Смотрите также
Македонская Н. М. Антониева Черноезерская Богородицкая мужская пустынь.
С 1912 года - Антониева Черноезерская Богородицкая женская пустынь, или Черноезерский Богородицкий женский монастырь.
Местоположение
Находилась на северо-восточном берегу озера Черное. В настоящее время – урочище Черные Озерки юго-западнее деревни Анисимово Шекснинского района Вологодской области.
Фрагмент листа 92 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Шифр 11-26 – Антониева пустынь.
Основатель пустыни
Основатель пустыни – преподобный Антоний Черноезерский. В конце 16 века старец Антоний построил на Черном озере деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Скончался в 1598 году. Канонизирован к всецерковному празднованию, память преподобного чтится в день тезоименитства 30 января (17 января по старому стилю).
Мощи преподобного Антония Черноезерского в начале 20-го века находились под спудом в Богородицерождественской церкви.
Пустынь
В переписной книге 1676 года о пустыни приведена такая информация: «В волости Малая Веретея пустыня... В ней церковь Рождества Пресвятой Богородицы да часовня да 2 кельи. В келье старец Тихон, а другая келья пуста...»
В переписной книге 1710 года имеются следующие данные:
«В той же Маловеретейской волости на Черных озерках Антоньевская пустыня, в той пустыни церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная ветхая и службы никогда не бывает, в той же пустыни келья пустая, прежде жили монахи, питались мирским подаянием...»
В 1764 году пустыня упразднена и церковь стала бесприходной.
Черноезерский приход
В 1821 году Богородицерождественская Черноезерская церковь приписана к приходской Богородицерождественской Чуровской церкви в Череповецком уезде Новгородской губернии.
В 1875 году освящена новая деревянная однопрестольная Богородицерождественская Черноезерская церковь.
В 1916 году деревни, относящиеся к приходу Богородицерождественской Черноезерской церкви, располагались на левом берегу реки Шексна (Андруково, Квасюнино, Безсолово, Синицыно, Репино), на берегах реки Божай - правом притоке Шексны и на правом берегу Шексны (Кунжая, Дьяконовская, Иванкова Божая, Ерёмичева Божая, Дюпичева Божая, Турическая Божая, Рыбая, Заречье). Ближайшие к церкви деревни - Анисимово, Афанасово и Льгово. В деревнях Анисимово и Льгово стояли деревянные часовни.
В 1921 году крестьянских дворов в приходе - 269, прихожан – 1337.
Кроме того, в приходе в проживали 478 спасовцев (92 двора). Возобновление монастыря в 1912 году было связано с этим фактом.
В 1921 году в церкви служили священники Сергей Яковлевич Ставровский (арестован в 1939 году, приговор - 5 лет ссылки) и Александр Васильевич Петров.
Восстановление Черноезерской пустыни
Обитель восстановлена стараниями игумении Леушинского монастыря Таисии.
Игумения Таисия (в миру Мария Васильевна Солопова, из дворян) родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году, постриг приняла в 1870 году в Тихвинском Введенском монастыре. Её имя связано с открытием Леушинского и Парфеновского монастырей в Череповецком уезде, восстановлением Ферапонтова монастыря в Кирилловском уезде. Умерла в 1915 году.
Женская общежительная пустынь на Черном озере официально открыта в 1912 году.
К этому году на территории пустыни находились:
1. Монастырский деревянный Антониев храм на каменном фундаменте, построен в 1911 году.
2. Деревянная звонница.
3. Приходская деревянная Богородицерождественская церковь на каменном фундаменте, 1874 года постройки.
4. Церковно-приходская школа.
Монахини и рясофорные послушницы Черноезерской пустыни
В 1917 году в монастыре проживали настоятельница игумения Антония, 5 монахинь, 3 рясофорные послушницы. Рясофорные послушницы носили монашескую рясу, но сохраняли мирское имя и могли вернуться к мирской жизни.
В 1920 году умершую игумению Антонию сменила игумения Маргарита, монахини и рясофорные послушницы были те же. В 1921 году указные послушницы Софронова и Сытова пострижены в монашество.
В приведенной ниже таблице приводится монашеское и мирское имя, год рождения, место проживания до поступления в монастырь, даты основных событий в жизни монахини или рясофорной послушницы.
