Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Высокозерский приход

Македонская Н. М. Макариевская Высокоезерская Воскресенская мужская пустынь.

Местоположение

Находилась на Кривозере в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. Ныне - урочище Погост Оштинского поселения Вытегорского уезда Вологодской области.

Высокоезерская пустынь. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»

Фрагмент листа 18 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 55-9 - Высокоезерская пустынь.


Основатель пустыни – преподобный Макарий Высокоезерский

После двадцатилетней военной службы стрелец Марк Сокирин постригся в монашество в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Макарий, и много лет там подвизался. С началом церковных реформ патриарха Никона в монастырях началось смятение. Немногие поддерживали никоновы новшества, большинство монахов не хотели никаких перемен. Макарий был уже немолод, всё чаще он вспоминал родину: реку Оять, деревню Тимофеевскую, многочисленные озера, просторы… Хотелось спокойствия и уединения.

9 июня 1664 года в день памяти преподобного Кирилла Белозерского старца ослепил свет и Макарий услышал голос: «Услышана твоя молитва. На запад иди. Там тебе уготовано место…».

Получив благословение на отшельническую жизнь, старец покинул монастырь и через несколько дней пути пришел к Нажмозеру. Чуть южнее из Чаймозера вытекала Оять. Здесь начинались владения Ильинского Веницкого погоста. У Нажмозера Макарий повернул на север и вскоре достиг озера Высокого. Посреди круглого озера монах увидел островок и почувствовал: вот оно – место его отшельничества. Макарий поселился на восточном сухом берегу. От его нового жилища до родной деревни на Ояти оставалось менее ста верст. Тропинка шла вдоль озёр и речек, и все они, за исключением Высокого озера, соединялись друг с другом. Старец Макарий прокопал канаву из Высокого озера в Варьозеро, и теперь он мог попасть водным путем и в Веницы, и в ближайшие деревни на Шатозере.

Когда уровень воды в озере Высоком понизился, остров стал полуостровом, а озеро перестало быть круглым, оно стало «кривым». Монах переселился на полуостров и построил церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова. С трех сторон обитель защищали от непрошенных гостей воды озера, с четвертой - болота. 6 лет провел Макарий в одиночестве, в труде и молитве. В 1670 году к пустыннику присоединились другие иноки.

Несмотря на то, что монастырёк находился в труднодоступном и хорошо защищенном месте, в 1673 году на обитель напали разбойники, избили и ограбили братию. Монах Макарий был при смерти. Его причастил и похоронил священник Иосиф Титов. Возможно, он служил в какой-то из ближайших церквей: Ильинской Веницкой церкви на Ояти или Георгиевской церкви на Шимозере. Этот же священник написал в Высокоезерскую летопись о жизни и смерти основателя пустыни.

Преподобномученик Макарий Высокоезерский - местно чтимый святой, память празднуется в день карельских святых.

О пустыни

В 1700 году монахи построили вторую церковь и освятили её во имя Николая Чудотворца. Между церквями над могилой старца стоял крест под крышей. Строителем в это время был Савватий.

В 18 веке Высокоезерская обитель - приписная пустынь Александро-Свирского монастыря.

В 1764 году Макариевская Высокоезерская пустынь упразднена.

Николаевская и Воскресенская церкви стала приходскими.

О приходе

В 1852 году прихожанами вместо ветхой Воскресенской церкви пристроен теплый придел к Николаевской церкви. Его освятили по-прежнему в честь Обновления храма Воскресения Христова.

В 1881 году вместо ветхой построена новая Николаевская однопрестольная церковь с колокольней в одной связи.

К церкви приписаны шесть деревянных часовен.

В 1916 году Высокоезерский приход Олонецкой епархии составляли населенные пункты Винницкой волости Лодейнопольского уезда, расположенные на Шатозере, Кривозере, Нажмозере: село Высокоезерский погост, деревни Антоновская, Астафьевская, Есиповская, Крестовая Гора, Новый Наволок, Новая Оживка, Старый Ручей, Пенгозеро.


Населенные пункты бывшего Высокоезерского прихода на карте, составленной по материалам съёмки 1957-1959 годов.

Высокоезерский приход. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»

Цифры – количество жителей в населенных пунктах прихода в 1905 году.


В советское время церкви закрыты, до настоящего времени не сохранились (одна из них рухнула в 21 веке).

Высокоезерский приход. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»

Оригинальные берестяные кресты на кладбище возле бывшей церкви, 2004 год.
Фото из отчета Игоря Егорова, Димы Шитика, Игоря Кривоноса «О походике на Шимозерье».


Примечания

1. Новгородский митрополит Никон избран патриархом в 1652 году, ему было тогда 47 лет.

2. В истории Высокоезерской пустыни, напечатанной в ОЕВ, сказано, что Макарий в течении 7 лет копал канаву глубиной 7 сажен и длиной 100 сажен. Возникает вопрос: как один человек смог выкопать такую канаву и, главное, зачем нужна канава такой глубины для соединения озера Высокого (впоследствии – Кривого) с Варьозером? На самом деле длина канавы не больше 100 метров, глубина не превышала рост старца, и, наверное, Макарий управился за один копательный сезон.

Источники

1. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии с их настоятелями. // Памятная книжка Олонецкой губернии. – Петрозаводск, 1867.

2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание №751.

3. Крупкин Александр, священник. Из истории Высокоезерской пустыни Лодейнопольского уезда, в связи с житием основателя ея Макария. // ОЕВ за 1914 г., № 7.

4. Преподобный Макарий Высокоезерский. // ОЕВ за 1903 г., № 12.

5. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. – Л., 1930.

6. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб., 1877.

7. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год. // Петрозаводск, 1907.

8. Труды Комиссии по сохранению древних памятников императорского московского археологического общества. Том 5. – М., 1914.

Смотрите также

Высокозерский приход