Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Суворов Н. Четыре богадельни духовного ведомства, бывшие некогда в г. Вологде.

1. Первая из них и старшая по времени, находилась в Горнем Успенском женском монастыре; основана в конце XVII столетия архиепископом Вологодским Симоном, для призрения в ней 12-ти престарелых и увечных женщин, которым он определил выдавать ежегодно из архиерейского дома известное количество хлеба, денег и дров, завещав и своим преемникам по кафедре, будущим архиереям Вологодским, исполнять это определение. В найденной в архиве консистории ведомости о Вологодском архиерейском доме 1739 года эта богадельня описывается так: "Багадельня в Горнем Успенском девиче монастыре, а в ней деревянного строения: изба и при ней сени, а в сенях чюланы, длиною на осми саженях и полуторе аршине, шириною на трех саженях, дву аршинах и трех четвертях аршина. В ней багаделенных женска пола двенадцать человек; им из дому архиерейского дается в год трактамента (содержания) ржи по двенатцати четвертей, овса по томуж". Долго ли существовала эта богадельня, неизвестно; найдено только краткое сведение, что в 1810 году в Горнем монастыре в тамошней богадельне содержались старицы, получавшие богаделенное жалованье; но сколько было тогда этих стариц, и откуда и какое получали они жалованье, в найденном сведении не показано.
2. Вторая богадельня находилась близ кафедрального собора и архиерейского дома, у западной оконечности "соборного" моста через реку Вологду, в низменном каменном здании 1, ныне занимаемом мелочной лавкой. Эта богадельня основана в 1748 году преосвященным Пименом, епископом вологодским и белоезерским (управл. 1740-1753 г.). В биографии этого преосвященного, составленной митрополитом Евгением и напечатанной в Волог. Епарх. Ведом. 1866 г. сказано: "им построены в доме архиерейском несколько каменных келлий в восточной стороне близ консисторскаго архива, а при доме каменная богадельня". В сведениях о Вологодском архиерейском доме, доставленных в 1761 году из Вологодской духовной консистории в Императорскую Академию Наук, по требованию этой академии, между прочим и об этой богадельне сказано: "Багадельня каменная, состоящая внутри города Вологды, близ дому архиерейского, состроена в прошлом 1748 году". "Сколько было в этой богадельне призревавшихся, какого были они звания и пола, какое давалось им содержание и когда самая богадельня была закрыта, неизвестно.
В настоящее время здание бывшей Пименовской богадельни обращает на себя внимание небольшой, изящного вида, часовней, пристроенной в 1888 году к северной стене его по следующему случаю. Вероятно, при самом открытии этой богадельни в 1748 году, поставлена была на наружной северной стене ее, в нише, в киоте за стеклом, большая 2 икона Спасителя, изображающая Его (изображение поясное) благословляющим правой рукой, а в левой держащим Евангелие, раскрытое на словах: "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо и дасте Ми ясти, возжадахся"... Икона эта всегда пользовалась особенным чествованием благочестивых вологжан: все проходившие мимо ее останавливались и творили крестное знамение и поклон, многие клали лепты в находившуюся здесь кружку на предмет покупки и возжения пред иконой свеч в нарочитые дни и праздники, иные сами приносили и возжигали свечи 3; на самой иконе кем-то и когда-то сделана была фольговая риза. Но от давности времени означенное украшение на иконе и киот ее весьма обветшали; самая икона, по причине непрочности киота подверженная влиянию воздушных перемен, уличной пыли и от ставимых перед нею свеч, копоти, потемнела почти до неузнаваемости священного изображения; все это требовало исправления и возобновления, чего давно желали усердные чтители иконы. Узнав об этом обстоятельстве, Преосвященнейший Израиль сделал распоряжение - украсить вновь многочтимую гражданами икону и устроить для нее более приличное помещение, поручив это дело достопочтенному старосте крестовой церкви Данилу Егоров. Клещину и снабдив его, на случай недостатка в средствах, подписным листом для сбора пожертвований. Средства скоро нашлись и - приступлено к делу. Прежде всего св. икона была, не касаясь древней ее живописи, очищена от многолетнего слоя пыли и копоти и