Смотрите также
1600 г. февраля 12. Сотная с писцовых книг 1586 г. И.Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева на Сысольскую волость.
Список с сотные слово в слово.
Лета 7108-го февраля в 12 день били челом государю царю и великому князю Борису Феодоровичу всеа Русии Вымского уезда Сысольские волости целовальники Сидорко Афонасьев и во всех сысольских крестьян место. А сказали, а прошлом де во 107 году … в 18 день от молнии згорела у них церковь Афонасия александрийского чюдотворца. А в той же церкви поставлен был их земской ларец с сотными грамотами, и тот де ларец в той церкви згорел же. А в том де ларце были их сотные книги Сысольские земли письма и меры Ивана Огарева и иные многие государевы указные и ямские, и земские грамоты. Да у них же де згорел город. И иные деи у них сотные грамоты нет, и государевых всяких податей платити им не по чему. И государь бы царь и великий князь Борис Федорович всея Русии их пожаловал велел им дати сотную грамоту. И государь царь и великий князь Борис Федорович всея Русии Сысольские волости крестьян пожаловал, велел им дати с писцовых книг свою государеву сотную грамоту. А в Четверти окольничего Михаила Михайловича Салтыкова да дьяков Ивана Вахрамеева да Ивана Максимова в писцовых книгах письма и меры Ивана Огарева да подъячего Филиппа Юрьева 94-го году написано:
Город Вотча над рекою над Сысолою, а в нем 29 городен гнилии, перила и кровля обвалялась и тайник завалился. А на городе наряду городового 3 пищали затинных, 9 ручниц малых, станки и приклад переламаны, да ствол ручничной разорван, да зелья по смете с пуд, да свинцу гривенок с 30, да 556 ядер железных, да затинных пищалей. А приказан тот наряд: затинные пищали и ручници, и зелья, и свинец, и ядра Вотченского погоста целовальнику Олеше Костылеву и всем крестьяном того погоста.
Погост Вот, а на погосте церковь Рождества пречистые, клетски да другая церковь теплая Флор и Лавер клетски ж. А в обеих церквах образы и книги, и свечи, и сосуды церковные и ризы, и колокола, и все церковное строение мирское. А на погосте дворов: в. поп Юрий Иванов, в. церковный дьячек Степан Иванов сын Кутимец, в. пономарь Тимоха Степанов. Пашни церковные осьмина в поле, а в дву по тому ж; сена 40 копен…
… Да на погосте ж церковь Стефан великопермский круглая вверх, около ее паперть, да теплая церковь Афонасей великий клетски. А в обеих церквах образы и книги, и свечи, и колокола, и все церковное строенье мирское, а церкви ставят приходом. Да на погосте в. черной поп Михайла, в. церковной диачек Ермолко Степанов, в. пономарь Кузьма Вахрамеев, д. пуст старого пономаря Марка Леонтьева, а в келье нищей Максимко Юрьев. Пашни церковные 1 четь в поле, а в дву по тому ж; сена 10 копен…
Пустошь, что была Городок Чютской…
Погост Визенга по реке Визенге, а на погосте церковь Афонасья александрискаго чюдотворца, клетски, около ее паперть, да церковь теплая страстотерпца христова Георгия, клетски. В обоих церквах образы и книги, и ризы, и свечи, и колокола, все церковное строенье мирское, а церкви ставят приходом. Да на погосте ж в. поп Василей Федоров, в. церковный диачек Михалко Федоров, в. пономарь Петруша Павлов. Пашни церковные четь в поле, а в дву по тому ж; сена 20 копен…
В Киберском погосте городок Котек на реке на Бубе, в горотке 25 городен и те гнилы, и перил и кровли нет. А наряду городового на погосте в анбаре: 3 пищали затинные да 30 ручниц малых, да по смете с полтретья пуда зелья пищального, а весити было нечем, 835 ядер железных затинных пищалей, да 80 пулек свинцовых ручничных, да четь пуда свинцу. А приказан тот наряд: затинные пищали и ручници, и зелья, и ядра, и свинец, и пульки к киберскому целовальнику Потапу Дементиеву и всем крестьяном Киберского погоста.
