Македонская Н. М. Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская мужская пустынь.
Описание Зверинского В.В. № 787.
«Дружинина Зосимо-Савватиевская, мужская, ныне деревня Дружинина Пустынь Вологодской губернии, Тотемского уезда, в 110 верстах к северо-востоку от Тотьмы, на правом берегу Кокшеньги. По преданию основана в половине 17-го столетия крестьянином Дружиною из села Долговицкого, находящегося верстах в 8 выше пустыни по реке Кокшеньге. В 1692 году ею управлял строитель Авраамий. До 1764 года была приписана к Маркушевскому монастырю, а по штатам 1764 года – к Долговицкому приходу».
Местоположение
Дружинина пустынь находилась на реке Кокшеньга северо-западнее деревни Проневская.
В настоящее время урочище между речками Пажма и Щенята в Тарногском районе Вологодской области (лист 33 во втором томе «Церковно-исторического атласа Вологодской области», шифр 5-19).
Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская пустынь. 17-18 век.
Вотчинная деревня - Жилинская (так у Мясникова, в книге Угрюмова А.А. – Жалинская) - принадлежала монахам с 1665 года.
В пустыни в 1678 году стоял один храм и две кельи, в которых проживали строитель Матвей и монахи Дионисий и Феодосий.
Дружинина пустыня никогда не была многонаселенной и богатой, управляли обителью всегда строители.
Павел Строев упоминает имена строителей, начиная с 1692 года и заканчивая 1709 годом. Вероятно, после 1709 года Дружинина пустынь перестала быть самостоятельной, и управлять ею стали настоятели Маркушевского монастыря. В Маркушевском монастыре правил с 1708 года строитель Иона Угрюмов, а в 1711 году он уже игумен. Возможно, повышение в чине и было связано с припиской к монастырю Дружининой пустыни.
В 1727 году в пустыни жили три монаха и три трудника.
В 1744 году за ней числилось всего 6 душ крестьян.
В 1764 году Маркушевский монастырь и приписная Дружинина пустыня упразднены. Зосимо-Савватиевская церковь приписана к приходской Троицкой Долговицкой церкви.
Зосимо-Савватиевская приписная церковь. 19 век.
В 1850 году и в 1881 году производился ремонт древней Зосимо-Савватиевской церкви. Церковь покрасили охрой, сделали кирпичную ограду с железными решетками. Возле церкви стоял один деревянный дом для богомольцев и 15 деревянных лавок для торговцев на время ежегодной Зосимо-Савватиевской ярмарки. Эта ярмарка проводилась 27 сентября (по старому стилю), в день памяти преподобного Савватия Соловецкого. Крестьяне из ближних и дальних мест приводили для продажи и по обету лошадей, коров, овец.
В конце 19-го века при Зосимо-Савватиевской церкви стояло несколько избушек, в них жили старухи, питались они со своих огородов и подаянием.
Был сторож при церкви – крестьянин Вячеславов, считающий себя потомком Дружины Вячеславова - основателя пустыни.
Тюреберские раскольники. Пожар в Зосимо-Савватиевской церкви.
Местность через реку от бывшей пустыни называлась Тюреберь. Почти все жители были раскольниками, там же проживали руководители всех кокшенгских старообрядцев. Православных было несколько человек.
В 1902 году образовался православный Тюреберский приход, богослужения для тюреберов стали совершаться в бывшей монастырской Зосимо – Савватиевской церкви. Несмотря на то, что при церкви были уже две сторожки, в марте 1903 года ночью церковь сгорела дотла.
Что касается прихожан-тюреберов, то без церкви они не остались. В 1903 году Кокшенгское миссионерское братство преподобного Феодосия Тотемского стало собирать средства на храм для них. Щедрые взносы сделали вологодский епископ Никон Рождественский (2000 рублей) и император Николай Александрович (1000 рублей).
В 1910 году 26-го сентября на левом берегу Кокшеньги возле деревни Нижнепаунинская освящена приходская Зосимо-Савватиевская Тюреберская церковь.
Новая Зосимо-Савватиевская церковь. 20 век.
Долговицкие прихожане также решили восстановить храм в бывшей пустыни. И в 1909 году в местечке Борок построена новая деревянная теплая в одной связи с колокольней церковь. Главный престол в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких освящен 26 сентября, придельный престол в честь святителя Иоанна Златоуста – 28 сентября. Крестный ход с чудотворной иконой преподобных Зосимы и Савватия, совершаемый из приходской церкви в приписную 26 сентября, в 1909 году был перенесен на 25 сентября. 27 сентября, как обычно, была ярмарка.
