Смотрите также
Македонская Н. М. Зосимина пустынь на Двине.
Наименования
Зосимина (Зосимова, Зосимовская) или Изосимская мужская пустынь на Двине.
Мужская пустыня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на Слуде.
Зосимо-Савватиевская Соловецкая мужская пустынь.
Местоположение
Находилась на правом берегу Малой Северной Двины. Ныне – деревня Горка Красавинского поселения Великоустюгского района.
Фрагмент листа 16 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 5-5 – Зосимина пустынь на Двине.
Основана в начале 17-го века монахами Соловецкого монастыря.
В 1622 году в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» пустыня называется Новой пустыней преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Новой называлась потому, что в это время в Устюжском уезде была ещё одна пустыня, освященная во имя преподобных Зосимы и Саватия Соловецких, она находилась на Сухоне под Брусенцем.
Позже в документах пустынь на Двине называется Зосиминой, Зосимовой или Изосимской пустыней на Двине, в окладных книгах названа пустыней Зосимы и Савватия на Слуде.
О пустыни
В 1618 году монахами Соловецкого монастыря в своей вотчине на Двине построена деревянная Зосимо-Савватиевская церковь. В устье Горбищевы речки (на современных картах речка Савватиевка) стояла монастырская мельница. Монахи на жительство присылались из Соловецкого монастыря.
Мирных отношений с соседями - крестьянами не было с самого начала.
Имеются документы: за 1622 год - о земельных спорах крестьян сельца Коровинского и монахов, за 1624 год – о земельных спорах крестьян сельца Коробовского и монахов. Предмет спора – островки на Двине. После решения земельного вопроса стороны не успокоились.
В 1628 году братья Смольниковы сожгли монастырскую мельницу и запас монастырского хлеба. Монахи срубили лес для строительства новой мельницы, крестьяне сожгли заготовленные бревна.
Насельники Зосиминой пустыни тоже не отличались смирением: дрались с местными крестьянами, грабили.
Крестьяне жаловались на монахов, монахи на крестьян. Одно и то же событие излагалось сторонами по-разному (пример – в приложении).
Управление пустыней было строительское.
В 1722 году за пустыней числилось 118 душ крестьян.
После упразднения в 1764 году церковь стала приходской.
О приходе
Каменная холодная двупрестольная Зосимо-Савватиевская церковь с приделом в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» построена после 1791 года.
В клировых ведомостях 1917 года ошибочно указывается 1618 год, но эта дата относится к деревянной церкви, к той самой, что созерцал Челищев в своем путешествии.
Вторичное освящение Зосимо-Савватиевской церкви произошло в 1855 году, вторичное освящение придела - в 1865 году, иконостас в холодной церкви обновлен в 1867 году. Все ремонтные работы проводились на средства благотворителя - никольского купца Ильи Попова.
В 1836 году прихожанами построена однопрестольная теплая в одной связи с колокольней Николаевская церковь, освящена она в 1837 году. Илья Попов выделял деньги для ремонта и этой церкви. В 1869 году её освящали вторично. Новый иконостас в теплой церкви сделан в 1882 году на средства благотворителя Ильи Грибанова – владельца ткацкой фабрики в Красавине.
В 1916 году в приход Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви Вологодской епархии входили деревни Шемогодской волости Устюжского уезда по правому берегу Малой Северной Двины и несколько деревень Нестеферовской волости на левом берегу.
На том и другом берегу реки стояли деревянные часовни, приписные к Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви: в Загорье – святителя Николая Мирликийского, в Коробовском – великомученика Георгия Победоносца.
Деревни бывшего Зосимо-Савватиевского Шемогодского прихода на карте, составленной по материалам съемки 1962 года
Подчеркнуты названия деревень с часовнями. Цифры - количество жителей в деревнях прихода в 1914 году.
С 1890 года по 1917 год в Зосимо-Савватиевской церкви служил священник Алексей Александрович Попов, 1865 года рождения, сын диакона Близлальской церкви, выпускник Вологодской духовной семинарии 1887 года.
В начале 20-го века Зосимо-Саватиевская и Николаевская Шемогодские церкви выглядели так:
Слева – Николаевская церковь, справа Зосимо-Савватиевская. Фото из книги С.А. и С.К. Мальцевых.
А так они выглядят в начале 21 века:
Слева - Зосимо-Савватиевская церковь, справа – Николаевская. 2012 год. Фото Михаила Ильина.
Примечания
1. 1695 год, мая 17. Дело Устюжского архиерейского разряда по челобитным келаря Зосимовской пустыни на Двине старца Виссариона и вкладчицы того же монастыря Анны Горбовских об обоюдной драке и ссоре.
А. Жалоба Анны. В нынешнем 203 году, мая в 1 день, пришед он монах Висарион к домишку моему нахвално, и почал анбар над погребом ломать. И я сирота вышла из домишка своего и почала ему бити челом, чтоб он того анбаришка напрасно не ломал. И он монах Висарион бил и увечил и о пенье бросил и левую руку осарапил, и тем меня сироту изувечил навек. Да он же келарь монах Висарион за вклад мой из той Изосимской пустыни хлеба и квасу не даёт мне сироте неведомо за что, и я сирота для ево невыдаточного хлеба помираю голодной смертью с робятишками своими. Милостивый государь, преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту твою, против моей сироты вкладные за тот мой положенный вклад вели, государь, хлеб и квас из той Зосимской пустыни ему келарю монаху Виссариону давать, чтоб мне сироте от его невыдатошного хлеба с робятишками своими с голоду не помереть.
9 мая 203 года архиепископ указал старца взять на Устюг.
Б. Допросный ответ Виссариона. В 203 году мая в 1 день пришел аз к Васкину двору, а он Васка против своей избы делает у анбара двери; и аз почал ему Василью говорити: что ты, Василей, двор ставишь на нашей монастырской земле? И он Василей почал кричать и выкликать свою жену и подал ей рычаг и она жена его почала бить тем рычагом по рукам и по плечам, а сам крычит: бей, Анюха, того старца горазно в голову. И аз в тоя поры почал вопить, и слышали мой старцов вопль оные люди и видели, как жена его Васильева била меня старца.
2. В материалах Зверинского В.В. в описании Зосимо-Савватиевской Соловецкой пустыни на Двине часть информации относится к Зосимо-Савватиевской Брусенской пустыни на Сухоне.
Источники
1. Клировые ведомости Зосимо-Савватиевской Шемогодской церкви в ГАВО.
2. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 1. – СПб., 1890.
3. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 2. – СПб., 1894.
4. Воскобойникова Н.П. Писцовые книги Русского Севера. – М., 2001.
5. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – Спб., 1897. Описание №1612.
6. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 6. - Вологда, 1914.
7. Мальцева С.А. и Мальцев С.К. Храмы и часовни Великоустюгского района (сохраненные и утраченные). - Великий Устюг, 2003.
8. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год.
9. Путешествие по северу России в 1791 году. – СПб., 1886.
10. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб., 1877.