Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Кехотский приход

Кехотский приход

Кехотский приход, названный так по реке Кехте или по древнему финскому произношению "Киехта", соединяющейся с другой речкой - Смердие и вместе с ней впадающей в р. С. Двину, расположен по левому берегу последней на 35 верст выше гор. Архангельска, в 6-ти верстах от Нижнекойдокурского прихода и в 8 вер. от Княжестровского. Он состоит из 11 деревень; 4 находятся близ самой церкви; в одной из них - Григоровской - родился и до 20 летнего возраста жил преподобный Антоний Сийский чудотворец. Деревня Красногорская, называемая иначе "Мельницей", принадлежала в древности Соловецкому монастырю, имевшему здесь свою мукомольную водяную мельницу. Здесь же в конце XVIII и в начале XIX в. был лесопильный завод, на котором устроено было два фрегата и один корабль. Деревни Новинки и Горки, находящиеся на острове и называемые поэтому "острова Кехотские", принадлежали в древности Спасскому монастырю, ныне Спасоприлуцкому приходу.

Из сохранившихся в церковном архиве древних храмозданных и храмосвятных грамот видно, что в Кехотском приходе издавна были две деревянные церкви: одна во имя св. великомученика Георгия, а другая - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О времени первоначального построения этих церквей точно неизвестно по причине истребления церковных документов во время Литовского разорения. Только несомненно, что Георгиевская церковь была уже в конце XV века, так как о ней упоминается в сохранившихся прикладных записях от 1501 и 1631 г. и двух купчих, из них одна от 1519 г. Запись от 7009 или 1501 г., писанная дьяком св. Георгия Афонкою, дана Офремом Неклюдовым (?) о пожертвовании им своей наследственной земли "святому Георгию" или же, если эта земля понадобится дочерям его и родственникам, то чтобы последние давали "Святому Георгию сорок алтын денег". В купчей от 7027 или 1519 г. 22 июня, которую писал дьяк Колмогорский Антонец Никитин сын, говорится о покупке земель и пожней старостой Георгиевской церкви "Ульяном у крестьянина дер. Григорьевской Игнатия Олфериева сына у Роспопина" за "четыре рубля денег Московских". О Богородице-Рождественской церкви упоминается в храмозданной грамоте митрополита Новгородского Никона от 24 мая 1652 г. на построение при ней придельного храма во имя преподобного Антония, Сийского чудотворца. Эта церковь перестроена была по благословенной грамоте архиепископа Афанасия от 1683 г. и подверглась затем трем пожарам: в 1762 г., 11 декабря 1873 г. и 17 февраля 1887 г. После первого пожара она была восстановлена и освящена в 1765 г., после второго 18 марта 1879 г., причем крупными жертвователями на устройство ее были своеприходские крестьяне, проживавшие в С[анкт]-Петербурге в артельщиках: Василий Стефанов Тестов (200 р.) и Петр Андреев Буланов (185 р. из собственных средств и 300 р. собрал среди знакомых), и после третьего стены ее возведены в 1890 г., внутренняя отделка произведена в 1893 г. на 1000 р. из церковных средств, иконостас же и до сего времени не докончен, хотя и имеется на этот предмет 500 р., пожертвованные крестьянином Николаем Амосовым.

Что касается Георгиевской церкви, упоминаемой в 1501 г., то она сгорела 15 августа 1774 г., просуществовав таким образом более 270 лет, и не была возобновляема, вероятно, по случаю усилившегося между прихожанами в конце прошлого столетия раскола. Но прихожане и по настоящее время празднуют день великомученика Георгия, как храмовый праздник, тем более что в прежней Богородице-Рождественской церкви, сгоревшей в 1873 г., устроен был в 1857 г. придел во имя этого святого, каковой придел предположено иметь и во вновь строящейся Богородице-Рождественской церкви, вместо сгоревшей в 1887 году.

