Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Антониева Черноезерская Богородицкая мужская пустынь.

С 1912 года - Антониева Черноезерская Богородицкая женская пустынь, или Черноезерский Богородицкий женский монастырь.

Местоположение

Находилась на северо-восточном берегу озера Черное. В настоящее время – урочище Черные Озерки юго-западнее деревни Анисимово Шекснинского района Вологодской области.
 
Фрагмент карты из «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Антониева пустынь.
Фрагмент листа 92 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Шифр 11-26 – Антониева пустынь.
 

Основатель пустыни

Основатель пустыни – преподобный Антоний Черноезерский. В конце 16 века старец Антоний построил на Черном озере деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Скончался в 1598 году. Канонизирован к всецерковному празднованию, память преподобного чтится в день тезоименитства 30 января (17 января по старому стилю).
Мощи преподобного Антония Черноезерского в начале 20-го века находились под спудом в Богородицерождественской церкви.

Пустынь

В переписной книге 1676 года о пустыни приведена такая информация: «В волости Малая Веретея пустыня... В ней церковь Рождества Пресвятой Богородицы да часовня да 2 кельи. В келье старец Тихон, а другая келья пуста...»
В переписной книге 1710 года имеются следующие данные:
«В той же Маловеретейской волости на Черных озерках Антоньевская пустыня, в той пустыни церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная ветхая и службы никогда не бывает, в той же пустыни келья пустая, прежде жили монахи, питались мирским подаянием...»
В 1764 году пустыня упразднена и церковь стала бесприходной.

Черноезерский приход

В 1821 году Богородицерождественская Черноезерская церковь приписана к приходской Богородицерождественской Чуровской церкви в Череповецком уезде Новгородской губернии.
В 1875 году освящена новая деревянная однопрестольная Богородицерождественская Черноезерская церковь.
В 1916 году деревни, относящиеся к приходу Богородицерождественской Черноезерской церкви, располагались на левом берегу реки Шексна (Андруково, Квасюнино, Безсолово, Синицыно, Репино), на берегах реки Божай - правом притоке Шексны и на правом берегу Шексны (Кунжая, Дьяконовская, Иванкова Божая, Ерёмичева Божая, Дюпичева Божая, Турическая Божая, Рыбая, Заречье). Ближайшие к церкви деревни - Анисимово, Афанасово и Льгово. В деревнях Анисимово и Льгово стояли деревянные часовни.
В 1921 году крестьянских дворов в приходе - 269, прихожан – 1337.
Кроме того, в приходе в проживали 478 спасовцев (92 двора). Возобновление монастыря в 1912 году было связано с этим фактом.
В 1921 году в церкви служили священники Сергей Яковлевич Ставровский (арестован в 1939 году, приговор - 5 лет ссылки) и Александр Васильевич Петров.

Восстановление Черноезерской пустыни

Обитель восстановлена стараниями игумении Леушинского монастыря Таисии.
Игумения Таисия (в миру Мария Васильевна Солопова, из дворян) родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году, постриг приняла в 1870 году в Тихвинском Введенском монастыре. Её имя связано с открытием Леушинского и Парфеновского монастырей в Череповецком уезде, восстановлением Ферапонтова монастыря в Кирилловском уезде. Умерла в 1915 году.
Женская общежительная пустынь на Черном озере официально открыта в 1912 году.
К этому году на территории пустыни находились:
1. Монастырский деревянный Антониев храм на каменном фундаменте, построен в 1911 году.
2. Деревянная звонница.
3. Приходская деревянная Богородицерождественская церковь на каменном фундаменте, 1874 года постройки.
4. Церковно-приходская школа.

Монахини и рясофорные послушницы Черноезерской пустыни

В 1917 году в монастыре проживали настоятельница игумения Антония, 5 монахинь, 3 рясофорные послушницы. Рясофорные послушницы носили монашескую рясу, но сохраняли мирское имя и могли вернуться к мирской жизни.
В 1920 году умершую игумению Антонию сменила игумения Маргарита, монахини и рясофорные послушницы были те же. В 1921 году указные послушницы Софронова и Сытова пострижены в монашество.
В приведенной ниже таблице приводится монашеское и мирское имя, год рождения, место проживания до поступления в монастырь, даты основных событий в жизни монахини или рясофорной послушницы.
 
