Православные приходы и
монастыри Севера

Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь

 
<<     Содержание     >>
 

Праведный Артемий Веркольский. Основание монастыря.

Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь находится в Пинежском уезде Архангельской губ., и расположен на левом берегу р. Пинеги, в расстоянии около 300 в. от впадения ее в р. Северную Двину, на высоком и живописном месте. Находясь вдали от судоходной р. Сев. Двины и от почтовых трактов московского и петербургского (до 300 в.), монастырь этот мало посещается богомольцами и долгое время носил название пустыни; путь к нему сопряжен с немалыми трудностями и материальными издержками 1.
Веркольский монастырь существует уже почти два с половиной столетия (с 17 ноября 1649 г.). Свое название Веркольского он получил от ближайшего села "Верколы"; к этому селу принадлежит и деревня Ежемень - родина свят. праведного отрока Артемия, мощи которого почивают в монастыре.
Свят. праведн. Артемий родился в 1532 году от местных крестьян - Козьмы и Аполлинарии, людей весьма благочестивых; благочестие их передалось и сыну их Артемию, который уже с 5-ти лет бросил все детские игры, а вместо того стал помогать отцу своему в его земледельческих трудах, свободное же время посвящал молитве 2. Такое начало жизни этого отрока обещало родителям его видеть в нем утешение и опору в старости их, но Богу угодно было призвать его в Свои небесные селения прежде исполнения этих родительских надежд. 23 июня 1544 года 3, двенадцатилетний отрок Артемий боронил пашню своего отца; вдруг небо покрылось темными тучами, подул сильный ветер, разразилась гроза, во время которой Артемий, по изволению Божию, здесь же, на поле, испустил дух свой. Эту внезапную смерть Артемия соседи его приписали удару грома и молнии, а так как, по тогдашнему народному поверью. такие люди, якобы очевидным образом наказанные Богом за грехи свои или своих родителей, не должны быть удостоиваемы христианского погребения, то тело отрока Артемия свезено было в лес 4, версты за 1 1/2 - 2 от деревни Ежемени, и там оставлено поверх земли; над телом поставлен был небольшой деревянный сруб для защиты его (тела) от хищных зверей и птиц 5. Здесь тело отрока Артемия находилось 33 года, до дня обретения его нетленным. Это было 23 июля 1577 года: клирик (причетник) местной приходской церкви свят. николая Агафоник, муж благочестивый, сбирал в лесу грибы и ягоды; проходя около того места, где лежало под срубцем, уже сгнившим, тело Артемия, он увидел необычайный свет; подойдя ближе к тому месту, откуда исходил этот чудный свет, Агафоник увидел нетленное тело отрока артемия, от времени засыпанное хворостом и ветвями, занесенными сюда во время бурь и непогод. Возвратившись в селение, Агафоник объявил обо всем священнику и прихожанам, которые, отправившись на указанное место. действительно нашли тело Артемия нетленным; прославив Бога, они перенесли с благоговением св. мощи в селение и положили в паперти церкви свят. Николая, где они и находились до 1584 года 6.
Многие в это время получили исцеления от различных болезней, по молитвам новоявленного угодника Божия праведного Артемия. В год обретения св. мощей в Кеврольском (теперь Пинежском) округе очень многие страдали сильной лихорадкой; в числе больных был 12-ти летний отрок, сын Веркольского крестьянина Каллиника; отец больного обратился с горячей молитвой к Богу и новоявленному угоднику Его Артемию об исцелении сына его; приложившись к мощам св. Артемия, он взял с гроба его часть бересты, служившей вместо покрова, пришел домой и положил ее на грудь больного сына; сын тотчас же выздоровел 7. Соседи и окрестные жители, узнав об этом чуде, стали обращаться с молитвой праведному Артемию о помощи; св. Артемий помогал всем. с верой обращавшимся к нему, как об этом свидетельствуют чудеса, совершавшиеся и совершающиеся у гроба его над больными и недужными 8. В 1584 г. по молитвам прав. Артемия совершилось следующее дивное чудо: у одного человека, по имени Павла, лицо обратилось назад, так что он не мог ничего видеть; после усердной, горячей молитвы к Богу и прав. Артемию он совершенно выздоровел. Видя столь чудное исцеление Павла, жители Верколы пристроили к церкви свят. Николая придел и сюда перенесли мощи 9; в то же время было послано донесение Новгородскому митр. Макарию, в ведении которого находилась Двинская и Кеврольская области, об обретении мощей и чудесах, бывших от них. Митрополит, получив донесение, послал в Верколу боярского сына Малгина с товарищами. велел им взять с собой игумена Красногорского монастыря Макария, кеврольских священников и диакона и освидетельствовать установленным порядком мощи 10. Из донесения посланных митр. Макарий убедился в святости отрока Артемия, поэтому и повелел составить ему службу, описать его чудеса и устроить во имя его храм, в котором бы и были положены св. мощи 11.
При перенесении мощей с паперти церкви свят. Николая в устроенный при церкви придел (в 1584 г.), мощи были переложены в новую раку 12; старая же рака, по распоряжению священников - Иоанна и Фомы, была переделана на доски, на которых и стали писать образ прав. Артемия; стружки же, оставшиеся от переделки гробницы на доски, больные брали, полагали себе на грудь и получали исцеления; таковы были исцеления - 1-го апреля 1601 г. - двух женщин Анны и Иулиты, пять лет страдавших трясучей болезнью, и - того же месяца, 20 числа,- одного боярского сына, жившего в Устюге 13.
