Православные приходы и
монастыри Севера

Шульгин В. Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь.

1. /Праведный Артемий Веркольский. Основание монастыря./

2. /Артемиево-Веркольский монастырь до середины 19 в./

3. /Возрождение Артемиево-Веркольского монастыря во второй половине 19 в./


Для удобства чтения на сайте текст разделён на фрагменты, которым даны условные названия.

Источник

Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. - Архангельск, 1902. - С. 380-408.

1. Праведный Артемий Веркольский. Основание монастыря.

Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь находится в Пинежском уезде Архангельской губ., и расположен на левом берегу р. Пинеги, в расстоянии около 300 в. от впадения ее в р. Северную Двину, на высоком и живописном месте. Находясь вдали от судоходной р. Сев. Двины и от почтовых трактов московского и петербургского (до 300 в.), монастырь этот мало посещается богомольцами и долгое время носил название пустыни; путь к нему сопряжен с немалыми трудностями и материальными издержками 1.

Веркольский монастырь существует уже почти два с половиной столетия (с 17 ноября 1649 г.). Свое название Веркольского он получил от ближайшего села "Верколы"; к этому селу принадлежит и деревня Ежемень - родина свят. праведного отрока Артемия, мощи которого почивают в монастыре.

Свят. праведн. Артемий родился в 1532 году от местных крестьян - Козьмы и Аполлинарии, людей весьма благочестивых; благочестие их передалось и сыну их Артемию, который уже с 5-ти лет бросил все детские игры, а вместо того стал помогать отцу своему в его земледельческих трудах, свободное же время посвящал молитве 2. Такое начало жизни этого отрока обещало родителям его видеть в нем утешение и опору в старости их, но Богу угодно было призвать его в Свои небесные селения прежде исполнения этих родительских надежд. 23 июня 1544 года 3, двенадцатилетний отрок Артемий боронил пашню своего отца; вдруг небо покрылось темными тучами, подул сильный ветер, разразилась гроза, во время которой Артемий, по изволению Божию, здесь же, на поле, испустил дух свой. Эту внезапную смерть Артемия соседи его приписали удару грома и молнии, а так как, по тогдашнему народному поверью. такие люди, якобы очевидным образом наказанные Богом за грехи свои или своих родителей, не должны быть удостоиваемы христианского погребения, то тело отрока Артемия свезено было в лес 4, версты за 1 1/2 - 2 от деревни Ежемени, и там оставлено поверх земли; над телом поставлен был небольшой деревянный сруб для защиты его (тела) от хищных зверей и птиц 5. Здесь тело отрока Артемия находилось 33 года, до дня обретения его нетленным. Это было 23 июля 1577 года: клирик (причетник) местной приходской церкви свят. николая Агафоник, муж благочестивый, сбирал в лесу грибы и ягоды; проходя около того места, где лежало под срубцем, уже сгнившим, тело Артемия, он увидел необычайный свет; подойдя ближе к тому месту, откуда исходил этот чудный свет, Агафоник увидел нетленное тело отрока артемия, от времени засыпанное хворостом и ветвями, занесенными сюда во время бурь и непогод. Возвратившись в селение, Агафоник объявил обо всем священнику и прихожанам, которые, отправившись на указанное место. действительно нашли тело Артемия нетленным; прославив Бога, они перенесли с благоговением св. мощи в селение и положили в паперти церкви свят. Николая, где они и находились до 1584 года 6.

Многие в это время получили исцеления от различных болезней, по молитвам новоявленного угодника Божия праведного Артемия. В год обретения св. мощей в Кеврольском (теперь Пинежском) округе очень многие страдали сильной лихорадкой; в числе больных был 12-ти летний отрок, сын Веркольского крестьянина Каллиника; отец больного обратился с горячей молитвой к Богу и новоявленному угоднику Его Артемию об исцелении сына его; приложившись к мощам св. Артемия, он взял с гроба его часть бересты, служившей вместо покрова, пришел домой и положил ее на грудь больного сына; сын тотчас же выздоровел 7. Соседи и окрестные жители, узнав об этом чуде, стали обращаться с молитвой праведному Артемию о помощи; св. Артемий помогал всем. с верой обращавшимся к нему, как об этом свидетельствуют чудеса, совершавшиеся и совершающиеся у гроба его над больными и недужными 8. В 1584 г. по молитвам прав. Артемия совершилось следующее дивное чудо: у одного человека, по имени Павла, лицо обратилось назад, так что он не мог ничего видеть; после усердной, горячей молитвы к Богу и прав. Артемию он совершенно выздоровел. Видя столь чудное исцеление Павла, жители Верколы пристроили к церкви свят. Николая придел и сюда перенесли мощи 9; в то же время было послано донесение Новгородскому митр. Макарию, в ведении которого находилась Двинская и Кеврольская области, об обретении мощей и чудесах, бывших от них. Митрополит, получив донесение, послал в Верколу боярского сына Малгина с товарищами. велел им взять с собой игумена Красногорского монастыря Макария, кеврольских священников и диакона и освидетельствовать установленным порядком мощи 10. Из донесения посланных митр. Макарий убедился в святости отрока Артемия, поэтому и повелел составить ему службу, описать его чудеса и устроить во имя его храм, в котором бы и были положены св. мощи 11.

При перенесении мощей с паперти церкви свят. Николая в устроенный при церкви придел (в 1584 г.), мощи были переложены в новую раку 12; старая же рака, по распоряжению священников - Иоанна и Фомы, была переделана на доски, на которых и стали писать образ прав. Артемия; стружки же, оставшиеся от переделки гробницы на доски, больные брали, полагали себе на грудь и получали исцеления; таковы были исцеления - 1-го апреля 1601 г. - двух женщин Анны и Иулиты, пять лет страдавших трясучей болезнью, и - того же месяца, 20 числа,- одного боярского сына, жившего в Устюге 13.

6 декабря 1605 г., у гроба прав. Артемия совершились вновь два чудесных исцеления: некто Иларион Артемиев, Вологодский урожденец, живший в Холмогорах, придя в Верколу 6 декабря 1605 г., рассказал священникам и всем крестьянам следующее: "я болел глазами и начиная с Покрова Пресв. Богородицы до недели вербной ничего не видел; девять дней я ничего не ел и в этой тяжкой болезни хотел удавиться, но люди, водившие меня и державшие меня за руки, помешали мне лишить себя жизни. И вот, в видении явился мне св. прав. Артемий; я в тот же час внутренно прозрел и видел св. Артемия в белых ризах; в левой руке его был небольшой посошок, а в правой - крест. Он оградил меня крестом и сказал: "человек! зачем скорбишь? - встань! Христос исцеляет тебя чрез меня, раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к моему гробу и расскажи обо всем этом священнику и христианам". - Затем взявши мою руку, он перекрестил меня ею, - и я после этого видения выздоровел, как будто никогда не болел." В тот же день крестьянин Летопальского селения Иов Иванов сын рассказал о своем исцелении от пятимесячного недуга по молитвам прав. Артемия, который, явившись Иову, сказал: "иди к моему гробу, помолись и исцелишься" 14.

