Православные приходы и
монастыри Севера

Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь

 
<<     Содержание     
 

Возрождение Артемиево-Веркольского монастыря во второй половине XIX в.

Епархиальное начальство, видя крайнюю бедность и запустение Веркольского монастыря, подумывало уже о закрытии его, но, по молитвам прав. Артемия, Богу угодно было, чтобы эта обитель не только не была уничтожена, но процвела бы и украсилась бы и в духовном и в материальном отношении. Следует заметить, что еще в 1848 году совершенно неожиданно для обители было получено на нужды ее 5000 руб. от графини Анны (в иночестве Агнии) Алексеевны Орловой-Чесменской 48. Нечего и говорить о значении этой жертвы для бедствовавшей обители: начав мало по малу устраиваться и украшаться, она через 50 лет достигла значения и звания первоклассного монастыря.
Возрождение обители началось собственно при игумене Ионе 49, переведенном сюда из Сийского монастыря в декабре 1859 г. Этот настоятель был человек благочестивый, умный, хозяйственный; при нем стали поступать значительные лепты на украшение Веркольской обители. так что в его настоятельство монастырь получил пожертвований деньгами и вещами на сумму около 4000 р. 50
По прибытии в Веркольский монастырь, о. Иона прежде всего завел точное исполнение монастырского устава. В монастырь стали поступать любители иноческой жизни; между ними были ремесленники и мастера, которые и содействовали украшению монастыря с внешней стороны. При нем исправлены были старые полуразвалившиеся монастырские здания, перестроена вокруг монастыря ветхая деревянная ограда, расчищено много земли пахотной и сенокосной, заведено много рогатого скота и лошадей хорошей породы, устроен (в марте 1861 г.)деревянный двухэтажный на каменном фундаменте дом для настоятеля и братии 51. Он же исходатайствовал пред епархиальным начальством разрешение на устройство вокруг монастыря - вместо деревянной - каменной с башнями ограды и такой же колокольни. Приступлено было уже и к заготовке необходимых для постройки материалов, но начать самые работы о. Ионе не удалось за переводом его в одну из внутренних губерний 52. За свои труды на пользу Веркольского монастыря о. Иона был возведен в сан игумена 53.
Приведение в исполнение задуманного о. Ионой дела выпало на долю преемника его, человека вполне достойного; это был приснопамятный отец Феодосий. Он происходил из дворянской фамилии (в мире Федор Васильевич Орехов); образование получил в Орловской гимназии и Горы-горецком земледельческом институте, где кончил курс со степенью студента. По окончании курса в институте Федор Орехов поступил в Кирилло-Новоозерский монастырь (Новгородской губ.), где и пробыл в качестве богомольца более года. В 1856 году Ф. В. Орехов удалился в отдаленную, глухую северную обитель Кожеозерскую (Архангельской губ., Онежского уезда); спустя 5 месяцев после своего прибытия сюда он был зачислен послушником, а после трехлетнего искуса 5 июня 1860 г. был пострижен в монашество с именем Феодосия. В этой обители инок Феодосий добросовестно исполнял возложенные на него послушания - пек просфоры и исполнял обязанности келаря. 15 июля 1861 г. инок Феодосий был рукоположен преосвященным Архангельским Нафанаилом I (Савченко) в сан иеродиакона, а на другой день в сан иеромонаха; чрез 10 дней, именно 26 июля, отец Феодосий был назначен строителем Веркольской обители. Достойны особенного внимания обстоятельства, при которых совершилось избрание о. Феодосия в строители Веркольской обители. Преосвященный Нафанаил весьма скорбел о печальном положении этой обители, только что начинавшей несколько поправляться при игумене Ионе, и долго не мог найти настоятеля, который бы был достойным преемником о. Ионы, - и вот, однажды, среди глубокого раздумья, он положил в мыслях послать настоятелем в Веркольскую обитель первого ставленника в сан иеромонаха. В это время, как бы в ответ на думы архипастыря, из Кожеозерского монастыря присылают инока Феодосия для посвящения в сан иеродиакона и иеромонаха. Инок Феодосий произвел на преосвященного весьма приятное впечатление; последний решил назначить Феодосия настоятелем Веркольской обители. После посвящения в сан иеромонаха владыка объявил свое решение о. Феодосию; долго о. Феодосий отказывался от этого назначения, ссылаясь, с одной стороны, на свою молодость и неопытность, с другой, - на убожество обители Веркольской. Но доводы о. Феодосия не изменили решения владыки; он ободрял о. Феодосия надеждой на помощь Божию, по молитвам прав. Артемия, и на покров и заступление Царицы Небесной; при этом он вынес из своего кабинета свою келейную Казанскую икону Божией Матери и, благословив ею (иконой) о. Феодосия, поручил заступлению Небесной Покровительницы и отца Феодосия и вверенную ему обитель. После этого о. Феодосий не смел больше отказываться; он смиренно принял это звание.
