Смотрите также
Македонская Н. М. Устюжский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.
С 1764 года – девичий штатный монастырь 3-го класса
Описание Зверинского В.В. № 840
«Иоанно-Предтеченский или Ивановский, женский, 3 класса (с 1764 года), в городе Устюге, Вологодской губернии, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буги, принявшего в 1262 году крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 года мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского монастыря, тогда же упразднённого и находящегося тоже в городе Устюге».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Монастырь находился на Ивановской горе в городе Великий Устюг Вологодской губернии.
Ныне - город Великий Устюг Вологодской области, улица Красноармейская 40.
Основание монастыря в 1262 году праведными Иоанном и Марией Устюжскими
Во времена татаро-монгольского ига город Устюг платил дань. Баскаком - сборщиком податей в Устюге служил Буга. Устюжанка Мария была взята татарином в наложницы. В 1262 году устюжане восстали против жестокого баскака. Буга испугался смерти, принял крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией. Под влиянием жены Иоанн стал вести благочестивую жизнь. Однажды во сне явился ему Пророк и Креститель Господен Иоанн Предтеча и повелел поставить на Сокольей горе церковь его имени. При Иоанно-Предтеченской церкви образовался монастырь. Сокольничья гора стала называться Ивановой. Скончались Иоанн и Мария в старости, мощи их в начале 20-го века покоились под спудом в Вознесенской церкви в городе Великий Устюг.
Монастырь в 17-19 веках
В писцовой книге 1630 года сказано: на горе монастырь Ивановский, в нем церковь Предтеченская деревянная холодная да деревянная теплая Трехсвятительская.
В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена новая теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата.
В 1695 году строится каменная Иоанно-Предтеченская церковь.
В 1742 году начато строительство каменной ограды вместо деревянной.
С 1764 года мужской Иоанно-Предтеченский монастырь обращен в женский общежительный штатный монастырь 3-го класса, в него перевели монахинь из упразднённого Спасо-Преображенского женского монастыря в Великом Устюге.
В 1768 году в Иоанно-Предтеченский монастырь переведены монахини из упразднённого Тотемского Богородицкого монастыря.
С 1798 года Иоанно-Предтеченский монастырь существует в качестве заштатной женской обители.
В 18 веке в монастырь на епитимию ссылались согрешившие женщины.
Вблизи северной стены монастыря хоронили умерших без покаяния, казненных и умерших от заразных болезней. Хоронили их в общих ямах, над ямой крест не ставили, а высаживалась сосенка. Эта сосновая роща вырублена в начале 19 века.
Монастырь в 20-м веке
На территории монастыря находилась каменная двухэтажная трехглавая Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1695 году на средства купца Александра Васильевича Чалбышева. Верхний храм освящен в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи, нижний – во имя Трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.
В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева построены 2 придела вверху: южный – Иоанна Воина, северный - Льва Катанского. В 1777 году придел Иоанна Воина переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского.
Внизу в трапезе устроен в 1869 году престол иконы Божией Матери «Виленская», в пристройке в 1828 году устроен храм великомученицы Варвары.
Колокольня, построенная в 1768 году, стояла отдельно от церкви.
Под горой с западной стороны при родничке находилась деревянная часовня.
На территории монастыря располагались жилые корпуса (сестринские и настоятельский), хлебопекарня и мастерские: иконописная, позолотная, фольговая, красильная, швейная, вышивальная, вязальная, ковротканная, сапожная, столярная.
Монастырские здания окружала с северной, восточной и южной сторон каменная стена.
За ней находились церковно-приходская школа, богадельня, больница, странноприимный дом, гостиница, дом для священников, дом для диаконов, хозяйственные постройки и скотный двор.
На средства монастыря содержались церковно-приходская школа (обучали детей послушницы), больница (принимал фельдшер), богадельня и странноприимный дом для паломников.
Ежегодные финансовые поступления в монастырь составляли: деньги от казны и проценты по вечному вкладу, пожертвования, свечные и кошельковые деньги, средства за аренду земли, доход от мастерских и монастырского сельского хозяйства.
В 1914 году в Иоанно-Предтеченском монастыре проживали игуменья Аркадия, 24 манатейных монахини, 169 рясофорных послушниц, 280 послушниц на испытании и 10 трудниц. Всего насельниц – 484 человека.
Служили 2 священника. Старший священник Чижов Алексей Александрович 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1884 года. Младший священник – Авессаломов Василий Александрович 1870 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1893 года.
