Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Филипповская Яиковская Знаменская мужская пустынь.

С 1908 года Устюжский Знамено-Филипповский общежительный женский заштатный монастырь.

Местоположение

Находилась с западной стороны под городом Великий Устюг на Яиковой горе на левом берегу Сухоны. Ныне город Великий Устюг Вологодской области.

Основатель пустыни

Основателем пустыни считается преподобный Филипп Сухонский, Яиковский, местно чтимый святой.

Постриженик Михаило-Архангельского монастыря Филипп пришел на Яикову гору, построил келью и часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и жил здесь отшельником до 1654 года. Был уважаем местными жителями за праведность. Скончался в 1662 году. Память празднуется в День вологодских святых. Мощи его перед революцией 1917 года покоились под спудом в Знаменской церкви.

Старец Лонгин - первый строитель. 17 век.

Постриженик Теплогорской пустыни на реке Юг Лонгин покинул родную обитель и с иконой святителя Филиппа митрополита Московского пришел в 1654 году на Яикову гору, построил келью и поставил в ней принесенную с собой икону. Лонгин был из тех иноков, о которых Макарий Булгаков в Истории Русской церкви писал «всякий инок после своего пострижения в каком-либо монастыре уже начинал мечтать, как бы удалиться в пустыню, как удалялись другие, как бы основать свой особый небольшой монастырек или пустыньку. И действительно, едва представлялась возможность, уходил в дремучий лес или другое безлюдное место - а таких мест тогда, особенно на севере России, было весьма много - ставил себе небольшую келью и часовню. К нему присоединялись иногда ещё два-три инока, строили себе кельи, иногда небольшую церковь - и вот являлся монастырек или пустынь». Филипп Яиковский не захотел управлять новоустроенной пустыней. Строителем Знаменской Яиковской пустыни стал энергичный «самовыдвиженец» Лонгин. В 1661 году Лонгин построил в пустыни новую часовню, её освятили во имя святителя Филиппа митрополита Московского. В 1662 году Лонгин получил в Ростове грамоту на строительство церкви в Яиковой пустыни. С иконой святителя Филиппа старец Лонгин ходил по городу Устюгу и окрестным деревням и собирал деньги на монастырь. Благодаря его рвению церковь была построена в этом же году.

Но грамоты на устроение монастыря у Лонгина не было. Самовольный старец говорил, что ему разрешил устроить монастырь на Яиковой горе сам святитель Филипп и другие разрешения ему без надобности.

Игумен Гледенского монастыря Афанасий и устюжский соборный священник Владимир 5 мая 1662 года доложили митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе, что Лонгин нарушил два указа митрополита: без благословения вышел из Теплогорской пустыни, без благословения собирает пожертвования на монастырь, ещё сообщили, что грамоту на строительство церкви в Яиковой пустыни он получил обманом через подставное лицо.

Пришел ответ от Владыки: грамоту на постройку Филипповской церкви у Лонгина отобрать, собранные Лонгином деньги и хлеб отдать в Теплогорскую пустынь, самого вернуть туда же под строгий контроль настоятеля, посадить на цепь, поручить ему тяжелейшую работу в пекарне, сделать ревизию Яиковского монастыря.

31 мая 1662 года старца возвратили в Теплогорье.

23 июня провели опись новой обители на Яиковой горе и обнаружилось, что Яикова пустынь полностью обустроена. Поставлены новые часовня и церковь, имеются в достаточном количестве иконы, богослужебные книги, церковная утварь; разработана пашня, посеяны рожь и овёс; подготовлены для жительства 3 кельи (одна совершенно новая) и в них обитают два старца. Результаты проверки доложены митрополиту Ионе.

В итоге 29 августа 1662 года Лонгин получил назад всё отобранное добро и стал по благословению митрополита строителем Яиковской Знамено-Филипповой пустыни.

Яиковская пустынь в 18-19 веках

В 1722 году за пустыней числилась 101 крестьянская душа.

В 1735 году построена каменная с колокольней в одной связи одноэтажная пятиглавая двупрестольная церковь. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», придельный - во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

В 1764 году небогатая мужская пустынь осталась за штатом.

В 1809 году по предложению епископа Евгения Болховитинова (будущий митрополит Киевский) построен первый каменный настоятельско-братский корпус на средства купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной.

В 1850 году теплый Филипповский придел переделан: добавлен престол святителя Николая Мирликийского.

Яиковская пустынь в 20-м веке

В 1908 году мужской монастырь обращен в женский.


