Православные приходы и
монастыри Севера

Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь

 
<<     Содержание     >>
 

Артемиево-Веркольский монастырь до середины XIX в.

Вскоре после освящения церкви монастырь получил новую грамоту царя Алексея Михайловича, от 26 января 1650 г., следующего содержания: "от царя и великого князя Алексия Михаиловича, всея Русии, в кеврольской уезд в монастырь святаго Артемия Веркольскаго чудотворца строителю Родиону Макарьину 21 да черному Ионе с братиею, по нашему указу и по обещанию сестры нашей благоверныя царевны и великия княжны Ирины Михаиловны, послано к вам в монастырь чудотворца Артемия Веркольского церковнаго строения, Евангелие напрестольное, крест благословящий, ризы и стихари и иное церковное строение с крестовым нашим дьяком Игнатьем Яковлевым, а что церковнаго строения прислано, и тому послана к вам роспись под сею нашею грамматою за дьячьею приписью и как сия наша граммата придет, а крестовый наш дьяк Игнатий Яковлев к вам приедет в монастырь, и вы б у него церковное строение по росписи, какова под сею нашею грамматою, приняли все на лицо, и велеть записать в книге именно, чтоб то наше церковное строение во веки было неподвижно; а как то церковное строение у крестоваго нашего дьяка Игнатья Яковлева примете, и вы б о том к нам отписали с ним же Игнатьем и его отпустили, а на Москве отписку подать, и ему Игнатью велели явиться в приказе большаго дворца боярину и дворецкому нашему князю Алексею Михайловичу Львову, дьяком нашим Ивану Федорову да Давиду Дерягину, да Смирному Богданову. Писана в Москве 7158 (1650) года генваря в 26 день." 22 Вот список предметов, пожертвованных царевной Ириной Михайловной: Евангелие напрестольное, сребропозлащенный напрестольный крест, минея общая, печатная, в десть, сосуды и кадило серебряные, воздух и два покрова, средина отласу золотого, крест нашит, кружево кованое серебряное, воздух и два покровца, средина камки червчатой, опушка камки зеленой мелкотравной, кресты тафтяные, белые, подложены дорогами червчатыми гинлянскими, к местным иконам две пелены, покров на раку прав. Артемия, средина бархату червчатого, каймы отлас зеленой, по отласу вышиты: тропарь и кондак прав. Артемию, да по велению государя царя и великого князя Алексия Михаиловича и сестры его царевны Ирины Михаиловны крест с дробницами сребропозлащенными, около дробниц обнизано жемчугом копие и трость и подпись у креста низано жемчугом средним, две ризы камка куфтер бела, подложены киндяком лазоревым, стихарь дьяконский камки белой куфтер, два стихаря и подризник тафты белой, подложены крашениной лазоревой, опушены тафтой зеленой. два епитрахиля, да трои поручи, да орарь, две кисти к паникадилу - одна золотая, другая - золото с шелком червчатым, два шелковых пояса, водосвятная чаша и ладоница медные, паникадило медное в 2 пуда, 4 колокола: один в 10 пуд. 5 гривенок, другой - в 5 пуд. без шти (без 6-ти) гривенок, третий - одиннадцать гривенок, четвертый - пуд, ведро церковного вина, ладану росного 2 ф. да ладану браного 3 ф. 23
Грамотой того же царя Алексея Михаиловича. собственноручно им подписанной от 20 мая 7161 (1653) года, повелевалось дать подводы для отправления царской денежной казны - 160 руб., паникадила весом в два пуда и одного ведра церковного вина - от Москвы до Тотьмы за прогоны по памяти, за приписью дьяка Андрея Немирова, а от Тотьмы до Кевролы, на имя строителя Веркольского монастыря старца Рафаила, без прогонов 24.
По примеру царской жертвы стали поступать в монастырь пожертвования и от частных лиц 25; монастырь стал постепенно благоустрояться, и хотя подробных известий об этом не сохранилось, но известно напр., что братией была выстроена и другая - теплая - церковь в монастыре. Но пожар, случившийся 8 апр. 1695 г. 26 в понедельник на 3-й неделе по Пасхе, и истребил храм великом. Артемия со всем находившимся в нем имуществом; сгорели и царские пожертвования, кроме 4 колоколов, висевших на особо устроенной колокольне; - остальные монастырские постройки также уцелели. Насколько настоятель 27 и братия монастыря скорбели о потере новоустроенного, украшенного и обогащенного жертвами христолюбцев храма, настолько же были утешены тем, что рака с останками мощей чудесно сохранилась во время пожара, - насыпавшаяся на нее с потолка куча земли предохранила ее от огня 28.
Преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, узнав из донесения монастырского начальства о пожаре, указом своим повелел десятскому священнику Кевроло-Воскресенской церкви Петру Игнатьеву с монастырскими иеромонахами взять мощи из-под груды земли, насыпавшейся на них во время пожара, положить их на чистую доску, отнести их в другую монастырскую теплую церковь, после водосвятного молебна благоговейно переложить их во вновь устроенный для того деревянный ящик. выкрашенный красками и так оставить до нового его распоряжения. Священник Петр Игнатьев, прибыв в монастырь с диаконом 7 июня 1695 г., поступил согласно указу преосвященного 29. В том же году по указу архиепископа Афанасия (от 9 августа) начата была постройкой новая холодная церковь во имя великомуч. Артемия, вместо сгоревшей. Новопостроенная церковь была освящена в 1697 году, по храмосвятной грамоте преосвящ. Афанасия от 10-го октября 1697 г. 30, тем же кевроло-воскресенским священником Петром Игнатьевым. Рака с останками мощей была торжественно перенесена в эту церковь накануне освящения ее, где и находилась до 1713 г.
Хотя еще новгородский митрополит Макарий в 1583 г. дал грамоту о построении в монастыре храма во имя прав. Артемия, однако храм этот не был устроен до 1710 г. и только в этом году, по благословению и грамоте Холмогорского архиепископа Рафаила (от 15 сентября) 31, приступлено было к устройству теплого с трапезой храма во имя прав. Артемия. Освящение храма было совершено, по благословению и грамоте (от 18 янв. 1713 г.) 32 преосвященного Холмогорского Варнавы, строителем иеромонахом Антонием с братией монастыря 13-го апреля 1713 г. 33, а перенесение мощей из холодной церкви в новую было 23 июня того же года. Мощи были положены близ иконостаса, с южной стороны 34. Впрочем, и эта церковь подверглась той же участи, что и первые две холодные; пожар 9 декабря 1782 г. уничтожил ее дотла. Мощи были перенесены опять в холодную церковь великомуч. Артемия. где и почивали до перенесения их во вновь устроенную каменную (первую в монастыре) церковь 35.
Частые пожары, истреблявшие деревянные церкви в монастыре, внушили настоятелю Веркольского монастыря игумену Павлу 36 и братии мысль устроить в этом монастыре церковь каменную. Преосвященный Архангельский Вениамин, посетивший обитель 1 января 1778 г., одобрил эту мысль и дал свое благословение на устройство каменного холодного храма во имя праведного Артемия с двумя теплыми придельными храмами во имя свят. Николая и великомучен. Артемия. Братия с радостью принялась за заготовку необходимых для постройки храма материалов и трудилась в этом святом деле семь лет. 23 сентября 1785 года новый храм был заложен; работы по устройству его шли довольно успешно и к началу 1791 г. приделы были совершенно готовы. Успеху устройства этого храма не мало способствовали благотворители; между прочим, кеврольский и мезенский воеводский товарищ, коллежский асессор Василий Игнатьев в разое время пожертвовал на устройство этого храма 1097 руб.; бывший товарищ воеводский Тимофеев пожертвовал на тот же предмет 1500 руб.; кроме этих крупных пожертвований были и не менее значительные.
26 января 1791 года было совершено освящение придела во имя свят. Николая, при строителе иеромонахе Григории (1782-1798); мощи прав. Артемия были перенесены из деревянной церкви во вновь устроенный придел. На следующий день - 27 января - был освящен и другой придел во имя велик. Артемия 37. Однако главный храм оставался недоконченным целых 15 лет. по недостатку средств и по вине подрядчика и был кое-как прикрыт досками. Наконец в 1801 г. при строителе иеромонахе Илии (1799-1801) приступлено было к дальнейшей работе по устройству главного храма; в 1803 году в нем сделан был иконостас (за 250 р. ассигн. 38). В 1806 г. 22 января главный храм был освящен. - по благословению Евлампия епископа Архангельского - и. д. строителя монастыря протоиереем Григорием Клюкиным (1804-1808) с 12-ю приходскими священниками и 4-мя диаконами. Мощи прав. Артемия торжественно были перенесены теперь из придела свят. Николая в главный храм и поставлены около иконостаса, впереди правого клироса. В управление монастырем и. д. строителя протоиерея Клюкина (1804-1808) было устроено здесь духовное училище. После прот. Клюкина строителями монастыря были: иеромонах Порфирий (1809-1812), иеромонах Иоанникий (1813-1815); при нем за р. Пинегой устроен был скотный двор; иеромонах Мамант (1816-1817), иеромонах Антоний 2-й (1818-1824); при нем был выстроен братский одноэтажный корпус; иеромонах Венедикт (1825), иеромонах Филарет (1826-1827); по