Библиотека

Метки:

Македонская Н. М. Церковные приходы, бывшие на территории Тарногского района Вологодской области.

 
<<     Содержание     >>
 
Введение
В 1917 году кокшенгские церкви относились к четвертому и шестому благочинническим округам Тотемского уезда. Территория была поделена на 16 приходов.
Проживали чуть более 35 000 православных и около 600 раскольников.
В кокшенгских лесах раскольничьи скиты появились в 17 веке. В 70-годах 19 века кокшенгские раскольники выселены на Уфтюгу.
Кокшенгский иконописец и переписчик старопечатных книг крестьянин Антон Семенович Каликин проживал в деревне Гавриловской Тюреберского прихода.
Собиратель старообрядческих книг и знаток литературы Яков Вячеславов жил в деревне Нижней Долговицкого прихода.
Старообрядческие моленные находились в домах крестьян – старообрядцев, только в Тюребери моленная располагалась в отдельной избе.
В Верховском, Заборском, Тюриберском и Верхкокшенгском приходах были отдельные раскольничьи кладбища.
Кокшенгские старообрядцы относились к беспоповцам и делились на федосеевцев, филипповцев, и кузьминых.
 
Федосеевское течение в старообрядчестве основано дьяком Феодосием Васильевым на рубеже 17-18 веков, распространилось среди беглых крестьян. Сам Феодосий скончался в 1711 году.
В 1917 году половина всех федосеевцев проживала в Верховском приходе.
Ретивый деятель федосеевщины Иван Трофимович Погожев из Верховского прихода завербовывал новых членов, собирая милостыню по всем кокшенгским приходам. Передвигался он на костылях, вызывал жалость у крестьян, его охотно слушали. Привлечь в свою веру для раскольников значило получить небесную награду.
 
Филипповское течение в старообрядчестве возникло в начале 18 века и распространилось в крестьянской среде. Филипповцы от федосеевцев отличались более строгим соблюдением обрядов, нетерпимостью к другим согласиям, одобряли мученическую смерть за веру - самосожжения и уморение себя голодом. Основателем Филипповского толка старообрядцев - беспоповцев был беглый стрелец Филипп. В 1743 году наставник и 70 его последователей, окруженные царским военным отрядом, сожгли себя за веру.
Ещё раньше массовое сожжение филипповцев произошло в Озерецкой волости. В 15 верстах от деревни Гаврилихи (Афанасьевской) в лесу в местности «Раменье» существовала старообрядческая пустынь, основанная отцом афанасьевского крестьянина Максима Нечаева. В ней жили каргополец Исаакий и Максимова родня. Вскоре к раскольникам присоединились ещё семь озерецких семейств, совращенных в раскол Максимом.
Для ареста старообрядцев в 1727 году был послан из Шенкурска отряд майора Чернявского. Данила Савинский привёл солдат к пустыни. Сдаться старообрядцы не захотели, солдаты начали стрелять и убили одного раскольника. Максим велел всем укрыться в часовне и поставил у дверей охранника, чтобы никто не мог выйти. Нечаев поджег часовню и сам вошел в неё. Солдаты побежали к горящей часовне. Слышался плач детей и женщин, люди толпились у единственного окна. Успели вытащить одну старуху, и один раскольник выскочил сам. Сгорело около 80 человек.
В 1917 году большинство филипповцев проживало в Тюребери.
Там находилась главная моленная филипповцев. Тюреберские девушки-раскольницы обучались в Москве старообрядческому церковному пению и потом учили певчих из других волостей. В Тюребери в течение многих лет жил глава всех кокшенгских филипповцев Иван Гаврилович Квашнин (старец Симеон Гаврилов). Он благословлял браки между раскольниками, крестил детей в раскольничьих семьях, благословлял в наставники или наставницы.
Старец Симеон часто ездил в Москву и на свою родину в Черевковскую волость Сольвычегодского уезда, осуществляя связи между кокшенгскими и черевковскими филипповцами и московским центром.
В 1889 году спасский урядник Иван Матвеевич Едемский арестовал Ивана Квашнина. В деревне Верхнепаунинской, в хлеву у одного крестьянина была тайная комнатка старца Симеона, где он и писал о старообрядчестве. Арестованного отвезли в Тотьму, но вскоре освободили. Иван Квашнин уехал в Тобольск, вслед за ним уехали некоторые единомышленники - кокшары.
В 1903 году на беседе с окружным миссионером Николаем Следниковым от имени филипповцев выступал начетчик (знаток старопечатной дониконовской литературы) Варфоломей Петрович Тимофеевский.
В 1913 году в диспуте с епархиальным миссионером Аполлинарием Заплатиным старообрядчество защищал возвратившийся Иван Квашнин, в то время он жил в деревне Нижней Долговицкого прихода.
 
