Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Арсениево-Маслянская Одигитриевская мужская пустынь.

Другое название: Новая пустынь Пресвятой Богородицы Одигитрии новоявленной, что во мхах.

Из описания Зверинского В.В. № 620

«…мужская пустынь, приписная к Свято-Духову монастырю в Вологде, где ныне погост Арсеньева пустынь Вологодской губернии и уезда Сычевской волости, в 40 верстах к западу от Вологды, при реке Масляне. Основана в 1529 году преподобным Арсением Комельским, пришедшим сюда на уединение из Троице-Сергиева монастыря, где он состоял игуменом; но пожив здесь год, преподобный удалился в Комельские леса, где устроил монастырь, существующий поныне под именем Арсениева-Комельского. В 1718 году пустынь принадлежала к числу небогатых в епархии и в 1732 году в ней было только два инока. В 1764 году упразднена».

Уточнения и дополнения к описанию

Арсениево-Маслянская пустынь находилась в Вологодском уезде юго-восточнее погоста Борисоглебский на речке Бабайке (на современных картах – безымянный ручей), впадающей в реку Масляная с левой стороны.

Ныне урочище Пустынь Вологодского района Вологодской области.


Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь. Борисо-Глебская Маслянская церковь. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»

Фрагмент листа 93 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 47-8 - Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь.
Шифр 46-8 – Борисо-Глебская Маслянская церковь.


О чем говорит название пустыни?

Во-первых, о том, что основателем пустыни не может быть преподобный Арсений Комельский, скончавшийся в 1550 году. Слово новоявленная в названии иконы не означает, что икона Одигитрия уже являлась когда-то «во мхах» вблизи реки Масляной и явилась снова в этом месте.

Одигитрией новоявленной называлась Казанская икона, что была явлена в Казани в 1579 году.

Во-вторых, Арсениево-Маслянская пустынь называется Новой. Значит, должна быть в Маслянской волости и старая одноименная пустынь. Действительно, на реке Масляной выше по течению была Рябинина Казанская пустынь. Обе пустыни названы в честь иконы Казанской или Одигитрии новоявленной.

В-третьих, добавление «во мхах» уточняет местоположение новой Маслянской пустыни. Место «во мхах» не было верховым или низинным болотом, тем более, не было топким. Это суходол временно избыточного увлажнения на тяжелых глинистых почвах (не зря же потом построили кирпичный завод).

Основание пустыни

В 1609 году крестьянин из Маслянской волости Артюшка Логинов, по прозвищу Добрыня, житель деревни Конаново, на светлой седмице трижды видел во сне часовню на речке Бабайке. Артемий Логинов не придал значения своим повторяющимся снам и никому о них не рассказал.

В июле месяце этого же года крестьянке Маремьяне Филипповой было видение Пресвятой Богородицы и святителя Николая Мирликийского. Пресвятая Богородица уверила Маремьяну, что всякие беды отступят от маслянских жителей, если они поставят её новоявленный образ в часовне, что приснилось Артемию. Маремьяна оповестила об этом всех людей из окрестных деревень.

В 1610 году срублена часовня, в неё помещена икона Божией Матери, и произошло много чудесных выздоровлений от образа.

После 1613 года Артемий подаёт царю Михаилу Романову челобитную, просит разрешить священникам из ближайших церквей служить молебны в часовне Одигитрии новоявленной.

На старости лет Артемий постригается в монашество с именем Арсений, строит церковь рядом с часовней. Когда присоединились другие монахи, старец Арсений стал строителем в новой пустыни. Первого иеромонаха звали Иннокентий. В 1622 году на территории Арсениево-Маслянской пустыни находились церковь, часовня и 5 келий. Арсений, первый строитель пустыни, возникшей по желанию окрестных крестьян, управлял монастырьком до своей кончины. В 1646 году его сменил игумен Даниил.

Маслянская пустынь. 17-18 век.

В 1690 году на территории пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Одигитриевская с приделом Николая чудотворца и надвратная Ризоположенская.

В 18 веке пустынь приписана к Спасо-Прилуцкому монастырю.

В 1747 году построена вместо обветшавшей построена новая Одигитриевская церковь с приделом Николая Чудотворца.

Перед упразднением обители в ней проживали строитель и 3 бельца. За пустыней числилась одна крестьянская душа.

В 1764 году бедная малонаселенная пустынь упразднена. Единственная Одигитриевская церковь приписана к Борисо-Глебской Маслянской церкви.