Устюжский Знамено-Филипповский монастырь в начале 20-го века

Устюжский Знамено-Филипповский монастырь в начале 20-го века


Здания монастыря в начале 20-го века:

1. трехпрестольная Знаменская церковь,

2. два каменных корпуса (настоятельский и сестринский),

3. три деревянных флигеля,

4. деревянный дом для семьи священника,

5. кирпичные каретник и конюшня, погреб,

6. деревянные амбар, баня, скотный двор,

Каменная стена окружала монастырь со всех сторон.

Напротив монастырских ворот находилась деревянная часовня.

Материальная база монастыря

1. Земли Знамено-Филипповской пустыни: сенокос на острове Кошкодав и лесная дача на Луженьге.

2. Мукомольная мельница на Стриге.

3. Проценты с неприкосновенного капитала.

4. Пожертвования граждан.

5. Выручка от занятий насельниц рукоделием.

Благотворительность монастыря

Учебного заведения, богадельни и больницы не было. При монастыре воспитывались крестьянские девочки. Паломники имели возможность несколько дней прожить в монастыре и пользоваться монастырской трапезой.

О настоятельницах женской пустыни

Первая настоятельница - монахиня Капитолина, 1860 года рождения, дочь пономаря Дмитрия Савелова. В десятилетнем возрасте поступила в Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, через 8 лет - указная послушница, ещё через 12 лет - рясофорная. В сорокалетнем возрасте постриглась в монашество.

Руководила Знамено-Филипповской пустыней с 1908 года.

В 1910 году от насельниц пустыни благочинному монастырей настоятелю Сольвычегодского Введенского монастыря игумену Феодосию поступила жалоба на Капитолину. Сестры просили заменить настоятельницу. Они отмечали такие качества характера монахини Капитолины, как властолюбие, самодурство, недоверие к людям, подозрительность, вспыльчивость, грубость, упрямство.

Настоятельница Знамено-Филипповской пустыни также написала докладную благочинному, где сообщала, что казначея Флорентия рвется к власти; виновницами немирных отношений в монастыре Капитолина считала казначею и её подруг - монахиню Анатолию, монахиню Мелетину, послушниц Парасковью Ботвину и Меланью Кирьянову.

Благочинный игумен Феодосий доложил о конфликте настоятельницы и сестер преосвященному Никону епископу Вологодскому и Тотемскому. Следствие по делу вел благочинный из Вологды Александр Попов. В итоге в 1911 году епископ Никон распорядился:

1. Отстранить монахиню Капитолину от управления пустыней, переместить её в Яренский женский монастырь.

2. Игуменье Кылтовского (Яренского) монастыря Филарете подобрать сестру для управления Яиковской пустыней.

3. Казначею Флорентию переместить в Иоанно-Предтеченский монастырь в Великом Устюге.

4. Монахиню Анатолию переместить в Успенский монастырь в Вологду.

Последняя настоятельница - игумения Зинаида, 1864 года рождения. В 1911 году после отстранения игумении Капитолины от управления монастырем монахиня Зинаида назначена исполняющей должность настоятельницы, с 1912 года - настоятельница Знамено-Филипповского монастыря, с 1916 года - игумения.

Список насельниц 1912 года

Игумения Зинаида, манатейные монахини - 2, указные послушницы - 6, послушницы без указного определения - 52.

Монашеское имяМирское имяОсновные даты жизни в монастыре
1настоятельница монахиня Зинаида, 48 лет дочь крестьянина Вельского уезда Александра Васильевича Измайлова, училась в Вельском городском училище

1887 год - поступила в Шенкурский монастырь.

1895 год - рясофорная послушница.

1906 год - пострижение в монашество Кылтовском монастыре.

2монахиня Мелетина, 62 годадевица Марина Ефимовская, дочь крестьянина из Устюжского уезда, грамотная

1875 год - поступила в Иоанно-Предтеченский монастырь.

1903 год - рясофорная послушница.

1908 год - пострижение в монашество в Яиковском монастыре.

Послушание - пономарь.

3монахиня Апполинария, 50 летдевица Анна Алексеевна Сергеева, дочь крестьянина из Устюжского уезда, грамотная

1884 год - поступила в Иоанно-Предтеченский монастырь.

1907 год - рясофорная послушница.

1908 год - пострижение в монашество в Яиковском монастыре.

Послушание - свечница.

4рясофорная послушница Дарья, 39 летдевица Дарья Васильевна Журавлева, дочь крестьянина из Вятской губернии, неграмотная

1901 год - поступила в Иоанно-Предтеченский монастырь.

