Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Катромский Николаевский мужской монастырь.

Описание Зверинского В.В. № 984

«Николаевский Катромский или Катарминский, мужской, ныне погост Катромский Вологодской губернии Кадниковского уезда в 70 верстах к северу от Кадникова, на юго-западном берегу озера Катромского. Неизвестно когда основан преподобным Онуфрием, мощи коего здесь почивают в деревянной часовне около церкви, приписанной к Семигородней пустыни, монахи которой отправляют здесь богослужение. Монастырь делается известным с 1532 года и в 1569 году в нем был игуменом Варлаам. Упразднён в 1764 году; в 1801 году церковь и все строения были уничтожены пожаром, и только через 30 лет могила основателя стала привлекать тысячи богомольцев».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Катромский монастырь находился на юго-западном берегу озера Катромское, ныне урочище Озерки Харовского района Вологодской области.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Катромского монастыря показано на листе карты № 49, шифр 15-23.

16 век. Начало монастыря.

Основатель - преподобный Онуфрий Катромский, местно чтимый святой, память празднуется в день Вологодских Святых. В начале 20-го века мощи преподобного покоились под спудом в часовне.

В 1532 году князем Иваном Даниловичем Пенковым выдана грамота монастырю на деревни в Карачуновской волости.

В 1549 году князь Иван Васильевич Пенков пожаловал монастырю рыбную ловлю на Катромском озере.

17 век. Церкви монастыря. Монастырская вотчина.

В начале 17 века на территории обители стояли две деревянные церкви: холодная - Николаевская и теплая с трапезой – Всехсвятская.

В 1663 году Николаевская церковь сгорела, новая Николаевская освящена в 1666 году. Придел в ней освящен во имя преподобного Иоанна Спасателя (Лествичника?).

Игумен и братия занимали 6 келий. За оградой монастыря находились конюшня и скотный двор.

Обители принадлежали земли с южной и восточной сторон от озера Катромское, монастырские крестьяне жили в 34 дворах в деревнях Конечная, Мишутиха, Красково, Халчиха, Ваулиха, Митиха, Терешиха.

18 век. Упразднение монастыря.

В 1744 году за монастырем числились 168 душ крестьян.

Управляли монастырём игумены и строители. Павел Строев приводит имена настоятелей с 1569 по 1758 год.

Перед упразднением монастыря в нём проживали 7 насельников:

1. игумен 55-и лет, из вдовых священников;

2. казначей 85-лет, из вдовых священников;

3. иеромонах отсутствовал: заболел и был на время отпущен на родину в Чарондскую округу;

4. монах 64 лет, из солдат;

5. просфорник 56-и лет, из крестьян;

6. житенной монах 73 лет, из крестьян;

7. повар 30 лет, больной трясовичной болезнью.

На территории монастыря стояли келья игуменская и кельи для братии, хлебня, амбар, погреб и кладовая.

За невысокой оградой находились поварня, пивоварня, конюшня, хлев, изба для работников, амбары, овины, две бани на озере.

В 1764 году монастырь упразднен, церкви обращены в бесприходные. Монастырская мельница на Катромке и рыбная ловля на озере отошли Семигородней пустыни, а земли – крестьянам Карачуновской волости.

19 век. Восстановление обители.

1803 году все строения беспризорного монастыря уничтожены пожаром. Монастырь приписали к Семигородней пустыни. На месте сгоревшей Николаевской церкви над могилой преподобного Онуфрия монахи из Семигородней построили деревянную часовню и освятили во имя преподобных Онуфрия и Варлаама (это преемник преподобного Онуфрия), внутри часовни находилась двойная рака.

В 30-х годах 19-го века монастырь делается популярным среди народа благодаря чудесам, свершающимся от мощей преподобного. С 1835 года официально разрешено совершать молебны.

В 1869 году монахами Семигородней пустыни вблизи часовни построена каменная пятиглавая двухэтажная двухпрестольная церковь. Престолы вверху: святителя Николая Новгородского Христа ради юродивого и преподобного Онуфрия Великого, главный престол внизу - святителя Николая Мирликийского.

Колокольня построена отдельно.

Обитель окружала деревянная рубленая стена с башнями, в одной из башен находилось помещение для привратника.

20 век. Монастырское хозяйство.

На территории монастыря в начале 20-го века кроме церкви и часовни находились монастырские здания:

1. деревянный двухэтажный дом для братии, присылаемой из Семигородней пустыни,

2. одноэтажный флигель для богомольцев,

3. деревянные амбар, каретник и конюшня в одной связи, постройки 1897 года.

За оградой располагались следующие строения:

1. деревянный одноэтажный флигель для богомольцев,

2. одноэтажный деревянный дом для проезжающих,

3. скотный двор и дом при нём, постройка 1909-1910 года,

4. водогрейка,

5. баня,

6. овин с гуменником,

7. два сеновала,

8. кузница,

9. изба при рыбной ловле, построенная в 1913 году,

10. ветряная мельница,

11. водяная мельница на реке Катромка.

За монастырем числились 34 десятины земли: пашня (высевались рожь, ячмень, овес) и сенокосы. Скота разного рода – 15 голов. Мельница на Катромке и рыбная ловля на Катромском озере приносили небольшой доход.

Обитель посещали многочисленные богомольцы, останавливались на 1-3 дня.

Катромский монастырь после революции 1917 года

В 1919 году всё имущество монастыря кроме церкви, часовни и одной кельи передано коммуне. В 1921 году в единственной келье жил единственный монах - «заведующий» монастырем.

В 1926 году Кадниковской уездной комиссией по ликвидации монастырей Катромская обитель была закрыта.

В настоящее время Николаевская церковь выглядит так.


Спасо-Ломский приход

Фото Михаила Ильина, 2011 год.


Источники информации

1. Расписание монастырей за 1764 год.

2. Монастырские ведомости Семигородней пустыни за разные годы.

3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание 984.

4. Савваитов Павел Иванович. Описание Семигородней Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. – Вологда, 1881.

5. Сторожев В.Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. – 1909.

6. Суворов Н. И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год.

7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за 1865 год.

8. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб., 1877.

9. Смирнов Константин. Судьба монастырей Харовского района. - Вологда, 2003.

10. Черкасова М.С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.

11. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 15-17 веков. – Вологда, 2012.

12. Черкасова М.С. Кубено-Заозерский край в 14-16 веках. // Харовск. Краеведческий альманах. – Вологда, 2004.