В 1784 году построена прихожанами теплая Вознесенская церковь.

Церкви бывшей пустыни, приписные к Вологодскому кафедральному собору. 19 век.

В 1819 году Арсениево-Маслянская церковь приписана к Вологодскому кафедральному собору.

В 1822 году окрестные помещики просили Синод о переводе Арсениево-Маслянской церкви в самостоятельную. Святейший Синод вынес другое решение: теплую Вознесенскую церковь оставить за собором, холодную ветхую Одигитриевскую уничтожить, клиру оставаться на месте до смерти престарелого священника.

Церкви бывшей пустыни, приписные к Борисо-Глебской Маслянской церкви. 19 век.

В 1844 году Вознесенская Арсениево-Маслянская церковь приписана к соседней Борисо-Глебской Маслянской церкви.

В 1847 году прихожанами построена взамен ветхой (так и неуничтоженной) новая Одигитриевская церковь. Помещица Кокошкина наняла двух старых заштатных священников и платила им жалование.

В 1858 году сгорела от грозы теплая Вознесенская церковь и умер последний из приглашенных заштатных священников.

В холодной Одигитриевской церкви снова стал служить борисоглебский священник.

В 1859 году к холодной церкви пристроен теплый придел святителя Николая Мирликийского.

Возобновление пустыни. 19-20 век.

В 1861 году Арсениево-Маслянская пустынь приписана к Свято-Духову монастырю.

В 1883 году к Одигитриевской церкви пристроена колокольня.

В 1890 году над мощами Арсения и Иннокентия построена новая деревянная часовня на каменном фундаменте.

В 1910 году сделали деревянную ограду с 4-мя угловыми башнями и 4-мя воротами со всех сторон.

С 1911 года заработал кирпичный завод. Рядом с кирпичным заводом находились жилой дом для мастеров и сараи для хранения кирпича.

Перед революцией 1917 года

В 1916 году на территории пустыни находились Одигитриевская церковь с приделом Николая Чудотворца и часовня, окруженные деревянным палисадом. Церковь и часовня были покрашены белой масляной краской.

Стояли три жилых дома:

- для рабочих (построен в 1897 году);

- для монахов (построен в 1899 году), там же помещались кухня, трапезная и просфорня;

- для богомольцев (построен в 1912 году).

Имелись баня, погреб, амбары, сеновалы, скотный двор на каменных столбах, овин, гумно.

В хозяйстве держали трех лошадей и 13 голов крупного рогатого скота.

Территория пустыни и прилегающие к ней пашня, луга и лес занимали площадь 272 десятины.

Земля обрабатывалась братией и наёмными работниками.

Высевались рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, высаживались картофель и лук.

Для служения в церкви и контроля за работниками в пустыни постоянно проживал иеромонах.

Дальние сенокосы на площади 3663 десятины сдавались в аренду и приносили хороший доход.

После революции 1917 года пустынь закрыта

Земля, скот и вся недвижимость отняты властями.

В 1918 году в населенном пункте Пустынь уютно расположился Сычевский исполком, и проживали четыре семьи коммунистов (так в отчете настоятеля).

Последнее учреждение в Пустыни – Чёбсарский детский дом.


В настоящее время на территории бывшей Арсениево-Маслянской Одигитриевской пустыни нет ни одного сохранившегося здания.


Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустынь.

Фото Олега Ищука. 2010 год.


Источники

1. ГАВО. Монастырские ведомости.

2. Биланчук Р.П. Приходская челобитная о явлении Богородицы и начало Одигитриевской Маслянской пустыни. // Вестник церковной истории за 2010 год, № 3-4.

3. Верховский П.В. Населенные недвижимые имения Святого Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. – М., 1909.

4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание №620.

5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… - М., 1888.

6. Краткие сведения об упраздненной Арсениево-Маслянской Одигитриевской пустыни, приписной к Спасокаменскому Духову монастырю. // ВЕВ за 1885 год.

7. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за 1865 год.

8. Сведения об упраздненной Арсениево-Маслянской пустыни. ВЕВ за 1869 год.

9. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ – СПб., 1877.

10. Снессорева София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон,… Репринт. - Ярославль, 1994.

11. Троицкий патерик или сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия просиявших. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1896.

12. Черкасова М.С. Переписные книги Вологодских монастырей 16-18 веков. – Вологда, 2011.

13. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 15-17 вв. – Вологда, Древности Севера, 2012.