Спустя ровно год после этого события мощи прав. Артемия - 6 декабря 1606 г., с благословения митр. Макария, были перенесены из придела в самую церковь свят. Николая; во время перенесения мощей некто Иоанн, по прозванию Ростегай, болевший 4 месяца глазами и ничего не видевший, вдруг увидел после того, как приложился ко гробу праведного Артемия 15.

Почти 33 года мощи прав. Артемия покоились в церкви свят. Николая, как пожар, бывший 24 июня 1639 г. 16, уничтожил не только церковь, но коснулся и самых мощей, опалив их. Однако сохранившиеся останки мощей прав. Артемия были собраны, положены в новую раку и благоговейно перенесены во вновь устроенную старанием местного священника Лаврентия и усердием прихожан, деревянную часовню, где они и находились 10 лет 17.

Между тем еще ранее пожара церкви свят. Николая, именно в 1635 г., на месте обретения мощей прав. Артемия была построена деревянная церковь во имя великомуч. Артемия и несколько келлий для жительства иноков. История построения этой церкви передается в следующем виде: вновь назначенный - 23 марта 1635 г. 18 кеврольский и мезенский воевода Афанасий Пашков, в бытность свою по делам службы в Верколе, не поклонился мощам прав. Артемия, несмотря на предложение местного священника 19. Чрез некоторое время Пашкова постигло семейное горе: сын его Иеремия сильно заболел трясучей болезнью и лишился языка и слуха. Отец больного, считая болезнь своего сына наказанием Божиим за то, что не поклонился мощам угодника Божия Артемия, дал обет, в случае выздоровления сына, съездить в Верколу и помолиться у раки праведного. Иеремия вскоре настолько почувствовал себя хорошо, что мог вместе с отцом отправиться в Верколу; прибыв сюда, они отслужили молебен прав. Артемию. Во время чтения Евангелия Иеремия вдруг упал без чувств и пробыл в таком состоянии пока его не приложили к Евангелию, образу и раке прав. Артемия; вслед за этим Иеремия тотчас выздоровел. В чувстве благодарности за исцеление своего сына воевода пашков немедленно решил устроить на месте обретения мощей прав. Артемия деревянную церковь во имя великомуч. Артемия с келлиями для монашествующих и с деревянной оградой. Постройка этой церкви и келлий послужила основанием Веркольского монастыря; во вновь устроенную обитель тогда же поселились два инока - иеромонах Иона и назначенный духовным начальством, по просьбе воеводы Пашкова, строитель иеромонах Рафаил. Однако в церковь новой обители мощи прав. Артемия не были перенесены, так как - еще до получения царского указа о перенесении их в новую церковь - церковь эта сгорела дотла; келлии же и ограда остались 20.

Несмотря на то, что первая монастырская церковь сгорела, иноки - Иона и Рафаил не покинули новую обитель и терпеливо переносили не только нужду в самом необходимом для телесной жизни, но и нравственные, душевные страдания. Жители Верколы были весьма недовольны возниконовением среди них монашеской обители; они полагали, что новому монастырю даны будут правительством те земли и угодья, которыми они до того времени владели беспрепятственно. Собираясь около монастырской ограды толпами, они кричали: "чудотворец наш и монастырь наш!" - и грозили прогнать иноков, но иноки обращались с молитвой к Богу и продолжали свои труды и подвиги. В 1647 г. во время одной ночи старец Рафаил был утешен двукратным явлением ему в сонном видении прав. Артемия, - который убеждал его не смущаться и громко с ним разговаривал. Спавший в соседней келлии иеромонах Иона, проснулся и слыша этот разговор, подумал, что Рафаил разговаривает с сыном его, Ионы, жившим в Веркольском селении, и только недоумевал, зачем сын его пришел не к нему, Ионе, а к Рафаилу, к тому же в необычное, ночное время. Утром Рафаил, на вопрос Ионы о ночном посетителе, с радостью рассказал ему о двукратном явлении ему прав. Артемия. Это дивное явление было принято старцами, как знак скорой милости Божией новоустрояемой обители, по молитвам прав. Артемия.

Действительно, чрез полгода после чудного явления св. прав. Артемия старцы получили радостную весть: из Москвы пришел в монастырь кевролец Семен Роднин с письмом от бывшего кеврольского воеводы Афанасия Пашкова, который извещал старцев о назначении государем жалованья обители и о дозволении построить новую церковь, - вместо сгоревшей, - и перенести в нее св. мощи прав. Артемия. В письме говорилось, что и воеводе кеврольскому послана также грамота - для исполнения воли государевой. По получении этой радостной вести, иноки, при участии кеврольского воеводы и многих ревнителей благочестия, приступили к постройке новой деревянной церкви во имя великомуч. Артемия, каковую и кончили к осени 1649 г. - 17 ноября того же года новопостроенная церковь была освящена, и в нее перенесены были мощи прав. Артемия. В этом торжестве обители участвовали, кроме иеромонахов Ионы и Рафаила и кеврольского священника Софонии, кеврольской десятины закащик (благочинный) священник Иоаким Васильев, другие священники и диакон Дометиан. С этого времени перенесения св. мощей прав. Артемия в монастырскую церковь и можно считать в собственном смысле существование Артемиево-Веркольского монастыря. Ныне в память этого события ежегодно 17 ноября в монастыре совершается торжественное богослужение с крестным ходом в церковь, устроенную на месте преставления прав. Артемия (деревня Ежемень, в 1 1/2 - 2 вер. от монастыря).

Примечания

1 На лошадях надо ехать около 300 в.; в летнее время иногда ходят пароходы, но эти пароходные рейсы весьма редки и случайны.

2 Печатн. житие св. прав. Артемия, стр. 4.

3 По рукоп. жит., писан. строит. Верк. монаст. иеромон. Антонием в 1829 г., день смерти прав. Артемия указывается 23 июля 7052 г. от сотвор. мирп. - смотр. указан. рукопись, л. 2 обор.

4 На этом месте теперь находится Веркольский монастырь.

5 Печатн. житие, стр. 6.

6 Печатн. житие, стр. 72, 1-е чудо от св. мощей праведн. Артемия.

7 Там же, стр. 7.

8 Рукоп. житие, л. 3-й обор.

9 Печатн. житие. Чудо 1-е, стр. 72. - Вскоре по принесении мощей один младенец с расслабленной рукой, принесенный ко гробу Артемия своей матерью, получил исцеление, - чудо 2-е.

10 Рукоп. жит., л. 4.

11 Там же, л. 4 обор.

12 Печатн. жит., стр. 72.

13 Печатн. житие, чуд. 19 и 20.

14 Печатн. житие, чудо 21 и 22.

15 Печатн. жит. стр. 85, чудо 46.

