Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Устюжский Спасопреображенский женский монастырь.

Называлась также Устюжский Спасский девичий монастырь, Устюжский Сретенский девичий монастырь, Устюжский Преображенский девичий монастырь.

Местоположение

Находился в Великом Устюге. В настоящее время Великий Устюг – районный город в Вологодской области.

Основан в 1422 году при приходской церкви.

Спасский монастырь в 17 – 18 веках

В 1623 году на территории Спасского девичьего монастыря стояли деревянные холодная церковь Преображения Господня и теплая Сретения Господня. Управляла монастырем игуменья Марфа, в 12 кельях жили 54 старицы, кормились подаянием.

После пожара 1679 года построены деревянная теплая и каменная холодная церкви. В 1693 году монахини проживали в 29 кельях.

Строительство первой каменной церкви начато в 1689 году, освящена церковь в 1697 году в честь Преображения Господня.

В 1715 году сгорела теплая деревянная церковь. После этого теплый придел устроили в трапезе Преображенской церкви, он освящен в 1718 году в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Строительство теплой каменной церкви начато в 1725 году, освящена церковь в 1740 году в честь Сретения Господня.

В 1764 году Спасопреображенский монастырь упразднен, монахини переведены в Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, бывший до этого мужским. Церкви Спасопреображенского женского монастыря обращены в приходские.

Спасо-Преображенская приходская церковь в Устюге в 18-19 веках

В 1794 году в теплой Сретенской церкви освящен Казанский придел.

В 1797 году в холодной Преображенской церкви освящен придел святых Богоотец Иоакима и Анны вместо Казанского.

Колокольня располагалась в северо-западном углу Преображенской церкви.

В 1855 году на деньги благотворителя купца Ильи Яковлевича Грибанова построена каменная ограда вместо деревянной.

В приходе Спасопреображенской церкви в 1788 году числилось 536 душ обоего пола, в 1868 году – 265 душ.

Спасо-Преображенская приходская церковь в 20 веке

В 1915 году в приходе Спасопреображенской церкви насчитывалось 464 человека. Служил протоиерей Черняев Иларий Яковлевич, 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии.

В 1928 году в Спасопреображенской церкви прошла последняя служба. Здания церквей переданы Северо-Двинскому губернскому архиву.

В 1931 году Черняев Иларий Яковлевич арестован, приговор – ссылка в Северный край на 3 года. В 1932 году ссылка в Северный край заменена ссылкой в Западную Сибирь. Дальнейшая судьба священника неизвестна.


В настоящее время в зданиях церквей по-прежнему располагается архив – Великоустюгский центральный архив.

Фото церквей из книги Дунаева Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. 1915 год.

Фото церквей из книги Дунаева Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. 1915 год.
Слева – Сретенская церковь, справа – Спасопреображенская.


Великий Устюг. Спасопреоображенская и Сретенская церкви.

Фото церквей Андрея Македонского, 2006 год.
Слева – Спасопреоображенская церковь, справа - Сретенская.


Примечания

О нравственной стороне жизни в Спасопреображенском монастыре можно судить по документам 17 века, напечатанным в «Актах Холмогорской и Устюжской епархий».

В качестве примера – две жалобы митрополиту Ростовскому, Ярославскому и Великоустюжскому:

1. 1625 год. Явка бывшей игуменьи Спасского девичьего монастыря на Устюге старицы Марфы на игуменью того же монастыря Ульянию с сестрами…

Краткое изложение жалобы:

На Светлой неделе в келье монахини Капитолины шел пир. Присутствовали игуменья Ульяния и приближенные к ней сестры и устюжские стрельцы. Стали угрожать бывшей игуменье Марфе. Она сбежала, спряталась в другой келье. Налетчики вскрыли Марфин короб с добром и похитили имущество и деньги. Науськали грабителей успенский поп Афанасий и сын его Косма. Марфа пожаловалась на обидчиков другим сестрам. Старицы вместо защиты подговорили мужика Семейку и тот материл и бил бывшую игумению, изодрал её одежды.

2. 1630 год. Явка игумении Преображенского монастыря Иулиании о бесчинствах старицы Маремьяны и её дочери. В этом документе игуменья обвиняет монахинь Маремьяну Ожгихину и её дочь Авдотью в ночных пьянках с гостями и сама просит защиты.

Источники

1. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 2. – СПб., 1894.

2. Васильев Ю. С., Биланчук Р. П., Замараев С. Е. Описание Великого Устюга в устюжской писцовой книге… // Бысть на Устюзе… Историко-краеведческий сборник. – Вологда, 1993.

3. Дунаев Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. – М., 1915.

4. Дунаева А. Р., Кляповская А. А. Архив в Великом Устюге: страницы истории. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1995.

5. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание №1095.

6. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ за 1872 год, № 16.

7. Попов Арсений. Спасопреображенская церковь в городе Устюге. // ВЕВ за 1875 год, № 11.

8. Суворова С. В. За веру Христову. Биографический справочник. – Архангельск, 2006.

9. Чебыкина Г. Н. Великий Устюг: летописная книга 12-21 века. – Великий Устюг, 2007.