1907 год - рясофорная послушница.

1908 год - перевод в Яиковский монастырь.

Послушание - свечница.

5рясофорная послушница Феодосия, 69 летвдова крестьянина Гавриила Кириякова из Устюжского уезда, неграмотная

1908 год - поступила в Яиковский монастырь.

1909 год - рясофорная послушница.

Послушание - разные работы.

6рясофорная послушница Мелания, 33 года девица Мелания Кирьянова, дочь крестьянина из Устюжского уезда, грамотная

1908 год - поступила в Яиковский монастырь.

1909 год - рясофорная послушница.

7рясофорная послушница Татьяна, 36 летдевица Татьяна Тимофеевна Попова, дочь крестьянина из Устюжского уезда, грамотная

1908 год - поступила в Яиковский монастырь.

1909 год - рясофорная послушница.

8рясофорная послушница Александра, 38 лет девица Александра Павловна Пестовникова, дочь крестьянина из Устюжского уезда, грамотная

1908 год - поступила в Яиковский монастырь.

1909 год - рясофорная послушница.

9рясофорная послушница Параскева, 38 лет девица Параскева Афанасиевна Ботвина, дочь крестьянина из Никольского уезда, неграмотная

1908 год - поступила в Яиковский монастырь.

1909 год - рясофорная послушница.


После революции 1917 года

После революции 1917 года монастырь закрыт.

В 1918 году решено преобразовать монастырь в сельскохозяйственную коммуну. Вывеска сменилась, но насельницы жили как и прежде, соблюдая монастырские правила. В 1920 году три сельскохозяйственные коммуны (бывшие Иоанно-Предтеченский, Знамено-Филипповский и Троице - Гледенский женские монастыри) объединены в одну с общим названием «Путеводная звезда». Женщин старше 50 лет (за исключением специалистов в каком-либо деле) отправляли на жительство в богадельню при Гледенской коммуне. В 1922 году монастырь-коммуна закрылся.

В 1928 году разрушена Знамено-Филипповская церковь.

В настоящее время

В настоящее время на месте пустыни стоит памятный знак на улице Гледенской. Сохранились некоторые жилые и хозяйственные кирпичные строения монастыря, частично разрушенные и перестроенные.

Примечания

1. Явленная чудотворная икона Божией Матери «Знамение». В 1686 году неугомонный старец Лонгин у архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра просит благословения на сбор денег для обустройства Знаменской Волчьеручьевской церкви, построенной в 1683 году в Пермогорской волости. Деревня Волчий Ручей находилась на берегу Северной Двины. Для сбора денег старцу нужна чудотворная икона Божией Матери «Знамение», находившаяся когда-то в часовне на Волчьем ручье. Лонгин напоминает, что всё имущество из пустыни на Волчьем ручье передано в 1667 году в Яикову пустынь, но чудотворная икона «осела» в соборе города Устюга. В ответ Владыка распорядился икону изъять из собора, передать её строителю Филипповой пустыни Антонию и никому не давать. Неясно, когда и каким образом возвращенная в Знамено-Филипповскую пустынь икона попала в погреб на территории пустыни. В 1774 году больной устюжанин Иоанн Антипин услышал голос, велевший ему идти в монастырь на Яиковой горе и выкопать икону, после чего он выздоровеет. Икону извлекли, хворь покинула устюжанина.

2. Чтимая икона святителя Филиппа митрополита Московского. Икона написана по просьбе старца Лонгина, с ней он появился на Яиковой горе.

3. В 1686 году Лонгин был простым иноком в Яиковской пустыни и просил архиепископа Александра назначить его строителем в пустыню на Волчьем ручье.

4. По преданию Яиковскую пустыню основал древодел из Устюга - Лука. Возможно, до пострижения Лонгин и был Лукой.

Источники

1. ГАВО, фонд 496, опись 1, дело 18929.

2. ГАВО. Монастырские ведомости за разные годы.

3. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. Описание №1337.

4. Зенкова О. Б. Монастырская коммуна. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 1. - Вологда, 1995.

5. К истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжского уезда. // ВЕВ за 1899 год.

6. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга четвертая. - Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1996.

7. Попов Арсений. Случай из жизни преосвященного Евгения… // ВЕВ за 1868 г., №20, с. 556-559.

8. Суворов Н. И. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь. // ВЕВ за 1888 г., №3, с. 37-45.

9. Шляпин В. К истории Знамено-Филипповского Яиковского монастыря. // ВЕВ за 1903 г., №13, с. 374-378.