Монахини в 1914 году
Монашеское имя | Мирское имя | Год рождения | Год поступления в монастырь | Год пострижения в монашество | |
1 | игумения Аркадия, с 1913 года – исправляющая должность настоятельницы, игумения | дочь крестьянина Грязовецкого уезда Петра Кубасова | 1856 | 1877 | 1900 |
2 | монахиня Аглаида, казначея | дочь диакона Ферапонта Попова из Лальска | 1857 | 1876 | 1902 |
3 | монахиня Ефандия, пономарь | дочь крестьянина Никольского уезда Ивана Карандашева | 1841 | 1867 | 1885 |
4 | монахиня Августа, послушания по старости нет | дочь крестьянина Устюжского уезда Ивана Меркурьева | 1841 | 1863 | 1889 |
5 | монахиня Митридора, благочинная монастыря | дочь крестьянина Устюжского уезда Николая Трудова | 1845 | 1873 | 1889 |
6 | монахиня Алевтина, пономарь | дочь крестьянина Устюжского уезда Василия Перевалова | 1845 | 1877 | 1898 |
7 | монахиня Назарета, свечница | дочь коллежского секретаря из Устюга Павла Попова | 1856 | 1868 | 1900 |
8 | монахиня Ангелина, пономарь | дочь крестьянина Никольского уезда Федора Жаравина | 1842 | 1872 | 1900 |
9 | монахиня Антонина, послушание клиросное | дочь крестьянина Сольвычегодского уезда Григория Третьякова | 1855 | 1877 | 1901 |
10 | монахиня Амфилохия, послушание – мастерица работы с фольгой | дочь крестьянина Устюжского уезда Дмитрия Клепикова | 1853 | 1869 | 1901 |
11 | монахиня Евстолия, послушание – разные работы | дочь крестьянина Никольского уезда Артемия Шемякина | 1856 | 1888 | 1902 |
12 | монахиня Олимпиада, ризничая | дочь крестьянина Устюжского уезда Ивана Облупина | 1855 | 1876 | 1906 |
13 | монахиня Агния, пономарь | дочь крестьянина Устюжского уезда Михаила Елфимова | 1860 | 1870 | 1906 |
14 | монахиня Ангелина, послушание - клиросное | дочь крестьянина Устюжского уезда Семена Кузнецова | 1861 | 1871 | 1906 |
15 | монахиня Антония, послушание - клиросное | дочь пономаря Евгения Заварина из Устюга | 1860 | 1877 | 1902 |
16 | монахиня Варвара, пономарь | дочь крестьянина Устюжского уезда Тимофея Кузнецова | 1855 | 1873 | 1909 |
17 | монахиня Афанасия, послушание – разные работы | дочь крестьянина Никольского уезда Автонома Карандашева | 1866 | 1879 | 1909 |
18 | монахиня Еликонида, послушание - портная | дочь крестьянина Никольского уезда Киприана Огаркова | 1861 | 1878 | 1909 |
19 | монахиня Серафима, послушание – разные работы | дочь крестьянина Устюжского уезда Сергия Вольхина | 1860 | 1887 | 1909 |
20 | монахиня Манефа, послушание – разные работы | дочь крестьянина Устюжского уезда Григория Кудрина | 1869 | 1887 | 1908 |
21 | монахиня Флорентия, послушание – разные работы | дочь крестьянина Вельского уезда Федора Федорова | 1869 | 1894 | 1909 |
22 | монахиня Зинаида, послушания не имеет по старости | вдова крестьянина Никольского уезда Андрея Лобанова | 1832 | 1876 | 1912 |
23 | монахиня Марфа, послушания по старости не имеет | дочь крестьянина Никольского уезда Матвея Ногина | 1835 | 1877 | 1912 |
24 | монахиня Евсевия, просфорня | дочь крестьянина Устюжского уезда Петра Трудова | 1868 | 1886 | 1912 |
25 | монахиня Неонила, послушание - переплетчица | дочь крестьянина Вятской губернии Зиновия Мухачева | 1845 | 1887 | 1912 |
Строительство собора
Начинала строительство монахиня Паисия, назначенная в 1899 году исполняющей должность настоятельницы монастыря.
В этом году епархиальный архитектор Дружинин признал тесный Иоанно-Предтеченским храм ненадёжным.
В 1900 году церковь осматривал инженер Альберти В.А. и сделал вывод, что храм нужно перепланировать и расширить его.
В 1906 году игумения Паисия подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви, обосновывая просьбу тем, что Иоанно-Предтеченская церковь не представляет художественной ценности. Вологодский епископ Никон не разрешил разобрать Иоанно-Предтеченскую церковь.
В 1907 году решено строить новый храм на новом месте по проекту художника-архитектора Курицына Владимира Николаевича. В 1908 году проект утверждён.
В 1909 году заложен храм, игумения Паисия просит выдать монахине Агнии (Алфимовой) и рясофорной послушнице Евгении Бетехтиной книгу для сбора средств в Пермской, Тобольской и Омской епархиях. Священный Синод отклонил эту просьбу. Собор строится на собственные средства монастыря.
В 1912 году игумения Паисия умирает и дело её продолжает игумения Аркадия. Средств не хватает, и в 1913 году игумения Аркадия просит выдать монахине Евстолии (Шемякиной) и рясофорной послушнице Евдокии Матвеевне Поповой книгу для сбора средств. Разрешение от Священного Синода получено, но начинается война. В 1915 году никакие работы по строительству собора не проводились.
Иоанно-Предтеченская церковь и недостроенный собор
После революции 1917 года
В 1918 году все монастырское имущество передано Предтеченской производственной общине. В 1920 году планировалось объединить 3 производственные общины Гледенскую, Иоанно-Предтеченскую и Яиковскую (все бывшие женские монастыри) в единую коммуну Путеводная Звезда.
Монахини старше 50 лет в Путеводную Звезду не допускались. Их переводили в Гледенскую общину, которой предназначалось выполнять функции богадельни. Проект объединения не осуществился.
В 1921 году все монахини выселены из Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1922 году службы в Иоанно-Предтеченской церкви прекратились.
Недостроенный собор сгорел в 1921 году. В 1927 году остатки храма разобраны, все помещения бывшего монастыря переданы щетино-щеточной фабрике.
Иоанно-Предтеченская церковь, колокольня и часовня разрушены в советское время.
В настоящее время на территории Иоанно-Предтеченского монастыря находится Велико-Устюгская кисте - щеточная фабрика.
Источники
1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет.
2. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. – М., 1915.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
4. Кляповская Е.Г. Архитектурный облик Великого Устюга в 1-ой трети 20-го века. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 4. – Вологда, 2007.
5. Некролог об игумении Паисии. // ВЕВ за 1913 год.
6. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год.
7. Полное Собрание Русских летописей. Том 37. Устюжские и вологодские летописи 16-18 век. – Л., 1982.
8. Попов Арсений. Описание Великоустюжского Иоанно-Предтеченского монастыря. // ВЕВ за 1877 год.
9. Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., Стройиздат, 1987.