Македонская Н. М. Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь.
Агапитова мужская пустыня
Описание Зверинского В.В. № 989
«Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Агапитова пустыня основана в 1576 году в Кокшенгской четверти Важского уезда на левом берегу Маркуши при её впадении в реку Тарнога. Ныне - деревня Заречье Маркушевского поселения Тарногского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место бывшего монастыря показано на листе карты № 34, шифр 12-19.
Агапитова пустыня
В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца, который и указал чудесным образом место будущего монастыря.
Старец Агапит построил келью и часовню для иконы.
В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому.
В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло.
Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память.
Маркушевский монастырь
В 1587 году строитель Иерон с братией получили грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось.
С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки.
На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу.
На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарнога.
Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи.
В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости.
В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей.
В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами.
К 1620 году монастырь восстановился. На территории стояли 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская.
В 12 кельях жили 15 старцев, кроме этого имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге находились мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка - на реке Тарнога; на берегу Лондушки – левом притоке Тарноги располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский.
В 1687 году был пожар в монастыре, сгорели 6 келий, церкви не пострадали.
В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители.
Упразднение монастыря
В 18 веке, начиная с Ионы Угрюмова, обителью управляют игумены.
Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь.
В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году был большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания.
В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского.
К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская.
К середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян.
Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами. В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен.
Маркушевский приход
Из монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.
Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая».
Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году.
На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария.
При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.
С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги.
В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян - 1610 человек.
Лондужский приход
Часть бывших деревень Маркушевского монастыря после его упразднения составили Лондужский приход с Ильинской церковью.
Перед революцией 1917 года в селе Лондужка стояла каменная церковь с колокольней в одной связи. Теплый храм каменной церкви построен в 1857 году, престолы освящены в 1862 году: слева - великомученика Георгия Победоносца, справа - иконы Божией Матери « Знамение». Холодный Ильинский храм построен в 1869 году, престол освящен в 1875 году.
В деревне Черняково на левом берегу Лондушки имелась деревянная часовня.
Деревни Лондужского прихода также относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Лондужки (Лондушки). С 1882 года служил священник Владимир Павлович Правдин 1855 года рождения, выпускник ВДС 1879 года. Помогал священнику псаломщик Василий Иоаннович Макарьин 1873 года рождения.
В Лондужском приходе в 1916 году проживали 1473 православных, в том числе 17 человек из духовного сословия и 1456 крестьян.
После революции 1917 года
В советское время церкви закрыты.
В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют.
Маркушевский (на карте ошибка в написании) и Лондужский погосты на карте Стрельбицкого
Деревни Маркушевского и Лондужских приходов на карте, составленной по материалам съёмки 1956-1959 годов
Уточнения к карте
1. Не нанесена на карту деревня Золотушинская Лондушского прихода, находилась в 2-х верстах северо-восточнее Обушницы.
2. Сорокино - второе название деревни Островная Лондужского прихода.
3. Слободка в клировых ведомостях Маркушевского прихода называется Сосновой Слободкой.
4. Через ручей от Слободки находилась деревня Шевелевская Маркушевского прихода (на карте дано второе название этой деревни – Заречье).
5. Деревня Соболья Маркушевского прихода не нанесена, находилась ниже по течению в версте от Толчеи.
Источники
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Тотемского уезда.
2. Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Часть 2. – СПб, 1894. (различные документы по Агапитовой пустыни).
3. Белов С.П. Икона Никола Великорецкий середины 16 века из собрания Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. - Вологда, 1994.
4. Бурцев Евлампий. К истории Кокшенгского края. // ВЕВ за 1899 год.
5. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии прославляемых всею церковью и местночтимых. – Вологда, 1880.
6. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892.
7. Кокшенгская четь Важского уезда в 1685 году. // Колесников П.А. Северная Русь. – Вологда, 1971.
8. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 3. Тотемский уезд. – Вологда, 1908.
9. Мясников М.Н. Исторические сведения о Кокшеньге. // ВЕВ за 1905 год.
10. Суворов Н. И. Воспоминание о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде. // Вологодские епархиальные ведомости за 1878 год.
11. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб, 1877.
12. Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. Грамоты Двинского, Кольского, Мезенского и Важского уездов. – Л., 1929. (различные документы по Агапитовой пустыни)
13. Угрюмов А. Кокшеньга. – Архангельск, 1992.