16 Рукоп. житие, л. 6; вместо сгоревшей была начата постройкой другая приходская церковь во имя свят. Николая, по грамоте митр. Макария, 1654 г. и кончена в 1658 году. Рукоп. житие, л. 9.

17 Печатн. житие, стр. 8.

18 Памятн. книга Веркольск. мон., стр. 2.

19 Печатное житие, стр. 9.

20 Печатн. житие, стр. 11. - Памятн. книга Верк. мон., стр. 3.

2. Артемиево-Веркольский монастырь до середины 19 в.

Вскоре после освящения церкви монастырь получил новую грамоту царя Алексея Михайловича, от 26 января 1650 г., следующего содержания: "от царя и великого князя Алексия Михаиловича, всея Русии, в кеврольской уезд в монастырь святаго Артемия Веркольскаго чудотворца строителю Родиону Макарьину 21 да черному Ионе с братиею, по нашему указу и по обещанию сестры нашей благоверныя царевны и великия княжны Ирины Михаиловны, послано к вам в монастырь чудотворца Артемия Веркольского церковнаго строения, Евангелие напрестольное, крест благословящий, ризы и стихари и иное церковное строение с крестовым нашим дьяком Игнатьем Яковлевым, а что церковнаго строения прислано, и тому послана к вам роспись под сею нашею грамматою за дьячьею приписью и как сия наша граммата придет, а крестовый наш дьяк Игнатий Яковлев к вам приедет в монастырь, и вы б у него церковное строение по росписи, какова под сею нашею грамматою, приняли все на лицо, и велеть записать в книге именно, чтоб то наше церковное строение во веки было неподвижно; а как то церковное строение у крестоваго нашего дьяка Игнатья Яковлева примете, и вы б о том к нам отписали с ним же Игнатьем и его отпустили, а на Москве отписку подать, и ему Игнатью велели явиться в приказе большаго дворца боярину и дворецкому нашему князю Алексею Михайловичу Львову, дьяком нашим Ивану Федорову да Давиду Дерягину, да Смирному Богданову. Писана в Москве 7158 (1650) года генваря в 26 день." 22 Вот список предметов, пожертвованных царевной Ириной Михайловной: Евангелие напрестольное, сребропозлащенный напрестольный крест, минея общая, печатная, в десть, сосуды и кадило серебряные, воздух и два покрова, средина отласу золотого, крест нашит, кружево кованое серебряное, воздух и два покровца, средина камки червчатой, опушка камки зеленой мелкотравной, кресты тафтяные, белые, подложены дорогами червчатыми гинлянскими, к местным иконам две пелены, покров на раку прав. Артемия, средина бархату червчатого, каймы отлас зеленой, по отласу вышиты: тропарь и кондак прав. Артемию, да по велению государя царя и великого князя Алексия Михаиловича и сестры его царевны Ирины Михаиловны крест с дробницами сребропозлащенными, около дробниц обнизано жемчугом копие и трость и подпись у креста низано жемчугом средним, две ризы камка куфтер бела, подложены киндяком лазоревым, стихарь дьяконский камки белой куфтер, два стихаря и подризник тафты белой, подложены крашениной лазоревой, опушены тафтой зеленой. два епитрахиля, да трои поручи, да орарь, две кисти к паникадилу - одна золотая, другая - золото с шелком червчатым, два шелковых пояса, водосвятная чаша и ладоница медные, паникадило медное в 2 пуда, 4 колокола: один в 10 пуд. 5 гривенок, другой - в 5 пуд. без шти (без 6-ти) гривенок, третий - одиннадцать гривенок, четвертый - пуд, ведро церковного вина, ладану росного 2 ф. да ладану браного 3 ф. 23

Грамотой того же царя Алексея Михаиловича. собственноручно им подписанной от 20 мая 7161 (1653) года, повелевалось дать подводы для отправления царской денежной казны - 160 руб., паникадила весом в два пуда и одного ведра церковного вина - от Москвы до Тотьмы за прогоны по памяти, за приписью дьяка Андрея Немирова, а от Тотьмы до Кевролы, на имя строителя Веркольского монастыря старца Рафаила, без прогонов 24.

По примеру царской жертвы стали поступать в монастырь пожертвования и от частных лиц 25; монастырь стал постепенно благоустрояться, и хотя подробных известий об этом не сохранилось, но известно напр., что братией была выстроена и другая - теплая - церковь в монастыре. Но пожар, случившийся 8 апр. 1695 г. 26 в понедельник на 3-й неделе по Пасхе, и истребил храм великом. Артемия со всем находившимся в нем имуществом; сгорели и царские пожертвования, кроме 4 колоколов, висевших на особо устроенной колокольне; - остальные монастырские постройки также уцелели. Насколько настоятель 27 и братия монастыря скорбели о потере новоустроенного, украшенного и обогащенного жертвами христолюбцев храма, настолько же были утешены тем, что рака с останками мощей чудесно сохранилась во время пожара, - насыпавшаяся на нее с потолка куча земли предохранила ее от огня 28.

Преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, узнав из донесения монастырского начальства о пожаре, указом своим повелел десятскому священнику Кевроло-Воскресенской церкви Петру Игнатьеву с монастырскими иеромонахами взять мощи из-под груды земли, насыпавшейся на них во время пожара, положить их на чистую доску, отнести их в другую монастырскую теплую церковь, после водосвятного молебна благоговейно переложить их во вновь устроенный для того деревянный ящик. выкрашенный красками и так оставить до нового его распоряжения. Священник Петр Игнатьев, прибыв в монастырь с диаконом 7 июня 1695 г., поступил согласно указу преосвященного 29. В том же году по указу архиепископа Афанасия (от 9 августа) начата была постройкой новая холодная церковь во имя великомуч. Артемия, вместо сгоревшей. Новопостроенная церковь была освящена в 1697 году, по храмосвятной грамоте преосвящ. Афанасия от 10-го октября 1697 г. 30, тем же кевроло-воскресенским священником Петром Игнатьевым. Рака с останками мощей была торжественно перенесена в эту церковь накануне освящения ее, где и находилась до 1713 г.

Хотя еще новгородский митрополит Макарий в 1583 г. дал грамоту о построении в монастыре храма во имя прав. Артемия, однако храм этот не был устроен до 1710 г. и только в этом году, по благословению и грамоте Холмогорского архиепископа Рафаила (от 15 сентября) 31, приступлено было к устройству теплого с трапезой храма во имя прав. Артемия. Освящение храма было совершено, по благословению и грамоте (от 18 янв. 1713 г.) 32 преосвященного Холмогорского Варнавы, строителем иеромонахом Антонием с братией монастыря 13-го апреля 1713 г. 33, а перенесение мощей из холодной церкви в новую было 23 июня того же года. Мощи были положены близ иконостаса, с южной стороны 34. Впрочем, и эта церковь подверглась той же участи, что и первые две холодные; пожар 9 декабря 1782 г. уничтожил ее дотла. Мощи были перенесены опять в холодную церковь великомуч. Артемия. где и почивали до перенесения их во вновь устроенную каменную (первую в монастыре) церковь 35.

