Смотрите также
Македонская Н. М. Стефанова Озерская Николаевская мужская пустынь.
Другие названия
Стефанов монастырь на озере. Монастырь Николы на Комельском озере.
Описание Зверинского В.В. № 1208
«Стефанов-Николаевский-Озерский-Комельский, мужской, ныне погост Никольский-Озёрский Вологодской губернии Грязовецкого уезда, в 25 верстах к западу от Грязовца при озере Комельском или Никольском, недалеко от истока реки Комёлы. Основан в 16 столетии искавшим уединения иноком Глушицкого-покровского монастыря преподобным Стефаном, преставившимся в 1542 году 12 июня. В каковый день и чтися его память; мощи его почивают здесь под спудом. В 1764 году монастырь упразднён и обращён в приход».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Стефанов монастырь находился на восточном берегу озера Комельское южнее истока реки Комёла, ныне - урочище Прибой на Никольском озере в Грязовецком районе Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Никольского монастыря на Комельском озере показано на листе карты № 116, шифр 3-10.
Возникновение пустыни
Основатель пустыни – преподобный Стефан Озерский, Комельский.
Родился во второй половине 15 века на вологодской земле.
Постриженик Глушицкого Покровского монастыря.
В 1520 году старец Стефан поселился в глухом месте на берегу озера, построил келью и часовню, и было ему явление Божией Матери с указанием построить обитель во имя угодника Божия Николая Мирликийского.
В 1528 году Стефан получил царскую грамоту на земли и благословение на построение деревянной церкви. Церковь освятили в 1534 году во имя святителя Николая Мирликийского.
Первый игумен пустыни на Комельском озере почил 12 июня 1542 года в глубокой старости. Канонизирован к всецерковному празднованию, день памяти – 25 июня.
Стефанова пустынь в 16 веке
В 1542 году монастырёк разорен татарами.
При восстановлении обители над могилой преподобного построили новую деревянную церковь.
Стефанов монастырь в 17 веке
При польско-литовском нашествии монастырь и большинство его деревень пострадали от налетчиков. Монастырь восстановился вновь.
В 17 веке на территории обители находились деревянная церковь святителя Николая Мирликийского, деревянная церковь, освященная во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, колокольня и часовня, игуменская келья и кельи братские, а также гостиница.
В Вологде имелось подворье Стефанова монастыря.
Монастырь был многолюден и имел большую вотчину в Вологодском и Пошехонском уездах. В монастырских селах и на погостах стояли церкви: в Степурине – Христорождественская, в Чернецком – Успенская, на Комеле – Троицкая, на Новом погосте – Иоанно-Богословская.
18 век. Упразднение монастыря.
В 1741 году взамен деревянной построена каменная двухэтажная пятиглавая шестипрестольная церковь с каменной колокольней.
Вверху находился холодный храм Николая Мирликийского с правым приделом, освященным в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левым во имя преподобного Александра Свирского. В нижнем храме – главный престол во имя преподобных Стефана Комельского и Онуфрия Великого, правый придел - священномученика Василия Анкирского, левый - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Мощи преподобного Стефана Комельского покоились в церкви под спудом.
В 1764 году монастырь упразднен.
19 век. Бесприходная церковь в бывшем монастыре.
После упразднения церковь стала бесприходной.
В 1811 году здание её пострадало от пожара, второй этаж выгорел полностью.
В 1814 году окрестные крестьяне церковь отремонтировали. После пожара были освящены 2 престола: святителя Николая Мирликийского вверху и преподобного Онуфрия Великого внизу.
В 1858 году бесприходная церковь была в полном запустении.
19 век. Восстановление пустыни.
С 1860 года Озерская пустынь приписана к женскому Горнему Успенскому монастырю в городе Вологда.
В 1882 году освящены нижний храм Стефана Комельского и Онуфрия Великого и нижние приделы. В 1911 году освящен вверху престол Николая чудотворца, верхние приделы возобновлены в 1885 году.
