Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Андомский приход

Македонская Н. М. Андомский Николаевский женский монастырь (?).

Описание Зверинского В.В. № 1368

«Андомский Николаевский женский монастырь ныне погост Андомский Олонецкой губернии Вытегорского уезда в 78 верстах от Вытегры к северо-востоку при реке Андоме. При описи в 1582 году погоста Никольского на реке Андома говорится, что на погосте церковь Николая Чудотворца да придел Успения Богородицы да другая церковь Преображения Господня теплая с трапезой, деревянные, а стоят на царя и великого князя земле. А церкви поставления и церковное строение приходное. На монастыре же келья черного священника Варлама да 15 келий, а живёт в них 14 стариц».

Описание монастыря митрополитом Макарием Булгаковым

«Николаевский на реке Андоме, женский, в котором в пятнадцати кельях жили инокини, а в других пятнадцати – нищие, старики и старухи».

Уточнения и дополнения к описаниям

Местоположение - левый берег реки Андома. Ныне - деревня Андомский Погост Андомского поселения Вытегорского района.


Троицкая Андомская приходская церковь. Михайловская Андомская приписная церковь. «Церковно-исторический атлас Вологодской области».

Фрагмент листа 9 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области».
Шифр 10-9 – Троицкая Андомская приходская церковь.
Шифр 11-9 – Михайловская Андомская приписная церковь.


О монахах и монахинях на Андомском погосте

Если на монастыре келья черного священника, то в других кельях должны жить не старицы, а старцы, то есть монастырь должен быть не женским, а мужским. В женских монастырях служили белые священники.

На Андомском погосте располагались подворья Муромского и Спасо-Хутынского монастырей. В таком случае, иеромонах (черный священник) Варлаам и некоторые старцы могли быть откомандированными из этих мужских обителей на Андомский погост для торговли и надзора за монастырскими крестьянами.

Кроме муромских и хутынских представителей могли при приходской Андомской церкви поселиться «свободные» иноки и инокини.

Таких неприкаянных монахов и монахинь было так много на Руси, что Стоглавый собор 1551 года постановил: «Чернецов и черниц, скитающихся по миру, собрать, переписать и разослать по общежительным монастырям; здесь здоровых раздать старцам или старицам под начало для научения и, если исправятся, посылать на монастырские службы и послушания; а старых и больных помещать в монастырских больницах, кормить и покоить и также руководить к покаянию и молитве…».

Постановление 1551 года, как и многие другие, осталось на бумаге. Продолжали бродить по Руси черноризцы: монахи чаще – поодиночке, монахини – небольшими группами. Временно оседали возле церквей и монастырских подворий и жили на подаяние граждан. Иногда помогали в церкви, иеромонахи имели право служить в приходских церквях.

В писцовой книге 1563 года в описании Никольского погоста на Андоме сообщается:

«На погосте церковь святого Николая чюдотворца, на полатех придел Успение святии Богородицы да теплая церковь Преображение Спасово, поп Сергий, поп Василей, дьяк Поспелко, дьяк Гордейко, пономарь Симанко, пономарь Терех, проскурник Макарей.

Да на погосте 15 старцов да 16 стариц». В тексте слова «монастырь» вообще нет. И не уточняется, какие именно старцы и старицы там подвизались.

Богадельня на Андомском погосте

В русском языке слова старец и старица обозначают не только опытных монахов и монахинь, но и просто престарелых людей; и нищие раньше назывались старцами и старицами.

Митрополит Макарий писал: «Были ещё люди, составлявшие особый класс, которые хотя подлежали церковному ведомству, управлению и суду, но оставлялись свободными от всяких пошлин… Это люди богадельные: нищие, престарелые, увечные и больные. Из писцовых книг 15-16 века очевидно, что вблизи многих наших сельских церквей вместе с домами священно и церковно-служителей, равно и вблизи монастырей, на церковной и монастырской земле существовали и богадельные избы или кельи, числом иногда до 20-и, в которых жили всякого рода нищие, старцы и старицы, и питались от церкви Божией».

Иван Грозный на Соборе 1551 года возмущался не только бродягами в черных одеждах, но и о нищих сказал слово: «…глад, и мраз, и зной, и наготу, и всякую скорбь терпят, не имеют где главы приклонити, по миру скитаются, везде их гнушаются…» Решено было для побирушек настроить приютов.

Об этих учреждениях Иван Пыжов писал: «Множество богаделен, упоминаемых в 17-ом веке, никакой не приносили пользы для призрения бедных. Если кому и удавалось жить там и получать содержание, то это были случайные люди, дармоеды, способные работать…»

Домов призрения на всех не хватало. Вот и селились бесприютные нищие люди (чаще – старухи, реже-старики) при многих церквях и монастырях. Народ величал их старицами и старцами.

