Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Устюжский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.

С 1764 года – девичий штатный монастырь 3-го класса

Описание Зверинского В.В. № 840

«Иоанно-Предтеченский или Ивановский, женский, 3 класса (с 1764 года), в городе Устюге, Вологодской губернии, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буги, принявшего в 1262 году крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 года мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского монастыря, тогда же упразднённого и находящегося тоже в городе Устюге».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Монастырь находился на Ивановской горе в городе Великий Устюг Вологодской губернии.
Ныне - город Великий Устюг Вологодской области, улица Красноармейская 40.

Основание монастыря в 1262 году праведными Иоанном и Марией Устюжскими

Во времена татаро-монгольского ига город Устюг платил дань. Баскаком - сборщиком податей в Устюге служил Буга. Устюжанка Мария была взята татарином в наложницы. В 1262 году устюжане восстали против жестокого баскака. Буга испугался смерти, принял крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией. Под влиянием жены Иоанн стал вести благочестивую жизнь. Однажды во сне явился ему Пророк и Креститель Господен Иоанн Предтеча и повелел поставить на Сокольей горе церковь его имени. При Иоанно-Предтеченской церкви образовался монастырь. Сокольничья гора стала называться Ивановой. Скончались Иоанн и Мария в старости, мощи их в начале 20-го века покоились под спудом в Вознесенской церкви в городе Великий Устюг.

Монастырь в 17-19 веках

В писцовой книге 1630 года сказано: на горе монастырь Ивановский, в нем церковь Предтеченская деревянная холодная да деревянная теплая Трехсвятительская.
В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена новая теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата.
В 1695 году строится каменная Иоанно-Предтеченская церковь.
В 1742 году начато строительство каменной ограды вместо деревянной.
С 1764 года мужской Иоанно-Предтеченский монастырь обращен в женский общежительный штатный монастырь 3-го класса, в него перевели монахинь из упразднённого Спасо-Преображенского женского монастыря в Великом Устюге.
В 1768 году в Иоанно-Предтеченский монастырь переведены монахини из упразднённого Тотемского Богородицкого монастыря.
С 1798 года Иоанно-Предтеченский монастырь существует в качестве заштатной женской обители.
В 18 веке в монастырь на епитимию ссылались согрешившие женщины.
Вблизи северной стены монастыря хоронили умерших без покаяния, казненных и умерших от заразных болезней. Хоронили их в общих ямах, над ямой крест не ставили, а высаживалась сосенка. Эта сосновая роща вырублена в начале 19 века.

Монастырь в 20-м веке

На территории монастыря находилась каменная двухэтажная трехглавая Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1695 году на средства купца Александра Васильевича Чалбышева. Верхний храм освящен в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи, нижний – во имя Трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.
В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева построены 2 придела вверху: южный – Иоанна Воина, северный - Льва Катанского. В 1777 году придел Иоанна Воина переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского.
Внизу в трапезе устроен в 1869 году престол иконы Божией Матери «Виленская», в пристройке в 1828 году устроен храм великомученицы Варвары.
Колокольня, построенная в 1768 году, стояла отдельно от церкви.
Под горой с западной стороны при родничке находилась деревянная часовня.
На территории монастыря располагались жилые корпуса (сестринские и настоятельский), хлебопекарня и мастерские: иконописная, позолотная, фольговая, красильная, швейная, вышивальная, вязальная, ковротканная, сапожная, столярная.
Монастырские здания окружала с северной, восточной и южной сторон каменная стена.
За ней находились церковно-приходская школа, богадельня, больница, странноприимный дом, гостиница, дом для священников, дом для диаконов, хозяйственные постройки и скотный двор.
На средства монастыря содержались церковно-приходская школа (обучали детей послушницы), больница (принимал фельдшер), богадельня и странноприимный дом для паломников.
Ежегодные финансовые поступления в монастырь составляли: деньги от казны и проценты по вечному вкладу, пожертвования, свечные и кошельковые деньги, средства за аренду земли, доход от мастерских и монастырского сельского хозяйства.
 
В 1914 году в Иоанно-Предтеченском монастыре проживали игуменья Аркадия, 24 манатейных монахини, 169 рясофорных послушниц, 280 послушниц на испытании и 10 трудниц. Всего насельниц – 484 человека.
Служили 2 священника. Старший священник Чижов Алексей Александрович 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1884 года. Младший священник – Авессаломов Василий Александрович 1870 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1893 года.