Погост Кибра, а на погосте церковь Преображение спасово, теплая, клетски, и образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и стихари, поручи, и колокола, и все церковное строенье мирское приходное, а церкви ставят приходом. А [на] погосте в. поп Иосиф Иванов, в. церковной диячок Ондронко Григорьев, в. пономарь Левка Микиферов. Пашни церковные 2 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 50 копен. Да к церкви к Преображению спасову речка Виюзга, а дали прихожаня по душам…
Погост Пыелда, на погосте церковь Никола чюдотворец, теплая, клетски, а в церкви образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и колокола, и все церковное строение мирское, а церкви ставят приходом. Да на погосте: в. никольской поп Василей Иванов, в. церковной диячек Михалка Федоров, д. пономаря Вася Игнатьева, в. проскурница Евдокея. Пашни церковные 2 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 10 копен. Да озеро Елматы да озеро Пыраты, да озеро Пыелты, а даны те озера Николе чудотворцу. Да у попа ж Василья в закладе поле Чернцово у погоста, пашни 1 четь в поле, а в дву по тому ж; сена 10 копен.
Починок на Чюч[ц?]ком городище…
Деревня другое Чютцкое Городище…
Погост Иб Большой, а на погосте церковь Никола чюдотворца, клетски, да церковь другая теплая пророк Илья, клетски же. И во всех церквах образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и колокола, и все церковное строенье мирское, а церкви ставят приходом. Да на погосте ж в анбаре с Соснового городища наряду: 2 пищали затинныи да пищаль затинная переломлена, да 14 ручниц невеликих заржавели, а иные без станков, да зелья по смете пуда с полтора, а весити было нечем, да свинцу пуд без чети, да 707 ядер железных затинных пищалей. А приказан тот наряд того же погоста соцкому Федору Иванову сыну Большево да целовальнику Ларионку Иванову да Жданку Попову и всем крестьяном Ибского погоста. Да на погосте ж в. никольской поп Кузьма Федоров, в. пономарь Петруша Остафьев. Пашни церковные 1 четь в поле, а в дву по тому ж; сена 20 копен.
Да к четырем приходом к Егорью страстотерпцу, что Усть-Сысолы, да к Николе чюдотворца, что в Шошках, да Благовещению пресвятей богородицы, что в Пажге, да Илье пророку, что на Ибу, речка Луховская верховина и с подуны выше Большего Холую. А дали тое речку к тем храмом крестьяне сысольские по своих душах…
Погост Пажга, а на погосте церковь Благовещение прсвятей богородицы, клетски, да другая церковь Успенские богородицы, клетски же. А в обеих церквах образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и стихари, и колокола, и все церковное строение мирское. А церкви ставят приходом. Да на погосте в. поп Павел Дмитреев, в. пономарь Павлик Петров, д. пуст диячка церковного. Пашни церковные осьмина в поле, а в дву по тому ж; сена 30 копен…
Погост Шошки, а на погосте церковь архистратига Михаила да церковь Никола чюдотворец, клетски. А в обеих церквах образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и стихари, и колокола, и все церковное строение мирское, а церкви ставят приходом. Да на погосте в. поп Миня Еремеев, в церковный диячек Власка Игнатьев, в. пономарь Павел. Пашни церковные 1 четь в поле, а в дву по тому ж; сена 40 копен. Да озерко Радага с ыстоком да четь реки Луховские Верховины выше Большево Холую вопче с Усть-Сысольским приходом да с Пажгинским да с Ыбовским…
Погост на Усть-Сысоле реки, а на погосте церковь страстотерпца христова Георгия, теплая, клетски. А в церкви образы и книги, и свечи, и сосуды церковные, и ризы, и стихарь, и паручи, и колокола, и все церковное строенье мирское. А церкви ставят приходом. Да на погосте в. поп Прокофей Федоров, в. церковной диячек Фетька Иванов, в. пономарь Климко Семенов. Пашни церковные земли 2 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 60 копен. Да церковное ж озеро Куальтый с ыстоком, а дали тое озеро и с ыстоком в дом к Георгию страстотерпцу сысольские вотчинники сотцкой Федор с своими детьми и с племянники…
Починок другой Зеленец, а в нем часовня Пречистой богородицы…
Деревня Парчега на Прорвере, а в ней часовня страстотерпец христов Георгий…
Источник
Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. - Вологда, 1970. - Вып.1. - С. 468-484.