Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Македонская Н. М. Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь.

Описание Зверинского В.В. №715

«Владимирская – Заоникиева или Богородицкая за Оникиева, также Аникиевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 года), Вологодской губернии и уезда, Фетиньинской волости, в 14 верстах к северу от Вологды, в низкой лощине между деревнями Лусниковым и Обуховым, при пруде. Основана на месте явления чудотворной иконы Божией Матери в 1588 году преподобному Иосифу, мощи коего, а также и двух его преемников Антония и Иоанникия, почивают здесь под спудом; память их чтится 23 июня, в день явления иконы, которая до настоящего времени находится в соборном храме, построенном в 1869-1881 годах. Издревле ежегодно 23 июня совершается крестный ход в монастырь из церкви святого Василия Великого, что на Едке, находящейся в 7 верстах, а 21 сентября из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухово, родине преподобного Иосифа».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Располагалась между деревнями Лучниково и Обухово в Вологодском уезде Вологодской епархии, ныне Вологодский район Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Заоникиевской пустыни показано на листе карты №94, шифр 88-8.

Основатель пустыни – преподобный Иосиф Заоникиевский (Вологодский) Христа ради юродивый, чудотворец

Родился в деревне Обухово в крестьянской семье, мирское имя Илларион.
Постриженик и первый насельник Заоникиевой пустыни.
Для изнурения плоти юродивый Иосиф носил в пазухе камни, песок или землю. И зимой и летом ходил босиком. Под одеждой власяницу носил такую жесткую, что тело его кровоточило. Почувствовав смерть, просил похоронить его в часовне, им же и устроенной.
Скончался на 84-ом году жизни 21 сентября 1612 года, день памяти 4 октября.

Начало монастыря

В 1588 году в Васильевской Едковской церкви слепой крестьянин Илларион молился о своем исцелении, ему явился святой Косма и привел незрячего на опушку Оникиева леса (в этом лесу было пристанище разбойника Аники). Святой угодник пообещал Иллариону, что здесь на следующий день Бог поможет страдальцу.
На другой день на этом же месте явились слепцу оба бессребреника Косма и Дамиан и подвели его к парившей в воздухе иконе Божией Матери «Казанская». Прикоснувшись к иконе, Илларион прозрел.
Произошло это 23 июня в день празднования иконы Божией Матери «Владимирская». Илларион поставил на месте явления иконы Животворящий Крест и устроил часовню, где поместил новоявленный образ. От иконы стали совершаться чудеса.
И тогда епископ Вологодский и Великопермский Антоний повелел устроить в этом месте монастырь. Илларион постригся в монашество с именем Иосиф. Начальствовать в пустыни Иосиф отказался, первым игуменом был назначен Силуан.

Монастырь в 17 веке

При царе Михаиле Романове у монастыря появляется вотчина. Монастырский двор находился в отдаленной деревне Борилово (2 жилые избы, 2 сарая, конюшня и скотный двор). Крестьяне ближайших деревень были настроены недружелюбно к монахам («старцам здесь не жить!»).
Первая деревянная Владимирская церковь с приделом великомученицы Параскевы Пятницы и часовня сгорели.
По описи 1637 года на территории восстановленной после пожара пустыни находились новые строения:
- однопрестольная холодная Владимирская церковь с чудотворной иконой;
- теплая однопрестольная Параскевинская церковь;
- отдельно стоящая колокольня с 6 колоколами;
- две кельи.
Территорию монастыря окружала деревянная ограда. Часовни над гробом юродивого в 1637 году не было, она построена позже.
При архиепископе Вологодском и Белозерском Симоне (1664-1685 годы) часовенка над мощами трижды разбиралась и трижды самовольно ставилась заново. Иосиф Заоникиевский в это время не был канонизирован, но народ чтил память чудотворца.
Новая холодная церковь, построенная при владыке Симоне, уже не называлась Владимирской. Главный престол в ней освящен во имя Святой Троицы, придельные - Положения ризы Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия человека Божия.
В описи 1679 года указаны холодная Троицкая и теплая Параскевинская церкви.
До 1690 года пустыней управляли игумены, затем до 1764 года – строители.

