Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Бабьеозерская (Бабозерская) Николаевская мужская пустынь.

Местоположение

Находилась на восточном берегу озера Бабье в Тотемском уезде. Ныне - урочище Погост Рослятинского поселения Бабушкинского района Вологодской области.

Бабьеозерская пустынь. «Церковно-исторический атлас Вологодской области»

Фрагмент листа 56 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 5-2 – Бабьеозерская пустынь.


Основание пустыни. Строитель Сергий.

Основана в 1605 году иноком Маркушевского монастыря Сергием.

Настоятельство – строительское.

В 1617 году строитель Сергий подаёт царю Михаилу Федоровичу челобитную, в которой пишет, что в диком лесу на Бабьем озере в Галицком уезде в Кологривской осаде он построил церковь Николая Чудотворца, купил образа и книги, получил грамоту на три пустоши: Терехово, Бабино, Мамаево, но все документы исчезли при разорении пустыни поляками-литовцами, когда те шли с Устюга на Солигалич.

В этом же году иеромонах Сергий получил новую грамоту (послана на Галич) на пустоши Терехово, Бабья и Мамаево (на современных картах Мумаиха).

Северная граница земель пустыни проходила по речке Илезки до устья Светицы.

На западе граница шла по Светице на верховье речки Осиновки, далее на юго- восток - к устью речки Островная.

Юго- восточная граница проходила по речке Юзица, затем - к верховью речки Еюг и на озеро Шипуновское. С озера Шипуновского граница болотами доходила до верховья Илезки.

Народ жалуется на строителя пустыни.

В 1628 году царю Михаилу Федоровичу приходит жалоба от писца Фоки Дурова и подъячего Осташки Колюпанова. Они обвиняют строителя Сергия в обмане и самоуправстве и приводят следующие доказательства:

1. Литва на Бабьем озере сроду не бывала.

2. Места эти относятся не к Галичскому, а к Тотемскому уезду. Сергий появился там лет 20 назад. Тогда в тех местах уже были деревни Илеской волости Демьяновского стану Тотемского уезда: Ускирёво, Ожигино, Волково, Хлыщёво.

3. Иеромонах Сергей дал деревням новые названия.

4. Черный поп не платит никаких пошлин ни царю ни Ростовскому митрополиту, этим он заманил в монастырёк беглых крестьян из Тотемского, Устюжского и Вологодского уездов.

5. Строитель Сергий нагло присоединяет чужие земли к своей пустыни, перекапывая установленные межи.

6. От старцев и монастырских крестьян терпит народ много обид и притеснений.

В это время в пустыни проживали 5 монахов.

Впоследствии вопрос решился в пользу Тотемского уезда и в документах 1632 года местоположение пустыни указывается так: пустыня на Бабьем озере в Тотемском уезде у Галицкого рубежа.

Упразднение Бабьеозерской пустыни.

В 1678 году в вотчинных деревушках числилось 9 крестьянских дворов, в 1700 году – 16 крестьянских дворов.

В 18 веке пустынь приписана к Маркушевскому монастырю, в 1722 году за ней числились 158 душ крестьян.

В 1764 году Бабозерская пустынь Устюжско-Тотемской епархии упразднена, Николаевская Бабьеозерская церковь обращена в приходскую.

О приходе. 19-20 век.

Последняя деревянная Николаевская церковь, построенная ещё монахами, сгорела в 1806 году.

Каменная одноэтажная церковь в одной связи с колокольней построена в 1808 году тотемским купцом Иоанном Андреевичем Кузнецовым. В 1826 году церковь снова горела, возобновлена в 1829 году.

Престолы: святителя Николая Мирликийского – в холодном храме,

преподобного Феодосия Тотемского – в теплом храме справа,

великомученицы Параскевы Пятницы - в теплом храме слева.

Часовен в приходе не было.

В 20-м веке Бабозерский приход составляли село Бабье Озеро и деревни Харинской волости Тотемского уезда, расположенные вблизи озера Бабье.

Деревни Бабозерского прихода на карте, составленной в 1959 году.

Деревни Бабозерского прихода

Цифры – количество жителей в населенных пунктах прихода в 1908 году.


Современное состояние

В советское время церковь закрыта. В настоящее время выглядит так:

Бабозерская Николаевская церковь

Бабозерская Николаевская церковь. Фото из архива Вологодского православного духовного училища.


Источники

1. Клировые ведомости церквей Тотемского уезда за 1856, 1891, 1902 и 1913 годы.

2. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 1. – СПб., 1890.

3. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 2. – СПб., 1894.

4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание №951.

5. Веселовский С. Акты писцового дела. Том 2. Акты 1627-1649 годов. – М., 1917.

6. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 3. Тотемский уезд. – Вологда, 1908.

7. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епрхии. // ВЕВ за 1872 год.

8. Отписка царю Михаилу Федоровичу писца Фоки Дурова и подъячего Осташки Колюпанова… // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при московском университете. – М., 1887.

9. Суворов Н. И. Воспоминание о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде… // ВЕВ 1878 год.