6 декабря 1605 г., у гроба прав. Артемия совершились вновь два чудесных исцеления: некто Иларион Артемиев, Вологодский урожденец, живший в Холмогорах, придя в Верколу 6 декабря 1605 г., рассказал священникам и всем крестьянам следующее: "я болел глазами и начиная с Покрова Пресв. Богородицы до недели вербной ничего не видел; девять дней я ничего не ел и в этой тяжкой болезни хотел удавиться, но люди, водившие меня и державшие меня за руки, помешали мне лишить себя жизни. И вот, в видении явился мне св. прав. Артемий; я в тот же час внутренно прозрел и видел св. Артемия в белых ризах; в левой руке его был небольшой посошок, а в правой - крест. Он оградил меня крестом и сказал: "человек! зачем скорбишь? - встань! Христос исцеляет тебя чрез меня, раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к моему гробу и расскажи обо всем этом священнику и христианам". - Затем взявши мою руку, он перекрестил меня ею, - и я после этого видения выздоровел, как будто никогда не болел." В тот же день крестьянин Летопальского селения Иов Иванов сын рассказал о своем исцелении от пятимесячного недуга по молитвам прав. Артемия, который, явившись Иову, сказал: "иди к моему гробу, помолись и исцелишься" 14.
Спустя ровно год после этого события мощи прав. Артемия - 6 декабря 1606 г., с благословения митр. Макария, были перенесены из придела в самую церковь свят. Николая; во время перенесения мощей некто Иоанн, по прозванию Ростегай, болевший 4 месяца глазами и ничего не видевший, вдруг увидел после того, как приложился ко гробу праведного Артемия 15.
Почти 33 года мощи прав. Артемия покоились в церкви свят. Николая, как пожар, бывший 24 июня 1639 г. 16, уничтожил не только церковь, но коснулся и самых мощей, опалив их. Однако сохранившиеся останки мощей прав. Артемия были собраны, положены в новую раку и благоговейно перенесены во вновь устроенную старанием местного священника Лаврентия и усердием прихожан, деревянную часовню, где они и находились 10 лет 17.
Между тем еще ранее пожара церкви свят. Николая, именно в 1635 г., на месте обретения мощей прав. Артемия была построена деревянная церковь во имя великомуч. Артемия и несколько келлий для жительства иноков. История построения этой церкви передается в следующем виде: вновь назначенный - 23 марта 1635 г. 18 кеврольский и мезенский воевода Афанасий Пашков, в бытность свою по делам службы в Верколе, не поклонился мощам прав. Артемия, несмотря на предложение местного священника 19. Чрез некоторое время Пашкова постигло семейное горе: сын его Иеремия сильно заболел трясучей болезнью и лишился языка и слуха. Отец больного, считая болезнь своего сына наказанием Божиим за то, что не поклонился мощам угодника Божия Артемия, дал обет, в случае выздоровления сына, съездить в Верколу и помолиться у раки праведного. Иеремия вскоре настолько почувствовал себя хорошо, что мог вместе с отцом отправиться в Верколу; прибыв сюда, они отслужили молебен прав. Артемию. Во время чтения Евангелия Иеремия вдруг упал без чувств и пробыл в таком состоянии пока его не приложили к Евангелию, образу и раке прав. Артемия; вслед за этим Иеремия тотчас выздоровел. В чувстве благодарности за исцеление своего сына воевода пашков немедленно решил устроить на месте обретения мощей прав. Артемия деревянную церковь во имя великомуч. Артемия с келлиями для монашествующих и с деревянной оградой. Постройка этой церкви и келлий послужила основанием Веркольского монастыря; во вновь устроенную обитель тогда же поселились два инока - иеромонах Иона и назначенный духовным начальством, по просьбе воеводы Пашкова, строитель иеромонах Рафаил. Однако в церковь новой обители мощи прав. Артемия не были перенесены, так как - еще до получения царского указа о перенесении их в новую церковь - церковь эта сгорела дотла; келлии же и ограда остались 20.
Несмотря на то, что первая монастырская церковь сгорела, иноки - Иона и Рафаил не покинули новую обитель и терпеливо переносили не только нужду в самом необходимом для телесной жизни, но и нравственные, душевные страдания. Жители Верколы были весьма недовольны возниконовением среди них монашеской обители; они полагали, что новому монастырю даны будут правительством те земли и угодья, которыми они до того времени владели беспрепятственно. Собираясь около монастырской ограды толпами, они кричали: "чудотворец наш и монастырь наш!" - и грозили прогнать иноков, но иноки обращались с молитвой к Богу и продолжали свои труды и подвиги. В 1647 г. во время одной ночи старец Рафаил был утешен двукратным явлением ему в сонном видении прав. Артемия, - который убеждал его не смущаться и громко с ним разговаривал. Спавший в соседней келлии иеромонах Иона, проснулся и слыша этот разговор, подумал, что Рафаил разговаривает с сыном его, Ионы, жившим в Веркольском селении, и только недоумевал, зачем сын его пришел не к нему, Ионе, а к Рафаилу, к тому же в необычное, ночное время. Утром Рафаил, на вопрос Ионы о ночном посетителе, с радостью рассказал ему о двукратном явлении ему прав. Артемия. Это дивное явление было принято старцами, как знак скорой милости Божией новоустрояемой обители, по молитвам прав. Артемия.
Действительно, чрез полгода после чудного явления св. прав. Артемия старцы получили радостную весть: из Москвы пришел в монастырь кевролец Семен Роднин с письмом от бывшего кеврольского воеводы Афанасия Пашкова, который извещал старцев о назначении государем жалованья обители и о дозволении построить новую церковь, - вместо сгоревшей, - и перенести в нее св. мощи прав. Артемия. В письме говорилось, что и воеводе кеврольскому послана также грамота - для исполнения воли государевой. По получении этой радостной вести, иноки, при участии кеврольского воеводы и многих ревнителей благочестия, приступили к постройке новой деревянной церкви во имя великомуч. Артемия, каковую и кончили к осени 1649 г. - 17 ноября того же года новопостроенная церковь была освящена, и в нее перенесены были мощи прав. Артемия. В этом торжестве обители участвовали, кроме иеромонахов Ионы и Рафаила и кеврольского священника Софонии, кеврольской десятины закащик (благочинный) священник Иоаким Васильев, другие священники и диакон Дометиан. С этого времени перенесения св. мощей прав. Артемия в монастырскую церковь и можно считать в собственном смысле существование Артемиево-Веркольского монастыря. Ныне в память этого события ежегодно 17 ноября в монастыре совершается торжественное богослужение с крестным ходом в церковь, устроенную на месте преставления прав. Артемия (деревня Ежемень, в 1 1/2 - 2 вер. от монастыря).