Монастырь в 18 веке

С 1716 года епархией управлял епископ Вологодский и Белозерский Павел.
Он установил местное празднование Иосифу Заоникиевскому.
В 1717 году привели в порядок часовню и гробницу преподобного.
В 1720 году построена каменная Троицкая церковь вместо деревянной, приделы освящены во имя преподобного Алексия человека Божия и преподобного Иосифа Заоникиевского.
В 1732 году в пустыни проживали 5 монахов.
В 1742 году за ней числилось 38 душ крестьян. Перед монастырской реформой в пустыни было 2 насельника: строитель иеромонах 58-и лет и монах 80-и лет.
С 1764 года Заоникиева пустынь - заштатная общежительная обитель с настоятельством строительским.

Монастырь в 19 веке. Игумен Серафим.

33 года (с 1867 до 1900 года) управлял пустыней игумен (затем архимандрит) Серафим. Мирское имя его - Иван Васильевич Заостровский. Он родился в 1824 году в семье дьякона Богоявленской Шевденицкой церкви, окончил Тотемское духовное училище и Вологодскую семинарию.
Поступил в Григориево-Пельшемский монастырь в 1844 году, пострижен в монашество в 1854 году. Был казначеем Лопотова монастыря. В 1863 году переведён в Заоникиеву пустынь, в 1867 году утверждён в должности настоятеля.
При игумене Серафиме нищий монастырь превратился в процветающую обитель.
Вместо каменной Троицкой церкви в 1869- 1871 годах построена новая каменная в связи с колокольней одноэтажная пятиглавая четырехпрестольная Владимирская церковь. Престолы: иконы Божией Матери «Владимирская» - в холодной церкви, в теплой церкви преподобного Иосифа Заоникиевского – южный, Живоначальной Троицы – средний, преподобного Алексия человека Божия – северный. Мощи преподобного Иосифа находились под спудом во Владимирской церкви в Иосифовском приделе.
К югу от соборной церкви в 1877 году построен новый братский корпус. На втором этаже братского корпуса в 1878 году освятили скитскую церковь Александра Невского, в ней непрерывно читалась псалтирь, как в древних скитах, почему и церковь – скитская.
При этой церкви была особая малая деревянная колоколенка.
Западнее Владимирской церкви размещался двухэтажный настоятельско-братский корпус: вверху – настоятельские кельи, внизу – трапезная, кухня и братские кельи. Второй этаж этого корпуса был надстроен в 1878 году.
Полуразрушенную деревянную ограду в 1871-1874 годах заменили каменной с четырьмя жилыми башнями по углам, с воротами на северной и южной стороне. На монастырской площади располагались пруд и садик.
К северу от соборной церкви восточнее северных ворот построена в 1886 году каменная двухэтажная гостиница для богомольцев.
При игумене Серафиме открыты столярная, швейная и сапожная мастерские, в 1889 году - школа для крестьянских детей.
За заслуги по благоустройству монастыря в 1889 году он возведен в сан архимандрита. Скончался архимандрит Серафим 12 апреля 1900 года и погребен в Алексеевском приделе Владимирской церкви.
Кроме жилых и церковных зданий на территории пустыни находились каменные амбар, два погреба, конюшня, кузница, баня и деревянные каретник и дровяник.

Недвижимость за пределами монастыря

1885 году в деревне Обухово на месте бывшего дома преподобного построена каменная часовня во имя преподобного Иосифа Заоникиевского.
Вторая часовня (деревянная) во имя преподобного Иосифа Заоникиевского стояла при постоялом дворе монастыря в деревне Герасимцево на большой дороге на Архангельск.
Земельные угодья монастыря располагались возле деревень Житково, Чечулино, Чанцово. В этих деревнях находились монастырские деревянные жилые дома и хозяйственные постройки.
В Вологде монастырю принадлежал полукаменный двухэтажный дом.