Частые пожары, истреблявшие деревянные церкви в монастыре, внушили настоятелю Веркольского монастыря игумену Павлу 36 и братии мысль устроить в этом монастыре церковь каменную. Преосвященный Архангельский Вениамин, посетивший обитель 1 января 1778 г., одобрил эту мысль и дал свое благословение на устройство каменного холодного храма во имя праведного Артемия с двумя теплыми придельными храмами во имя свят. Николая и великомучен. Артемия. Братия с радостью принялась за заготовку необходимых для постройки храма материалов и трудилась в этом святом деле семь лет. 23 сентября 1785 года новый храм был заложен; работы по устройству его шли довольно успешно и к началу 1791 г. приделы были совершенно готовы. Успеху устройства этого храма не мало способствовали благотворители; между прочим, кеврольский и мезенский воеводский товарищ, коллежский асессор Василий Игнатьев в разое время пожертвовал на устройство этого храма 1097 руб.; бывший товарищ воеводский Тимофеев пожертвовал на тот же предмет 1500 руб.; кроме этих крупных пожертвований были и не менее значительные.

26 января 1791 года было совершено освящение придела во имя свят. Николая, при строителе иеромонахе Григории (1782-1798); мощи прав. Артемия были перенесены из деревянной церкви во вновь устроенный придел. На следующий день - 27 января - был освящен и другой придел во имя велик. Артемия 37. Однако главный храм оставался недоконченным целых 15 лет. по недостатку средств и по вине подрядчика и был кое-как прикрыт досками. Наконец в 1801 г. при строителе иеромонахе Илии (1799-1801) приступлено было к дальнейшей работе по устройству главного храма; в 1803 году в нем сделан был иконостас (за 250 р. ассигн. 38). В 1806 г. 22 января главный храм был освящен. - по благословению Евлампия епископа Архангельского - и. д. строителя монастыря протоиереем Григорием Клюкиным (1804-1808) с 12-ю приходскими священниками и 4-мя диаконами. Мощи прав. Артемия торжественно были перенесены теперь из придела свят. Николая в главный храм и поставлены около иконостаса, впереди правого клироса. В управление монастырем и. д. строителя протоиерея Клюкина (1804-1808) было устроено здесь духовное училище. После прот. Клюкина строителями монастыря были: иеромонах Порфирий (1809-1812), иеромонах Иоанникий (1813-1815); при нем за р. Пинегой устроен был скотный двор; иеромонах Мамант (1816-1817), иеромонах Антоний 2-й (1818-1824); при нем был выстроен братский одноэтажный корпус; иеромонах Венедикт (1825), иеромонах Филарет (1826-1827); по небрежности этого настоятеля в монастыре не было ежедневных церковных служб, иеромонах Венедикт, возведенный в сан игумена в 1829 г. Вдовый священник Стефан Мысов, в монашестве Симеон, управлял монастырем в звании и. д. строителя с 1825-1835 г.; при этом настоятеле обитель испытывала особенные нужды во всем, - годы эти были неурожайные, братии приводилось питаться пищей самой скудной; пожертвований было мало (637 р.), а расход значительный (710 р.). После иеромонаха Симеона строителем был иеромонах Аарон (1836-1837); большой недород хлеба и сена был и при этом строителе; к тому же в 1836 году сгорело гумно и в нем 28 четвертей хлеба; хлеб привелось покупать и при том по дорогой цене. Следующий и. д. строителя священник Дмитрий Шангин (1838-1842), привел обитель в лучшее сравнительно с прежним состояние. Несмотря на пожар в каменном храме, уничтоживший (4 января 1840 г.) иконостасы и все имущество в приделах свят. Николая и великомуч. Артемия, он на собранные им довольно значительные суммы от доброхотных жертвователей вновь устроил иконостасы в этом храме, которые и были освящены в феврале 1843 г. Впрочем в том же году монастырь вынужден был продать - с разрешения епископа Архангельского Георгия, - деревянную церковь во имя великомуч. Артемия 39 (за 200 р. ассигн.) в Покшенгский приход Пинежского уезда. С 1843-1845 г. строителем монастыря был иеромонах Ксенофонт, при нем над ракой прав. Артемия устроена была новая сень Пинежским исправником Поромовым. При строителе иеромонахе Вениамине (1846-1849 г.) произведены были лишь самые необходимые исправления монастырских зданий (крыши, полы, печи и проч.)40.

И так с конца прошлого и до половины настоящего столетия Веркольский монастырь представлял из себя одну из беднейших и северных обителей. С отобранием от монастырей крестьян при императрице Екатерине II по указу 26 февраля 1764 г. Веркольский монастырь, в числе прочих, был оставлен за штатом. Хотя чрез 33 года в 1797 г. - по Высочайшему указу от 18 декабря было ассигновано от казны на содержание Веркольского монастыря по 300 руб. ассигн. (85 р. 71 1/2 к. сер.) в год от царской милости 41, но так как сами монашествующие 42 не имели сил и возможности успешно обрабатывать землю, которая и при хорошем уходе редко окупает и семена, и так как при том в конце прошлого и начале настоящего столетия было несколько неурожайных годов, то обитель пришла в крайнюю бедность и запустение. С 1826-1837 г. в монастыре божественная литургия совершалась только по воскресным и праздничным дням, за недостатком необходимых для сего предметов (вина, просфор, свеч, ладану, масла и проч.). Монашествующие, претерпевая здесь бедность и нужду, уходили в другие монастыри, так что в монастыре иногда не оставалось ни одного иеромонаха и даже монаха, и службы отправлялись вдовыми заштатными священниками с таковыми же дьячками 43. Бедность в монастыре проглядывала и во внешнем виде монастыря: здесь было два ветхих деревянных здания с тремя келлиями, - в одном здании было помещение для настоятеля, братской столовой и кухни, в другом помещалась братия 44.

Настоятели монастыря отчасти не могли, по неимению средств, отчасти не хотели, по своему нерадению 45, приложить сил и усердия к поддержанию и поднятию обители. Упадок монастыря сильно озабочивал архангельских архипастырей и они, посещая обитель, побуждали настоятелей употребить все усилия к ее благоустроению. Как в марте 1851 г. Веркольский монастырь посетил преосвященный Архангельский Варлаам и, пробыв здесь трое суток, внушал настоятелю позаботиться о поддержании монахов. К несчастию - при следующем строителе иеромонахе Израиле (1852-1854 г.) было похищено из церковной кладовой 252 р. 97 к. крестьянином Веркольского селения Василием Клевакиным 46. При сменившем Израиля строителе иеромонахе Викторе (1854 - 10 мая 1859 г.) Веркольский монастырь посетил в январе 1857 г. преосвященный Антоний; он вынес весьма грустное впечатление о монастыре, - монахов было мало (6 человек), келлии были старые, ветхие и тесные, ограды не было, неприглядно было и внутри храмов: св. иконы были ветхи, рака была старая, церковной утвари и облачений - мало. Указом духовной консистории от 31 июля 1857 г. за №2958 предписано было иеромонаху Виктору позаботиться о возможном приведении в надлежащий вид св. обители, но сделал ли что-нибудь иеромонах Виктор к улучшению монастыря - неизвестно. Следующий же строитель иеромонах симеон управлял обителью только 7 месяцев 47.