Монахини в 1914 году

Монашеское имяМирское имяГод рожденияГод поступления в монастырьГод пострижения в монашество
1игумения Аркадия, с 1913 года – исправляющая должность настоятельницы, игумениядочь крестьянина Грязовецкого уезда Петра Кубасова185618771900
2монахиня Аглаида, казначеядочь диакона Ферапонта Попова из Лальска185718761902
3монахиня Ефандия, пономарьдочь крестьянина Никольского уезда Ивана Карандашева 184118671885
4монахиня Августа, послушания по старости нетдочь крестьянина Устюжского уезда Ивана Меркурьева184118631889
5монахиня Митридора, благочинная монастырядочь крестьянина Устюжского уезда Николая Трудова184518731889
6монахиня Алевтина, пономарьдочь крестьянина Устюжского уезда Василия Перевалова 184518771898
7монахиня Назарета, свечницадочь коллежского секретаря из Устюга Павла Попова185618681900
8монахиня Ангелина, пономарьдочь крестьянина Никольского уезда Федора Жаравина184218721900
9монахиня Антонина, послушание клиросноедочь крестьянина Сольвычегодского уезда Григория Третьякова185518771901
10монахиня Амфилохия, послушание – мастерица работы с фольгойдочь крестьянина Устюжского уезда Дмитрия Клепикова185318691901
11монахиня Евстолия, послушание – разные работыдочь крестьянина Никольского уезда Артемия Шемякина 185618881902
12монахиня Олимпиада, ризничаядочь крестьянина Устюжского уезда Ивана Облупина185518761906
13монахиня Агния, пономарьдочь крестьянина Устюжского уезда Михаила Елфимова186018701906
14монахиня Ангелина, послушание - клиросноедочь крестьянина Устюжского уезда Семена Кузнецова 186118711906
15монахиня Антония, послушание - клиросноедочь пономаря Евгения Заварина из Устюга186018771902
16монахиня Варвара, пономарьдочь крестьянина Устюжского уезда Тимофея Кузнецова 185518731909
17монахиня Афанасия, послушание – разные работыдочь крестьянина Никольского уезда Автонома Карандашева 186618791909
18монахиня Еликонида, послушание - портнаядочь крестьянина Никольского уезда Киприана Огаркова186118781909
19монахиня Серафима, послушание – разные работыдочь крестьянина Устюжского уезда Сергия Вольхина186018871909
20монахиня Манефа, послушание – разные работыдочь крестьянина Устюжского уезда Григория Кудрина 186918871908
21монахиня Флорентия, послушание – разные работыдочь крестьянина Вельского уезда Федора Федорова 186918941909
22монахиня Зинаида, послушания не имеет по старостивдова крестьянина Никольского уезда Андрея Лобанова 183218761912
23монахиня Марфа, послушания по старости не имеетдочь крестьянина Никольского уезда Матвея Ногина 183518771912
24монахиня Евсевия, просфорнядочь крестьянина Устюжского уезда Петра Трудова 186818861912
25монахиня Неонила, послушание - переплетчицадочь крестьянина Вятской губернии Зиновия Мухачева 184518871912
 

Строительство собора

Начинала строительство монахиня Паисия, назначенная в 1899 году исполняющей должность настоятельницы монастыря.
В этом году епархиальный архитектор Дружинин признал тесный Иоанно-Предтеченским храм ненадёжным.
В 1900 году церковь осматривал инженер Альберти В.А. и сделал вывод, что храм нужно перепланировать и расширить его.
В 1906 году игумения Паисия подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви, обосновывая просьбу тем, что Иоанно-Предтеченская церковь не представляет художественной ценности. Вологодский епископ Никон не разрешил разобрать Иоанно-Предтеченскую церковь.
В 1907 году решено строить новый храм на новом месте по проекту художника-архитектора Курицына Владимира Николаевича. В 1908 году проект утверждён.
В 1909 году заложен храм, игумения Паисия просит выдать монахине Агнии (Алфимовой) и рясофорной послушнице Евгении Бетехтиной книгу для сбора средств в Пермской, Тобольской и Омской епархиях. Священный Синод отклонил эту просьбу. Собор строится на собственные средства монастыря.
В 1912 году игумения Паисия умирает и дело её продолжает игумения Аркадия. Средств не хватает, и в 1913 году игумения Аркадия просит выдать монахине Евстолии (Шемякиной) и рясофорной послушнице Евдокии Матвеевне Поповой книгу для сбора средств. Разрешение от Священного Синода получено, но начинается война. В 1915 году никакие работы по строительству собора не проводились.

Иоанно-Предтеченская церковь и недостроенный собор

 
Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь
 

После революции 1917 года

В 1918 году все монастырское имущество передано Предтеченской производственной общине. В 1920 году планировалось объединить 3 производственные общины Гледенскую, Иоанно-Предтеченскую и Яиковскую (все бывшие женские монастыри) в единую коммуну Путеводная Звезда.
Монахини старше 50 лет в Путеводную Звезду не допускались. Их переводили в Гледенскую общину, которой предназначалось выполнять функции богадельни. Проект объединения не осуществился.
В 1921 году все монахини выселены из Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1922 году службы в Иоанно-Предтеченской церкви прекратились.
Недостроенный собор сгорел в 1921 году. В 1927 году остатки храма разобраны, все помещения бывшего монастыря переданы щетино-щеточной фабрике.
Иоанно-Предтеченская церковь, колокольня и часовня разрушены в советское время.
 
В настоящее время на территории Иоанно-Предтеченского монастыря находится Велико-Устюгская кисте - щеточная фабрика.

Источники информации

1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет.
2. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. – Москва, 1915.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892.
4. Кляповская Е.Г. Архитектурный облик Великого Устюга в 1-ой трети 20-го века. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 4. – Вологда, 2007.
5. Некролог об игумении Паисии. // ВЕВ за 1913 год
6. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год.
7. Полное Собрание Русских летописей. Том 37. Устюжские и вологодские летописи 16-18 век. – Ленинград, 1982.
8. Попов Арсений. Описание Великоустюжского Иоанно-Предтеченского монастыря. // ВЕВ за 1877 год.
9. Шильниковская В.П. Великий Устюг. М. Стройиздат, 1987 год.

Избранное

Пустыни

Информация

Новости