Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Дедова Троицкая мужская пустынь.

Описание Зверинского № 187

«Дедовская – Троицкая, мужская пустынь, приписанная к Троицкому Спасо-Суморину монастырю Вологодской губернии Тотемского уезда, в 7 верстах к юго-западу от Тотьмы, на острове реки Сухоны, издавна называемом Дедовским. Основан в конце 17 столетия на месте явления иконы Святой Троицы Иоанну (в иночестве Иона), духовнику Тотемского воеводы Федора Авраамовича Лопухина, отца царицы Евдокии. В 1764 году пустынь была предназначена к упразднению, но по просьбе граждан оставлена с одним священником и причетником, наконец, в 1832 году со всеми принадлежащими ей угодьями приписана к Спасо-Суморину монастырю. Здесь 2 церкви: каменная во имя Святой Троицы и деревянная святого Сергия Радонежского. В монастыре сохраняется икона Покрова Пресвятой Богородицы, присланная в 1729 году царицею Евдокией.»

Уточнения и дополнения к описанию

Находилась на острове Дедов на реке Сухона. В настоящее время это территория Тотемского района Вологодской области.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Дедовой пустыни показано на листе карты № 76, шифр 13-20.

Начало монастыря. 17 век.

В 1670 году пономарю Воскресенской церкви города Тотьмы Иоанну явилась икона Святой Троицы на западном берегу острова Дедов. Иоанн показал обретенную икону тотемскому юродивому Андрею. В 1673 году перед смертью своей блаженный Андрей завещал священнику (Иоанн был уже рукоположен) построить часовню на острове и поместить туда Троицкую икону. Овдовев, Иоанн постригся в монахи с именем Иона.

В 1697 году приехал в Тотьму новый воевода Федор Авраамович Лопухин с дочерью Евдокией, первой супругой Петра Великого. По просьбе Ионы Лопухин отдал ему весь остров Дедов для устроения там Троицкой обители.

Вкладчиками обители были воевода и его дочь.

В 1698 году для явленной иконы построена часовня Святой Троицы.

События Дедовой пустыни в 18 веке

В 1706 году освящена первая деревянная холодная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 1715 году построена вторая деревянная церковь, но она осталась неосвященной.

В этом году Дедовская пустынь приписана к Спасо-Суморину монастырю, игумен Спасо-Суморина монастыря распорядился продать достроенное здание Всехсвятской неосвященной церкви.

Через 12 лет Дедовой пустыни возвращена самостоятельность. Монахи снова начали строить теплую церковь, и в 1732 году теплая деревянная церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1754 году освящена новая деревянная Сергиевская церковь взамен обветшавшей.

В 1762 году на острове построили небольшую каменную Покровскую церковь вместо деревянной.

В 1764 году по просьбе жителей Дедовская пустынь не упразднена, а оставлена с одним священником и причетником на содержании города.

В 1765 году начали пристраивать к Покровской каменной церкви каменную Троицкую церковь, до этого в Троицкой Дедовой пустыни была только часовня Святой Троицы.

В 1770 году холодная Троицкая каменная церковь с шатровой колокольней в одной связи освящена, маленькая теплая Покровская церковь осталась при Троицкой церкви приделом.

Приписная пустынь Спасо-Суморина монастыря. 19-20 век.

С 1832 года пустынь снова приписана к Спасо-Суморину монастырю.

Через несколько лет ветхую деревянную Сергиевскую церковь разобрали и устроили в каменной церкви второй теплый придел – преподобного Сергия Радонежского.

В начале 20-го века вся земля на острове (пашня, сенокосы и лес) принадлежала Спасо-Суморину монастырю.

Церковь, окруженная каменной оградой с настоятельскими кельями в ней, стояла на западном конце Дедова острова.

Над землянкой основателя пустыни старца Ионы с южной стороны пустыни стояла часовня.

За оградой располагались деревянные строения: дом для братии, баня, амбар, погреб и скотный двор. Скот выпасали на восточном залесенном конце острова. Перед церковью с запада росли ели и сосны. В этой хвойной рощице любили прогуливаться горожане.

Так выглядела Дедова пустынь в начале 20-го века.


Дедова пустынь

После революции 1917 года Спасо-Суморин монастырь и приписная Дедова пустынь закрыты. В 1919 году арестован настоятель Спасо-Суморина монастыря игумен Кирилл. И в главном монастыре, и в приписной пустыни на Дедовом острове поселились коммунары и коммунарки. Они разобрали Троицкую церковь на кирпичи, кирпичи продали.

В настоящее время на острове стоит памятный крест, построена часовня Святой Троицы, сохранилось здание настоятельских келий.


Дедова пустынь

Фото Михаила Ильина, 2012 год.


Примечания

1. Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Канонизирован к всецерковному празднованию День памяти 23 октября (10 октября по старому стилю). Родился в 1638 году в Тотемском уезде, умер в тридцатипятилетнем возрасте. Мощи покоились под спудом в Успенской церкви города Тотьма.

2. Последний настоятель Спасо-Суморина монастыря игумен Кирилл в миру назывался Константином Ивановичем Ильинским. Он родился в 1870 году в семье диакона Синдошской Космо-Дамиановской церкви. В 1893 году окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1893 году – диакон, с 1898 года – священник. Пострижен в монашество в 1914 году, с 1916 года управлял Спасо-Сумориным монастырем. В 1919 году был приговорен к расстрелу и помилован советской властью. С 1923 года - обновленец, с 1925 года обновленческий епископ Великоустюжский, с 1927 года – обновленческий епископ Тотемский. В 1936 году арестован в родном селе Синдошь и приговорён к 10 годам лагерей. Умер в 1947 году.

Источники

1. Григоров Д.А. Тотьма и её окрестности. // Тотьма. Историко-литературный альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1995.

2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.

3. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни, составленное в 1849 году Савваитовым и дополненное в 1896 году Николаем Суворовым и в 1911 году Иваном Суворовым. – Вологда, 1911.

4. Обновленческий раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. И. В. Соловьёв. – М., 2002.

5. Документы свидетельствуют… // Тотьма. Краеведческий альманах. Выпуск 2. – Вологда, 1997.