По прибытии в монастырь, о. Феодосий нашел 6 человек братии 54, 7 человек блогомольцев и 19 человек рабочих. Каково было состояние Веркольской обители до времени назначения настоятелем ее о. Феодосия и что он для нее сделал - об этом так свидетельствует глубокоуважаемый отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев: "дивны судьбы Божии касательно этой (Веркольской) обители. Я помню 55 ее крайнее убожество и бедность: деревянная, ветхая, низкая ограда окружала малую, каменную церковь, в которой почивают мощи угодника Божия, праведного отрока Артемия; было в этой ограде еще два или три деревянных здания. Обитель была заштатной; начальником ее был строитель с пятью или шестью монахами, но он мало заботился об ее устройстве и она клонилась к совершенному упадку. Сколько раз она была истребляема пламенем в прошедших столетиях и опять возобновляема! Но вот наконец с половины нынешнего столетия и для нее наступает время возрождения и славы. Волей архипастырей Архангельских стали назначаться в настоятели ее благочестивые и ревностные иеромонахи, которые начали заботиться об ее благосостоянии, а в пятидесятых годах сделан был настоятелем ее иеромонах Кожеозерского монастыря, впоследствии возведенный в сан игумена, Феодосий, муж образованный, благочестивый, предприимчивый, ревнитель благолепия и всякого благочиния, который своими разумными, неусыпными стараньями соорудил около нее высокую каменную ограду, а в ней величественную колокольню с благозвучным звоном и в ней (колокольне) устроенным храмом, построил еще деревянный храм с братской столовой и корпус для братии с деревянным большим корпусом для настоятеля. украсил и обогатил обитель, и за свои ревностные труды и благочестивую жизнь возведен был в сан архимандрита 56.
О. Феодосий принялся за улучшение монастыря как с внутренней, духовно-нравственной стороны, так и с внешней. Будучи сам строгим хранителем обетов монашества он старался собственным примером насадить и в монастыре дух монашества. Посвятив все свои силы на служение Богу и на пользу и спасение ближних, он строго следил за точным исполнением церковного устава при отправлении богослужений, сам служил в храме с великим благоговением и подобающей торжественностью, соблюдал строго правила монашеской жизни, ел мало и почти всегда за общей братской трапезой, спал на деревянном диванчике, в возглавии имея камень, завернутый в старый подрясник. Он заботился о введении в монастыре строгого монашеского устава и с 1865 г. окончательно ввел устав общежития Коневской обители. В 1867 г., по ходатайству о. Феодосия Веркольский заштатный монастырь был переименован в общежительную пустынь. С 1870 г. в монастыре началось непрерывное чтение псалтири, по примеру обители неусыпающих 57.