небрежности этого настоятеля в монастыре не было ежедневных церковных служб, иеромонах Венедикт, возведенный в сан игумена в 1829 г. Вдовый священник Стефан Мысов, в монашестве Симеон, управлял монастырем в звании и. д. строителя с 1825-1835 г.; при этом настоятеле обитель испытывала особенные нужды во всем, - годы эти были неурожайные, братии приводилось питаться пищей самой скудной; пожертвований было мало (637 р.), а расход значительный (710 р.). После иеромонаха Симеона строителем был иеромонах Аарон (1836-1837); большой недород хлеба и сена был и при этом строителе; к тому же в 1836 году сгорело гумно и в нем 28 четвертей хлеба; хлеб привелось покупать и при том по дорогой цене. Следующий и. д. строителя священник Дмитрий Шангин (1838-1842), привел обитель в лучшее сравнительно с прежним состояние. Несмотря на пожар в каменном храме, уничтоживший (4 января 1840 г.) иконостасы и все имущество в приделах свят. Николая и великомуч. Артемия, он на собранные им довольно значительные суммы от доброхотных жертвователей вновь устроил иконостасы в этом храме, которые и были освящены в феврале 1843 г. Впрочем в том же году монастырь вынужден был продать - с разрешения епископа Архангельского Георгия, - деревянную церковь во имя великомуч. Артемия 39 (за 200 р. ассигн.) в Покшенгский приход Пинежского уезда. С 1843-1845 г. строителем монастыря был иеромонах Ксенофонт, при нем над ракой прав. Артемия устроена была новая сень Пинежским исправником Поромовым. При строителе иеромонахе Вениамине (1846-1849 г.) произведены были лишь самые необходимые исправления монастырских зданий (крыши, полы, печи и проч.)40.
И так с конца прошлого и до половины настоящего столетия Веркольский монастырь представлял из себя одну из беднейших и северных обителей. С отобранием от монастырей крестьян при императрице Екатерине II по указу 26 февраля 1764 г. Веркольский монастырь, в числе прочих, был оставлен за штатом. Хотя чрез 33 года в 1797 г. - по Высочайшему указу от 18 декабря было ассигновано от казны на содержание Веркольского монастыря по 300 руб. ассигн. (85 р. 71 1/2 к. сер.) в год от царской милости 41, но так как сами монашествующие 42 не имели сил и возможности успешно обрабатывать землю, которая и при хорошем уходе редко окупает и семена, и так как при том в конце прошлого и начале настоящего столетия было несколько неурожайных годов, то обитель пришла в крайнюю бедность и запустение. С 1826-1837 г. в монастыре божественная литургия совершалась только по воскресным и праздничным дням, за недостатком необходимых для сего предметов (вина, просфор, свеч, ладану, масла и проч.). Монашествующие, претерпевая здесь бедность и нужду, уходили в другие монастыри, так что в монастыре иногда не оставалось ни одного иеромонаха и даже монаха, и службы отправлялись вдовыми заштатными священниками с таковыми же дьячками 43. Бедность в монастыре проглядывала и во внешнем виде монастыря: здесь было два ветхих деревянных здания с тремя келлиями, - в одном здании было помещение для настоятеля, братской столовой и кухни, в другом помещалась братия 44.
Настоятели монастыря отчасти не могли, по неимению средств, отчасти не хотели, по своему нерадению 45, приложить сил и усердия к поддержанию и поднятию обители. Упадок монастыря сильно озабочивал архангельских архипастырей и они, посещая обитель, побуждали настоятелей употребить все усилия к ее благоустроению. Как в марте 1851 г. Веркольский монастырь посетил преосвященный Архангельский Варлаам и, пробыв здесь трое суток, внушал настоятелю позаботиться о поддержании монахов. К несчастию - при следующем строителе иеромонахе Израиле (1852-1854 г.) было похищено из церковной кладовой 252 р. 97 к. крестьянином Веркольского селения Василием Клевакиным 46. При сменившем Израиля строителе иеромонахе Викторе (1854 - 10 мая 1859 г.) Веркольский монастырь посетил в январе 1857 г. преосвященный Антоний; он вынес весьма грустное впечатление о монастыре, - монахов было мало (6 человек), келлии были старые, ветхие и тесные, ограды не было, неприглядно было и внутри храмов: св. иконы были ветхи, рака была старая, церковной утвари и облачений - мало. Указом духовной консистории от 31 июля 1857 г. за №2958 предписано было иеромонаху Виктору позаботиться о возможном приведении в надлежащий вид св. обители, но сделал ли что-нибудь иеромонах Виктор к улучшению монастыря - неизвестно. Следующий же строитель иеромонах симеон управлял обителью только 7 месяцев 47.

