Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Попов Николай Иванович

Петров Р. «..Возрадовался я духом тому, что Господь ниспослал дорогому папе венец мученический».

В биографическом справочнике «За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северной крае (1918-1951)» приводятся скупые строки из биографии священника Николая Ивановича Попова: более 21 года служил в Зачачьевском приходе Холмогорского уезда, в 1914 году назначен настоятелем Шенкурского Благовещенского собора с возведением в сан протоиерея, в 1916 году переведен в Шенкурский Свято-Троицкий женским монастырь, где в 1919 году убит красноармейцами.

Трагическая судьба батюшки Николая Попова, вставшего в момент испытаний на защиту Православной Церкви, настолько ярко и наглядно свидетельствует о подвиге мученичества, глубочайшей преданности Христу, что надеемся, эта статья станет началом прославления в сонме новомучеников Российских и протоиерея Николая Попова.

Протоиерей Николай Иванович Попов родился 19 декабря 1856 года (все даты даны по новому стилю) в семье священника Малошуйского прихода Онежского уезда Архангельской губернии Иоанна Германовича и Параскевы Васильевны Поповых.

В 1876 году Николай окончил Архангельскую духовную семинарию по II разряду, вышел из VI класса по болезни. 21 августа того же года Преосвященным епископом Архангельским и Холмогорским Ювеналием (Карюковым) был определен псаломщиком в Емецкий приход Холмогорского уезда Архангельской губернии 2. 27 января 1879 года 3 Николай Попов сочетался браком с Анисией Семеновной, «дьяческой дочерью» 4, закончившей Архангельское епархиальное женское училище с «правом домашней учительницы» 5. 6 октября 1879 года епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Соборов) рукоположил Николая в сан священника к церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Лопшеньгский приход Архангельского уезда (приход этот располагался на побережье Белого моря). Здесь свои пастырские обязанности молодой священник совмещал с обязанностями учителя и законоучителя в местной церковно-приходской школе 6.

Из-за влажного морского климата состояние здоровья отца Николая резко ухудшилось, и он подал прошение о переводе в другое место служения. Указом Архангельской духовной консистории с 16 марта 1885 года назначается настоятелем Богословского прихода Шенкурского уезда — самого южного уезда губернии. Трудится также, как и в предыдущем месте служения, законоучителем местной церковно-приходской школы.

«За усердное и полезное служение Церкви Божией» 7 29 декабря 1886 года награжден набедренником.

15-16 июля 1892 года отец Николай принимал святого праведного Иоанна Кронштадтского, посетившего Богословский приход с целью поклонения мощам прп. Варлаама Важского 8.

В мае 1893-го подал прошение о переводе его в Зачачьевский приход Холмогорского уезда, который прежде занимал его отец Иоанн Германович Попов, уволившийся за штат. Просьба была удовлетворена — указом Архангельской духовной консистории с 20 мая 1893 года он определен священником на «родительское место». С 28 сентября того же года священник назначен законоучителем в Зачачьевское двухклассное министерское и Глиногорское одноклассное училища.

На собрании духовенства III благочиния Холмогорского уезда, которое проходило 25 февраля 1895 года, иерей Николай избран духовником этого благочиния и членом благочиннического совета 9.

Также на плечи священника легли заботы по завершению строительства начатого еще при отце Иоанне приходского каменного храма во имя вмч. Димитрия Солунского, заложенного в июле 1888 года 10 на месте сгоревшего в марте 1884 года одноименного деревянного храма 11. Освящение новой церкви совершил епископ Никанор (Каменский) 23 июля 1895 года. В этот день за Литургией на малом входе священник Николай Попов «за труды по благоукрашению храма» 12 был награжден скуфьей.

Не ограничивался отец Николай возведением только материальных стен. Главной задачей он считал заботу о духовном состоянии пасомых. Первым делом обратил внимание на пьянство в селе, которое стал преследовать частыми поучениями с амвона и разными советами и убеждениями вне храма. Губернским Комитетом народной трезвости отец Николай неоднократно назначался на должность «участкового попечителя о народной трезвости по Зачачьевской волости» 13.