Монастырь перед революцией 1917 года

Земли за монастырем числилось 810 десятин, лошадей – 11, крупного рогатого скота – 33 головы.
Источниками материального обеспечения монастыря были:
- проценты с неприкосновенного капитала,
- пожертвования,
- церковные доходы (продажа свеч и просфор, кошельковые, кружечные, молебенные),
- выручка от хождения с чудотворными иконами,
- деньги за продажу сельхозпродукции,
- доход с постоялых дворов и гостиницы.
Все насельники добросовестно выполняли свои обязанности и соблюдали монастырский устав. Богадельни не было в монастыре, но каждый год пустынь давала кров и кормила странников, они оставались в монастыре на день-два. В 1916 году богомольцев прошло через пустынь 8900 человек. Благочестивые обычаи монастыря – два крестных хода: к Васильевской Едковской церкви и в деревню Обухово.
В 1916 году в Заоникиевой пустыни обитали 39 насельников: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 манатейных монаха, 5 рясофорных послушников и 23 бельца.

Монахи Заоникиевой пустыни в 1916 году

Монашеское имяМирское имяМонашеский путь
1настоятель игумен Марк, 51 год (умер в 1921 г.) Михаил Александрович Травников, из крестьян Тотемского уезда, образование домашнее 1895 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1898 год – пострижение в монашество; 1899 год – иеродиакон; 1900 год – рукоположен в иеромонахи; 1901 год – казначей; 1903 год – благочинный; 1910 год – духовник братии; 1913 год – казначей; 1914 год – исполняющий должность настоятеля, иеромонах; 1916 год – настоятель, игумен.
2казначей иеромонах Варфоломей, 59 лет (в списках 1921 года есть)Василий Федорович Коржавин, сын дьячка Боровинской церкви Вельского уезда, учился в духовном училище 1889 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1893 год – пострижение; 1894 год – иеродиакон; 1906 год – иеромонах; 1910 год – благочинный; 1916 год – казначей.
3духовник братии иеромонах Порфирий, 66 лет (в списках 1921 года есть)Павел Прокофьевич Заостровский, сын причетника Шевденицкой церкви Тотемского уезда, учился в духовном училище 1868 год - указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1880 год – пострижение в монашество, иеродиакон; 1881 год – иеромонах; 1884 год – казначей; 1887 год – в ноябре переведен в Сямский монастырь под надзор настоятеля за противление епархиальному начальству, в декабре возвращен назад; 1916 год – духовник братии.
4благочинный иеромонах Паисий, 40 лет (в списках 1921 года нет)Павел Михайлович Петров, из крестьян Вологодского уезда, образование домашнее 1906 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1908 год – пострижение; 1911 год- иеродиакон; 1914 год – иеромонах; 1916 год – благочинный.
5иеромонах Тимон, 54 года (в списках 1921 года есть)Тимофей Петрович Павлов, из крестьян Кадниковского уезда, домашнее образование 1906 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1908 год – пострижение; 1912 год- иеродиакон; 1916 год – иеромонах.
6иеродиакон Полихроний, 49 лет (в списках 1921 года нет)Павел Викторович Зайцев, из крестьян Кадниковского уезда, образование домашнее 1898 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1906 год – пострижение; 1909 год- иеродиакон.
7иеродиакон Варлаам, 54 года (в списках 1921 года есть)Владимир Анастасиевич Типунин, из крестьян Тотемского уезда, учился в сельской школе 1902 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1906 год – пострижение; 1909 год- иеродиакон.
8манатейный монах Артемий, 59 лет (в списках 1921 года есть)Александр Михайлович Долотов, их крестьян Кадниковского уезда, неграмотный 1888 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1895 год – пострижение.
9манатейный монах Парфений, 68 лет (в списках 1921 года нет)Павел Федорович Сахаров, их крестьян Кадниковского уезда, домашнее образование 1904 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1909 год – пострижение.
10манатейный монах Амфилохий, 42 года (в списках 1921 года нет)Александр Разумникович Кокин, из крестьян Вологодского уезда, домашнее образование 1910 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1913 год – пострижение.
11манатейный монах Агафангел, 42 года (в списках 1921 года есть)Александр Никанорович Леонтьевский, сын псаломщика Морозовской церкви Вельского уезда, учился в сельском училище 1900 год – указный послушник в Заоникиевой пустыни; 1914 год – пострижение.
 