Перед революцией 1917 года в Борке за оградой стояла деревянная церковь с колокольней, выкрашенная снаружи в сиреневый цвет. Для богомольцев имелись два деревянных двухэтажных дома. Там же находились две деревянные сторожки, 15 деревянных лавок и келья, пожертвованная в 1913 году крестьянином Иваном Кузнецовым. Земля под церковью и постройками числилась в собственности крестьян Долговицкой волости. Святыня Дружининой пустыни – чудотворная икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, хранилась в Долговицкой церкви, в Зосимо-Савватиевскую церковь приносилась накануне ярмарки. Службы в Зосимо-Савватиевской приписной церкви шли по воскресеньям.
Долговицкий приход. 19-20 век.
Деревни прихода относились к Шевденицкой волости Тотемского уезда и располагались по обоим берегам Кокшеньги.
В селе Долговицкое в 1917 году стояли 2 деревянных церкви и одна каменная.
Деревянная теплая церковь, построенная в 1716 году, освящена во имя святителя Николая Мирликийского.
Деревянная холодная церковь, построенная в 1793 году, была двухпрестольной. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, придельный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Новая каменная церковь в одной связи с колокольней строилась с 1895 года по 1901 год и ещё не была освящена в 1917 году. До этой каменной церкви в селе Долговицкое стояла небольшая однопрестольная каменная церковь, её построили в 1843 году и освятили во имя Николая Чудотворца. В 1889 году из-за малой вместимости получено разрешение на её слом.
Приписные деревянные часовни стояли в 4-х деревнях прихода:
в Парфеновской - иконы Божией Матери «Знамение»,
в Матвеевской – Сретения Господня,
в Подволочной – великомученика Георгия Победоносца,
в Проневской – святителя Николая Чудотворца.
Деревни бывшего Долговицкого прихода на карте, составленной по материалам съёмки 1959 года
Крестиками обозначены приписная Зосимо-Савватиевская церковь в Дружининой Пустыни и приходская Троицкая церковь в селе Долговицком. Подчеркнуты названия деревень с часовнями. Красные цифры – количество жителей в населенных пунктах в 1908 году.
Церкви и часовни Долговицкого прихода не сохранились до нашего времени.
Примечания
1. Митрополит Евгений Болховитинов - вологодский епископ с 1808 года по 1813 год, составитель списка монастырей, бывших в Вологодской епархии, - считал, что Дружинина пустыня основана в 17 веке.
2. Вологодский краевед Евлампий Арсеньевич Бурцев в Вологодских епархиальных ведомостях за 1899 год сообщает, что у жителя Долговицкой волости Вячеславова И.С. имеется запись, исходя из которой следует, что Дружина – потомок князя Вячеслава Чешского по отцовской линии и племянник Марфы Борецкой по материнской линии. Дружина построил (год построения храма не указан) церковь Иоанна Златоуста и Зосимы и Савватия Соловецких, перед смертью постригся в монашество с именем Иоасаф, сын его перед смертью тоже постригся с именем Иосиф. Сам Евлампий называет эту историю баснословной.
3. В 1902 году в ВЕВ напечатана рукопись краеведа Мясникова Матвея Николаевича «Исторические сведения о Кокшеньге». Ссылаясь на данные переписных книг 1678 года, он приводит следующую информацию о Дружининой пустыни: «церковь в пустыни построена в 1574 году». Возможно, крестьянин Дружина построил храм в 1574 году, но пустынь образовалась при этом храме значительно позже. Такие случаи бывали в давние времена на территории Важского уезда. Не все пустыни основаны на пустых местах.
4. В клировых ведомостях Троицкой Долговицкой церкви дана такая информация о Дружининой пустыни: «существовала в 17 веке», год построения церкви в Дружининой пустыни не указан.
5. В Церковно-историческом атласе Вологодской области под шифром 4-19 - приходская Троицкая Долговицкая церковь, под шифром 3-19 – приходская Зосимо-Савватиевская Тюриберская церковь.
Источники
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Тотемского уезда.
2. Бурцев Евлампий. К истории Кокшенгского края. // Вологодские епархиальные ведомости за 1899 год.
3. Евгений (Болховитинов), митрополит. Список монастырей, прежде бывших и ныне существующих в Вологодской епархии. // Вологодские епархиальные ведомости за 1864 год.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб.,1892. Описания №787, 989, 1053.
5. Кокшенгская четь Важского уезда в 1685 году. // Колесников П.А. Северная Русь. – Вологда, 1971.
6. Неофит. Церковные торжества на Кокшеньге. // Вологодские епархиальные ведомости за 1911 год.
7. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 3. Тотемский уезд. – Вологда, 1908.
8. Мясников М.Н. Исторические сведения о Кокшеньге. // Вологодские епархиальные ведомости за 1905 год.
9. Об освящении Зосимо-Савватиевской церкви Тотемского уезда. // Вологодские епархиальные ведомости за 1909 год.
10. Певгов Николай. Из кокшенгского края. // Вологодские епархиальные ведомости за 1902 год.
11. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб., 1877.
12. Угрюмов А. Кокшеньга. – Архангельск, 1992.