Заботясь об истинно-иноческой жизни в монастыре, о. Феодосий прилагал посильное старание и к украшению его с внешней стороны. Получив от преосвященного Нафанаила, при своем назначении в Веркольский монастырь Казанскую икону Божией Матери, он построил в монастыре теплую деревянную трапезную церковь в честь этой иконы; церковь эта существует и теперь, - закладка ее была 8 июля (в день Казанской иконы Б. М.) 1867 г. Затем о. Феодосием капитально ремонтирован каменный храм (устроенный в 1806 г.) как снаружи, так и внутри: устроены были новые иконостасы в главном и двух придельных храмах, с новыми иконами в последних; стены и потолок главного храма (где почивают св. мощи прав. Артемия) украшены живописными изображениями из свящ. истории. Затем устроены - новый дернвянный корпус, гостиницы для богомольцев, кузница, кирпичный завод, часовня (в 1868 г.) на месте преставления прав. Артемия; часовня эта в 1876 г. была обращена в церковь и освящена 22 июля того же года. В мае месяце следующего, 1869 г. приступлено было к постройке, задуманной еще о. Ионой, каменной вокруг монастыря ограды с башнями и такой же колокольни вышиной 25 саж.; работы кончены в 1879 г.; под колокольней - устроены святые ворота, а над ними в 1876 году - церковь в честь Иверской иконы Божией Матери; по сторонам св. врат находятся восемь келлий для братии. Стоимость этих сооружений простирается до 40000 рублей 58.
До 1869 года приходские церкви и домы причта находились возле обители, с северной ее стороны; в этом году о. Феодосий с разрешения епархиального начальства, построил за р. Пинегой, в селении Веркольском, новую деревянную церковь во имя святит. Николая чудотв. и два причтовых дома; приходские же церкви во имя свят. Николая и великом. Георгия, поступившие теперь в собственность монастыря, были заново исправлены, обшиты тесом, выкрашены в белую краску и освящены - одна во имя великомучен. Георгия, а другая во имя св. прор. Илии. В 1878 г. устроен каменный двухэтажный корпус внутри ограды, стоимостью в 10000 руб. 59
Молва о мудром руководителе в иноческом житии и благоукрасителе дотоле мало известной Веркольской обители стала быстро распространяться далеко за пределы не только Пинежского уезда, но и Архангельской губернии. Любители иноческого жития стали приходить к о. Феодосию; всех их о. Феодосий с ласковостью доброго и любящего отца принимал в обитель, так что число братии в его настоятельство возросло до 80-90 человек (указных до 40 челов., богомольцев тоже и рабочих человек 10-15). Жертвы от благотворителей также значительно увеличились 60 как деньгами, так и вещами, а так как ближайшая почтовая станция, где бы можно было получать денежную корреспонденцию и посылки, находилась в 40 в. от монастыря, то о. Феодосий возбудил ходатайство пред Почтовым Департаментом о проведении почтового тракта от ближайшей почтовой станции (в Карпогорском приходе) до села Веркольского (на расстоянии 40 верст) и об устройстве здесь почтовой станции, каковое ходатайство его и было уважено Департаментом в 1882 г. 61
Наконец, о. Феодосием было приобретено в 1880 году для монастыря от Шардонемского общества за 1000 руб. находящееся в 60 вер. озеро, называемое святым; называется оно так потому, что здесь в часовне, устроенной монастырем, находится явленная икона свят. Николая. Озеро это арендовалось монастырем уже в 1870 г.; для братии, бывшей здесь на послушании, была сначала устроена часовня, а в 1883 году была устроена церковь во имя св. Николая. Мысль о приобретении этого озера в пользу монастыря и об устройстве здесь церкви явилась по следующему случаю: в июле 1871 г. о. Феодосий вознамерился навестить братию, находившуюся на св. озере на послушании. Сначала он ехал в лодке, а затем, для сокращения пути, пошел лесом пешком с одним послушником; в глухой и неизвестной местности путники заблудились и в таком безвыходном положении они пробыли 10 суток. О. Феодосий дал обет, в случае спасения от голодной смерти, устроить при св. озере церковь во имя св. Николая. Вскоре после этого обещания к ним пристала какая-то собачка, которая и вывела их к жилому домику на берегу озера. В благодарность за такое чудесное спасение от неминуемой смерти о. Феодосий и устроил здесь в 1883 г. деревянную церковь 62. Указом Св. Синода от 31 октября 1885 г., согласно ходатайству о. Феодосия, разрешено устроить здесь скит, к устройству каково и было тогда же приступлено.