Примечания:

21 В печатн. житии (стр. 13) и в Памятной книге Верк. монаст. (стр. 4) значится строителем за это время (с 1649-1654 г.) иеромонах Рафаил.

22 Любопытный месяцеслов на 1795 г. Подробное описание Арханг. епархии, стр. 97-98.

23 Любопытн. месяц., стр. 100; рукоп. житие, л. 7-8.

24 Рукоп. житие, л. 8-9.

25 Печатн. житие, стр. 16-17.

26 Рукоп. жит., л. 10, а по другим данным (Любоп. месяц. стр. 101, памятн. Верк. мон., стр. 5 и печатн. жит., стр. 17) пожар этот был 20 апреля.

27 После иером. Рафаила до иеромон. Антония настоятелями монастыря были: иером. Питирим (1650-1663 г.), иеромон. Пафнутий (1664-1674), иеромон. Никита (1675-1679), иеромон. Феодосий (1680), иеромон. Евфимий (1681-1686), иеромон. Герман (1687-1692 г.); о деятельности их на пользу монастыря ничего неизвестно. Памятн. Верк. мон., стр. 5.

28 Печатн. жит., стр. 18.

29 Печатн. житие, стр. 19.

30 Рукописн. жит., л. 10; по печатн. житию освящение храма было 4 июля 1701 г., стр. 19.

31 Рукоп. жит., л. 10 обор., - по печатному же житию построение церкви началось в 1712 г., - стр. 20.

32 Рукоп. житие, л. 10 обор.

33 Печатн. житие. стр. 20.

34 Рукоп. житие, л. 10 обор.

35 Там же, л. 13; печатн. житие, стр. 21.

36 С 1775-1781 г.; после иеромонаха Антония настоятелями монастыря были: игумен Митрофан 91730-1734), иеромон. Сильвестр 91735-1736), иеромон. Иона 2-й (1737-1744), игумен Никодим (5 месяцев), игумен Тимофей (1745-1754), иеромон. Иона 3-й (1755), игумен Иосиф (1756-1761), игумен Павел 1-й (1765-1773), игумен Герман 91774). Памятн. Верк. монаст., стр. 9-10, 12.

37 Рукоп. жит., л. 13-14. Дело о сооруж. храмов, по архив. описи №223, ч. I, стр. 121-137.

38 Памятн. кн. Верк. мон., стр. 13. И. д. строителя монастыря был в это время (1802-1803) вдовый священник Алексий Хахилев.

39 Памятн. кн., стр. 20-25. По перевозке этой церкви в Покшенгский приход. она была освящена во имя свят. Николая, а придел при ней - во имя прав. Артемия.

40 памятн. Верк. мон., стр. 31.

41 Рукоп. жит., л. 13 обор., печатн. жит., стр. 24.

42 В монастыре в это время монашествующих было человек 6-8. Пам. кн., стр. 12, 14 и др.

43 Памятн. Верк. мон., стр. 23.

44 Памятн. Верк. мон., стр. 24.

45 Напр. строитель иеромон. Филарет. - смотр. памятн., стр. 20.

46 Памятн. Верк. мон., стрю 33-34.

47 С 10 мая по 10 декабря 1859 года, - памятн. монаст., стр. 39.

3. Возрождение Артемиево-Веркольского монастыря во второй половине 19 в.

Епархиальное начальство, видя крайнюю бедность и запустение Веркольского монастыря, подумывало уже о закрытии его, но, по молитвам прав. Артемия, Богу угодно было, чтобы эта обитель не только не была уничтожена, но процвела бы и украсилась бы и в духовном и в материальном отношении. Следует заметить, что еще в 1848 году совершенно неожиданно для обители было получено на нужды ее 5000 руб. от графини Анны (в иночестве Агнии) Алексеевны Орловой-Чесменской 48. Нечего и говорить о значении этой жертвы для бедствовавшей обители: начав мало по малу устраиваться и украшаться, она через 50 лет достигла значения и звания первоклассного монастыря.

Возрождение обители началось собственно при игумене Ионе 49, переведенном сюда из Сийского монастыря в декабре 1859 г. Этот настоятель был человек благочестивый, умный, хозяйственный; при нем стали поступать значительные лепты на украшение Веркольской обители. так что в его настоятельство монастырь получил пожертвований деньгами и вещами на сумму около 4000 р. 50

По прибытии в Веркольский монастырь, о. Иона прежде всего завел точное исполнение монастырского устава. В монастырь стали поступать любители иноческой жизни; между ними были ремесленники и мастера, которые и содействовали украшению монастыря с внешней стороны. При нем исправлены были старые полуразвалившиеся монастырские здания, перестроена вокруг монастыря ветхая деревянная ограда, расчищено много земли пахотной и сенокосной, заведено много рогатого скота и лошадей хорошей породы, устроен (в марте 1861 г.)деревянный двухэтажный на каменном фундаменте дом для настоятеля и братии 51. Он же исходатайствовал пред епархиальным начальством разрешение на устройство вокруг монастыря - вместо деревянной - каменной с башнями ограды и такой же колокольни. Приступлено было уже и к заготовке необходимых для постройки материалов, но начать самые работы о. Ионе не удалось за переводом его в одну из внутренних губерний 52. За свои труды на пользу Веркольского монастыря о. Иона был возведен в сан игумена 53.