В 1882 году, когда фанатизм филипповцев поубавился, часть кокшенгских филипповцев перешли в секту Кузьмина, отличавшуюся более аскетичной жизнью.
Основатель секты - Кузьма Николаевич Попов, житель деревни Гавриловская (Конечная). Поводом к отделению послужило то, что при крещении младенцев филипповцы брали в качестве восприемников (крестных родителей) федосеевцев. На съезде филипповцев это признали недопустимым. Кузьма вернулся на Кокшеньгу с убеждением, что не спасутся те филипповцы, у которых крёстные родители – федосеевцы, таких неистинных христиан надо перекрещивать. Он и сам в Москве окрестился заново. Многих филипповцев Кузьма уговорил перейти в его секту. На деньги, присланные из Московского центра перекрещенцев, он построил моленную и при ней богадельню, где проживали престарелые его последователи.
В 1917 году сорок процентов всех кузьминых проживали на территории Верх-Кокшенгского прихода, наставником кузьминых был Михаил Зотиков.
В 1902 году был съезд всех кокшенгских священников при участии епархиального миссионера.
Для усиления борьбы с расколом решено создать самостоятельный приход в Тюребери и Кокшенгское Феодосиевское Православное Миссионерское братство при Спасо-Преображенской церкви. Кокшенгское Православное братство открыто 27 сентября 1904 года. Кокшенгские священно- и церковнослужители состояли членами Феодосиевского братства и боролись с расколом устным и печатным словом (проводились беседы, покупались на взносы книги).
Перед революцией из 18 положенных по штату священников служили 16. Была вакантна должность второго священника в Ромашеве. Не было священника в Тюребери: Афанасий Турундаевский в 1914 году ушёл на фронт. Во многих церквях не стало псаломщиков, на защиту Отечества были мобилизованы Ивановский Дмитрий, Косарев Александр, Крупнов Анатолий, Левитский Сергей, Прилучный Стефан, Пахолков Димитрий.
По берегам реки Кокшеньги располагались семь православных приходов: Кокшенгский, Тюреберский, Долговицкий, Шевденицкий, Озерецкий, Веркокшенгский и Илезский, они относились к 4-ому округу Тотемского уезда. В Кокшенгском, Долговицком и Верхкокшенгском приходах были приписные церкви.
Пять православных приходов 4-го округа Тотемского уезда располагались по Уфтюге и её притокам: Лохотский, Ромашевский, Заборский, Поцкий, Верховский.
Церковь в Шебеньге также относилась к 4-му округу.
Маркушевская, Лондужская и Раменская церкви относились к 6-ому благочинническому округу Тотемского уезда.
 
Краткое описание приходов: церкви, священнослужители, церковнослужители, учебные заведения в приходе, количество православных и раскольников.
Источники информации
1. Клировые ведомости церквей Тотемского уезда.
2. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Части 1, 2, 3. – СПб., 1890, 1894, 1908.
3. Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. – Л., 1929.
4. Отчеты Кокшенгского Феодосиевского братства, напечатанные в ВЕВ.
5. Отчеты епархиального миссионера о поездках в приходы, напечатанные в ВЕВ.
 
 
<<     Содержание     >>
 

Информация

Новости