Смотрите также
Македонская Н. М. Катромский Николаевский мужской монастырь.
Описание Зверинского В.В. № 984
«Николаевский Катромский или Катарминский, мужской, ныне погост Катромский Вологодской губернии Кадниковского уезда в 70 верстах к северу от Кадникова, на юго-западном берегу озера Катромского. Неизвестно когда основан преподобным Онуфрием, мощи коего здесь почивают в деревянной часовне около церкви, приписанной к Семигородней пустыни, монахи которой отправляют здесь богослужение. Монастырь делается известным с 1532 года и в 1569 году в нем был игуменом Варлаам. Упразднён в 1764 году; в 1801 году церковь и все строения были уничтожены пожаром, и только через 30 лет могила основателя стала привлекать тысячи богомольцев».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Катромский монастырь находился на юго-западном берегу озера Катромское, ныне урочище Озерки Харовского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Катромского монастыря показано на листе карты № 49, шифр 15-23.
16 век. Начало монастыря.
Основатель - преподобный Онуфрий Катромский, местно чтимый святой, память празднуется в день Вологодских Святых. В начале 20-го века мощи преподобного покоились под спудом в часовне.
В 1532 году князем Иваном Даниловичем Пенковым выдана грамота монастырю на деревни в Карачуновской волости.
В 1549 году князь Иван Васильевич Пенков пожаловал монастырю рыбную ловлю на Катромском озере.
17 век. Церкви монастыря. Монастырская вотчина.
В начале 17 века на территории обители стояли две деревянные церкви: холодная - Николаевская и теплая с трапезой – Всехсвятская.
В 1663 году Николаевская церковь сгорела, новая Николаевская освящена в 1666 году. Придел в ней освящен во имя преподобного Иоанна Спасателя (Лествичника?).
Игумен и братия занимали 6 келий. За оградой монастыря находились конюшня и скотный двор.
Обители принадлежали земли с южной и восточной сторон от озера Катромское, монастырские крестьяне жили в 34 дворах в деревнях Конечная, Мишутиха, Красково, Халчиха, Ваулиха, Митиха, Терешиха.
18 век. Упразднение монастыря.
В 1744 году за монастырем числились 168 душ крестьян.
Управляли монастырём игумены и строители. Павел Строев приводит имена настоятелей с 1569 по 1758 год.
Перед упразднением монастыря в нём проживали 7 насельников:
1. игумен 55-и лет, из вдовых священников;
2. казначей 85-лет, из вдовых священников;
3. иеромонах отсутствовал: заболел и был на время отпущен на родину в Чарондскую округу;
4. монах 64 лет, из солдат;
5. просфорник 56-и лет, из крестьян;
6. житенной монах 73 лет, из крестьян;
7. повар 30 лет, больной трясовичной болезнью.
На территории монастыря стояли келья игуменская и кельи для братии, хлебня, амбар, погреб и кладовая.
За невысокой оградой находились поварня, пивоварня, конюшня, хлев, изба для работников, амбары, овины, две бани на озере.
В 1764 году монастырь упразднен, церкви обращены в бесприходные. Монастырская мельница на Катромке и рыбная ловля на озере отошли Семигородней пустыни, а земли – крестьянам Карачуновской волости.
19 век. Восстановление обители.
1803 году все строения беспризорного монастыря уничтожены пожаром. Монастырь приписали к Семигородней пустыни. На месте сгоревшей Николаевской церкви над могилой преподобного Онуфрия монахи из Семигородней построили деревянную часовню и освятили во имя преподобных Онуфрия и Варлаама (это преемник преподобного Онуфрия), внутри часовни находилась двойная рака.
В 30-х годах 19-го века монастырь делается популярным среди народа благодаря чудесам, свершающимся от мощей преподобного. С 1835 года официально разрешено совершать молебны.
В 1869 году монахами Семигородней пустыни вблизи часовни построена каменная пятиглавая двухэтажная двухпрестольная церковь. Престолы вверху: святителя Николая Новгородского Христа ради юродивого и преподобного Онуфрия Великого, главный престол внизу - святителя Николая Мирликийского.
Колокольня построена отдельно.
Обитель окружала деревянная рубленая стена с башнями, в одной из башен находилось помещение для привратника.
20 век. Монастырское хозяйство.
На территории монастыря в начале 20-го века кроме церкви и часовни находились монастырские здания:
1. деревянный двухэтажный дом для братии, присылаемой из Семигородней пустыни,
2. одноэтажный флигель для богомольцев,
3. деревянные амбар, каретник и конюшня в одной связи, постройки 1897 года.
За оградой располагались следующие строения:
1. деревянный одноэтажный флигель для богомольцев,
2. одноэтажный деревянный дом для проезжающих,
3. скотный двор и дом при нём, постройка 1909-1910 года,
4. водогрейка,
5. баня,
6. овин с гуменником,
7. два сеновала,
8. кузница,
9. изба при рыбной ловле, построенная в 1913 году,
10. ветряная мельница,
11. водяная мельница на реке Катромка.
За монастырем числились 34 десятины земли: пашня (высевались рожь, ячмень, овес) и сенокосы. Скота разного рода – 15 голов. Мельница на Катромке и рыбная ловля на Катромском озере приносили небольшой доход.
Обитель посещали многочисленные богомольцы, останавливались на 1-3 дня.
Катромский монастырь после революции 1917 года
В 1919 году всё имущество монастыря кроме церкви, часовни и одной кельи передано коммуне. В 1921 году в единственной келье жил единственный монах - «заведующий» монастырем.
В 1926 году Кадниковской уездной комиссией по ликвидации монастырей Катромская обитель была закрыта.
В настоящее время Николаевская церковь выглядит так.
Фото Михаила Ильина, 2011 год.
Источники информации
1. Расписание монастырей за 1764 год.
2. Монастырские ведомости Семигородней пустыни за разные годы.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание 984.
4. Савваитов Павел Иванович. Описание Семигородней Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. – Вологда, 1881.
5. Сторожев В.Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. – 1909.
6. Суворов Н. И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год.
7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за 1865 год.
8. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб., 1877.
9. Смирнов Константин. Судьба монастырей Харовского района. - Вологда, 2003.
10. Черкасова М.С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.
11. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 15-17 веков. – Вологда, 2012.
12. Черкасова М.С. Кубено-Заозерский край в 14-16 веках. // Харовск. Краеведческий альманах. – Вологда, 2004.