Имя монашеское, характеристикаГод рожденияИмя светское, сословиеМонастырский путь
1первая настоятельница - игумения Антония, грамоте обучилась в Леушинском монастыре1858 крестьянская девица Анна Дмитриевна Назарова из деревни Антоновская Дмитриевской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии 1869 год – поступила в Леушинский монастырь. 1875 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря, помощница ризничей. 1896 год – казначея в Леушинском монастыре. 1899 год – пострижение в Леушинском монастыре. 1904 год – заведующая подворьем в Череповце. 1911 год – заведующая вновь восстанавливаемой Черноезерской пустыней. 1912 год – возведена в сан игумении.
последняя настоятельница - игумения Маргарита, училась на строительных курсах в Москве (чертежница, помощник архитектора)1870 крестьянская девица Носова Мария Андреевна (откуда родом – в деле не сказано) 1884 год - поступила в Леушинский монастырь, работала в иконописной мастерской. 1907 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря, заведующая библиотекой. 1908 год – пострижение в Леушинском монастыре. В 1911 году откомандирована в Антониево-Черноезерскую пустынь, казначея и прораб. 1912 год – настоятельница Благовещенского Воронцовского монастыря. 1913 год – возведена в сан игумении. 1915 год – поселена в число сестер Ригодощенского монастыря. С апреля 1920 года избрана настоятельницей Черноезерской пустыни.
2монахиня Антония, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна, исполняющая должность благочинной в 1917 году, с 1919 года- казначея. 1868 крестьянская девица Анна Федоровна Петухова из деревни Малая Дора Луковской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии 1883 год - поступила в Леушинский монастырь. 1906 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря. С 1907 года – регентша на подворье в Череповце. В 1911 году переведена в Черноезерскую пустынь регентшей и для обучения пению певчих и детей в приходской школе. 1912 год – пострижение в Черноезерской пустыни.
3монахиня Августа, неграмотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна1866 крестьянская девица Агриппина Трофимовна Божанова из деревни Харламово Даргунской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии 1884 год – поступила в Леушинский монастырь. 1897 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря. 1908 год – пострижение в Леушинском монастыре. В 1911 году переведена в Черноезерскую пустынь просфорней.
4монахиня Глафира, грамотная, неусердна (это характеристика, данная монахине первой игуменьей, игуменья Маргарита не отмечает лени)1862 крестьянская девица Ольга Ивановна Горбунова из деревни Силевестрово Соколовской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии 1881 год – поступила в Леушинский монастырь. 1905 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря. 1907 год – пострижение в Леушинском монастыре. В 1911 году переведена в Черноезерскую пустынь звонаркой.
5монахиня Магдалина, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна1863 крестьянская девица Мария Епифановна Котова из деревни Чаплино Песоцкой волости Ново-Ладожского уезда Петроградской губернии 1887 год – поступила в Рдейскую пустынь. 1895 год – определена в число послушниц Рдейской пустыни. 1904 год – пострижение в Рдейской пустыни. С 1908 года - ризничая. В 1913 году перемещена в Черноезерскую пустынь алтарницей. В 1921 году не возвратилась из отпуска в Черноезерскую пустынь.
6монахиня Нила, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна1869 крестьянская девица Екатерина Дмитриевна Горшкова из деревни Остров Уломской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии 1886 год – поступила в Леушинский монастырь. 1904 год – перевод в Ферапонтов монастырь. 1907 год – определена в число послушниц Ферапонтова монастыря, алтарница. 1909 год – пострижение в Ферапонтовом монастыре. В 1914 году переведена в Черноезерскую пустынь, заведует продажей свеч и чтением Неусыпаемой Псалтири.
7в 1917 году - рясофорная послушница Анна Дмитриевна Софронова, с 1921 года – монахиня Аркадия, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна1875 крестьянская девица из Архангельской слободы Архангельской волости Пронского уезда Рязанской губернии 1893 год – поступила в Леушинский монастырь. 1911 год – перемещена в Черноезерскую пустынь. 1912 год – определена в число послушниц Черноезерской пустыни (библиотекарь и письмоводительница).
8в 1917 году - рясофорная послушница Марфа Петровна Сытова, с 1921 года – монахиня Таисия, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна1876 крестьянская девица из деревни Лычнево Чирецкой волости Устюженского уезда Новгородской губернии 1895 год – поступила в Леушинский монастырь. 1911 год – перемещена в Черноезерскую пустынь. 1912 год – определена в число послушниц Черноезерской пустыни (ризничая).
9рясофорная послушница Дарья Васильевна Кудряшова, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна1869 крестьянская девица из деревни Ляхово Княжевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии 1889 год – поступила в Покровский монастырь Ярославской губернии. 1896 год – перешла в Леушинский монастырь. 1904 год – перевод в Ферапонтов монастырь. 1910 год – определена в число послушниц Ферапонтова монастыря. 1912 год – перешла в Черноезерскую пустынь, огродница.
 