покрыта лаком; на нее устроена медная, сплошь вызолоченная, риза; киот сделан новый, резной, золоченый; а для предохранения на будущее время иконы и киота от воздушных перемен, была пристроена, как выше сказано, к северной стене здания часовня с глухими полустекольчатыми стенками и такою же дверью, покрытая железом и увенчанная золоченой главой и крестом 4. Над входом в часовню написаны золотыми буквами слова, означающие, какими средствами и когда построена часовня: "Жертвами доброхотных дателей в 1888 году". Внутри часовни, в красивом, белого цвета, с золоченой резьбой и двумя по бокам узорчатыми колонками, иконостасе, в средине помещается вышеупомянутая икона Спасителя, а по сторонам ее две новоустроенные иконы, справа - св. Николая Чудотворца, слева - св. благов. великого князя Александра Невского. На постаменте под иконой Спасителя написан тропарь Всемилостивому Спасу: "С вышних призирая, убогия приемля"... Перед иконами теплятся четыре лампады: три малые и одна несколько большего размера, повешенные усердием разных боголюбцев и не угасающие днем и ночью.
3. Третья богадельня была близ церкви Николая Чудотворца, что на Большой (по нынешнему на Сенной) площади, устроенная также на средства архиерейского дома для призрения граждан г. Вологды обоего пола и получавшая содержание призреваемых частью из архиерейского дома, частью от городского общества. В вышеупомянутой ведомости об архиерейском доме 1739 года об этой богадельне сказано: "Во граде Вологде построена от дому архиерейского багаделня при церкви Николая Чудотворца на Болшей площади, а в ней деревянного строения: изба и при ней сени, длиною на семи, шириною на четырех саженях, дву аршинах и одной четверти аршина. К той багаделне к сеням пристроена баня с передбанником, длиною на дву саженях, дву аршинах и одной четверти аршина, шириною на дву саженях. В ней багаделенных мужеска пола семь, женска осмнатцать (в том числе малолетных восмь) и того дватцать пять человек. Питаются мирским подаянием, а малолетныя от дому архиерейского". - Когда основана и когда упразднена эта богадельня, неизвестно.
4. Четвертая богадельня находилась при церкви Николая Чудотворца, что на Глинках. В ней призревались лица женского пола 5 из духовного звания. Кем и когда она была основана и давно ли упразднена, сведений не найдено; но в начале нынешнего столетия она еще существовала, как это видно из найденного в архиве консистории прошения, поданного в 1810 году преосвященному Евгению, епископу вологодскому и устюжскому, одной священнической вдовой г. Вологды; в этом прошении она просила Владыку "о дозволении ей, после двадцати восьми лет вдовственной жизни, по старости и ослаблению сил, проводить остаток дней своей жизни в духовной Его Преосвященства в Глинковской богадельне". - К этой богадельне в свое время принадлежала деревянная часовня с находившимся в ней образом Божией Матери Казанской. Образ этот, почитаемый чудотворным, в 1812 году был перенесен из обветшавшей часовни в Глинковскую церковь, в которой он находится в иконостасе холодного храма первым по левую сторону царских врат.

Примечания:

1 Здание это имеет длины 8 саж. 2 арш., ширины 4 саж. с аршином, вышины до крыши 1 1/2 сажени, с толстыми в полтора аршина стенами и сводами; поперечный коридор разделяет его на две равные половины; в нем могли помещаться богаделенных человек от пятнадцати до двадцати. Здание это принадлежит архиерейскому дому и от него отдается в аренду торговым людям.
2 Мерой эта икона 1 1/2 аршина вышины и 1 арш. 2 верш. ширины.
3 Ниша, в которой стояла тогда икона, находилась от земли в расстоянии менее двух аршин. Стекляная дверь киота не запиралась замком и всякий усердный мог отворить ее и поставить свечу на железном пруте, утвержденном перед иконой. От небрежной постановки и падения зажженных свеч киотные стекла часто лопались, давая через то свободный доступ к иконе летом - уличной пыли, осенью и зимой - дождю и снегу.
4 Часовня имеет длины 3 аршина, ширины 1 3/4 аршина. Расходы по постройке часовни, по устройству иконостаса в ней и киота для древней иконы, а также по написанию двух новых икон, простираются до 1500 руб.
5 Может быть, призревались лица и мужеского пола, но это нам неизвестно.

Смотрите также