Все рясофорные послушники были из крестьян: Виктор Катаев из Вологодского уезда, Павел Павлов и Стефан Непомилуев из Вельского уезда, Николай Упадышев и Иван Пешков из Тотемского уезда.
20 бельцов были также из крестьян, 3 человека - из другого сословия: коллежский секретарь Алексей Поликарпович Богоявленский (письмоводитель в монастыре), сын священника Николай Васильевич Соколов и мещанин Николай Иванович Миролюбов.
Паспортные обитатели монастыря трудились по обету или были послушниками на испытании.
Они выполняли разные работы в монастыре: шили одежду и обувь, ухаживали за скотом, трудились в полеводстве, столярничали, плотничали и т.д.

После революции 1917 года

В 1918 году церковь отделена от государства. Всё имущество и земли Заоникиевского монастыря были национализированы. В своём отчете игумен Марк писал в 1918 году:
« В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.»
В 1921 году настоятель пустыни игумен Марк умер от чахотки. Его заменил архимандрит Антоний.
В монастыре в это время проживали 14 человек: настоятель, 4 иеромонаха, иеродиакон, 2 манатейных монаха, 3 рясофорных послушника и 3 послушника. Выбывшего иеромонаха Паисия заменил иеромонах Варсанофий 58-и лет (в миру Василий Михайлович Пантелеев). Вскоре последние насельники покинули закрытый монастырь.
 
В настоящее время на территории монастыря находится Заоникиевская специальная (коррекционная) школа- интернат. Сохранились полуразрушенные здания соборной церкви и братского корпуса, где была устроена скитская церковь.
 

Заоникиева пустынь в начале 20-го века

 
Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь
Слева - Александро-Невская церковь, справа – Владимирская.
 

Примечания

1. Явленная икона по стилю написания - Казанская, но называлась она Владимирской Заоникиевской, т.к. явилась в день празднования Владимирской иконы. Кроме неё в монастыре были ещё 2 чудотворные иконы: Владимирская и Казанская.
2. В 1888 году в Заоникиевой пустыни постригся в монашество с именем Антоний овдовевший священник Быстров Николай Михайлович. В этом же году он назначен управляющим в Лопотов монастырь, с 1889 года руководил Корнилиево-Комельским монастырем, в 1907 году архимандрит Антоний переведен в Свято-Духов монастырь в Вологде. С 1910 года – епископ Вельский, с 1921 года – епископ Архангельский и Холмогорский. В 1922 году он выслан в Нарымский край на 3 года. В 1926 году епископ Архангельский и Холмогорский снова арестован, но через четыре месяца освобожден. В третий раз семидесятитрёхлетний архимандрит Антоний арестован в 1931 году, скончался в 1932 году в тюремной больнице в Архангельске. Канонизирован в 2006 году, новомученик.

Источники информации

1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет.
2. Архимандрит Серафим (некролог). // ВЕВ за 1900 год.
3. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб, 1892.
5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… - М., 1888.
6. Суворова С. В. За веру Христову. – Архангельск, 2006.
7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 столетия до настоящего времени. // ВЕВ за 1865 год.
8. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год.
9. Суворов Н. И. Владимирская Заоникиевская пустынь. - Вологда, 1912.
10. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб, 1877.
11. Слово на освящение храма в Заоникиевской пустыни. // ВЕВ за 1879 год.
12. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – СПб, 1862.
13. Черкасова М.С. Архивы Вологодских монастырей и церквей. 15-17 вв. – Вологда, 2012.
14. Черкасова М.С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.

Смотрите также