Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Выксинский Николаевский монастырь.

Наименования

Выксинский Николаевский женский, а затем мужской монастырь.
Азарьева Выксинская мужская пустынь.

Местоположение

Находился на северном берегу озера Выксино, образованного расширением речки Выксины, вытекающей из болота и впадающей в Шексну справа. В настоящее время территория Выксинского прихода затоплена водами Рыбинского водохранилища.
 
Югская Димитриевская пустынь. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»
Фрагмент листа 113 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 49-25 – Выксинская пустынь.
Шифр 48-25 – Ольховская церковь.
 

Женский монастырь

Женский монастырь основан в 16 веке.
В 1592 году в монастырь была сослана Мария Федоровна Нагая - пятая супруга Ивана Грозного, мать убитого в Угличе царевича Димитрия, постриженная в монашество с именем Марфа. Инокини сочувствовали страдалице, старались облегчить жизнь её в обители. В наказание по велению Бориса Годунова монахинь разогнали, обитель стала мужской с 1605 года.

Мужской монастырь

Управляли монастырем игумены и строители. Строев Павел даёт их имена, начиная с 1628 года.
В конце 17 века Выксинская мужская пустынь - приписная пустынь Череповского Воскресенского монастыря.
В начале 18 века к Выксинскому монастырю приписана Досифеева Троицкая пустынь.
Вотчину составляли две деревни и подмонастырская слобода Паршинская.
В 1744 году за монастырем числилось 697 душ.
В 1749 году Выксинский Николаевский мужской монастырь и приписная Досифеева пустынь переданы в ведомство митрополита Ростовского и Ярославского.
В 1764 году Выксинский монастырь Ростовской епархии упразднен. Холодная Николаевская, теплая Благовещенская и надвратная Троицкая церкви стали приходскими.

О приходе. 19-20 век.

В 1818 году Николаевская и Благовещенская церкви сгорели и приход стал называться по сохранившейся надвратной деревянной Троицкой церкви, построенной насельниками монастыря в 1749 году.
В 1826 году построили каменную Николаевскую церковь с Благовещенским приделом и колокольней в одной связи.
Вокруг бывшего монастыря имелась деревянная ограда с 3 небольшими башнями и воротами.
В 30-х годах 19-го века из-за малочисленности прихода Троицкая Выксинская церковь была приписана к Казанской Ольховской церкви. С 1842 года приход стал самостоятельным.
Выксинский приход Новгородской епархии составляли село Николо-Выксино (Паршинская слобода) и деревни Ольховской волости Череповецкого уезда: Избишнево на левом берегу речки Самосорка, Раменская на правом берегу речки Выксены (Выксиньи, Выксы). В деревне Избишнево стояла деревянная часовня.
Подробно Выксинский приход описан у Богословского.

Из описания прихода Богословского

Через приход проходили две большие поселочные дороги из Вологодского и Пошехонского уездов. В западной части прихода дороги соединялись в одну и вели через Улому в Устюжну. Деревни Избишнево и Раменье стояли на пошехонской дороге, Паршинская слобода – на вологодской.
Все три деревни были построены по единому плану прямыми улицами в две линии. Каждый крестьянин имел две избы (летнюю и зимнюю), соединённые просторными сенями. Под зимней находился хлев, под летней – мастерская для ковки гвоздей. Обе избы смотрели на дорогу.
Основные промыслы крестьян Выксинского прихода – ковка гвоздей и жжение угля. Эти промыслы давали не только деньги, но и высокую заболеваемость туберкулезом легких. Лечились страдальцы баней и печкой.
Из-за бедных почв хлебопашеством и огородничеством крестьяне занимались неохотно. На продажу выращивали только коноплю.
Держали скотину и птицу: обычно семья имела одну лошадь, трех коров, много овец, кур.
Ловили рыбу, охотились на зайцев, белок, уток, тетеревов, рябчиков.
Женщины пряли, ткали, шили, собирали ягоды и грибы.
Сельская школа открылась в Паршинской слободе в 1861 году. Дети, получив самые необходимые знания, лет с 10 уже работали, помогали своим родителям.
Народ был трудолюбив и, хотя склонность к пьянству была в крови, алкоголиков, тунеядцев и ворья в приходе не было. Жизнь заставляла всех работать.
В приходе 17 марта проводилась ежегодная Алексеевская ярмарка. С 1863 года получено разрешение на еженедельную ярмарку при церкви. Кроме того, 9 и 16 мая проводились торжки.

Населенные пункты Выксинского прихода

 
Выксинский приход
Цифры – количество жителей в населенных пунктах прихода в 1912 году, подчеркнуто название деревни с часовней.
 
Так выглядели Выксинские церкви в начале 20-го века.
 
Выксинские церкви
 

Примечание

В 1922 году в церкви служил 53-летний священник Владимир Петрович Рубинов. Начал священническое служение в 1899 году в Ильинской Лойденской церкви Белозерского уезда. С 1905 года – священник Александро-Невской Великосельской церкви Череповецкого уезда, помощник благочинного. В 1920 году уволен по болезни за штат.
С 1921 года трудился в Выксинской церкви. При нем оставался младший сын Алексей. Старший сын Владимира Петровича, бывший штабс-капитан царской армии Валерий Рубинов, служил в Красной армии: командовал эскадроном. Сыновья Александр и Анатолий в 1922 году демобилизованы из Красной Армии.

Источники информации

1. Клировые ведомости Череповецкого уезда.
2. Богословский Н.Г. Новгородский сборник. Выпуск 5. – Новгород, 1865.
3. Виденеева А.Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России в 18 веке. – М., 2004.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание №750.
5. Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии. // НЕВ за 1895 год.
6. Список населенных мест Новгородской губернии. Выпуск 9. Череповецкий уезд. – Новгород, 1912.
7. Суворов Н.И. Роспись церквей и монастырей Пошехонского уезда, принадлежащих с 1658 по 1676 год Вологодской епархии.
8. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ – СПб, 1877.

Избранное

Пустыни