Примечания:

1 На лошадях надо ехать около 300 в.; в летнее время иногда ходят пароходы, но эти пароходные рейсы весьма редки и случайны.
2 Печатн. житие св. прав. Артемия, стр. 4.
3 По рукоп. жит., писан. строит. Верк. монаст. иеромон. Антонием в 1829 г., день смерти прав. Артемия указывается 23 июля 7052 г. от сотвор. мирп. - смотр. указан. рукопись, л. 2 обор.
4 На этом месте теперь находится Веркольский монастырь.
5 Печатн. житие, стр. 6.
6 Печатн. житие, стр. 72, 1-е чудо от св. мощей праведн. Артемия.
7 Там же, стр. 7.
8 Рукоп. житие, л. 3-й обор.
9 Печатн. житие. Чудо 1-е, стр. 72. - Вскоре по принесении мощей один младенец с расслабленной рукой, принесенный ко гробу Артемия своей матерью, получил исцеление, - чудо 2-е.
10 Рукоп. жит., л. 4.
11 Там же, л. 4 обор.
12 Печатн. жит., стр. 72.
13 Печатн. житие, чуд. 19 и 20.
14 Печатн. житие, чудо 21 и 22.
15 Печатн. жит. стр. 85, чудо 46.
16 Рукоп. житие, л. 6; вместо сгоревшей была начата постройкой другая приходская церковь во имя свят. Николая, по грамоте митр. Макария, 1654 г. и кончена в 1658 году. Рукоп. житие, л. 9.
17 Печатн. житие, стр. 8.
18 Памятн. книга Веркольск. мон., стр. 2.
19 Печатное житие, стр. 9.
20 Печатн. житие, стр. 11. - Памятн. книга Верк. мон., стр. 3.
 
<<     Содержание     >>