Вскоре, в 1895 году, по решению сельского схода, а также при деятельном участии Архангельского губернатора Александра Энгельгарда отцу Николаю с января 1896 года удалось закрыть трактир в Зачачье. Закрытие трактира вызвало недовольство «местного богача крестьянина Павла Афанасьевича Патокина» 14 — владельца этого питейного заведения. Главной целью Патокина стало выживание отца Николая из Зачачьевского прихода. Положено было начало многолетним тяжбам некоторых крестьян со своим пастырем, основным требованием которых был «перевод священника Николая Попова из Зачачьевского прихода». Дело дошло даже до Святейшего Синода. Но священноначалие не пошло на поводу у «просителей», и отец Николай Попов был оставлен служить в Зачачье.

19 мая 1901 года за усердную службу по ведомству Министерства народного просвещения отец Николай удостаивается права ношения камилавки 15. А в 1905-м награжден наперсным крестом 16.

Многие силы положил отец Николай на ремонт, а точнее — воссоздание в 1909-1915 годах приходского деревянного Никольского храма. Основным препятствием было отсутствие денег. И только благодаря неутомимой деятельности, способности убеждать и привлекать людей священнику удалось воодушевить и сплотить прихожан на это благое дело. Сам отец Николай, имевший медицинские навыки, в период строительства принимал пациентов, а добровольную плату, приносимую ими в благодарность, отдавал на возведение храма. Благодаря усилиям настоятеля удалось завершить строительство в шестилетний срок — 13 июля 1915 года Никольский храм был торжественно освящен епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Соборовым).

Еще раньше, 15 июля 1914 года, отец Николай возведен в сан протоиерея с назначением на должность настоятеля Благовещенского собора города Шенкурска 17. 6 сентября 1916-го в связи с состоянием здоровья он был определен старшим священником в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь 18.

Все годы служения протоиерей Николай Попов получал отличные отзывы благочинных: «Неутомимый проповедник, поведения очень хорошего. Трезв. Богослужение совершает благоговейно. Учительствует с успехом» 19.

…После октябрьского переворота 1917 года начались тяжелые времена для Русской Православной Церкви. Еще 14 мая 1917 года в Шенкурский женский монастырь явилась толпа крестьян «с двумя вооруженными солдатами, с требованием открыть все монастырские кладовые для осмотра провизии» 20. А 28 декабря того же года «в 2 часа дня пришли восемь вооруженных солдат с двумя милиционерами и осмотрели настоятельские кельи и монастырские кладовые» 21.

С принятием декрета об отделении церкви от государства, в России началось повсеместное разорение церквей и монастырей. Зимой 1918 года большевики вторглись в Шенкурский женский монастырь. И только благодаря жителям города, вставшим на защиту своей святыни, монастырь удалось отстоять. Сам отец Николай бесстрашно обличал беззакония большевиков в своих проповедях 22. Из горожан было создано «Общество ревнителей и защитников Веры православной» 23. Этим обществом были взяты под охрану монахини и ценности Шенкурского монастыря, на этот раз отстоять обитель удалось, были конфискованы лишь монастырские земельные угодья.

В августе 1918 года в Архангельск прибыли союзные войска (англичане, французы, американцы…). В сложившейся ситуации наметился коренной перелом. К концу лета белогвардейцы вновь вступили в Шенкурск, спешно оставленный красными. А в сентябре в город вошли американцы. В Шенкурске был создан укрепленный пункт Белой армии. Опорные пункты были устроены и в близлежащих деревнях. Казалось бы, с советской властью покончено 24.

Но в январе 1919-го войска Красной армии стали с трех сторон наступать на Шенкурск, через шесть дней боев, в ночь на 25 января 25, американцы и белогвардейцы, опасаясь попасть в окружение, оставили город. Снова началось установление советской власти 26.

С 25 января 1919 года в Шенкурском женском монастыре (да и во всех городских церквях) богослужения были запрещены. Игуменский корпус обители занял штаб красных. Проводить службы в городском Благовещенском соборе было разрешено только с 9 февраля, но колокольный звон все равно запрещен под угрозой ареста всего соборного причта 27.

30 января 1919 года был арестован старший священник Шенкурского Троицкого монастыря о. Николай. Официальный приговор гласил: «Священника женского монастыря Николая Попова, позволившего себе кафедру проповедника использовать для политической агитации, молившегося в церкви за насильников англо-американцев и всуе призывавшего благословение церкви на иностранных захватчиков… как предателя социалистического отечества и изменившего Советской России — расстрелять» 28.