Веркольский монастырь в мудрое управление о. Феодосия из бедной обители сделался настолько состоятельным, что сам мог оказывать и действительно оказывал довольно значительные вспомоществования как частным лицам, так и учреждениям. Благотворительность настоятеля этого монастыря о. Феодосия простиралась весьма широко. Все нуждавшиеся шли к нему за помощью и получали необходимое; он снабжал нуждающихся, особенно странников, обувью, одеждой, бельем, чаем, сахаром и даже деньгами; особенно он был отцом - благодетелем для бедного духовенства Пинежского уезда, а также и окрестных жителей. Добрая молва о милостивом батюшке о. Феодосии разносилась во все концы матушки - России. Благотворительность монастыря при о. Феодосии не ограничивалась частными лицами, но простиралась на разные учебные заведения и др. учреждения. Так напр., в 1877 г. на средства монастыря (700) руб. выстроено в селении Веркольском здание для одноклассного министерского училища; монастырь же взял на свой счет отопление, освещение и ремонт здания. Крупные пожертвования были сделаны монастырем в 1869 г. - на приспособление архиерейской крестовой и дома, на духовное училище для девиц и на архиерейских певчих - 500 руб.; в 1879 г. внесено в правление мужского дух. училища 4000 руб. на учреждение стипендии имени обители; в 1877-78 г.г. в Общество Красного Креста, на раненных воинов и на христиан в турецких владениях - 6188 руб., в 1880 г. в Арханг. епарх. училище - 2000 руб. на учреждение стипендии в память 25-летия царствования Императора Александра II, в 1884 г. на нужды Архангельской епархии - 14000 руб.; в том же году пожертвовано в пользу Братства св. Апостола Иоанна Богослова при Архангельской семинарии процентными билетами 450 руб. 63 Вообще говоря - цифра пожертвований Веркольского монастыря в настоятельство о. Феодосия, простирается свыше 42000 р. Кроме денежных пожертвований монастырь посылал в разные церкви (напр., в архиерейскую крестовую, в церкви при мужском духовном и епархиальном женском училищах, в Печенгский монастырь и др.) церковную утварь, сосуды, богослужебные книги, а в Лавельском приходе устроил на свои средства в местной церкви иконостас и иконы.
Несмотря на щедрую благотворительность монастыря средства его не только не уменьшились, а напротив, как мы видели выше, все более и более увеличивались, по слову св. писания: рука дающего не оскудеет. Кроме жертв от частынх лиц монастырь получал таковые и от Высочайших Особ: в 1866 году Император Александр II пожертвовал в монастырь колокол, весом 5 п. 29 ф., отлитый из печальных убранств после погребения Наследника Цесаревича Николая Александровича; в 1864 году Великая княгиня Александра Петровна пожертвовала три писанные на холсте иконы и два Евангелия с сребропозлащенными дсками, - одно большое - на престол, другое - маленькое на раку прав. Артемия, а в 1866 г. пожертвован сребропозлащенный крест 64.
За свои заслуги на пользу Веркольского монастыря о. Феодосий был произведен 17 янв. 1865 г. в сан игумена, в мае 1869 г. награжден наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым; 17 апр. 1872 г. - пожалован орденом св. Анны 3 ст., а в 1879 г. - таковым же орденом 2-й ст., наконец, 21 ноября 1882 г. возведен был в сан архимандрита. Преосвященный Серапион в знак особого уважения к о. Феодосию подарил ему свою митру.
Неустанные труды и заботы на пользу монастыря надломили наконец физические силы о. Феодосия и он скончался в ночь с 21 по 22 апр. 1885 г., на 56 году своей многотрудной жизни. К отшествию в вечность он приготовил себя исполнением христианского долга - исповеди, елеосвящения и причащения св. Таин и погребен согласно его желанию, в мантии, с южной стороны каменного храма, близ алтаря.