№ | Имя монашеское, характеристика | Год рождения | Имя светское, сословие | Монастырский путь |
1 | первая настоятельница - игумения Антония, грамоте обучилась в Леушинском монастыре | 1858 | крестьянская девица Анна Дмитриевна Назарова из деревни Антоновская Дмитриевской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии | 1869 год – поступила в Леушинский монастырь. 1875 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря, помощница ризничей. 1896 год – казначея в Леушинском монастыре. 1899 год – пострижение в Леушинском монастыре. 1904 год – заведующая подворьем в Череповце. 1911 год – заведующая вновь восстанавливаемой Черноезерской пустыней. 1912 год – возведена в сан игумении. |
1а | последняя настоятельница - игумения Маргарита, училась на строительных курсах в Москве (чертежница, помощник архитектора) | 1870 | крестьянская девица Носова Мария Андреевна (откуда родом – в деле не сказано) | 1884 год - поступила в Леушинский монастырь, работала в иконописной мастерской. 1907 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря, заведующая библиотекой. 1908 год – пострижение в Леушинском монастыре. В 1911 году откомандирована в Антониево-Черноезерскую пустынь, казначея и прораб. 1912 год – настоятельница Благовещенского Воронцовского монастыря. 1913 год – возведена в сан игумении. 1915 год – поселена в число сестер Ригодощенского монастыря. С апреля 1920 года избрана настоятельницей Черноезерской пустыни. |
2 | монахиня Антония, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна, исполняющая должность благочинной в 1917 году, с 1919 года- казначея. | 1868 | крестьянская девица Анна Федоровна Петухова из деревни Малая Дора Луковской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии | 1883 год - поступила в Леушинский монастырь. 1906 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря. С 1907 года – регентша на подворье в Череповце. В 1911 году переведена в Черноезерскую пустынь регентшей и для обучения пению певчих и детей в приходской школе. 1912 год – пострижение в Черноезерской пустыни. |
3 | монахиня Августа, неграмотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна | 1866 | крестьянская девица Агриппина Трофимовна Божанова из деревни Харламово Даргунской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии | 1884 год – поступила в Леушинский монастырь. 1897 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря. 1908 год – пострижение в Леушинском монастыре. В 1911 году переведена в Черноезерскую пустынь просфорней. |
4 | монахиня Глафира, грамотная, неусердна (это характеристика, данная монахине первой игуменьей, игуменья Маргарита не отмечает лени) | 1862 | крестьянская девица Ольга Ивановна Горбунова из деревни Силевестрово Соколовской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии | 1881 год – поступила в Леушинский монастырь. 1905 год – определена в число послушниц Леушинского монастыря. 1907 год – пострижение в Леушинском монастыре. В 1911 году переведена в Черноезерскую пустынь звонаркой. |
5 | монахиня Магдалина, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна | 1863 | крестьянская девица Мария Епифановна Котова из деревни Чаплино Песоцкой волости Ново-Ладожского уезда Петроградской губернии | 1887 год – поступила в Рдейскую пустынь. 1895 год – определена в число послушниц Рдейской пустыни. 1904 год – пострижение в Рдейской пустыни. С 1908 года - ризничая. В 1913 году перемещена в Черноезерскую пустынь алтарницей. В 1921 году не возвратилась из отпуска в Черноезерскую пустынь. |
6 | монахиня Нила, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна | 1869 | крестьянская девица Екатерина Дмитриевна Горшкова из деревни Остров Уломской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии | 1886 год – поступила в Леушинский монастырь. 1904 год – перевод в Ферапонтов монастырь. 1907 год – определена в число послушниц Ферапонтова монастыря, алтарница. 1909 год – пострижение в Ферапонтовом монастыре. В 1914 году переведена в Черноезерскую пустынь, заведует продажей свеч и чтением Неусыпаемой Псалтири. |
7 | в 1917 году - рясофорная послушница Анна Дмитриевна Софронова, с 1921 года – монахиня Аркадия, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна | 1875 | крестьянская девица из Архангельской слободы Архангельской волости Пронского уезда Рязанской губернии | 1893 год – поступила в Леушинский монастырь. 1911 год – перемещена в Черноезерскую пустынь. 1912 год – определена в число послушниц Черноезерской пустыни (библиотекарь и письмоводительница). |
8 | в 1917 году - рясофорная послушница Марфа Петровна Сытова, с 1921 года – монахиня Таисия, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна | 1876 | крестьянская девица из деревни Лычнево Чирецкой волости Устюженского уезда Новгородской губернии | 1895 год – поступила в Леушинский монастырь. 1911 год – перемещена в Черноезерскую пустынь. 1912 год – определена в число послушниц Черноезерской пустыни (ризничая). |
9 | рясофорная послушница Дарья Васильевна Кудряшова, грамотная, очень хороших качеств, к послушанию способна и усердна | 1869 | крестьянская девица из деревни Ляхово Княжевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии | 1889 год – поступила в Покровский монастырь Ярославской губернии. 1896 год – перешла в Леушинский монастырь. 1904 год – перевод в Ферапонтов монастырь. 1910 год – определена в число послушниц Ферапонтова монастыря. 1912 год – перешла в Черноезерскую пустынь, огродница. |
Послушницы-белицы
В 1917-1920 годах в Черноезерской пустыни были на испытании и проживали по документам 37 послушниц-белиц. Все они – крестьянские девицы (иногда вдовы), в основном, из Новгородской и Вологодской губерний. Две трети белиц до Черноезерской пустыни уже потрудились в монастырях Леушинском, Ферапонтове, Ригодощском, Филаретовой пустыни Новгородской епархии, Арсениево-Комельском Вологодской епархии, Воронцовском Псковской епархии. У большинства послушниц-белиц, как и у послушниц-черниц (рясофорных) были постоянные обязанности: они работали в пекарне и поварне, рукодельной мастерской, в башмачной, в саду, на огороде, на пасеке, на конюшне и скотном дворе. Экономка и заведующая монастырской гостиницей также были из числа послушниц, живших в монастыре на испытании.
