Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Зосимина пустынь на Двине.

Наименования

Зосимина (Зосимова, Зосимовская) или Изосимская мужская пустынь на Двине.

Мужская пустыня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на Слуде.

Зосимо-Савватиевская Соловецкая мужская пустынь.

Местоположение

Находилась на правом берегу Малой Северной Двины. Ныне – деревня Горка Красавинского поселения Великоустюгского района.

Зосимина пустынь на Двине. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»

Фрагмент листа 16 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 5-5 – Зосимина пустынь на Двине.


Основана в начале 17-го века монахами Соловецкого монастыря.

В 1622 году в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» пустыня называется Новой пустыней преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Новой называлась потому, что в это время в Устюжском уезде была ещё одна пустыня, освященная во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких, она находилась на Сухоне под Брусенцем.

Позже в документах пустынь на Двине называется Зосиминой, Зосимовой или Изосимской пустыней на Двине, в окладных книгах названа пустыней Зосимы и Савватия на Слуде.

О пустыни

В 1618 году монахами Соловецкого монастыря в своей вотчине на Двине построена деревянная Зосимо-Савватиевская церковь. В устье Горбищевы речки (на современных картах речка Савватиевка) стояла монастырская мельница. Монахи на жительство присылались из Соловецкого монастыря.

Мирных отношений с соседями - крестьянами не было с самого начала.

Имеются документы: за 1622 год - о земельных спорах крестьян сельца Коровинского и монахов, за 1624 год – о земельных спорах крестьян сельца Коробовского и монахов. Предмет спора – островки на Двине. После решения земельного вопроса стороны не успокоились.

В 1628 году братья Смольниковы сожгли монастырскую мельницу и запас монастырского хлеба. Монахи срубили лес для строительства новой мельницы, крестьяне сожгли заготовленные бревна.

Насельники Зосиминой пустыни тоже не отличались смирением: дрались с местными крестьянами, грабили.

Крестьяне жаловались на монахов, монахи на крестьян. Одно и то же событие излагалось сторонами по-разному (пример – в приложении).

Управление пустыней было строительское.

В 1722 году за пустыней числилось 118 душ крестьян.

После упразднения в 1764 году церковь стала приходской.

О приходе

Каменная холодная двупрестольная Зосимо-Савватиевская церковь с приделом в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» построена после 1791 года.

В клировых ведомостях 1917 года ошибочно указывается 1618 год, но эта дата относится к деревянной церкви, к той самой, что созерцал Челищев в своем путешествии.

Вторичное освящение Зосимо-Савватиевской церкви произошло в 1855 году, вторичное освящение придела - в 1865 году, иконостас в холодной церкви обновлен в 1867 году. Все ремонтные работы проводились на средства благотворителя - никольского купца Ильи Попова.

В 1836 году прихожанами построена однопрестольная теплая в одной связи с колокольней Николаевская церковь, освящена она в 1837 году. Илья Попов выделял деньги для ремонта и этой церкви. В 1869 году её освящали вторично. Новый иконостас в теплой церкви сделан в 1882 году на средства благотворителя Ильи Грибанова – владельца ткацкой фабрики в Красавине.


В 1916 году в приход Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви Вологодской епархии входили деревни Шемогодской волости Устюжского уезда по правому берегу Малой Северной Двины и несколько деревень Нестеферовской волости на левом берегу.

На том и другом берегу реки стояли деревянные часовни, приписные к Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви: в Загорье – святителя Николая Мирликийского, в Коробовском – великомученика Георгия Победоносца.

Деревни бывшего Зосимо-Савватиевского Шемогодского прихода на карте, составленной по материалам съемки 1962 года

Деревни Зосимо-Савватиевского Шемогодского прихода

Подчеркнуты названия деревень с часовнями. Цифры - количество жителей в деревнях прихода в 1914 году.


С 1890 года по 1917 год в Зосимо-Савватиевской церкви служил священник Алексей Александрович Попов, 1865 года рождения, сын диакона Близлальской церкви, выпускник Вологодской духовной семинарии 1887 года.

В начале 20-го века Зосимо-Саватиевская и Николаевская Шемогодские церкви выглядели так:

Зосимо-Саватиевская и Николаевская Шемогодские церкви

Слева – Николаевская церковь, справа Зосимо-Савватиевская. Фото из книги С.А. и С.К. Мальцевых.


А так они выглядят в начале 21 века:

Зосимо-Саватиевская и Николаевская Шемогодские церкви

Слева - Зосимо-Савватиевская церковь, справа – Николаевская. 2012 год. Фото Михаила Ильина.


Примечания

1. 1695 год, мая 17. Дело Устюжского архиерейского разряда по челобитным келаря Зосимовской пустыни на Двине старца Виссариона и вкладчицы того же монастыря Анны Горбовских об обоюдной драке и ссоре.

А. Жалоба Анны. В нынешнем 203 году, мая в 1 день, пришед он монах Висарион к домишку моему нахвално, и почал анбар над погребом ломать. И я сирота вышла из домишка своего и почала ему бити челом, чтоб он того анбаришка напрасно не ломал. И он монах Висарион бил и увечил и о пенье бросил и левую руку осарапил, и тем меня сироту изувечил навек. Да он же келарь монах Висарион за вклад мой из той Изосимской пустыни хлеба и квасу не даёт мне сироте неведомо за что, и я сирота для ево невыдаточного хлеба помираю голодной смертью с робятишками своими. Милостивый государь, преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту твою, против моей сироты вкладные за тот мой положенный вклад вели, государь, хлеб и квас из той Зосимской пустыни ему келарю монаху Виссариону давать, чтоб мне сироте от его невыдатошного хлеба с робятишками своими с голоду не помереть.

9 мая 203 года архиепископ указал старца взять на Устюг.

Б. Допросный ответ Виссариона. В 203 году мая в 1 день пришел аз к Васкину двору, а он Васка против своей избы делает у анбара двери; и аз почал ему Василью говорити: что ты, Василей, двор ставишь на нашей монастырской земле? И он Василей почал кричать и выкликать свою жену и подал ей рычаг и она жена его почала бить тем рычагом по рукам и по плечам, а сам крычит: бей, Анюха, того старца горазно в голову. И аз в тоя поры почал вопить, и слышали мой старцов вопль оные люди и видели, как жена его Васильева била меня старца.


2. В материалах Зверинского В.В. в описании Зосимо-Савватиевской Соловецкой пустыни на Двине часть информации относится к Зосимо-Савватиевской Брусенской пустыни на Сухоне.

Источники

1. Клировые ведомости Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви в ГАВО.

2. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 1. – СПб., 1890.

3. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 2. – СПб., 1894.

4. Воскобойникова Н.П. Писцовые книги Русского Севера. – М., 2001.

5. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – Спб., 1897. Описание №1612.

6. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 6. - Вологда, 1914.

7. Мальцева С.А. и Мальцев С.К. Храмы и часовни Великоустюгского района (сохраненные и утраченные). - Великий Устюг, 2003.

8. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год.

9. Путешествие по северу России в 1791 году. – СПб., 1886.

10. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб., 1877.