После о. Феодосия настоятелем был иеромонах Евстафий, управлявший обителью около года. С августа 1886 г. вступил в управление монастырем архимандрит Ювеналий, переведенный сюда из Крестного монастыря. В его настоятельство монастырская колокольня украсилась 258 п. 13 ф. колоколом. а в 1887 г. на другой колокольне поставлены были башенные часы. При нем же в бытность в монастыре преосвященного Нафанаила II (Соборова), в сентябре 1887 г., был переложен ковчег с мощами прав. Артемия из деревянной раки в серебряную 65.
О. архим. Ювеналий управлял монастырем Веркольским не долго: указом Св. Синода от 12 марта 1888 г. он был переведен настоятелем Михаило-Архангельского в гор. Архангельске монастыря, а на его место назначен настоятель Красногорского монастыря игумен Виталий, управляющий монастырем до ныне - в сане архимандрита. Это - человек энергичный, деятельный, заботящийся как о внутреннем духовном, так и о внешнем украшении монастыря. При нем монастырь украсился многими капитальными постройками, - окончена внутрення отделка каменного двухэтажного корпуса, начатого постройкой еще при о. Феодосии, устроен великолепный двухэтажный каменный корпус для настоятеля и братии 66. Но самой крупной постройкой в монастыре в настоятельство о. Виталия является новый каменный двухэтажный собор, начатый постройкой 17 сентября 1891 г. и освященный 14 и 15 июня 1897 г.; стоимость его простирается до 100000 руб. Верхний храм - в честь Успения Божией Матери освящал 14 июня о. архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоирея о. Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников, а нижний храм в честь Рождества Христова освящал на следующий день о. Иоанн с прочим духовенством. После того и другого освящения были произнесены о. Иоанном весьма назидательные слова 67. Храм этот является, действительно, украшением монастыря; он поражает посетителя обители сколько своей величественностью и грандиозностью, столько же и художественностью. С наружной стороны по местам храм украшен весьма хорошей работы иконами; кругом всего храма идет висячая галерея для крестных ходов, обнесенная железной решеткой. Внутри храм украшают великолепной московской работы золоченые иконостасы; иконы писаны художником Сафоновым в строго византийском стиле. В нижнем соборе впереди алтаря стеклянными дверями.
О. Виталием окончательно устроен на св. озере скит; в 1898 г. в церкви свят. Николая в этом ските неизвестным благотворителем устроены: иконостас резной работы из красного дерева, серебряные вызолоченные: напрестольный крест и Евангелие и риза с украшениями на св. чудотворную икону святителя Николая, затем - трехсвечник, хоругви, колокол весом до 24 пуд. и зеркальные в оправе кресты на церковь. Для монашествующей братии и рабочих устроено несколько деревянных корпусов (братии там теперь человек до 20). При живейшем содействии монастыря устроялся другой монашеский скит на дальнем севере Архангельской губ., именно на Югорском Шаре (близ пролива, отделяющего материк от острова Новой Земли) 68; для устройства скита о. Виталий сам ездил туда два раза (в 1890 и 1891 г.г.), но этот скит не устроился; из восьми человек братии (1 иеромонах, 2 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника) остался в живых только 1, - остальные умерли от цинги.
Пожертвования в обитель при о. Виталии с каждым годом также все более и более увеличивались и увеличиваются 69. На устройство соборного храма о. Виталием не только не израсходовано ни одной копейки из основного монастырского капитала, но этот последний увеличен почти вдвое против капитала, оставленного ему его предшественниками.
Заботясь о внешнем благолепии монастыря, о. Виталий прилагает старание и о поддержании в братии истинно-монашеского духа, чтобы монастырь как с внешней, так особенно с внутренней стороны оказывал благотворное влияние на посетителей св. обители. С этой же целью разрешено Св. Синодом в 1888 году, по ходатайству преосвященного Нафанаила II, обнесение мощей прав. Артемия вокруг монастыря ежегодно 23 июня. К этому дню собирается очень много богомольцев не только из окрестных приходов, но и из Архангельска, Вологды, Петербурга и друг. городов и местечек России.
За свою плодотворную деятельность на пользу монастыря о. Виталий указом Св. Синода от 16 фев. 1891 г. был возведен в сан архимандрита, 15 мая 1894 г. Всемилостивейше награжден орденом св. Анны 3-й ст., а 15 мая 1898 г. таковым же орденом 2-й степени.