Послушницы-белицы

В 1917-1920 годах в Черноезерской пустыни были на испытании и проживали по документам 37 послушниц-белиц. Все они – крестьянские девицы (иногда вдовы), в основном, из Новгородской и Вологодской губерний. Две трети белиц до Черноезерской пустыни уже потрудились в монастырях Леушинском, Ферапонтове, Ригодощском, Филаретовой пустыни Новгородской епархии, Арсениево-Комельском Вологодской епархии, Воронцовском Псковской епархии. У большинства послушниц-белиц, как и у послушниц-черниц (рясофорных) были постоянные обязанности: они работали в пекарне и поварне, рукодельной мастерской, в башмачной, в саду, на огороде, на пасеке, на конюшне и скотном дворе. Экономка и заведующая монастырской гостиницей также были из числа послушниц, живших в монастыре на испытании.
Среди послушниц были и родственницы, и землячки. Четыре сестры Пименовы из деревни Большая Дора Братковской волости Вологодского уезда Вологодской губернии проживали в Черноезерской пустыни в 1914 году. Старшие сестры поступили в Леушинский монастырь в 1900 году и 1908 году, в 1911 году они перевелись в Черноезерскую пустынь, туда же в 1914 году прибыли две младшие сестры.
Благочинная монастыря на 1920 год, Агафья Васильевна Шарова из Талицкой волости Кирилловского уезда Новгородской губернии, поступила в Леушинский монастырь в 1895 году, в 1911 году перевелась в Черноезерскую пустынь. В 1914 году кроме неё в обители проживали ещё четыре белицы из Талицкой волости.
Послушницы выполняли в обители привычную крестьянскую работу. Грамотные поочерёдно читали Неусыпаемую Псалтирь (читается днем и ночью без перерыва), музыкально одаренные пели на клиросе.
Характеристики, данные белицам игуменией монастыря, уже не такие положительные, как у монахинь и рясофорных послушниц. Отмечаются такие качества некоторых послушниц-белиц: своенравна, строптива, непочтительна к старшим, уклончива от послушания, упряма. Интересно, что и у самой благочинной Агафьи Шаровой в характеристике отмечено «своенравна».

Восстановленная женская Черноезерская пустынь

В 1911-1914 годах игумения Таисия перевела в Черноезерскую пустынь на основные должности монахинь и послушниц из своего монастыря.
К 1917 году Черноезерская пустынь - процветающая обитель с 46-ю насельницами, большинство из которых молоды и трудоспособны. Старше 60 лет – всего две старухи: одна, 75-ти летняя, освобождена от послушания, вторая, помоложе, следила за чистотой в церкви.
В 1920 году в монастыре уже не было гостиницы, рукодельной мастерской, сада и пасеки, конюшни. Каменная церковь, строительство которой начато в 1912 году, так и не была достроена.
Хозяйство обители приходило в упадок, но число послушниц в монастыре не уменьшалось. В 1921 году в монастыре проживали 53 человека: игумения Маргарита, 7 монахинь, одна рясофорная послушница и 44 послушницы-белицы.
Пустынь закрыта в 20-е годы.

Современное состояние

В настоящее время нет ни одного сохранившегося здания на территории бывшей пустыни. В 2005 году установлен памятный крест и совершён первый молебен.

Примечания

Монастырские должности:
Благочинная - следит за нравственностью насельниц и дисциплиной в монастыре.
Казначея – контролирует приход и расход монастырских денег, ведет приходно-расходные книги.
Ризничая - отвечает за сохранность монастырского имущества, ризница – помещение при церкви, где хранится имущество.
Экономка - организует и проверяет хозяйственные и строительные работы в монастыре.
Письмоводительница - выполняет секретарскую работу, ведает архивом.
Просфорня - выпекает просфоры (просвиры) – маленькие круглые хлебцы для таинства причастия.
Звонарка - следит за состоянием звонницы, производит благовест (удары в один колокол) или трезвон (звон во все колокола) в установленное время.

Источники информации

1. ГАВО. Ф. 986. Оп. 1. Д. 149.
2. ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 526.
3. Новгородские епархиальные ведомости за 1895 год, с.164.
4. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. - Москва: Книга, 1991.
5. Православные монастыри России. Краткий справочник. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
6. Смолич И. К. Русское монашество 988-1917. - Москва, 1997.

Избранное

Пустыни

Информация

Новости