Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Вондожская Богородицерождественская мужская пустынь.

Называлась также: Вондашская Рождественская мужская пустынь.

Местоположение

Находилась в глухом заболоченном месте на левом берегу речки Масленка – притоке реки Вондожь, вытекающей из Вондожского озера. Ныне урочище Вондаж в Усть-Кубинском районе.

Не следует путать описываемую пустынь с находившейся на Вондожском озере Репной Спасской пустынью. На фрагменте листа 48 из «Церковно-исторического атласа Вологодской области» показано местоположение Вондожской (шифр на карте 17-21) и Репной (шифр на карте 8-21) пустыней.

Фрагмент карты из «Церковно-исторического атласа Вологодской области»

Краткие сведения о пустыни

Возникла пустынь после 1630 года.

В обители стояли две деревянные однопрестольные церкви: холодная Богородицерожественская и теплая Всехсвятская.

Пустынь была бедна, вотчины не имела. Монахи кормились подаянием.

Управление было строительское.

В 1658 году братия и трудники, проживающие в Вондожской пустыни, подавали жалобу архиепископу Вологодскому и Белозерскому на строителя старца Иова и старца Игнатия. Монахи описывали самодурство, воровство и пьянство Иова и Игнатия: «ездят по волости на праздники, свадьбы да поминки, песни бесовские поют да пляшут с бабами, привозят в монастырь вино да пиво, напиваются, братию ругают да бьют; казной распоряжается сам строитель, казначея выбрать не даёт, ни за что перед монахами с 1651 года не отчитывается, распродаёт монастырский скот, монастырь всё беднеет». Архиепископ Маркел велит сделать обыск у Иова и Игнатия, а самим безобразникам приказано явиться к Владыке с приходными и расходными книгами.

Иов и Игнатий сбегают, прихватив казну и всё общественное имущество.

В 1659 году новый строитель старец Геласий, иеромонах Димитрий, казначей старец Матвей и все монахи и трудники (работники) просят архиепископа Маркела благословить трудника Григория на поиски Иова и Игнатия. Поиски были безуспешны. А в 1665 году старец Иов как ни в чём ни бывало появился в Вондожской пустыни.

Ещё в 1551 году на Стоглавом церковном соборе царь Иван Грозный возмущался «безмерным упиванием» в обителях. В главах 49 и 52 (все соборные решения были поделены на сто глав, отсюда и название стоглавый) написано «горячего вина по монастырям не курить и не пить и хмельного пива и меда не держать, а пить только квас житный и медовый; фряжские вина не возбраняются, если испивать их во славу Божию, а не в пьянство…». Неизвестно, трезвенниками или любителями бражничать были последующие строители, но процветающей Вондожская пустынька так и не стала. В 1732 году в обители жил один монах.

Упразднение пустыни

В 1764 году Вондожская пустынь упразднена. Монастырские церкви со временем разрушились. О бывшей здесь пустыни в начале 20-го века напоминали часовня в деревне Вондаш (до революции так писалось название деревни) и старинный подсвечник.

Деревянная часовня Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к приходской Георгиевской Шурбовской церкви Кадниковского уезда, построена в 1891 году в память о бывшей здесь в 17-18 веках пустыни. Старинный подсвечник из Вондожской пустыни, выдолбленный из цельного дерева, хранился в этой же приходской церкви.

Информация для туристов

Деревня Вондаш стояла на дороге из деревни Бобынино Томашской волости Кадниковского уезда в деревню Гляденево Богородской волости этого же уезда. В Бобынино в 1910 году проживали 147 человек, в Гляденево – 173 человека. Деревня Вондаш относилась к Богородской волости, в ней в 1910 году было 25 жителей. Все они являлись прихожанами Георгиевской Шурбовской церкви в Томашской волости. В настоящее время деревня Вондаж не существует, дороги на место бывшей пустыни нет.

Источники

1. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 546.

2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. - Описание №1115.

3. Исторические мелочи. // ВЕВ. - 1905. - С. 286-288, 395-396.