Примечания:

21 В печатн. житии (стр. 13) и в Памятной книге Верк. монаст. (стр. 4) значится строителем за это время (с 1649-1654 г.) иеромонах Рафаил.
22 Любопытный месяцеслов на 1795 г. Подробное описание Арханг. епархии, стр. 97-98.
23 Любопытн. месяц., стр. 100; рукоп. житие, л. 7-8.
24 Рукоп. житие, л. 8-9.
25 Печатн. житие, стр. 16-17.
26 Рукоп. жит., л. 10, а по другим данным (Любоп. месяц. стр. 101, памятн. Верк. мон., стр. 5 и печатн. жит., стр. 17) пожар этот был 20 апреля.
27 После иером. Рафаила до иеромон. Антония настоятелями монастыря были: иером. Питирим (1650-1663 г.), иеромон. Пафнутий (1664-1674), иеромон. Никита (1675-1679), иеромон. Феодосий (1680), иеромон. Евфимий (1681-1686), иеромон. Герман (1687-1692 г.); о деятельности их на пользу монастыря ничего неизвестно. Памятн. Верк. мон., стр. 5.
28 Печатн. жит., стр. 18.
29 Печатн. житие, стр. 19.
30 Рукописн. жит., л. 10; по печатн. житию освящение храма было 4 июля 1701 г., стр. 19.
31 Рукоп. жит., л. 10 обор., - по печатному же житию построение церкви началось в 1712 г., - стр. 20.
32 Рукоп. житие, л. 10 обор.
33 Печатн. житие. стр. 20.
34 Рукоп. житие, л. 10 обор.
35 Там же, л. 13; печатн. житие, стр. 21.
36 С 1775-1781 г.; после иеромонаха Антония настоятелями монастыря были: игумен Митрофан 91730-1734), иеромон. Сильвестр 91735-1736), иеромон. Иона 2-й (1737-1744), игумен Никодим (5 месяцев), игумен Тимофей (1745-1754), иеромон. Иона 3-й (1755), игумен Иосиф (1756-1761), игумен Павел 1-й (1765-1773), игумен Герман 91774). Памятн. Верк. монаст., стр. 9-10, 12.
37 Рукоп. жит., л. 13-14. Дело о сооруж. храмов, по архив. описи №223, ч. I, стр. 121-137.
38 Памятн. кн. Верк. мон., стр. 13. И. д. строителя монастыря был в это время (1802-1803) вдовый священник Алексий Хахилев.
39 Памятн. кн., стр. 20-25. По перевозке этой церкви в Покшенгский приход. она была освящена во имя свят. Николая, а придел при ней - во имя прав. Артемия.
40 памятн. Верк. мон., стр. 31.
41 Рукоп. жит., л. 13 обор., печатн. жит., стр. 24.
42 В монастыре в это время монашествующих было человек 6-8. Пам. кн., стр. 12, 14 и др.
43 Памятн. Верк. мон., стр. 23.
44 Памятн. Верк. мон., стр. 24.
45 Напр. строитель иеромон. Филарет. - смотр. памятн., стр. 20.
46 Памятн. Верк. мон., стрю 33-34.
47 С 10 мая по 10 декабря 1859 года, - памятн. монаст., стр. 39.
 
<<     Содержание     >>