Многие наши правители желали искоренить попрошайничество. Петр Первый царским указом запретил просить и подавать милостыню на улицах и в церквях. Он хотел устроить при всех богатых монастырях приюты, богадельни, школы, работные дома. Указ был, а нищие при приходских церквях жили и в 19 веке, хотя и не в таком количестве, как раньше.

Скорей всего, сообщество «старцев и стариц» на Андомском погосте, в большинстве своём, состояло из обычных нищих обоего пола.

Андомского монастыря в этом месте не было. Андомская пустынь – это другое название пустыни на Курженском озере.

О приходе

Приход существовал издавна.

Последняя Троицкая Андомская церковь построена в 1811 году на средства вытегорского купца Кузьмы Голашевского, иконостас устроен на средства санкт-петербургских купцов Стефана Мамонтова и Николая Выпуклова.

Церковь каменная четырнадцатиглавая в одной связи с колокольней, пятипрестольная. Иконы писал местный житель Прокопий Иванович Вашкалов.

В холодном храме престолы освящены в честь Святой Троицы (в середине), во имя святителя Николая Чудотворца (справа), великомученика Георгия Победоносца (слева).

В теплом храме престолы освящены во имя святителя Василия Великого и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1902 году построена деревянная церковь на кладбище, освящена в честь Вознесения Господня. Иконостас устроен на средства псковского купца Ивана Теплова. Колокола пожертвовал андомский крестьянин Ефим Тимохин.

В 1914 году освящена приписная Михаило-Архангельская церковь (бывшая часовня).

В 1916 году приписные деревянные часовни находились в деревнях

на правом берегу Самины:

1. Никулина (Лядины) - Рождества Пресвятой Богородицы,

2. Димина (Кашеварская) - Сошествия Святого Духа,

3. Гуляева (Брызгалова), при впадении Самины в Андому - Воздвижения Креста Господня,

на Ноздручье:

1. Ноздручей - святителей Афанасия и Кирилла Александрийских,

2. Березова Гора, при впадении ручья в Андому - Покрова Пресвятой Богородицы,

на правом берегу Андомы:

1. Антоновская (Наволок), через реку от Андомского погоста - преподобного Нила Столобенского,

2. Лядины Кондрахины - Введения во храм Пресвятой Богородицы,

3. Ребова - великомученика Димитрия Солунского,

на левом берегу Андомы:

1. Климовская - Преображения Господня,

2. Симакова (Верховье) - Успения Пресвятой Богородицы,

3. Михалева - святителя Николая Мирликийского.


Деревни Андомского прихода Олонецкой епархии относились к Андомской волости Вытегорского уезда и располагались по обоим берегам реки Андома.

В 1916 году лиц мужского пола в приходе – 1869, женского – 1912.

С 1903 года в Троицкой Андомской церкви служил протоиерей Стефан Васильевич Хотеновский, выпускник Олонецкой духовной семинарии 1861 года. В 1916 году он – благочинный 2 округа Вытегорского уезда. Его сыновья – священники Олонецкой епархии:

Василий - священник Христорождественского собора в городе Каргополь.

Александр – священник при Няндомской железной дороге,

Вячеслав – протоиерей в Пудожском соборе, благочинный 1 округа Пудожского уезда,

Михаил – священник в Вытегорском округе путей сообщения.

С 1902 года в Троицкой Андомской церкви служил 2-ой священник – Николай Николаевич Смирнов, выпускник Олонецкой духовной семинарии 1900 года.


В советское время приписная Михаило-Архангельская церковь уничтожена. На месте её стоит памятный крест.

Бывшая кладбищенская Вознесенская церковь в Трошигине – действующая приходская, называется теперь Воскресенской.

Троицкая Андомская церковь в настоящее время выглядит так.


Троицкая Андомская церковь

Фото Михаила Ильина, 2010 год.


Примечание

Е. Барсов и К. Петров не упоминают о самостоятельном или приписном Николаевском Андомском монастыре.

Источники

1. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии с их настоятелями. // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868 год. – Петрозаводск, 1867.

2. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – СПб., 1897. Описание №1368.

3. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 4, часть 1. – М., 1996.

4. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 4, часть 2. – М., 1996.

5. Петров К. Монастыри Олонецкой епархии. // ОГВ за 1871 год.

6. Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. – М., 1997.

7. Писцовые книги Обонежской пятины. - Ленинград, 1930.

Смотрите также

Андомский приход