Приведение в исполнение задуманного о. Ионой дела выпало на долю преемника его, человека вполне достойного; это был приснопамятный отец Феодосий. Он происходил из дворянской фамилии (в мире Федор Васильевич Орехов); образование получил в Орловской гимназии и Горы-горецком земледельческом институте, где кончил курс со степенью студента. По окончании курса в институте Федор Орехов поступил в Кирилло-Новоозерский монастырь (Новгородской губ.), где и пробыл в качестве богомольца более года. В 1856 году Ф. В. Орехов удалился в отдаленную, глухую северную обитель Кожеозерскую (Архангельской губ., Онежского уезда); спустя 5 месяцев после своего прибытия сюда он был зачислен послушником, а после трехлетнего искуса 5 июня 1860 г. был пострижен в монашество с именем Феодосия. В этой обители инок Феодосий добросовестно исполнял возложенные на него послушания - пек просфоры и исполнял обязанности келаря. 15 июля 1861 г. инок Феодосий был рукоположен преосвященным Архангельским Нафанаилом I (Савченко) в сан иеродиакона, а на другой день в сан иеромонаха; чрез 10 дней, именно 26 июля, отец Феодосий был назначен строителем Веркольской обители. Достойны особенного внимания обстоятельства, при которых совершилось избрание о. Феодосия в строители Веркольской обители. Преосвященный Нафанаил весьма скорбел о печальном положении этой обители, только что начинавшей несколько поправляться при игумене Ионе, и долго не мог найти настоятеля, который бы был достойным преемником о. Ионы, - и вот, однажды, среди глубокого раздумья, он положил в мыслях послать настоятелем в Веркольскую обитель первого ставленника в сан иеромонаха. В это время, как бы в ответ на думы архипастыря, из Кожеозерского монастыря присылают инока Феодосия для посвящения в сан иеродиакона и иеромонаха. Инок Феодосий произвел на преосвященного весьма приятное впечатление; последний решил назначить Феодосия настоятелем Веркольской обители. После посвящения в сан иеромонаха владыка объявил свое решение о. Феодосию; долго о. Феодосий отказывался от этого назначения, ссылаясь, с одной стороны, на свою молодость и неопытность, с другой, - на убожество обители Веркольской. Но доводы о. Феодосия не изменили решения владыки; он ободрял о. Феодосия надеждой на помощь Божию, по молитвам прав. Артемия, и на покров и заступление Царицы Небесной; при этом он вынес из своего кабинета свою келейную Казанскую икону Божией Матери и, благословив ею (иконой) о. Феодосия, поручил заступлению Небесной Покровительницы и отца Феодосия и вверенную ему обитель. После этого о. Феодосий не смел больше отказываться; он смиренно принял это звание.

По прибытии в монастырь, о. Феодосий нашел 6 человек братии 54, 7 человек блогомольцев и 19 человек рабочих. Каково было состояние Веркольской обители до времени назначения настоятелем ее о. Феодосия и что он для нее сделал - об этом так свидетельствует глубокоуважаемый отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев: "дивны судьбы Божии касательно этой (Веркольской) обители. Я помню 55 ее крайнее убожество и бедность: деревянная, ветхая, низкая ограда окружала малую, каменную церковь, в которой почивают мощи угодника Божия, праведного отрока Артемия; было в этой ограде еще два или три деревянных здания. Обитель была заштатной; начальником ее был строитель с пятью или шестью монахами, но он мало заботился об ее устройстве и она клонилась к совершенному упадку. Сколько раз она была истребляема пламенем в прошедших столетиях и опять возобновляема! Но вот наконец с половины нынешнего столетия и для нее наступает время возрождения и славы. Волей архипастырей Архангельских стали назначаться в настоятели ее благочестивые и ревностные иеромонахи, которые начали заботиться об ее благосостоянии, а в пятидесятых годах сделан был настоятелем ее иеромонах Кожеозерского монастыря, впоследствии возведенный в сан игумена, Феодосий, муж образованный, благочестивый, предприимчивый, ревнитель благолепия и всякого благочиния, который своими разумными, неусыпными стараньями соорудил около нее высокую каменную ограду, а в ней величественную колокольню с благозвучным звоном и в ней (колокольне) устроенным храмом, построил еще деревянный храм с братской столовой и корпус для братии с деревянным большим корпусом для настоятеля. украсил и обогатил обитель, и за свои ревностные труды и благочестивую жизнь возведен был в сан архимандрита 56.

О. Феодосий принялся за улучшение монастыря как с внутренней, духовно-нравственной стороны, так и с внешней. Будучи сам строгим хранителем обетов монашества он старался собственным примером насадить и в монастыре дух монашества. Посвятив все свои силы на служение Богу и на пользу и спасение ближних, он строго следил за точным исполнением церковного устава при отправлении богослужений, сам служил в храме с великим благоговением и подобающей торжественностью, соблюдал строго правила монашеской жизни, ел мало и почти всегда за общей братской трапезой, спал на деревянном диванчике, в возглавии имея камень, завернутый в старый подрясник. Он заботился о введении в монастыре строгого монашеского устава и с 1865 г. окончательно ввел устав общежития Коневской обители. В 1867 г., по ходатайству о. Феодосия Веркольский заштатный монастырь был переименован в общежительную пустынь. С 1870 г. в монастыре началось непрерывное чтение псалтири, по примеру обители неусыпающих 57.

Заботясь об истинно-иноческой жизни в монастыре, о. Феодосий прилагал посильное старание и к украшению его с внешней стороны. Получив от преосвященного Нафанаила, при своем назначении в Веркольский монастырь Казанскую икону Божией Матери, он построил в монастыре теплую деревянную трапезную церковь в честь этой иконы; церковь эта существует и теперь, - закладка ее была 8 июля (в день Казанской иконы Б. М.) 1867 г. Затем о. Феодосием капитально ремонтирован каменный храм (устроенный в 1806 г.) как снаружи, так и внутри: устроены были новые иконостасы в главном и двух придельных храмах, с новыми иконами в последних; стены и потолок главного храма (где почивают св. мощи прав. Артемия) украшены живописными изображениями из свящ. истории. Затем устроены - новый дернвянный корпус, гостиницы для богомольцев, кузница, кирпичный завод, часовня (в 1868 г.) на месте преставления прав. Артемия; часовня эта в 1876 г. была обращена в церковь и освящена 22 июля того же года. В мае месяце следующего, 1869 г. приступлено было к постройке, задуманной еще о. Ионой, каменной вокруг монастыря ограды с башнями и такой же колокольни вышиной 25 саж.; работы кончены в 1879 г.; под колокольней - устроены святые ворота, а над ними в 1876 году - церковь в честь Иверской иконы Божией Матери; по сторонам св. врат находятся восемь келлий для братии. Стоимость этих сооружений простирается до 40000 рублей 58.

До 1869 года приходские церкви и домы причта находились возле обители, с северной ее стороны; в этом году о. Феодосий с разрешения епархиального начальства, построил за р. Пинегой, в селении Веркольском, новую деревянную церковь во имя святит. Николая чудотв. и два причтовых дома; приходские же церкви во имя свят. Николая и великом. Георгия, поступившие теперь в собственность монастыря, были заново исправлены, обшиты тесом, выкрашены в белую краску и освящены - одна во имя великомучен. Георгия, а другая во имя св. прор. Илии. В 1878 г. устроен каменный двухэтажный корпус внутри ограды, стоимостью в 10000 руб. 59

Молва о мудром руководителе в иноческом житии и благоукрасителе дотоле мало известной Веркольской обители стала быстро распространяться далеко за пределы не только Пинежского уезда, но и Архангельской губернии. Любители иноческого жития стали приходить к о. Феодосию; всех их о. Феодосий с ласковостью доброго и любящего отца принимал в обитель, так что число братии в его настоятельство возросло до 80-90 человек (указных до 40 челов., богомольцев тоже и рабочих человек 10-15). Жертвы от благотворителей также значительно увеличились 60 как деньгами, так и вещами, а так как ближайшая почтовая станция, где бы можно было получать денежную корреспонденцию и посылки, находилась в 40 в. от монастыря, то о. Феодосий возбудил ходатайство пред Почтовым Департаментом о проведении почтового тракта от ближайшей почтовой станции (в Карпогорском приходе) до села Веркольского (на расстоянии 40 верст) и об устройстве здесь почтовой станции, каковое ходатайство его и было уважено Департаментом в 1882 г. 61

