Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Боровинская Спасская пустынь.

Боровинская Спасская мужская пустынь, с 1676 года – женская.

Местоположение

Находилась на левом берегу реки Вага (приток Северной Двины) при Старом озере. В настоящее время деревня Боровина Верховажского района Вологодской области.

Спасская Боровинская пустынь. Климушинская церковь.

Фрагмент листа 30 из Церковно-исторического атласа Вологодской области.
Шифр 6-6 – Спасская Боровинская пустынь.
Шифр 5-6 - Климушинская церковь


Боровинская Спасская пустынь. 17 век.

В 1653 году пришел в эти места иеромонах Иов, постриженик Сийского монастыря и основатель Верхошеренгской Вознесенской пустыни. В бору увидел он деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Казанской иконы Божией Матери, построенную по обету местным крестьянином. Службы в церкви проводили приглашаемые в праздники священники из Вельска или Верховажья.

Старец Иов решил устроить в этом месте мужскую пустыню, строителем в которой стал его сын иеромонах Иона.

В 1660 году построили взамен сгоревшей новую деревянную церковь, освятили по-прежнему во имя Спаса Нерукотворного образа.

В 1676 году митрополит новгородский Корнилий в ответ на челобитную группы странствующих монахинь передал старице Дорофее Боровинскую пустынь для устроения женской обители, а монахов из Боровинской пустыни перевёл в Верхошеренгскую пустынь.

В 1682 году инокини и настоятельница игуменья Дорофея самовольно покинули Боровинскую пустынь и вновь пошли бродяжничать.

В 1685 году преосвященный архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий Спасскую Боровинскую пустынь со святыми иконами, колоколами, всей церковной утварью и вотчинными землями отдал крестьянам Низовской десятины. Церковь стала приходской.

В конце 17-го века в семи деревнях стояли часовни, приписные к Спасской Боровинской церкви:

1. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Низовская.

2. Часовня великомученицы Параскевы Пятницы в деревне Слободская (Моисеевская).

3. Часовня преподобного Афанасия Афонского на поле деревень Семернинская и Угронская (Першинская).

4. Часовня бессребреников Космы и Дамиана на горе над деревней Лавровская.

5. Часовня священномученика Власия Севастийского в деревне Климушинская.

6. Часовня Преображения Господня и Сретения Господня при деревнях Никитинская и Леоновская.

7. Часовня пророка Илии на горе возле деревни Вахрушинская.

Боровинский приход. 18-20 век.

В 1765 году прихожанами построена деревянная двухэтажная Сретенская церковь. Внизу престол освящен в честь иконы Божией Матери «Сретения Господня», вверху – в во имя пророка Илии, в трапезе – во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

В 1814 году на средства мещанина Стефана Ждановского и прихожан построена каменная двухэтажная в одной связи с колокольней Спасская церковь. Престол вверху был освящен во имя Спаса Нерукотворного образа, внизу - в честь иконы Божией Матери «Казанская».

В 1900 году нижний престол каменной церкви переосвящен в честь Сретения Господня, нижний престол в деревянной церкви переосвящен в честь иконы Божией Матери «Казанская». Сретенская церковь стала Казанской.

В деревне Климушино находилась приписная одноэтажная, деревянная, в одной связи с колокольней, церковь в честь иконы Божией Матери «Корсунская», построенная усердием Николая Петровича Шамина и прихожан в 1908 году.

Приписные часовни находились в деревне Мартыновская на левом берегу Ваги и в поселке Терменгская Фабрика на реке Терменьга – правом притоке Ваги.

Деревни Боровинского прихода по состоянию на 1916 год

Деревни показаны на карте, составленной по материалам съёмки 1960 года. На данном фрагменте нет деревни Нововыставочная, она находилась на реке Нермеша – левом притоке Ваги.

Деревни Боровинского прихода

В 1909 году в населенных пунктах прихода проживали 1866 человек.


Перед революцией 1917 года в церкви служил Вячеслав Ксенофонтович Архипов, 1866 года рождения, сын священника, выпускник Вологодской духовной семинарии.

Он начинал в 1885 году псаломщиком в Богородицерождественской Студенецкой церкви, в 1889 году – диакон в Покровской Замошской церкви, с 1891 года – священник (Николаевская Зыковская, Георгиевская Верхопуйская, Спасская Боровинская церкви).

В Спасской Боровинской церкви служил с 1907 года. Скромен, усерден. В 1916 году в семье у Вячеслава Архипова жена Анна и 6 детей: Ксенофонт – псаломщик, Мария – замужем, Любовь - при отце, Николай учится в ВДС, Капитолина и Михаил учатся в земском училище.

В августе 1937 года Вячеслав Ксенофонтович Архипов арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, в сентябре 1937 года заключен в ИТЛ на 10 лет.


В советское время Боровинские церкви закрыты.

В настоящее время деревянная церковь не существует, кирпичная - продолжает разрушаться.

Примечания

1. Сия, Шеренга – реки в Архангельской области.

2. Терменская Фабрика – поселок при писчебумажной фабрике.

3. Некоторые деревни, где в 17 веке стояли часовни, приписные к Спасской Боровинской церкви, в настоящее время находятся на территории Архангельской области (Низовская, Слободская, Семернинская, Першинская, Лавровская).

Источники

1. Клировые ведомости церквей Вельского уезда за разные годы.

2. Алексей Беляев. К истории монастырей и приходов Вологодской епархии. // ВЕВ, 1908 год, № 19.

3. Акты Хомогорской и Устюжской епархий. Книга 3. – СПб., 1908.

4. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Том. 3.Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – СПб., 1897. Описание №2053.

5. За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник. - Архангельск, 2006.

6. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 4. Вельский уезд. – Вологда, 1909.

7. Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. – Л., 1929.