Библиотека

Метки:
 

Македонская Н. М. Сямский Богородицерождественский мужской монастырь.

Местоположение

Находился на правом берегу речки Крутец, недалеко от места впадения её в Кубенское озеро. Ныне - деревня Сяма Вологодского района Вологодской области.
 
Фрагмент карты из «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Богородицерождественский Сямский монастырь.
Фрагмент листа 69 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области».
Шифр 9-8 - Богородицерождественский Сямский монастырь.
Шифр 8-8 – Покровская Сямская церковь.
 

Основание монастыря

Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

Монастырь в 17 и 18 веках

После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище.
После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15.
За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице.
После пожара 1690 года монастырь восстановился снова.
В 1722 году за ним числились 72 души.
В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании.

Здания на территории монастыря в начале 20-го века

1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году.
2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня.
3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью.
4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году.
Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар.

Монастырские строения за оградой монастыря в начале 20-го века

Жилые деревянные корпуса:
1. Постоялый двор за западной стеной монастыря, построен в 1901 году. Рядом - дом с номерами для торговцев, построен в 1903 году.
2. К югу от постоялого двора – флигель для полиции на время ярмарок. Проводились 3 ярмарки по 3 дня: Богородская, Благовещенская, Петровская. 150 лавок находились за южной стеной монастыря.
3. На северо-восточной стороне – двухэтажный дом с мезонином на каменном фундаменте для богомольцев. К востоку от него в 1893 году построен деревянный одноэтажный дом для наемных рабочих.
4. На берегу речки Крутец в 1891 году построен двухэтажный дом с кладовыми и двором. В нем помещались богомольцы и рабочие.
 
Хозяйственные деревянные постройки:
1. Скотный двор с 10-ю рублеными хлевами.
2. Конюшня и каретник.
3. Баня с прачечной.
4. Мельница водяная на речке Крутец.
5. Два погреба.
6. Два сарая.
7. Два овина и гуменник.

Содержание монастыря на примере 1916 года

Финансовые поступлениярублей
Проценты по вечному вкладу (16250 рублей)622
Пожертвования548
За торговые помещения255
За пустоши и рыбную ловлю167
С ярмарок173
За постоялый двор174
От продажи скота и хлеба2948
От продажи свеч и огарков792
От просфор131
Кошельковая сумма392
От сбора в кружку и прикладные к чудотворной иконе197
Молебенные97
От хождения с чудотворной иконой1221
Итого поступило в 1916 году7717
Остаток с прошлого года167
Всего7884
 
Пашни за монастырем числилось 33 десятины, сенокосов - 65, леса в пустоши Челпаниха в Кадниковском уезде – 832 десятины. Земля обрабатывалась братией и наемными рабочими. Высевались рожь, овёс.
Рыбу ловили в Тековском озере.
Лошадей в монастыре – 13, крупного рогатого скота - 30 голов.
Функционировали портновская и сапожная мастерские.

Благотворительность монастыря

Многие странники посещали обитель, чтобы приложиться к чудотворной иконе Рождества Божией Матери «Сямская». Эта небольшая икона в серебряном позолоченном окладе находилась в середине большой иконы: вверху - Сошествие Святого Духа на апостолов, внизу – Введение во храм Пресвятой Богородицы, по бокам изображения праведных Иоакима и Анны в молитве.
Празднование иконы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю).
Для богомольцев имелось жильё, их бесплатно кормили и нуждающимся оказывали материальную помощь. В праздничные и воскресные дни настоятель читал паломникам поучения. Училища, богадельни и больницы при монастыре не было.