Отец Николай расстрелян большевиками в Шенкурской тюрьме 5 февраля 1919 года в 8 часов вечера 29. Вот как описывает происходившие события сын отца Николая иерей Алексей Попов 30:

«25 января Красная армия заняла Шенкурск. Белые ночью покинули город. С ними бежало много и мирных горожан. У нас до 4 ч. утра 30 января жило 33 разведчика. Нас не обижали: мы служили им, как могли и умели… В 1-м часу дня 30/I явился член чрезвычайной комиссии с двумя солдатами для ареста папы и производства обыска. Папу увезли сразу на допрос, а потом отправили в тюрьму. Ничего серьезного при обыске у нас не нашли. Оставленное белыми и красными оружие в наших комнатах, занимавшимися ими, отобрали по моему заявлению, и все-таки папе предъявлено было еще обвинение в хранении оружия. Белье, чай, сахар и обед в первый же день отнес я папе в тюрьму; носил обеды и в последующие дни, только свидание не разрешали. Видел его я только мельком два раза (перекинулся несколькими фразами) 1 февраля, когда его водили на допрос. Допрашивали и меня по его делу, и я делал еще заявление по поводу обвинения его в контрреволюции. Каждый день ждали освобождения его, но… судил Бог иначе. Да будет воля Божия! Я постарался от всей души простить всех виновников его смерти и примириться в душе с ними, и мне сразу легче стало… До сих пор не знаем, где зарыто тело его, похоронить пока не разрешают. Узнали мы об этом страшном событии 6 февраля после полудня. Мама от горя и слез потеряла сон и аппетит, почти совершенно больна, жалуется на сильную головную боль и страшную слабость» 31.

Другой сын протоиерея Николая Попова — Василий 32, получив известие о расстреле горячо любимого им отца, записал в своем дневнике: «Не дрогнуло мое сердце, получив тягостную весть. Наоборот: возрадовался я духом тому, что Господь ниспослал дорогому папе венец мученический. Как древние христиане считали за счастье, если их родители или родственники кончали жизнь в мучениях за веру, и с гордостью говорили некоторые из них: «Я сын мученика!» — так ныне с гордостью могу и я заявить: «Я сын священномученика!». Угнетает лишь одно сознание, что не нашли трупа… Но надеюсь, что Всещедрый Господь откроет его мощи и погребут его с подобающей честью… Да примет дух его Господь и вчинит в лики святых священномучеников!» 33.

Этими же словами хотелось бы закончить повествование о новомученике протоиерее Николае Ивановиче Попове: «Да примет дух его Господь и вчинит в лики святых священномучеников!».

Источники

1 В заголовке - цитата из дневника Василия Попова — младшего сына о. Николая. Северодвинский городской краеведческий музей (СГКМ). Дневник Василия Попова (рукопись). С. 1169.

2 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.1800.

3 Емецкий краеведческий музей (ЕКМ). Дневник прот. Николая Попова (рукопись).

4 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.1800.

5 Там же.

6 ГААО. Ф.5300. Оп.1. Д.180. Л.1об.

7 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.1800.

8 Посещение о. Иоанном Сергиевым Шенкурского монастыря. // АЕВ. 1892. №14. С. 255-256.

9 Д. Козмин. Из Хаврогорского прихода. // АЕВ. 1895. №3. С. 94-95.

10 Рапорт благочинного свящ. Николая Розанова от 12 июля 1888 года. См. ГААО. Ф.29. Оп.4. Т.3. Д.811. Л.81.

11 ГААО. Ф.29. Оп.3. Т.5. Д.605. Л.1.

12 ЕКМ. Дневник прот. Николая Попова (рукопись).

13 ЕКМ. Архив семьи Поповых.

14 ГААО. Ф.29. Оп.3. Т.5. Д.1038. Л.45.

15 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.1820.

16 ГААО. Ф.29. Оп.32. Д.166. Л.1об.

17 Там же.

18 Там же.

19 ГААО. Ф.29. Оп.32. Д.166. Л.2.

20 ГААО. Ф.29. Оп.1. Т.2. Д.1252. Л.96 об.

21 Там же.

22 Сохранились две проповеди отца Николая, произнесенные им 1 апреля и 2 мая 1918 года.

23 Суворова С. В. Мученический венец псаломщика Тимофея Родимова // Архангельский епархиальный вестник. 2003. №10. С. 13.

24 Овсянкин Е.И. Огненная межа. Архангельск, 1997. С. 75-77.