Наконец, о. Феодосием было приобретено в 1880 году для монастыря от Шардонемского общества за 1000 руб. находящееся в 60 вер. озеро, называемое святым; называется оно так потому, что здесь в часовне, устроенной монастырем, находится явленная икона свят. Николая. Озеро это арендовалось монастырем уже в 1870 г.; для братии, бывшей здесь на послушании, была сначала устроена часовня, а в 1883 году была устроена церковь во имя св. Николая. Мысль о приобретении этого озера в пользу монастыря и об устройстве здесь церкви явилась по следующему случаю: в июле 1871 г. о. Феодосий вознамерился навестить братию, находившуюся на св. озере на послушании. Сначала он ехал в лодке, а затем, для сокращения пути, пошел лесом пешком с одним послушником; в глухой и неизвестной местности путники заблудились и в таком безвыходном положении они пробыли 10 суток. О. Феодосий дал обет, в случае спасения от голодной смерти, устроить при св. озере церковь во имя св. Николая. Вскоре после этого обещания к ним пристала какая-то собачка, которая и вывела их к жилому домику на берегу озера. В благодарность за такое чудесное спасение от неминуемой смерти о. Феодосий и устроил здесь в 1883 г. деревянную церковь 62. Указом Св. Синода от 31 октября 1885 г., согласно ходатайству о. Феодосия, разрешено устроить здесь скит, к устройству каково и было тогда же приступлено.

Веркольский монастырь в мудрое управление о. Феодосия из бедной обители сделался настолько состоятельным, что сам мог оказывать и действительно оказывал довольно значительные вспомоществования как частным лицам, так и учреждениям. Благотворительность настоятеля этого монастыря о. Феодосия простиралась весьма широко. Все нуждавшиеся шли к нему за помощью и получали необходимое; он снабжал нуждающихся, особенно странников, обувью, одеждой, бельем, чаем, сахаром и даже деньгами; особенно он был отцом - благодетелем для бедного духовенства Пинежского уезда, а также и окрестных жителей. Добрая молва о милостивом батюшке о. Феодосии разносилась во все концы матушки - России. Благотворительность монастыря при о. Феодосии не ограничивалась частными лицами, но простиралась на разные учебные заведения и др. учреждения. Так напр., в 1877 г. на средства монастыря (700) руб. выстроено в селении Веркольском здание для одноклассного министерского училища; монастырь же взял на свой счет отопление, освещение и ремонт здания. Крупные пожертвования были сделаны монастырем в 1869 г. - на приспособление архиерейской крестовой и дома, на духовное училище для девиц и на архиерейских певчих - 500 руб.; в 1879 г. внесено в правление мужского дух. училища 4000 руб. на учреждение стипендии имени обители; в 1877-78 г.г. в Общество Красного Креста, на раненных воинов и на христиан в турецких владениях - 6188 руб., в 1880 г. в Арханг. епарх. училище - 2000 руб. на учреждение стипендии в память 25-летия царствования Императора Александра II, в 1884 г. на нужды Архангельской епархии - 14000 руб.; в том же году пожертвовано в пользу Братства св. Апостола Иоанна Богослова при Архангельской семинарии процентными билетами 450 руб. 63 Вообще говоря - цифра пожертвований Веркольского монастыря в настоятельство о. Феодосия, простирается свыше 42000 р. Кроме денежных пожертвований монастырь посылал в разные церкви (напр., в архиерейскую крестовую, в церкви при мужском духовном и епархиальном женском училищах, в Печенгский монастырь и др.) церковную утварь, сосуды, богослужебные книги, а в Лавельском приходе устроил на свои средства в местной церкви иконостас и иконы.

Несмотря на щедрую благотворительность монастыря средства его не только не уменьшились, а напротив, как мы видели выше, все более и более увеличивались, по слову св. писания: рука дающего не оскудеет. Кроме жертв от частынх лиц монастырь получал таковые и от Высочайших Особ: в 1866 году Император Александр II пожертвовал в монастырь колокол, весом 5 п. 29 ф., отлитый из печальных убранств после погребения Наследника Цесаревича Николая Александровича; в 1864 году Великая княгиня Александра Петровна пожертвовала три писанные на холсте иконы и два Евангелия с сребропозлащенными дсками, - одно большое - на престол, другое - маленькое на раку прав. Артемия, а в 1866 г. пожертвован сребропозлащенный крест 64.

За свои заслуги на пользу Веркольского монастыря о. Феодосий был произведен 17 янв. 1865 г. в сан игумена, в мае 1869 г. награжден наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым; 17 апр. 1872 г. - пожалован орденом св. Анны 3 ст., а в 1879 г. - таковым же орденом 2-й ст., наконец, 21 ноября 1882 г. возведен был в сан архимандрита. Преосвященный Серапион в знак особого уважения к о. Феодосию подарил ему свою митру.

Неустанные труды и заботы на пользу монастыря надломили наконец физические силы о. Феодосия и он скончался в ночь с 21 по 22 апр. 1885 г., на 56 году своей многотрудной жизни. К отшествию в вечность он приготовил себя исполнением христианского долга - исповеди, елеосвящения и причащения св. Таин и погребен согласно его желанию, в мантии, с южной стороны каменного храма, близ алтаря.

После о. Феодосия настоятелем был иеромонах Евстафий, управлявший обителью около года. С августа 1886 г. вступил в управление монастырем архимандрит Ювеналий, переведенный сюда из Крестного монастыря. В его настоятельство монастырская колокольня украсилась 258 п. 13 ф. колоколом. а в 1887 г. на другой колокольне поставлены были башенные часы. При нем же в бытность в монастыре преосвященного Нафанаила II (Соборова), в сентябре 1887 г., был переложен ковчег с мощами прав. Артемия из деревянной раки в серебряную 65.

