Православные приходы и
монастыри Севера

Четырехсотлетие Троицкой Перцевской церкви Грязовецкого уезда

На обширной территории Вологодской Епархии, издревле просвещенной светом Христовой веры, находятся св. храмы, считающие свое существование целыми веками и собирающие под свой кров непрестанно сменяющиеся поколения обитающего под сенью их населения. В большинстве случаев исчезают в народе имена строителей этих вековых душеспасительных кораблей; лишь неизменно хранится память о них в Св. церкви, в ее молитвах "о блаженных и приснопамятных создателях". Основателями храмов в пустынях вологодских нередко являлись св. подвижники, которые своими ногами и слезами орошали дело созидания и этим как бы укореняли надолго их существование и процветание. Память таких создателей Св. храмов должна быть хранима "с похвалами", особенно среди тех, которые до ныне осияваются немерцающим светом благодатного покрова их.

В текущем году предлежит священный долг, "помянуть" и прославить пр. Авксентия и Онуфрия, Перцевских чудотворцев, как наставников и "блаженных создателей" св. храма в Перцевой пустыни. Четыреста лет тому назад, в 1499 году, пр. Авксентий и Онуфрий, духовные отрасли великих учителей Кирилла Белозерского и Дионисия Глушицкого, странствуя по пустынному Комельскому лесу, водворились в глуши его, основали малую деревянную церковь во имя св. Троицы и пребывали при ней, преутруждая себя подвигами и молитвой, зримые Единым Богом; скрывались они при жизни своей от славы человеческой, сокрыты остались и после смерти своей, по изволению Божию; не сохранились никакие сведения о их подвижнической жизни, равно как и о их первоначальной пустыне; известно только, что и чрез 100 лет своего существования она не имела самостоятельности, - в 1588 г. числилась приписанной к Корнилиево-Комельскому монастырю. Безжалостное время, при людском равнодушии, все изгладило и утратило... Теперь лишь только одна смутная народная молва, да нынешний приходский храм во имя св. Троицы хранит память о св. угодниках чрез всю четырехвековую историю. В четырехсотлетнюю годовщину сего стародавнего по своему началу храма благовременно обозреть священное наследие блаженных основателей его, особенно во дни, когда св. церковь ублажает память преподобных; название пустыни теперь дико звучит; кругом на далекое пространство раскинулась равнина всюду вспаханная и густо населенная; разве кое-где низкорослый кустарник вызывает слабое представление о древнем Комельском лесе; ежедневный свист локомотива пролегающей железной дороги окончательно сближает бывшую пустыню с населенными центрами и лишает ее первоначального своего значения. В 8 в. от нее находится станция Грязовец на вологодско-ярослав. ж. д., а верстах в трех платформа Фомино или разъезд №5, чрез самое село пролегает довольно бойкий земский тракт по направлению из г. Грязовца в село Шуйское чрез Арсениево-Комельский монастырь, от которого пустыня отстоит в 12 в.

Нынешняя Троицкая Перцевская церковь, воздвигнутая в каменном строении тщанием прихожан в 1794 г., своими скромными размерами не поражает путника; она расположилась на красивом бугорке в виде острова, омываемого с западной стороны речкой Лухтой; с севера, на другом пригорке шелестит осиновая рощица, с южной стороны раскинулся погост из трех домов, а за речкой деревня Троицкая слобода, напоминающая своим названием о монастырских крестьянах, свободных от "тягла". Св. храм опоясывает в виде железной решетки на столбах ограда, в которую с юга ведут св. ворота; кругом его кладбище с простыми намогильными крестами и разрастается новонасажденная аллея из душистых тополей и берез. По наружному виду церковь очень небольшая, возглавляемая позолоченным крестом на усеянной звездочками главе; над входом в нее низенькая колокольня, уносящая своей формой мысль к прошлому столетию, шестигранная с восемью пролетами и с шатровым каменным верхом, снабженным симметрично слуховыми оконцами; большой колокол весит 80 п. Чрез тесную паперть вход в теплую церковь, где два престола - во имя св. благоверных царей Константина и Елены и Димитрия Солунского; деревянные иконостасы их разделаны под мрамор с накладной резьбой; пол из опоковой плиты и дикого камня. Между алтарями проход в летнюю церковь; последняя очень малая, в два света; над ней каменный купол, завершающийся небольшим восьмигранным фонарем с просветами; трехъярусный иконостас с выступами для местных икон вызолочен червонным золотом; иконы в серебряных ризах; алтарь во имя св. Троицы, выступая полукружием на восток, отделяется каменной стеной с арками для дверей; пол чугунный. В церкви светло, уютно и благолепно; благословение свв. основателей храма видимо почивает на месте из земного селения. Усердствующая ревность все подновить сгладила священную старину; все здесь ново и свежо и ничто, к сожалению, не напоминает о четырехвековой жизни... Единственным, и притом слабым, памятником древности служит стоящая в проходе между приделами теплой церкви икона (без ризы) преподобных в рост с надписью: "Онуфрий и Авксентий Пер."; изображение Онуфрия имеет признаки Онуфрия Великого - лик обнаженный, длинная борода, а Авксентий представлен в епитрахили, с небольшой русой бородой, с приподнятой набок головой; очевидно, подлинный лик Онуфрия Перцевского не сохранился, да и лик Авксентия сомнителен. Напрасно вы стали бы искать глазами гробницы св. основателей, начитавшись в некоторых изданиях (напр. в месяцеслове арх. Сергия, Историч. Словаре и у о. Верюжского), что мощи преподобных почивают в Троицкой церкви под спудом... Не только не указывается могильная плита их, но даже самая молва о месте погребения их разноречива; полагают, что они погребены или под полом небольшой паперти, или в южных дверях иконостаса холодной церкви; но ходит и такое предание среди жителей прихода и г. Грязовца, что они погребены совсем не здесь, а в 25 в. у озера Никольского, в пустыне св. Стефана Комельского, куда будто бы пред своей смертью удалились.

Для восстановления и поддержания в народе памяти о свв. Создателях храма в недавнее время заведено, 12 июля, в день памяти их, отправлять праздничное богослужение, к которому охотно стекаются прихожане; поют молебны по заказу и в другое время, пользуясь общей службой преподобных или тропарем и кондаком Вологодских чудотворцев архиепископа Иннокентия. Нынешний священник о. Софроний Попов усердно поддерживает этот добрый обычай и весьма заинтересован историей своего храма, но к сожалению не находит никаких памятников, проливающих свет на стародавнее время. Из древних вещей в архиве церковном имеются только две оловянные дарохранительницы искусной работы и сложного устройства. Троицкий Перцевский приход ныне состоит из 17 деревень при 740 д. муж. пола; при церкви за оградой устроена церковно-приходская школа; причт составляют священник и диакон, на коих получается денежного дохода 320 р.; земли при церкви около 100 десятин. Прихожане разделяются на временно-обязанных, бывших помещичьих крепостных и свободных хлебопашцев; по наблюдению, те и другие различаются в своих нравах; первые отличаются приветливостью, кротостью, послушанием и услужливостью, а вторые наоборот черствы сердцем, упрямы и грубы.


А. Л.

Источник

Прибавления к ВЕВ. - 1899. - №11. - С. 285-288.