Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Белозерский Петропавловский мужской монастырь.

Местоположение

Существовал в городе Белоозеро в 16 веке. В настоящее время город Белозерск Вологодской области.

Мужской или женский монастырь?

Имеются два документа о Петропавловском монастыре.
Первый – синодик монастыря, где написано «род Петровского монастыря старицы Анисии» и записаны имена семи схимонахинь.
Богословский Н. Г. и вслед за ним Зверинский В. В. на основании этого документа полагали, что Петропавловский - женский монастырь.
Второй документ - грамота 1572 года архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского Корнилия священноиноку Александру. В грамоте сказано, что Алексей Семенов сын (мирское имя Александра) служил 26 лет в Богоявленской церкви города Белозерск, овдовел и постригся в иноческий образ в особном монастыре Петра и Павла на посаде. Грамота архиепископа Корнилия разрешала иеромонаху Александру служение в Петропавловском монастыре. Этот документ - доказательство того, что монастырь в конце 16 века был мужским.
Возможно, что монастырь вначале был не женским, а мужеско-женским.

Мужеско-женские монастыри

Макарий Булгаков в истории Русской церкви пишет:
«Много было у нас монастырей мужских, несравненно менее женских, но были и монастыри мужеско-женские, а равно и такие женские, которые, по крайней мере, управлялись не игуменьями, а игуменами. Московский собор 1503 года по этому поводу постановил: «Впредь чернецам и черницам в одних монастырях не жить; если в каком монастыре начнут жить чернецы, там служить игумену, а черницам в том монастыре не жить; если же в каком монастыре начнут жить черницы, там служить попам-бельцам, а чернецам в том монастыре не жить». В Новгороде это правило старался осуществить архиепископ Макарий. Но в других епархиях не везде поступили таким образом. На Стоглавом Соборе царь Иоанн Васильевич указывал отцам, что в иных монастырях чернецы и черницы живут вместе, и Стоглавый Собор вновь подтвердил правило Собора 1503 года. Несмотря на это, и в 1582 году мы встречаем ещё два мужеско-женских монастыря в Новгородской епархии, в Обонежской пятине».
 
Петро-Павловский мужской монастырь был разорен во время польско-литовского нашествия и упразднен, с 1620 года церковь стала приходской.
 

Приходская церковь

После польско-литовского разорения города 1612 года проводилась перепись. По её данным в 1617 году на территории бывшего монастыря стояли колоколенка с четырьмя колоколами и две шатровые деревянные церкви: Петро-Павловская и Иоанно-Златоустовская с трапезной. В трех кельях жили нищие. О монахах не упоминается.
По переписи 1676 года церкви и колокольня те же самые, отмечается, что церкви построены приходскими людьми.
Вместо двух деревянных церквей в 1770 году прихожанами построена каменная церковь с колокольней в одной связи. Вначале Петро-Павловская церковь была трехпрестольной.
В 1916 году престолов шесть: апостолов Петра и Павла, Похвалы Пресвятой Богородицы, святителя Иоанна Златоуста, 40 мучеников Севастийских, иконы Божией Матери « Всех скорбящих радость», бессребреников Космы и Дамиана.
Приход городской. Приписных церквей и часовен не было.
 
После революции Петропавловская церковь закрыта.
В настоящее время в здании бывшей церкви находится Музей истории края.
 
Белозерская Петропавловская церковь
Белозерская Петропавловская церковь. 2009 г. Фото А. Македонского.
 

Примечание

Стоглавый Собор состоялся в 1551 году.

Источники информации

1. Клировая ведомость Петро-Павловской церкви за 1916 год.
2. Белозерье. Историко-литературный альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1994.
3. Белозерье. Историко-литературный альманах. Выпуск 2. – Вологда, 1998.
4. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – Спб., 1897. Описание №1872.
5. Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря (из архива Саратовской архивной комиссии).
6. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Книга четвертая, часть первая. – М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
7. Новгородский сборник. Выпуск 1. Издание Новгородского Статистического Комитета под редакцией Богословского. - Новгород, 1865.
8. Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1791 году.- СПб, 1886.

Избранное

Пустыни