Из краткого обзора истории Веркольской обители видно, как она, будучи в течение двух столетий (с основания ее до половины настоящего столетия) бедной обителью, возродилась в величественный первоклассный монастырь. Видно, Богу угодно, чтобы эта обитель служила крепким оплотом православия среди мрака раскольнического 70, в утешение, подкрепление и ободрение истинных чад православной церкви. Дай Бог, чтобы Веркольский монастырь, при помощи Божией по молитвам св. прав. Артемия, под мудрым управлением настоящего и будущих настоятелей был рассадником религиозно-нравственного и умственного просвещения не только для жителей Пинежского уезда и Архангельской губернии, но и для всех ревнителей православия!

Примечания:

48 Памятн. книга монаст., стр. 31.
49 Памятн. книга, стр. 40.
50 В числе жертвователей был Управляющий Канцелярией Св. Синода, д[ействительный] с[татский] с[оветник] Петр Иванович Соломон. пожертвовавший в июле 1860 г. следующие священ. предметы: потир сребропозлащенный с прочими принадлежностями к нему, дарохранительница сребропозлащенная, дароносица таковая же, четвероконечный крест таковой же, Евангелие и копие со слоновой ручкой.
51 Памятн. книга, стр. 41.
52 1 авг. 1861 г.; памятн. кн., стр. 40.
53 Печатн. жит., стр. 28.
54 При прежних настоятелях братии было от 3 до 6 человек, как показывает памятная книга монастыря.
55 Село Сура, родина о. Иоанна, находится в 40 верстах от монастыря, вверх по течению р. Пинеги. Во время обучения (с 1839-1851 г.г.) в Архангельском духовном училище и в Арханг. семинарии ему, при отправлении на летние каникулы домой и обратно в Архангельск приводилось каждый раз проезжать мимо этого монастыря.
56 Слово о. Иоанна по освящении вновь сооруженного храма в Веркольской обители, 14 июня 1897 г. Арханг. Епарх. Ведом. за 1897 г. №12-13. стр. 393.
57 Памятная книга Веркольского мон., стр. 55, 58, 67.
58 памятн. мон., стр. 63-72.
59 Стараниями о. Феодосия построены еще двухэтажный деревянный корпус с келлиями для братии и с помещением для рухлядной, хлебной, для мастерской портной и сапожной, скотный двор, баня, мельница водяная. слесарня, водопровод и проч.
60 В 1862 г. по почте было получено монастырем 4950 р., затем год от году цифра пожертвований все более и более увеличивалась, - так напр., в 1876 г. было получено с почты 15419 р., в 1880 г. - 29224 р., в 1884 г. - 33475 р. и проч. Памятн. кн., стр. 49 и др.
61 Памятн. книга мон., стр. 84.
62 О. архим. Феодосий - брошюра, стр. 6.
63 Памятн. книга монаст., стр. 65-90.
64 Памятн. книга мон., стр. 53, 57.
65 Памятн. книга мон., стр. 92-93.
66 Им же устроены в монастыре разные службы, как то прачешная сараи для извести и для железа, каменная баня, скотный двор с жилыми помещениями и проч.
67 Помещены в №12-13 Арханг. Еп. Вед. за 1897 г.
68 Церковь здесь устроена сибирским купцом А. М. Сибиряковым; им же и положен капитал на имя Веркольского монастыря на содержание означенного скита (10600 руб. билетами и наличными 358 р. 61 к.). Пам. кн. мон., стр. 102.
69 Напр., в 1888 г. получено 32741 р. 77 к., в 1889 - 37306 р. 14 к., в 1891 г. - 43245 р. 47 к., в 1892 г. - 58658 р. 19 к. наличными, да посылок на 3867 руб. и проч. Памятн. мон., стр. 103, 104 и др.
70 В ближайших к монастырю приходах - Веркольском, Лавельском, Сурском и др. раскол свил себе прочное гнездо.
 
<<     Содержание