Смотрите также
Македонская Н. М. Гледенский Троицкий монастырь.
Гледенский Троицкий мужской монастырь.
С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь.
Описание Зверинского В.В. №162
«Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».
Описание Зверинского В.В. № 1615
«Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».
Уточнения и дополнения к описаниям
Местоположение
Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.
Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.
Гледенский мужской монастырь
Основан в конце 12-го века.
Управляли монастырём игумены и архимандриты.
В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души.
При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским.
В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.
В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви:
1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью.
2. Тихвинская с трапезной - каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной - придел святителя Николая.
Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах.
3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки.
В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи.
Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными.
Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.
Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского.
Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.
Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.
Гледенский женский монастырь
В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским.
Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.
В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы.
Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям.
Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни.
Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.
Монахини и указные послушницы в 1914 году
№№ | Монашеское имя, имя указной послушницы, год поступления в Гледенский монастырь | В миру | Год рождения | Год поступления в Рдейскую пустынь | Год пострижения |
1 | Настоятельница монастыря игумения Рипсимия. В 1911 году по просьбе Священного Синода допущена епископом Никоном временно поселиться близ Гледенского монастыря для устроения обители. С 1912 года – исполняющая обязанности настоятельницы Гледенской пустыни, с 1914 года – настоятельница. | Мавра Тимофеевна Ионичева, дочь крестьянина Новгородской губернии | 1844 | 1858 год – поступила в Новгородский Десятинный монастырь. В 1889 году переведена в Рдейскую пустынь, с 1903 года – игуменья, в 1911 году уволена на покой. | 1885 |
2 | Монахиня Серафима. В 1912 году поступила в Гледенский монастырь. Алтарница и чтица. | Мария Константиновна Бистерфельд, дочь коллежского советника из Черниговской губернии, окончила Вятское епархиальное училище | 1857 | 1895 год – поступила в Николаевский Косинский монастырь Новгородской епархии. | 1912 |
3 | Горлина Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковных вещей и клиросное | Горлина Пелагея Петровна, дочь мещанина из Холмска Псковской губернии | 1876 | 1902 | нет |
4 | Никитина Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – церковница, просфорня. | Никитина Евдокия Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1878 | 1893 | нет |
5 | Орлова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – клиросное, ризничая | Орлова Евдокия Васильевна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1882 | 1903 | нет |
6 | Петрова Екатерина. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. | Петрова Екатерина Петровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1875 | 1897 | нет |
7 | Самойлова Васса. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. | Самойлова Васса Филипповна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1867 | 1890 | нет |
8 | Тиханова Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – экономка. | Тиханова Пелагея Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1875 | 1895 | нет |
9 | Федорова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковной и монастырской одежды. | Федорова Евдокия Егоровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1882 | 1896 | нет |
Сельскохозяйственная коммуна после революции 1917 года
Игумения Рипсимия утверждена в должности настоятельницы Гледенского монастыря в 1914 году, через четыре года она избрана председательницей Гледенской коммуны.
Было решено заниматься огородничеством, садоводством, пчеловодством, а в зимнее время – шитьем и вязанием. В 1919 году сестры - коммунарки поработали отлично.
В 1920 году руководство земотдела решило соединить три коммуны (бывшие Яиковский, Гледенский и Великоустюжский Предтеченский женские монастыри) в одну общину «Путеводная звезда». Все три коммуны должны быть расформированы, насельниц моложе 50-и лет обязали написать заявления о приёме их в члены единой общины. Ненаписавшие приравнивались к дезертирам трудового фронта. Для пожилых насельниц создавалась своего рода богадельня в бывшем Гледенском монастыре. Однако проект не осуществился и «Путеводная звезда» погасла, не успев посветить.
В этом же году коллектив Гледенской общины раскололся на 2 лагеря: сторонники игуменьи Рипсимии и казначеи Пелагеи Захаровой и сторонники Серафимы Бистерфельд.
В 1921 году избран новый совет Гледенской коммуны. Рипсимия, Пелагея и родственница Рипсимии Анна Ионичева вышли из общины и поселились поблизости - в монастырском доме в деревне Морозовица. В Гледенской коммуне остались не только их противники, но и сторонники, поэтому раздоры продолжались. Было не до работы. Производительность труда падала.
В 1922 году губисполком вынес решение о высылке из Северо-Двинской губернии зачинщиков скандалов - Захаровой и Бистерфельд. Серафима Бистерфельд выехала, Пелагея Захарова не подчинилась и стала писать жалобы о неправильности решения о выселении её. В 1923 году она добилась отмены решения о высылке. Но её победа не имела никакого значения. Так как коммуна оставалась по свой сути монастырем, решено было закрыть общину.
В настоящее время Гледенский монастырь – филиал Великоустюгского музея-заповедника.
Примечание
1. Главная достопримечательность Троицкого собора – иконостас. Сооружался с 1776 по 1784 год.
2. В 1914 году Пелагея Захарова (дочь купца из Холмска) была послушницей на испытании, послушание - регентша и письмоводительница. Прибыла в Гледенский монастырь в 1912 году из Рдейской пустыни.
Гледенский монастырь в начале 20-го века.
Троицкий собор в начале XXI века
Фото Андрея Македонского. 2006 год.
Тихвинская церковь в начале XXI века
Фото Андрея Македонского. 2006 год.
Успенская церковь в начале XXI века
Фото Андрея Македонского. 2006 год.
Иоанновская Пуховская церковь в начале XXI века
Фото Андрея Македонского. 2006 год.
Источники информации
1. ГАВО. Монастырские ведомости.
2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Том 1. Преобразования старых и учреждение новых монастырей. - СПб., 1890.
3. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – СПб., 1897.
4. Зенкова О.Б. Монастырская коммуна. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1995.
5. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского монастырей, составленное Савваитовым. – СПб., 1848.