Среди послушниц были и родственницы, и землячки. Четыре сестры Пименовы из деревни Большая Дора Братковской волости Вологодского уезда Вологодской губернии проживали в Черноезерской пустыни в 1914 году. Старшие сестры поступили в Леушинский монастырь в 1900 году и 1908 году, в 1911 году они перевелись в Черноезерскую пустынь, туда же в 1914 году прибыли две младшие сестры.
Благочинная монастыря на 1920 год, Агафья Васильевна Шарова из Талицкой волости Кирилловского уезда Новгородской губернии, поступила в Леушинский монастырь в 1895 году, в 1911 году перевелась в Черноезерскую пустынь. В 1914 году кроме неё в обители проживали ещё четыре белицы из Талицкой волости.
Послушницы выполняли в обители привычную крестьянскую работу. Грамотные поочерёдно читали Неусыпаемую Псалтирь (читается днем и ночью без перерыва), музыкально одаренные пели на клиросе.
Характеристики, данные белицам игуменией монастыря, уже не такие положительные, как у монахинь и рясофорных послушниц. Отмечаются такие качества некоторых послушниц-белиц: своенравна, строптива, непочтительна к старшим, уклончива от послушания, упряма. Интересно, что и у самой благочинной Агафьи Шаровой в характеристике отмечено «своенравна».
Восстановленная женская Черноезерская пустынь
В 1911-1914 годах игумения Таисия перевела в Черноезерскую пустынь на основные должности монахинь и послушниц из своего монастыря.
К 1917 году Черноезерская пустынь - процветающая обитель с 46-ю насельницами, большинство из которых молоды и трудоспособны. Старше 60 лет – всего две старухи: одна, 75-ти летняя, освобождена от послушания, вторая, помоложе, следила за чистотой в церкви.
В 1920 году в монастыре уже не было гостиницы, рукодельной мастерской, сада и пасеки, конюшни. Каменная церковь, строительство которой начато в 1912 году, так и не была достроена.
Хозяйство обители приходило в упадок, но число послушниц в монастыре не уменьшалось. В 1921 году в монастыре проживали 53 человека: игумения Маргарита, 7 монахинь, одна рясофорная послушница и 44 послушницы-белицы.
Пустынь закрыта в 20-е годы.
Современное состояние
В настоящее время нет ни одного сохранившегося здания на территории бывшей пустыни. В 2005 году установлен памятный крест и совершён первый молебен.
Примечания
Монастырские должности:
Благочинная - следит за нравственностью насельниц и дисциплиной в монастыре.
Казначея – контролирует приход и расход монастырских денег, ведет приходно-расходные книги.
Ризничая - отвечает за сохранность монастырского имущества, ризница – помещение при церкви, где хранится имущество.
Экономка - организует и проверяет хозяйственные и строительные работы в монастыре.
Письмоводительница - выполняет секретарскую работу, ведает архивом.
Просфорня - выпекает просфоры (просвиры) – маленькие круглые хлебцы для таинства причастия.
Звонарка - следит за состоянием звонницы, производит благовест (удары в один колокол) или трезвон (звон во все колокола) в установленное время.
Источники
1. ГАВО. Ф. 986. Оп. 1. Д. 149.
2. ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 526.
3. Новгородские епархиальные ведомости за 1895 год, с.164.
4. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. - М.,: Книга, 1991.
5. Православные монастыри России. Краткий справочник. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
6. Смолич И. К. Русское монашество 988-1917. - М., 1997.