В настоящее время в Кехотском приходе, кроме строящейся Богородице-Рождественской церкви, имеется небольшая церковь во имя преподобного Антония Сийского, устроенная под колокольней, уцелевшей от пожара 11 декабря 1873 г., чрез пристройку к нижнему этажу ее алтаря и паперти и освященная 17 марта 1874 г., чтобы прихожанам не оставаться надолго без церкви. Иконостас в этом храме - бывший прежний Георгиевский из сгоревшего Богородице-Рождественского храма, устроенный в 1857 г. Св. иконы в этом иконостасе очень древние, хотя были неоднократно возобновляемы. Из них более других чтится местными прихожанами икона св. великомученика Георгия (10 вер. х 6 вер.), согнувшаяся почти в полуциркуль, по устному преданию, во время одного пожара в 18 стол. Прихожане считают ее чудотворной, так что в прежнюю церковь даже раскольники приходили поклониться пред нею. Сама колокольня, в которой находится Антониевская церковь, устроена в 1853 г.

Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь достаточна. Источниками содержания служат: 58 десятин 1586 саж. пахотной и сенокосной земли, с коей по контракту, заключенному в 1891 г. на десять лет, арендной платы в пользу церкви поступает 467 р. 70 к., % с капитала в 1500 р., кружечно-кошельковый сбор (до 5 руб.) и прибыль от продажи свеч (до 50 р.).

Причт, состоящий по штату из священника и псаломщика, владеет 14 десятинами пахотной и сенокосной земли, с коей получается дохода до 100 руб., получает жалованья 205 р. 80 коп., дохода до 50 рублей и % с капитала в 650 руб., из коих 100 р. пожертвованы купеческой вдовой Екатериной Казаковой в 1880 г. и 500 руб. крестьянином Николаем Андреевым Амосовым в 1893 г. Кроме того, священник по должности законоучителя местного сельского училища получает жалованья 100 р. в год. Для причта имеются два деревянных дома со службами; священнический построен в 1865 г. и псаломщический в 1870 г. Для поддержания церкви и причтовых домов в 1888 г. открыто церковно-приходское попечительство, располагающее однако весьма ничтожными средствами.

В приходе имеются две школы. Одна церковно-приходская, открытая 4 марта 1890 г. в дер. Чевакинской в 3-х верстах от приходской церкви; помещается в наемной (30 р.) квартире на средства крестьян этой деревни, самой многолюдной в приходе; законоучителем состоит местный священник с платой по 15 р. в год на подводу из сумм епархиального сбора, учительницей - кончившая курс в Архангельском епархиальном женском училище, девица Анисия Ключарева, получающая отАрхангельского епархиального училищного совета 120 руб. жалованья. Учащихся к 1 янв. 1894 г. было 16 мальчиков и 17 девочек. Другая школа сельская М. Н. П., законоучителем которой состоит местный священник, получающий по этой должности жалованья 100 руб. Учащихся к 1 января 1894 г. состояло 27 мальчиков и 13 девочек.

Прихожан к 1 янв. 1894 г. состояло 590 душ м. п. и 707 ж. п. Из них раскольников 4 м. п. и 6 ж. п. Прихожане, хотя набожны, однако мало усердны к храму Божию.

Священником в приходе состоит Алексий Афанасьев Щеколдин, 47 лет, кончивший курс семинарии по 2 разряду, в сане священника с 30 ноября 1869 г., в настоящем приходе с 24 марта 1886 г. Псаломщик Матфий Красильников, 73 лет, уволенный из низшего отделения Арханг. дух. училища, на службе в настоящем приходе с 1836 года.

Примечания

1. Составлено свящ. Смирновым на основании описания бывшего приходского свящ. А. Вахрамеева (рукопись 1878 г.) и клировых ведомостей за 1893-й г.

2. М. Н. П. - Министерство народного просвещения.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 195-199.

Смотрите также

Кехотский приход