Смотрите также
Македонская Н. М. Дедова Троицкая мужская пустынь.
Описание Зверинского № 187
«Дедовская – Троицкая, мужская пустынь, приписанная к Троицкому Спасо-Суморину монастырю Вологодской губернии Тотемского уезда, в 7 верстах к юго-западу от Тотьмы, на острове реки Сухоны, издавна называемом Дедовским. Основан в конце 17 столетия на месте явления иконы Святой Троицы Иоанну (в иночестве Иона), духовнику Тотемского воеводы Федора Авраамовича Лопухина, отца царицы Евдокии. В 1764 году пустынь была предназначена к упразднению, но по просьбе граждан оставлена с одним священником и причетником, наконец, в 1832 году со всеми принадлежащими ей угодьями приписана к Спасо-Суморину монастырю. Здесь 2 церкви: каменная во имя Святой Троицы и деревянная святого Сергия Радонежского. В монастыре сохраняется икона Покрова Пресвятой Богородицы, присланная в 1729 году царицею Евдокией.»
Уточнения и дополнения к описанию
Находилась на острове Дедов на реке Сухона. В настоящее время это территория Тотемского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Дедовой пустыни показано на листе карты № 76, шифр 13-20.
Начало монастыря. 17 век.
В 1670 году пономарю Воскресенской церкви города Тотьмы Иоанну явилась икона Святой Троицы на западном берегу острова Дедов. Иоанн показал обретенную икону тотемскому юродивому Андрею. В 1673 году перед смертью своей блаженный Андрей завещал священнику (Иоанн был уже рукоположен) построить часовню на острове и поместить туда Троицкую икону. Овдовев, Иоанн постригся в монахи с именем Иона.
В 1697 году приехал в Тотьму новый воевода Федор Авраамович Лопухин с дочерью Евдокией, первой супругой Петра Великого. По просьбе Ионы Лопухин отдал ему весь остров Дедов для устроения там Троицкой обители.
Вкладчиками обители были воевода и его дочь.
В 1698 году для явленной иконы построена часовня Святой Троицы.
События Дедовой пустыни в 18 веке
В 1706 году освящена первая деревянная холодная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1715 году построена вторая деревянная церковь, но она осталась неосвященной.
В этом году Дедовская пустынь приписана к Спасо-Суморину монастырю, игумен Спасо-Суморина монастыря распорядился продать достроенное здание Всехсвятской неосвященной церкви.
Через 12 лет Дедовой пустыни возвращена самостоятельность. Монахи снова начали строить теплую церковь, и в 1732 году теплая деревянная церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1754 году освящена новая деревянная Сергиевская церковь взамен обветшавшей.
В 1762 году на острове построили небольшую каменную Покровскую церковь вместо деревянной.
В 1764 году по просьбе жителей Дедовская пустынь не упразднена, а оставлена с одним священником и причетником на содержании города.
В 1765 году начали пристраивать к Покровской каменной церкви каменную Троицкую церковь, до этого в Троицкой Дедовой пустыни была только часовня Святой Троицы.
В 1770 году холодная Троицкая каменная церковь с шатровой колокольней в одной связи освящена, маленькая теплая Покровская церковь осталась при Троицкой церкви приделом.
Приписная пустынь Спасо-Суморина монастыря. 19-20 век.
С 1832 года пустынь снова приписана к Спасо-Суморину монастырю.
Через несколько лет ветхую деревянную Сергиевскую церковь разобрали и устроили в каменной церкви второй теплый придел – преподобного Сергия Радонежского.
В начале 20-го века вся земля на острове (пашня, сенокосы и лес) принадлежала Спасо-Суморину монастырю.
Церковь, окруженная каменной оградой с настоятельскими кельями в ней, стояла на западном конце Дедова острова.
Над землянкой основателя пустыни старца Ионы с южной стороны пустыни стояла часовня.
За оградой располагались деревянные строения: дом для братии, баня, амбар, погреб и скотный двор. Скот выпасали на восточном залесенном конце острова. Перед церковью с запада росли ели и сосны. В этой хвойной рощице любили прогуливаться горожане.
Так выглядела Дедова пустынь в начале 20-го века.
После революции 1917 года Спасо-Суморин монастырь и приписная Дедова пустынь закрыты. В 1919 году арестован настоятель Спасо-Суморина монастыря игумен Кирилл. И в главном монастыре, и в приписной пустыни на Дедовом острове поселились коммунары и коммунарки. Они разобрали Троицкую церковь на кирпичи, кирпичи продали.
В настоящее время на острове стоит памятный крест, построена часовня Святой Троицы, сохранилось здание настоятельских келий.
Фото Михаила Ильина, 2012 год.
Примечания
1. Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Канонизирован к всецерковному празднованию День памяти 23 октября (10 октября по старому стилю). Родился в 1638 году в Тотемском уезде, умер в тридцатипятилетнем возрасте. Мощи покоились под спудом в Успенской церкви города Тотьма.
2. Последний настоятель Спасо-Суморина монастыря игумен Кирилл в миру назывался Константином Ивановичем Ильинским. Он родился в 1870 году в семье диакона Синдошской Космо-Дамиановской церкви. В 1893 году окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1893 году – диакон, с 1898 года – священник. Пострижен в монашество в 1914 году, с 1916 года управлял Спасо-Сумориным монастырем. В 1919 году был приговорен к расстрелу и помилован советской властью. С 1923 года - обновленец, с 1925 года обновленческий епископ Великоустюжский, с 1927 года – обновленческий епископ Тотемский. В 1936 году арестован в родном селе Синдошь и приговорён к 10 годам лагерей. Умер в 1947 году.
Источники
1. Григоров Д.А. Тотьма и её окрестности. // Тотьма. Историко-литературный альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1995.
2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
3. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни, составленное в 1849 году Савваитовым и дополненное в 1896 году Николаем Суворовым и в 1911 году Иваном Суворовым. – Вологда, 1911.
4. Обновленческий раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. И. В. Соловьёв. – М., 2002.
5. Документы свидетельствуют… // Тотьма. Краеведческий альманах. Выпуск 2. – Вологда, 1997.