Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Лявленский приход

Лявленский приход

Лявленский приход, расположенный по левому берегу р. С. Двины на 30 верст, в 16 верстах от Уемского прихода и в 3-х от Княжестровского в древности был монастырем, основанным неизвестно кем во второй половине XIV столетия, до 1641 года бывшим самостоятельным, но с этого года перешедшим в ведение Сийского монастыря по следующему случайному обстоятельству. Ненокский поп Павел Кочуров, изгнанный оттуда за проступки, вздумал попасть в Лявленский монастырь на праздное место духовника и обратился с челобитной к царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, в которой просил, чтобы велено было ему служить у церкви Пресвятой Богородицы, что в Лявле, не упомянув, что здесь находится монастырь. Ходатайство его было уважено, как видно из грамоты от 2 февраля 1641 года (копия ее находится в Сийском монастыре). Но управлявший тогда монастырем старец Иов с братией решились искать защиты пред царем и в своей жалобе изобличили Кочурова в обмане. В ответ на это ходатайство Михаил Феодорович послал грамоту Холмогорскому стольнику, которой предписывалось между прочим поручить наблюдение над Лявленским монастырем и его имуществом игумену Сийского монастыря (Ионе). Спустя немногое время он стал считаться пустынью, и в нем проживал только один монах от Сийского монастыря, которому в помощь для совершения богослужения давались дьячки и пономари. В 1765 году, по случаю состоявшихся штатов, Лявленская пустынь обращена в приходскую церковь с назначением особого причта, а прихожанами ее были жители окрестных селений, принадлежавшие до того времени к Княжестровскому приходу. В настоящее время на месте бывшего монастыря в Лявленском приходе две церкви: одна каменная во имя Успения Божией Матери с каменной же над папертью колокольней, построенная в 1804 году архангельским купцом Андреем Харитоновым. Главнейшей святыней ее служит икона Успения Богородицы (6 четв. х 5 четв.) в сребропозлащенной ризе в 28 фунтов. На задней стороне ее находятся выжженные пятна. Народное предание говорит по этому поводу, что икона эта находилась в пожаре сгоревшей когда-то в древнее время церкви, сама вышла из пожара и явилась на березе. Иные называют эту икону напенной, что по преданию означает, что она явилась первоначально на пне и затем торжественно была перенесена священниками в церковь, причем совершилось много разных чудес. В трапезе этой церкви на южной стороне находится теплый придел во имя свят. Митрофана Воронежского.

Другая церковь деревянная-шатровая. По сказанию памятной книги, она сооружена в 1581 году во имя Успения Божией Матери новгородской посадницей Анастасией над могилой ее брата Стефана, бывшего, вероятно, иноком Лявленского монастыря. С 1805 г. по 1845 год богослужение в этой церкви не совершалось за ее ветхостью. Но в 1844 году эту церковь посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр де Траверсе и пожелал на свой счет исправить эту древнюю святыню. Некоторые говорят, что поводом к этому святому намерению было следующее обстоятельство. У маркиза опасно заболел сын. Жене его было ночью чудное видение, причем предсказано было, что сын ее выздоровеет, если муж ее восстановит в Лявленском приходе древнюю церковь. Узнав об этом, маркиз тотчас же приступил к делу и в 1845 году привел эту церковь в надлежащий вид и снаружи и внутри. Тогда же устроен был в ней новый небольшой иконостас хорошей работы, золоченный на полимент. По возобновении сего храма, он из Успенского переименован был в Никольский по тому случаю, что бывшая тогда Никольская деревянная церковь за ветхостью предназначалась к упразднению. Этот возобновленный храм был освящен 1 июля 1845 года Преосвященным Георгием в присутствии военного губернатора де Траверсе и прочих военных и гражданских начальников и при многочисленном стечении народа. В 1886 году он был перекрашен, покрыт железом и обнесен деревянной оградой на средства покойного крестьянина Ухтостровского прихода Илариона Ермолина. Важнейшей святыней этого храма, столь же древней, как и он сам, служит также икона Успения Божией Матери (2 1/2 арш. х 2 арш.) в сребропозлащенной ризе в 28 фунтов, сооруженной в 1861-62 годах из разных привесов к ней. Эта икона считается также чудотворной, хотя и неизвестно ниоткуда, при каких обстоятельствах она прославилась.

В нескольких саженях от алтаря этой церкви находится выкопанный с незапамятных времен святой колодезь. Над ним устроен амбар с двумя отделениями - мужским и женским, где набожные люди умываются и обливаются.

Церкви Лявленского прихода не располагают ни угодьями, ни доходными зданиями и содержатся на кружечный и кошельковый сбор, на выручку от продажи свеч и на проценты с капитала в 500 р. Утварью и ризницей и книгами вполне достаточны, благодаря пожертвованиям, поступавшим и поступающим от разных лиц. Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет 2 десятинами и 2316 саж. пахотной земли и 12 десят. 1189 саж. сенокосной, получает жалованья 147 руб. в год, из них священник 107 руб. 80 коп. и псаломщик 39 руб. 20 коп., пользуется процентами с причтового капитала в 650 руб. и доходами за требоисправление (до 100 руб. в год). Для помещения причта имеются два деревянных дома. Один для священника, построенный в 1865 году, обшит тесом и окрашен, а другой для псаломщика и просфорни устроен в 1870 году. Церковно-приходское попечительство открыто в 1870 году и в настоящее время не имеет никаких средств. В Лявленском приходе в 1/2 версте от церквей находится сельское училище. Прихожан в Лявленском приходе к 1 января 1894 года состояло 470 душ мужского пола и 495 женского пола, а всего 965 душ, из них раскольников 11 м. п. и 20 ж. п. Живут они в 10 деревнях, отстоящих от приходских церквей от 1/2 версты до 8 вер. при удобных путях сообщения. Священником ныне состоит Стефан Федоров Баженов, 68 лет, из кончивших курс в Вологодской семинарии, в сане священника с 23 янв. 1849 года, на настоящем месте с 13 августа 1881 года. Псаломщик Яков Матвеев Красильников, 52 лет, окончивший курс в Архангельском дух. училище, на службе с 1857 года, на настоящем месте с 1880 г.

Приписная Никольская церковь и Иоанно-Богословская часовня.

К Лявленскому приходу принадлежит приписная деревянная церковь во имя свят. и чудотв. Николая в дер. Зачапинской в одной версте от приходских храмов и деревянная же часовня во имя св. Иоанна Богослова в дер. Бабанеговской в пяти верстах от Лявли. По церковным документам, эта церковь и часовня до двадцатых годов прошлого столетия составляли одну двухэтажную часовню, находившуюся в дер. Лявлестровской на острове р. С. Двины. Весенние разливы вынудили крестьян этой деревни выселиться на берег, причем одни поселились в дер. Зачапинской и перенесли сюда один этаж часовни, другие - в дер. Бабанеговской, куда перевезли вторую половину часовни. При Зачапинской часовне в 1751 г. был пристроен алтарь во имя Николая Чудотворца и освящен в 1753 г. В этой церкви литургия совершается в первое воскресенье после Недели всех святых, причем после утрени в приходской церкви бывает крестный ход в Никольскую церковь.


Извлечено св. Смирновым из "Исторического очерка Лявленского прихода" свящ. И. Легатова. СПб. 1879 г. и из клировых ведомостей за 1893-й год.


Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 178-182.

Смотрите также

Лявленский приход