О. архим. Ювеналий управлял монастырем Веркольским не долго: указом Св. Синода от 12 марта 1888 г. он был переведен настоятелем Михаило-Архангельского в гор. Архангельске монастыря, а на его место назначен настоятель Красногорского монастыря игумен Виталий, управляющий монастырем до ныне - в сане архимандрита. Это - человек энергичный, деятельный, заботящийся как о внутреннем духовном, так и о внешнем украшении монастыря. При нем монастырь украсился многими капитальными постройками, - окончена внутрення отделка каменного двухэтажного корпуса, начатого постройкой еще при о. Феодосии, устроен великолепный двухэтажный каменный корпус для настоятеля и братии 66. Но самой крупной постройкой в монастыре в настоятельство о. Виталия является новый каменный двухэтажный собор, начатый постройкой 17 сентября 1891 г. и освященный 14 и 15 июня 1897 г.; стоимость его простирается до 100000 руб. Верхний храм - в честь Успения Божией Матери освящал 14 июня о. архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоирея о. Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников, а нижний храм в честь Рождества Христова освящал на следующий день о. Иоанн с прочим духовенством. После того и другого освящения были произнесены о. Иоанном весьма назидательные слова 67. Храм этот является, действительно, украшением монастыря; он поражает посетителя обители сколько своей величественностью и грандиозностью, столько же и художественностью. С наружной стороны по местам храм украшен весьма хорошей работы иконами; кругом всего храма идет висячая галерея для крестных ходов, обнесенная железной решеткой. Внутри храм украшают великолепной московской работы золоченые иконостасы; иконы писаны художником Сафоновым в строго византийском стиле. В нижнем соборе впереди алтаря стеклянными дверями.

О. Виталием окончательно устроен на св. озере скит; в 1898 г. в церкви свят. Николая в этом ските неизвестным благотворителем устроены: иконостас резной работы из красного дерева, серебряные вызолоченные: напрестольный крест и Евангелие и риза с украшениями на св. чудотворную икону святителя Николая, затем - трехсвечник, хоругви, колокол весом до 24 пуд. и зеркальные в оправе кресты на церковь. Для монашествующей братии и рабочих устроено несколько деревянных корпусов (братии там теперь человек до 20). При живейшем содействии монастыря устроялся другой монашеский скит на дальнем севере Архангельской губ., именно на Югорском Шаре (близ пролива, отделяющего материк от острова Новой Земли) 68; для устройства скита о. Виталий сам ездил туда два раза (в 1890 и 1891 г.г.), но этот скит не устроился; из восьми человек братии (1 иеромонах, 2 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника) остался в живых только 1, - остальные умерли от цинги.

Пожертвования в обитель при о. Виталии с каждым годом также все более и более увеличивались и увеличиваются 69. На устройство соборного храма о. Виталием не только не израсходовано ни одной копейки из основного монастырского капитала, но этот последний увеличен почти вдвое против капитала, оставленного ему его предшественниками.

Заботясь о внешнем благолепии монастыря, о. Виталий прилагает старание и о поддержании в братии истинно-монашеского духа, чтобы монастырь как с внешней, так особенно с внутренней стороны оказывал благотворное влияние на посетителей св. обители. С этой же целью разрешено Св. Синодом в 1888 году, по ходатайству преосвященного Нафанаила II, обнесение мощей прав. Артемия вокруг монастыря ежегодно 23 июня. К этому дню собирается очень много богомольцев не только из окрестных приходов, но и из Архангельска, Вологды, Петербурга и друг. городов и местечек России.

За свою плодотворную деятельность на пользу монастыря о. Виталий указом Св. Синода от 16 фев. 1891 г. был возведен в сан архимандрита, 15 мая 1894 г. Всемилостивейше награжден орденом св. Анны 3-й ст., а 15 мая 1898 г. таковым же орденом 2-й степени.

Из краткого обзора истории Веркольской обители видно, как она, будучи в течение двух столетий (с основания ее до половины настоящего столетия) бедной обителью, возродилась в величественный первоклассный монастырь. Видно, Богу угодно, чтобы эта обитель служила крепким оплотом православия среди мрака раскольнического 70, в утешение, подкрепление и ободрение истинных чад православной церкви. Дай Бог, чтобы Веркольский монастырь, при помощи Божией по молитвам св. прав. Артемия, под мудрым управлением настоящего и будущих настоятелей был рассадником религиозно-нравственного и умственного просвещения не только для жителей Пинежского уезда и Архангельской губернии, но и для всех ревнителей православия!

Примечания:

48 Памятн. книга монаст., стр. 31.

49 Памятн. книга, стр. 40.

50 В числе жертвователей был Управляющий Канцелярией Св. Синода, д[ействительный] с[татский] с[оветник] Петр Иванович Соломон. пожертвовавший в июле 1860 г. следующие священ. предметы: потир сребропозлащенный с прочими принадлежностями к нему, дарохранительница сребропозлащенная, дароносица таковая же, четвероконечный крест таковой же, Евангелие и копие со слоновой ручкой.

51 Памятн. книга, стр. 41.

52 1 авг. 1861 г.; памятн. кн., стр. 40.

53 Печатн. жит., стр. 28.

54 При прежних настоятелях братии было от 3 до 6 человек, как показывает памятная книга монастыря.

55 Село Сура, родина о. Иоанна, находится в 40 верстах от монастыря, вверх по течению р. Пинеги. Во время обучения (с 1839-1851 г.г.) в Архангельском духовном училище и в Арханг. семинарии ему, при отправлении на летние каникулы домой и обратно в Архангельск приводилось каждый раз проезжать мимо этого монастыря.

56 Слово о. Иоанна по освящении вновь сооруженного храма в Веркольской обители, 14 июня 1897 г. Арханг. Епарх. Ведом. за 1897 г. №12-13. стр. 393.

57 Памятная книга Веркольского мон., стр. 55, 58, 67.

58 памятн. мон., стр. 63-72.

59 Стараниями о. Феодосия построены еще двухэтажный деревянный корпус с келлиями для братии и с помещением для рухлядной, хлебной, для мастерской портной и сапожной, скотный двор, баня, мельница водяная. слесарня, водопровод и проч.

60 В 1862 г. по почте было получено монастырем 4950 р., затем год от году цифра пожертвований все более и более увеличивалась, - так напр., в 1876 г. было получено с почты 15419 р., в 1880 г. - 29224 р., в 1884 г. - 33475 р. и проч. Памятн. кн., стр. 49 и др.

61 Памятн. книга мон., стр. 84.

62 О. архим. Феодосий - брошюра, стр. 6.

63 Памятн. книга монаст., стр. 65-90.

64 Памятн. книга мон., стр. 53, 57.

65 Памятн. книга мон., стр. 92-93.

66 Им же устроены в монастыре разные службы, как то прачешная сараи для извести и для железа, каменная баня, скотный двор с жилыми помещениями и проч.

67 Помещены в №12-13 Арханг. Еп. Вед. за 1897 г.

68 Церковь здесь устроена сибирским купцом А. М. Сибиряковым; им же и положен капитал на имя Веркольского монастыря на содержание означенного скита (10600 руб. билетами и наличными 358 р. 61 к.). Пам. кн. мон., стр. 102.

69 Напр., в 1888 г. получено 32741 р. 77 к., в 1889 - 37306 р. 14 к., в 1891 г. - 43245 р. 47 к., в 1892 г. - 58658 р. 19 к. наличными, да посылок на 3867 руб. и проч. Памятн. мон., стр. 103, 104 и др.

70 В ближайших к монастырю приходах - Веркольском, Лавельском, Сурском и др. раскол свил себе прочное гнездо.