Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Македонская Н. М. Курдюжская Николаевская мужская пустынь.

Также Курьюжский Николаевский мужской монастырь.

Описание Зверинского В.В. № 1805.

«Николаевский-Ковженский-Курьюжский или Курдюжский, мужской, ныне приписная Курдуская церковь святителя Николая к приходу села Ковжи Новгородской губернии Белозерского уезда, в 44 верстах к СЗ от Белозерска, при впадении реки Ковжи в Белоозеро и в 100 саженях от Сретенской церкви, к которой он приписан. Несомненно существовал в начале 15 столетия. Основан первым игуменом Борисоглебского Устьинского монастыря в Ростове Феодором, который, желая безмолвия, удалился сперва в пределы Вологодские, но изгнанный оттуда, поселился на месте монастыря, испросив на это разрешение Великого князя Андрея Дмитриевича, сына Донского, который не только уступил место под монастырь, но и снабдил его разными угодьями.

Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 октября 1410 года. Когда упразднён, - неизвестно, последний настоятель его Дионисий упоминается в 1703 году. К церкви Сретения села Ковжи окончательно приписан в 1829 году. Икона святителя Николая, пользующаяся особым уважением из монастырской церкви перенесена в Сретенскую села Ковжи».

Уточнения и дополнения к описанию

В описании Зверинского В.В. два отдельных монастыря Ковженский Николаевский и Курдюжский (Курьюжский) Николаевский описаны как один.

Ковженский Николаевский монастырь находился при впадении Ковжи в Белое озеро (шифр 8-3 в «Церковно-историческом атласе Вологодской области»).

Местоположение

Курдюжская пустынь располагалась на речке Курдюг при впадении её в Ковжу.

В настоящее время – урочище Курдюг Белозерского района Вологодской области.


Курдюжская Николаевская мужская пустынь. «Церковно-исторический атлас Вологодской области».

Фрагмент листа 21 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области».
Шифр 2-3 – Курдюжская Николаевская пустынь, Николаевская Курдюжская приписная церковь, Ильинская Курдюжская церковь прихода Курдюжского лесопильного завода.
Шифр 3-3 – Николаевская Ковжинская приходская церковь при Ковжинском лесопильном заводе Удельного Ведомства.


Курьюжский монастырь. 16 век.

Основан в 1553 году старцем Тихоном при помощи вкладчиков – крестьян Бадожской волости.

В 1564 году в обители стояли две деревянные церкви: холодная пятиглавая Введенская и теплая Николаевская с трапезой.

В 1566 году крестьяне Бадожской волости выделили монахам речку Удаж для строительства на ней мельницы.

В 1573 году монастырек окружала деревянная ограда. В 10 кельях жили 15 монахов, управлял монастырем игумен. За оградой находились гостиный двор, конюшня и коровник.

Земли было мало: пашня возле пустыни, сенокосики среди леса по речкам Курдюжке, Удажке, по реке Ковже. Деревень не было совсем.

Курдюжская приписная пустынь. 17-18 век.

В 1625 году в пустыни проживали в 4 кельях 6 монахов, управлял пустыней строитель. При пекарне жил трудник, второй трудник работал на скотном дворе и жил с семьей за оградой монастыря. Церкви обветшали. Мельницы уже не было. Кормились монахи подаянием.

В 1663 году монахи обращаются к царю с челобитной. Они пишут, что пустыня стоит в диком лесу, вотчины не имеет, монахи скитаются в миру, попрошайничают; окрестные крестьяне жертвуют кое-что в монастырь, но появляются какие-то пришлые старцы, поживут немного, обворуют пустынь да и скроются, ещё лошадей с собой уведут. Монахи просили защиты у царя. Просьба их удовлетворена: Курдюжская пустыня приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю. Защитники с конца 17 века были, а расцвета не было. В 1690 году в пустыни проживали всего два монаха. Перед упразднением за пустыней не было крестьян. Постоянно живущих насельников также не было. Монахи присылались из Кирилло-Белозерского монастыря.

Курдюжская Николаевская пустынь Вологодско-Белозерской епархии упразднена в 1764 году. Церковь приписана к ближайшей Кирилловской Ярбозерской церкви.

В 1792 году в бывшей монастырской церкви ещё служил священник.

Курдюжская Николаевская церковь. 19 век.

В клировых ведомостях за 1828 год отмечается, что церковь деревянная, древняя, священника нет, прихода также нет.

В клировых за 1866 год имеется следующая информация о Ярбозерской церкви: приписной церкви нет, приписной земли от упраздненной Курдюгской церкви 46 десятин (сенокосы – 12 га, лес – 34 га).

В 1898 году кроме Ярбозерской церкви владельцами черного леса, принадлежавшего когда-то Курдюжской пустыни, были купец Николай Дмитриевич Полежаев, наследники купца Александра Васильевича Неворотина, дворянин Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, фирма «Громов и компания», товарищество Соколовской мануфактуры и казна.

Курдюжский лесопильный завод в Покровской волости Кирилловского уезда

В 1850 году в Курдюге построен лесопильный завод. Владелец завода - дворянин Ратьков-Рожнов Владимир Андреевич под фирмой «Громов и К.». Лесопильный завод занимал 2 деревянных здания, имелась литейная мастерская, в двухэтажном деревянном здании помещалась контора, тут же жил управляющий. В одноэтажных корпусах жили рабочие. В 1912 году в Курдюге проживали 323 человека. Имелись школа, больница, церковь, пароходная пристань на реке Ковже.

Информации о новой церкви, построенной в 20-м веке в Курдюге, не удалось обнаружить в ГАВО.

Из клировых ведомостей соседней Николаевской Ковжинской церкви, построенной в 1913 году для рабочих Ковжинского лесопильного завода Удельного Ведомства, известно, что последняя церковь в Курдюге освящена во имя пророка Илии.


В советское время церковь закрыта и разрушена. В настоящее время Курдюг – заброшенное безлюдное труднодоступное место.


Пристань Курдюг

Пристань Курдюг. Фото Сергея Костыгова. 2003 год.


Примечания

1. В советское время в Курдюге находился исправительно-трудовой лагерь.

2. В 1861 году в Курдюге в семье мещан родился террорист Рысаков Николай. Первую бомбу в царя Александра-освободителя в 1881 году бросил именно он, студент Горного института. Раскаялся в содеянном, предал товарищей. Вместе с ним повешены народовольцы Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и Тимофей Михайлов. Это последняя публичная казнь в России.

Источники

1. Клировые ведомости Николаевской Ковженской церкви.

2. Гневашев Д.Е. Николаевский Курьюжский монастырь в 16-17 веках. // Белозерье. Краеведческий альманах. Выпуск 3. – Вологда, 2007.

3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание №1805.

4. Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Кирилловский уезд. – Новгород, 1898.

5. Список населенных мест Новгородской губернии. Выпуск 10. Кирилловский уезд. – Новгород, 1912.

6. Варзар В.Е. Список фабрик и заводов Российской империи. - СПб., 1912.

7. Материалы для оценки фабрик и заводов Новгородской губернии. – Новгород, 1901.

8. Справочная книжка Вытегорского округа ПС. – Вытегра, 1910.

9. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // Вологодские епархиальные ведомости за 1866 год.

10. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб., 1877.

Смотрите также