Православные приходы и
монастыри Севера

Указ о разрешении ежегодно обносить вокруг Веркольской обители мощи прав. Артемия Веркольского и программа церемониала торжественного перенесения мощей

Указ Его ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода, Преосвященному Нафанаилу Епископу Архангельскому и Холмогорскому, от 19 ноября 1887 г. за №3923 о разрешении ежегодно 23 июня обносить вокруг Веркольской обители находящияся в обители мощи Св. Праведнаго Артемия, Веркольскаго чудотворца

По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства, от 11 Октября сего года за №4554, коим ходатайствуете о разрешении ежегодно обносить вокруг Веркольской обители находящияся в сей обители мощи Св. праведнаго Артемия. Приказали: По вниманию к изложенным в рапорте Вашего Преосвященства основаниям разрешить почивающия в Веркольской пустыни мощи Св. Праведнаго Артемия обносить ежегодно 23 июня в день блаженной кончины Св. Артемия, вокруг обители; о чем, для должных распоряжений к исполнению, послать Вашему Преосвященству указ.

Программа церемониала торжественнаго перенесения честных мощей Угодника Божия Св. Праведнаго Артемия, Веркольскаго Чудотворца, 23 июня в день блаженной его кончины

За день до дня празднования сего торжества, не позже утра 22-го Июня, духовенство окрестных приходов должно прибыть в Обитель с местными чтимыми и Чудотворными иконами и хоругвями для участия в крестном ходе; прибудет в монастырь и Чудотворная икона Грузинской Божией Матери из Красногорскаго монастыря.

На кануне праздника, после малой вечерни начнётся благовест ко всенощной с 6 час. вечера. Св. Мощи с обычнаго места снимутся духовенством и поставятся пред амвоном против Царских врат: за тем начнётся всенощная при участии собравшагося белаго духовенства и монашествующих, совершится лития и благословение хлебов; по прочтении кафизм, величание пред Ракой честных мощей Св. Праведному Артемию и, после пения "Хвалите имя Господне" и величания, прочитается акафист Угоднику; за тем после Евангелия прикладываются к мощам и совершается помазание освященным елеем.

На другой день, в самый праздник, после ранней обедни, перед началом поздней, священнослужителями совершено будет малое водоосвящение. В 9-ть часов благовест к поздней Литургии. Начало Литургии обычное; на малом входе Священнослужители выходят из Алтаря и становятся с обеих сторон амвона. По возглашении протодиаконом "Премудрость прости", при начале пения "Приидите поклонимся", Рака Св. Мощей берётся Священнослужителями и иноками и несётся в Алтарь и поставляется на горнем месте, где и простоит до окончания Литургии.

После Литургии молебен. При начатии молебствия Рака со Св. мощами опять берётся на руки Священнослужителями и выносится из Алтаря и начинается крестный ход вокруг Монастыря. Крестному ходу предшествуют запрестольные кресты, в преднесении подсвещников, за ними хоругви, Св. иконы и Рака с Св. Мощами. Во время крестнаго хода поётся канон Св. Праведному Артемию. На южной стороне крестный ход остановится, певчие пропоют кондак акафиста и прочитаются три кондака и икоса первых, за тем после осенения на все стороны Честным Крестом и окропления св. водою крестный ход идёт прежним порядком. На восточной стороне опять остановится. Здесь прочитаются следующие три кондака и икоса акафиста, и Евангелие; затем по осенении св. крестом и окроплении св. водою на все стороны, обратясь к кладбищу Священнослужители совершают заупокойную литию; после сего крестный ход идёт северною стороною, на которой протодиакон начинает ектению "Помилуй нас, Боже"; после ектении прочитаются опять следующие три икоса и кондака акафиста, и по осенении крестом и кроплении св. водою идут к западной стороне. Пред входом в церковь крестный ход остановится. Здесь дочитывается акафист угоднику. По прочтении акафиста, на этом же месте будет сделан отпуск и протодиакон провозгласит многолетие Государю Императору, Государыне Императрице и Государю Наследнику и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Преосвященному и Настоятелю с братиею и благотворителям обители.

После сего входят в церковь и прикладываются к св. кресту и мощам св. Праведнаго Артемия, Веркольскаго чудотворца.

Источник

Архангельские епархиальные ведомости, 1888 г., №1-2, с. 5-7.