В 1897 году к востоку от пустыни в версте от неё построена вместо деревянной каменная часовня. Миновав часовню, путник входил в сосновую рощу, насаженную рядом с пустыней самим преподобным.
В конце 19 века в обители на Комельском озере построены:
1. дом деревянный двухэтажный, при нем скотный двор (1872 год).
2. дом деревянный одноэтажный для молочного хозяйства (1872 год).
3. дом деревянный двухэтажный на каменном фундаменте, построен в 1895 году, в нём проживали сестры, находилась трапезная, проводилось чтение неусыпаемой псалтири.
4. дом деревянный одноэтажный для приезда надзирательницы, построен в 1898 году.
В 1896 году построена каменная ограда с восточными воротами.
За монастырской оградой располагались:
1. Дом одноэтажный для священника и богомольцев, три погреба, амбар, баня, три сеновала, каретник, конюшня, овин.
20 век. Процветающая приписная пустыня.
В начале 20-го века в пустыни проживало около 30 сестер и штатный священник.
Очень много для процветания обители сделала игумения Успенского Горнего монастыря Сергия, в мире Раиса Александровна Кубенская – дочь вологодского надворного советника.
Родилась в 1830 году, в монастырь поступила в 1851 году, в монашество пострижена в 1871 году. С 1877 года монахиня Сергия была казначей Успенского монастыря. С 1894 года настоятельница монастыря с возведением в сан игумении. Умерла в 1909 году. Памятник игуменье - женская пустынь на Комельском озере, производящая в те годы отличное впечатление.
На территории обители возвышалась величественная церковь. На воскресные и праздничные церковные службы охотно приходили окрестные крестьяне.
Насельницы монастыря занимались хлебопашеством и скотоводством.
Выращивали рожь, овёс, ячмень, пшеницу, картофель, капусту, лук, морковь, редьку, огурцы. Заготавливали сено для скота (в монастырском хозяйстве было 20 дойных коров, два быка, телята и 10 лошадей). За пустыней числилось 73 десятины земли (пашня, сенокосы, лес).
В 1910 году заработал кирпичный завод.
Нравственность обители была столь высока, что в Озерскую пустынь для исправления присылались несовершеннолетние преступницы.
После революции 1917 года
После выхода в 1918 году декрета СНК об отделении церкви от государства начинается закрытие монастырей. В Николо-Озерской пустыни монахини стали членами кружевной артели, переселили их в церковное здание. Всё остальное (строения, земли) принадлежало теперь Николо - Энгельской коммуне.
В 1924 году председатель Грязовецкого уисполкома П.Е.Едемский писал о Николаевской Озерской пустыни: «Церковь, оставшаяся от монастыря, частично использована под богослужение, а остальная часть под жильё монахинь. Монахини якобы занимаются исключительно трудом в своей кружевной артели, но на самом деле кроме этого незначительного труда основной работой было поборничество. Деятельность монахинь за прошлый период характеризуется их стремлением, проявленным на деле, к выселению находящейся там Николо-Энгельской коммуны».
17 апреля 1924 года Николаевская Озерская пустынь был закрыта, 5 мая монахини должны были оставить свою обитель, нижний этаж церкви отдавался коммунарам под мастерские, верхний этаж – под народный дом.
Так выглядела Николаевская Озерская пустынь в начале 20-го века:
Источники
1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет.
2. Закрытие монастырей в Грязовецком уезде. // Городок на московской дороге. – Вологда, 1994.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
4. Игумения Сергия (некролог). // ВЕВ за 1909 год.
5. Лебедев А.К. Стефановская пустыня у Никольского озера. // ВЕВ за 1898 год.
6. О приписной к Горнему монастырю Николаевской Озерской бесприходной церкви. // ВЕВ за 1885 год.
7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 столетия до настоящего времени. // ВЕВ за 1865 год.
8. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год.
9. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб., 1877.
10. Черкасова М.С. Архивы Вологодских монастырей и церквей. 15-17 вв. – Вологда, 2012.