25 Здесь и далее даты указаны по новому стилю.

26 Там же.

27 СГКМ. Дневник Василия Попова (рукопись). С. 1168.

28 СГКМ. Дневник Василия Попова (рукопись). С. 1167-1168.

29 Там же. С. 1166.

30 Алексей Николаевич Попов — старший сын протоиерея Николая Попова (в семье Поповых было 10 детей, четверо из них умерли во младенчестве), родился 29 марта 1881 года в селе Лопшеньга Онежского уезда. В 1895-1901 годах обучался в Архангельской духовной семинарии, затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 году со степенью кандидата богословия. В 1918 году Алексей рукопожен в сан священника в Зачачьевский приход Холмогорского уезда. В июле 1918 года отцу Алексию был предоставлен месячный отпуск, который он решил провести в г. Шенкурске, рядом с горячо любимыми родителями. Но, приехав туда, он оказался за линией фронта разгоревшейся в то время гражданской войны. Чтобы иметь хоть какие-нибудь средства к существованию, иерей Алексей вынужден был устроиться на работу и с 1 октября 1918 года был зачислен на должность письмоводителя в городскую гимназию (впоследствии советская школа II ступени). До марта 1919 года священник Алексей Попов занимал должность письмоводителя советской школы II ступени г. Шенкурска (бывшей 4-классной гимназии). С 5 марта по 16 мая 1919 года отец Алексий добровольный санитар в полевом запасном госпитале № 769 им. Володарского в г. Шенкурске. А с 16 мая 1919 года он уже работает делопроизводителем этого же госпиталя (на этой должности он значится еще 6 апреля 1920 года). В 1921 году иерей Алексий Попов подает прошение о переводе на другой приход. По благословению священномученика Антония (Быстрова), епископа Архангельского и Холмогорского, с 17 августа 1921 года отец Алексий переводится в Артемьевский приход Шенкурского уезда. Но уже в декабре 1926 года священник Алексий Попов состоит настоятелем Емецкого прихода Холмогорского уезда, где фигурирует как борец с обновленческим расколом, поразившим этот приход. В середине 1940-х годов протоиерей Алексий Николаевич Попов служил в городе Онеге Архангельской области и в храме Прилуцкого прихода Онежского уезда. Последним местом служения отца Алексия Попова стал Княжестровский приход Архангельской области, где он и преставился ко Господу около середины XX века и был погребен у алтаря храма. См. ГААО. Ф.1025. Оп.5. Д.1261. Л.13; Архив семьи Поповых; СГКМ. Дневник Василия Попова (рукопись). С. 1168.

31 Там же. С. 1166-1167.

32 Василий Николаевич Попов — младший из сыновей протоиерея Николая Попова, родился 23 февраля (8 марта) 1890 года. Окончил Архангельское духовное училище. В 1905-1909 годах Василий обучался в Архангельской духовной семинарии, затем в каком-то светском институте в Петербурге. В 1912-1916 годах учился в Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1916 года назначается псаломщиком в Никольский военный собор Киева. 12 февраля 1917 года Епархиальный миссионерский совет Киева постановил: «считать В.Н. Попова подходящим кандидатом для занятия должности второго епархиального миссионера-проповедника с обязательством принятия священного сана». 16 марта 1917 года Василий Попов увольняется с псаломщической должности в Никольском соборе и уезжает в Петроград, где 27 мая того же года, сочетался браком с Верой Васильевной Кузнецовой, дочерью надворного советника, преподавателя Третьей петроградской мужской гимназии. 8 июня 1917 года молодые отбыли к месту своего жительства — в Киев. По принятии священного сана Василий Попов возглавил киевское церковное «Братство во имя Воскресения Христова», которое было основано 6 декабря 1917 года, Но семейное счастье отца Василия было недолгим — в 1918 году скончалась горячо любимая им жена Вера. В 1921 году 3 февраля священник Василий Попов был арестован. Проследить его дальнейшую судьбу пока не удалось. См. Федорова Н. Дневник священника Попова // Архангельская старина. 2010, №2. С. 44-48.

33 Там же. С. 1169.


Роман Петров, заведующий Емецким подворьем Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря

Статья была опубликована в церковно-историческом альманахе "Сийский хронограф", №11-12 за 2009-2010 г.г., с. с. 41-44. Размещена на сайте с согласия автора.

Смотрите также

Попов Николай Иванович