Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Николаевский на Валухе женский монастырь.

Местоположение

Находился под Вологдой вблизи Спасо-Прилуцкого мужского монастыря на левом берегу Вологды. В настоящее время место бывшего монастыря указывает церковь на улице Никольской в Прилуках. Раньше на месте Прилук были 2 сельца: Выпрягово и Коровничи.

О монастыре

Митрополит Макарий писал: «Много было у нас монастырей мужских, несравненно менее женских, но были и монастыри мужеско-женские, а равно и такие женские, которые управлялись не игуменьями, а игуменами».

Московский Собор 1503 года по этому поводу постановил: «впредь чернецам и черницам в одних монастырях не жить; если в каком монастыре начнут жить чернецы, там служить игумену, а черницам в том монастыре не жить; если же в каком монастыре начнут жить черницы, там служить попам-бельцам, а чернецам в том монастыре не жить».

Через 50 лет ничего не изменилось, на Соборе 1551 года царь Иван Грозный говорил опять об этом же. Ничего не изменилось и ещё через 50 лет.

Женский монастырь вблизи и под началом мужского монастыря существовал в начале

17-ого века под Вологдой. Игуменья монастыря на Валухе следила за нравственностью монахинь. Все хозяйственные и финансовые вопросы решал настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря.

Насельницы делились на стариц (постриженные в монашество) и белиц (непостриженные в монашество), на вкладчиц и невкладчиц.

Вклады делались в мужской Спасо-Прилуцкий монастырь, который обязан был содержать вкладчиц до самой смерти, независимо от того, приняли они постриг или нет.

В 1653 году в женском монастыре на Валухе проживали 24 насельницы, большинство - вкладчицы. Из девяти женщин, не заплативших за поступление в монастырь, четыре старицы жили в собственных кельях, четыре монахини были подворницами вкладчиц и белица Федосья жила у своей сестры:

1. старица Юлия подворница вкладчицы белицы Маремьяны Чашниковской;

2. старица Анисья подворница вкладчицы белицы Маремьяны Чашниковской;

3. старица Юлия подворница вкладчицы белицы Маремьяны Чашниковской;

4. старица Ираида подворница вкладчицы старицы Дарьи Новгородовой;

5. белица Федосья подворница вкладчицы старицы Феклы;

6. старица просфорня Парасковья в своей келье;

7. старица Юлия Юшкова в своей келье;

8. старица Агафья Корытова в своей полукелье;

9. старица Маремьяна Комелиха на своем дворе.

До монастырской реформы 1764 года монастырь не дожил.

В документах последнее упоминание о нем было в 1690 году, когда вологодский помещик Мизгирев привез в монастырь на жительство свою постриженную сноху –старицу Варвару.

Монастырская деревянная церковь была построена недалеко от переправы через Вологду. После упразднения монастыря церковь стала приходской.

О приходе

В 18 веке вместо обветшалого деревянного построен прихожанами каменный теплый храм с колокольней, через несколько лет к нему с восточной стороны пристроена холодная церковь, которую освятили в 1755 году.

В теплой церкви престолы освящены во имя святителя Николая Мирликийского (справа) и Успения Божией Матери (слева).

В холодной церкви – главный престол Воскресения Христова, придельный левый – апостола Иоанна Богослова, к 20-му веку Богословский придел был упразднен.

В конце 18-го века с западной стороны теплой церкви построена новая высокая красивая колокольня взамен невзрачной прежней.

Валуховско - Кирилловский приход Вологодской епархии объединял две церкви: Николаевскую Валушинскую (Валуховскую) и Покровскую Ямскую Кирилловскую, расположенную на правом берегу Вологды. В 1916 году обе церкви были самостоятельными.

На кладбище возле Николаевской Валушинской (Прилуцкой) церкви стоял двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в нём жили церковный сторож, просфорня и бездомные граждане.

С 1897 года в церкви служил Вахрамеев Евгений Иванович, сын чиновника Вологодской духовной консистории, выпускник ВДС 1892 года. Перед революцией 1917 года в приходе числилось 3553 человека.


Деревни бывшего прихода Николаевской Валушинской (Николаевской Прилуцкой) церкви Семенковской волости Вологодского уезда показаны на карте, составленной по материалам съемки 1959 года.

Деревни прихода Николаевской Валушинской (Николаевской Прилуцкой) церкви

Крестиками отмечены Николаевская Валушинская церковь, Спасо-Прилуцкий монастырь и Покровская Ямская Кирилловская церковь.


В настоящее время церковь выглядит так.

Николаевская Валушинская церковь

Фото Марии Македонской. Январь, 2014 г.


Примечание

Подворницы – временные жилицы, постоялицы.

Источники

1. Клировые ведомости Валушинской церкви.

2. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – СПб., 1897. Описание №1785.

3. Муромцев И. Церковь Николая Чудотворца на Валухе. // ВГВ, 1848 г., №17.

4. Макарий митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 4, часть 1. – М., 1996.

5. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 2. Вологодский уезд. – М., 1907.

6. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века до настоящего времени. // ВЕВ за 1865 год.

7. Суворов Николай Иванович. Новое церковно-историческое открытие. // ВЕВ за 1865 г., №2.