Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Мокрая Николаевская мужская пустынь.

Местоположение

Находилась на правом заболоченном берегу реки Сухоны восточнее устья Вологды.

Ныне - урочище Никола Мокрый в Междуреченском районе Вологодской области. Урочище граничит с озером Шуя на северо-востоке и речкой Быстрец на юго-западе.

Мокрая Николаевская пустынь

Фрагмент листа 95 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области».
Шифр 1-14 – Мокрая Николаевская пустынь.


Коротко о пустыни

Основана в 16 веке. Вотчину Мокрой пустыни составляли деревня Поддубное в Пелшемской волости и деревня Чернецкое в Замошской волости.

В 1612 году обитель разорена литовско-польскими шайками.

В 1617 году при архиепископе Вологодском и Великопермском Макарии обезлюдевшая пустынь передана Вологодскому Архиерейскому дому. В 1620 году, уже при архиепископе Корнилии, этот факт подтвержден грамотой царя Михаила Федоровича.

В 1628 году на территории пустыни стояли две деревянные церкви: холодная, освященная во имя святителя Николая Мирликийского и теплая, освященная в честь праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Управляли пустыней строители, изредка – игумены.

В 1728 году в ней проживали 12 насельников, занимались рыбной ловлей.

В 1764 году приписная к Вологодскому Архиерейскому дому Николо-Мокрая пустынь упразднена. Приход не образовался, так как поблизости не было деревень.

Беспризорные церкви вскоре сгорели.

Часовня на месте пустыни

В память о бывшей пустыни построена небольшая деревянная часовня Николая Чудотворца, приписная к Ильинской церкви в селе Спас-Ямщики. Перед революцией 1917 года она ещё стояла.

Урочище Никола Мокрый на карте 1959 года

Урочище Никола Мокрый

Примечания

1. Каменная с колокольней Ильинская в Ямщиках церковь построена прихожанами в 1750 году. Два престола в нижнем теплом храме: пророка Илии (главный) и мучеников Флора и Лавра, два престола в верхнем холодном храме: Преображения Господня и преподобного Феодосия Тотемского. К церкви приписана одна каменная часовня Воскресения Христова (возле церкви) и три деревянных: в деревне Пестово – священномученика Панкратия, в деревне Баландино – иконы Божией Матери «Тихвинская» и на берегу Сухоны на месте бывшей пустыни – святителя Николая Мирликийского.

2. Существует легенда, что на место Николо-Мокрой пустыни указала икона «Никола Великорецкий». Ладья, в которой находилась икона, налетела на корягу, пробило дно, ладья наполнилась водой, а икона очутилась на берегу. Событие это произошло в 1555 году при транспортировке «Николы Великорецкого» по Сухоне.

3. Чудотворная икона «Никола Великорецкий» явлена на реке Великой на Вятской земле в 1383 году. В 1555 году путешествовала из Вятки в Москву по приглашению царя Ивана Грозного. В летописях путь её обозначен иначе: через Казань и Волгу.

Источники

1. Николаевская Мокрая пустыня. // ВЕВ. - 1880. - №16. - С. 332-336.

2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб.,1892. (описание 1769).

3. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Составил И. К. Степановский. – Вологда, 1890.

4. Белов С. П. Икона Никола Великорецкий середины 16 века из собрания Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1.- Вологда, 1994.