Списки монахов и указных послушников на 1916 год

Мирское имяОсновные даты жизни в монастыре
Настоятель монастыря игумен Антоний, 46 лет Павел Иванович Калугин, из мещан города Грязовец, обучался в Грязовецком городском училище, холост
1900 год - послушник в Павло-Обнорском монастыре.
1901 год - перевод в Вологодский Архиерейский дом.
1902 год - пострижение в монашество, иеродиакон.
1903 год - иеромонах, перевод в Павло-Обнорский монастырь, исполняющий должность казначея.
1905 год - казначей.
1916 год - перевод в Сямский монастырь.
Игумен Феофан, бывший настоятель монастыря, 69 лет Федор Васильевич Барашков, из крестьян Вологодского уезда, образование домашнее, холост
1867 год – послушник в Дионисиево-Глушицком монастыре.
1879 год – пострижение, иеродиакон.
1882 год - иеромонах.
1884 год - казначей.
1888 год - управляющий Сямским монастырем.
1891 год - настоятель.
1895 год - произведен в сан игумена.
Казначей иеромонах Арсений, 71 год Алексей Иосифович Холмаков, из крестьян Грязовецкого уезда, образование домашнее, холост
1897 год - поступил в Корнилиево-Комельский монастырь.
1900 год - указный послушник.
1902 год - пострижение.
1903 год - иеродиакон, перевод в Архиерейский дом.
1904 год - иеромонах.
1905 год - перевод в Сямский монастырь, казначей.
Духовник иеромонах Григорий, 80 лет Василий Николаевич Ростинский, из духовных, учился в ВДУ, бывший псаломщик Леонтиевской Глушицкой церкви, вдовец
1895 год - послушник в Корнилиево-Комельском монастыре.
1896 год - постриг.
1897 год - иеродиакон.
1899 год - иеромонах.
1910 год - перевод в Сямский монастырь, духовник.
Иеромонах Филадельф, 76 лет. К послушанию не способен. Филарет Федорович Бачалкин, из духовных, учился в НДУ, холост
1864 год - послушник в Сямском монастыре.
1877 год - пострижение.
1879 год - иеродиакон.
1882 год - иеромонах.
1893 год - перевод в Свято-Духов монастырь.
1912 год - перевод в Сямский монастырь.
Иеродиакон Арсений, 45 лет Алексей Евграфович Алимпиев, из крестьян Ярославской губернии, учился в народном училище, холост, запасной ротный фельдшер 114 пехотного полка
1898 год - поступил в Сямский монастырь.
1901 год - указный послушник.
1903 год - пострижение.
1904 год - иеродиакон, казначей.1904 год - за нетрезвость устранен от должности казначея с запретом священнослужения.
1905 год - разрешено священнослужение.
Иеродиакон Донат, 48 лет Дмитрий Васильевич Широков, из крестьян Вологодского уезда, учился в ЦПШ, холост
1911 год - указный послушник.
1912 - пострижение в рясофор.
1914 год - пострижение в монашество.
1915 год - иеродиакон.
Указный послушник Михаил Акиндинович Конючков, 40 лет Михаил Акиндинович Конючков, из крестьян Кадниковского уезда, домашнее образование, холост
1913 год - указный послушник.

В 1916 году в Сямском монастыре 12 насельников жили по паспортам:

10 человек из Вологодской губернии (из Вельского, Грязовецкого, Вологодского и Кадниковского уездов) и 2 человека из Кирилловского уезда Новгородской губернии. В зависимости от способностей одни из послушников имели постоянные обязанности (келейник настоятеля, пономарь, певчий, нарядчик, повар, портной, сапожник, конюх, скотник), другие выполняли разные работы.
 
Кроме того в 1916 году в Сямском монастыре 4 человека были на эпитимии под духовным надзором:
1. Священник Георгиевской Устиновской церкви Павел Прозрецкий - без запрета служения.
2. Священник Иоанновской Красносельской церкви Владимир Баклановский - без запрета служения.
3. Священник Афанасиевской Рукинской церкви Феодосий Соболев - без запрета служения.
4. Псаломщик Афанасиевской Рукинской церкви Александр Богословский.
 
После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт.
В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви.
 
Колокольня Богородицерождественского Сямского монастыря
Фото Андрея Македонского, 2008 год.
 
Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. На фрагменте старинной гравюры они находятся в левой части рисунка:
 
Сямский Богородицерождественский монастырь
Сямский Богородицерождественский монастырь
 

Примечания

Эпитимия - церковное наказание.
Кошельковая сумма - деньги, собираемые в церкви при хождении с кошельком, подносом, тарелкой.
Кружечный сбор - деньги из закрепленных на постоянных местах кружек, ящиков. Рухальная - склад старых вещей.
НДУ - Никольское духовное училище.
ВДУ - Вологодское духовное училище.
ЦПШ - церковно-приходская школа.

Источники информации

1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913.
2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год.
3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214.

Избранное

Пустыни