


д. Монастырек, Сефтренское с/п, Верхнетоемский р., Архангельская обл.

Шидровская Спасская мужская пустынь

Основана в 16 веке.

После литовского нашествия монастырь восстановился.

В 1623 году на территории Шидровской пустыни в Подвинской четверти Важского уезда стояли две деревянные церкви Преображения Господня и Николая Великорецкого, отдельные кельи для монастырского начальства (игумена, келаря, казначея) и 6 келий для братии. Монахи подают царю царю Михаилу Романову челобитную с просьбой подтвердить их права на вотчину и выдать им жалованную грамоту взамен утраченной:


Шидровская Спасская мужская пустынь

В 1624 году грамота на вотчину получена.

На правом берегу Северной Двины монастырские пастбища доходили от монастыря вверх по реке до Зеленого ручья, вниз – до Обакуновского ручья. На левом берегу Северной Двины находились монастырские сенокосы и пашня, рыбная ловля в Бобровском озере, деревня Ларионовская и починки Петровский и Сенькин.

На Шидровке монахи построили мельницу.

Монастырское хозяйство в 17 веке увеличивались как за счёт крестьянских вкладов, так и покупки земель и скота монастырем. Каким мог быть крестьянский вклад в монастырь, можно увидеть в документе за 1647 год, приведенном в грамотах Важского уезда.

По этой вкладной Анна Семеновна Ларионова, её дочь Степанида Васильевна и внук Никита Кириллович из Верхнетоемской волости передают в Сефтренский монастырь:

- землю (пашню, сенокосы и пастбища у деревень Ермолинская и Исаковская),

- скот (мерина и кобылу, 5 коров, 2 бычка и 2 телки, пятеро телят и четыре овцы) и

- две избы с хозяйственными постройками.

Взамен этого дарительница требует для себя и дочери:


Шидровская Спасская мужская пустынь

Подумала бабушка и о внуке:


Шидровская Спасская мужская пустынь

Управление монастырьком было игуменское в первые годы, позже – строительское. Павел Строев приводит имена настоятелей: 1647 год – игумен Филарет, 1651 год – строитель Иона, 1684 год – строитель Корнилий, 1686 год – строитель Никодим, 1692 год – строитель Исайя.

В 1671 году Шидровская пустынь приписана к Антониево-Сийскому монастырю.

В 1727 году в монастырьке на Сефтренском плесе обитали строитель-иеромонах, 2 иеродиакона, 5 монахов и 6 служителей.

В 1744 году за пустыней числились 90 душ крестьян.

В 1764 году Преображенская Шидровская пустынь упразднена. Церковь стала приходской.

Сефтринский приход Вологодской епархии

В 1917 году в селе Монастырское стояли две церкви.

1. Деревянная холодная церковь, построенная монахами в 1700 году, отремонтированная прихожанами в 1890 году. Престол – один, освящен во имя святителя Николая Мирликийского.

2. Каменная теплая церковь с колокольней в одной связи, построенная прихожанами в 1872 году. Престол один – Преображения Господня.

Единственная приписная часовня находилась в деревне Ларионовской на левом берегу Двины в 5 верстах от церкви. Село Монастырское и деревни прихода Истопная, Шидровская, Зашидровская, Новодворская располагались на правом берегу Северной Двины и относились к Афанасиевской волости Сольвычегодского уезда. В 1917 году служил священник Сергей Константинович Дементьев 1879 года рождения, выпускник Вологодской Духовной семинарии 1902 года. Ему помогал псаломщик Батин Иоанн Петрович 1895 года рождения, родом из местных крестьян, бывший послушник Сольвычегодского Введенского монастыря. В приходе проживали 1016 православных.

После революции 1917 года

В советское время церкви закрыты. В настоящее время кирпичная церковь не существует, деревянная в развалинах.

Николаевская Сефтринская церковь


Николаевская Сефтринская церковь

Фото Иванцюка Сергея Михайловича (город Архангельск).


Источники

1. Клировые ведомости Сольвычегодского уезда.

2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. (описание №1199).

3. Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. Грамоты Двинского, Кольского, Мезенского и Важского уездов. – Л., 1929.

4. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб., 1877.