Православные приходы и
монастыри Севера

Владимирская Поченгская церковь Вологодского уезда

1. Храмовой праздник - 23 июня

В двадцати пяти верстах от города Вологды по Верхвологодскому тракту, в Вологодском же уезде, есть село Поченга с церковью во имя Божией Матери "Владимирской" иконы Ее. Церковь сравнительно новая постройкою и довольно благоустроенная. В полуверсте от церкви к юго-западу, в ложбине реки, среди мелких кустов находится небольшая деревянная часовня, прославившаяся источником, над которым построена. На этом самом источнике, по местному преданию, явилась икона "Владимирская" Божией Матери, которая местно почитается за чудотворную. 23 июня, когда православной церковью чтится Владимирская икона Божией Матери, сюда стекается особенно много богомольцев. На Поченге прежде был обычай1 утреню в храмовой праздник, 23 июня, петь в часовне, куда рано утром, часов с двух или трех, отправляется крестный ход в сопровождении множества народа и с преднесением явленной иконы Божией Матери. Сотни богомольцев, пришедших еще накануне, наполняют храм в ожидании крестного хода. Чудную картину представляет торжественное благолепное шествие с хоругвями и иконами. На востоке горит яркая заря; близится восход солнца. Проснувшиеся птички весело начинают свою утреннюю песнь. Во время движения крестного хода восходит солнце и под его яркими лучами красиво сверкают металлические хоругви и серебряные ризы икон. Тропа к часовне идет между мелкими кустами под гору. По входе в часовню крестного хода начинается утреня. За недостатком места множество молящихся стоит кругом часовни и вблизи, и на возвышении против нее, молясь усердно в нерукотворенном и великом Божием храме. Порою стройный напев мощно вылетает наружу через окна и двери и переливами отдается в утреннем воздухе. Все полно молитвы и благоговения - и безмолвные толпы молящегося народа, и чудная тишина летнего утра, и темный в тумане лес за рекою... После утрени поются многочисленные водосвятные и простые молебны пред явленным образом Богоматери. Многие богомольцы, выйдя из часовни, спускаются в купальни, по местному выражению "под текущие жолобки". Так называются две досчатые постройки позади часовни на склоне к реке. В каждую из них проведены деревянные жолоба из источника. Жолоба оканчиваются довольно высоко (в рост человека) над полом; из них вода большими потоками низвергается на пол и, проходя через отверстия и редкие половицы, стекает в речку Поченгу. Постройка с жолобами делится на две половины: мужскую и женскую. Сюда то и приходят многие и, раздевшись, становятся под холодную струю воды, принимая холодные души; сюда приносят и малолетних детей. По старинному обычаю, особенно охотно поддерживаемому богатыми, белье, снятое перед купаньем, тут же и оставляется, поступая в пользу бедных. Настолько велика вера в целебную силу источника, что ни утренняя прохлада, ни теснота, при которой место приходится брать почти с бою, ни очень низкая температура воды, ничто не в силах остановить притока желающих искупаться. После того, как кончатся молебны, крестный ход тем же путем возвращается в храм около девяти часов утра. Вскоре по возвращении крестного хода начинается обедня. Со всех сторон идут толпы праздничного народа; многие едут на лошадях: это большею частью окрестные жители, щеголяющие упряжью и экипажами. Дальние богомольцы приходят накануне. Бывают здесь и очень дальние, не только из отдаленных мест уезда и губернии, но и из других губерний и отдаленных мест России. Тут можно видеть все наряды, начиная с модного городского и кончая лаптями и серым армяком "залисских жителей", как здесь называют жителей глухих углов уезда. Площадь пред церковью всегда бывает окружена народом... Тут и торговцы, наехавшие с разных сторон и даже из города со всевозможными товарами, необходимыми в крестьянском быту, кончая березовыми "ступнями", тут и калики перехожие, и нищие всех родов. Над селом стоит несмолкаемый хаотический гул тысячи голосов и звуков. Как в часовне, так и за обедней в церкви места слишком мало для всех молящихся, а потому толпы богомольцев стоят и у крыльца, и на кладбище, и у св. ворот.

После обедни опять начинаются молебны. Толпы народа непрерывной вереницей двигаются к часовне, куда каждый, не бывший во время утрени, считает долгом сходить искупаться, испить святой воды из источника и пузырек этой воды унести в свою далекую родную весь.

Примечания

1 В последнее время замененный лишь пением водосвятного молебна в часовне.

2. Краткие сведения о первоначальном существовании Поченгской церкви

Поченгский приход, несомненно, существовал уже в XVI веке, но до 1612 года документальных письменных известий о приходе и церкви сведений не найдено доселе. В окладной книге архиепископа (нареченного Вологодского) Сильвестра 1612-1613 годов, находящейся в Волог. Епарх. Древлехранилище, под 29 и 30 ноября 1612 года записано, что Пречистенский с Поченги (Тошенской волости) поп Михаил платил церковную дань в количестве 60 алтын и на устройство архиерейского дома ("в дворовую поделку") - полтину. Эта сумма указывает, что Поченгский приход был не из бедных и не из новых. Другое известие о Поченгской церкви относится к 1628-30 годам. Выпись из писцовых книг этих годов письма и меры Семена Коробьина и подьячего Федора Стогова дает нам знать, что в погосте на р. Поченге было две деревянных церкви: одна - Воскресенская ("древяна клецки"), другая - Пресв. Богородицы "Встретение иконы Владимирския" ("древяна вверх"). В церквах - "Божие милосердие, образы, свечи, книги, ризы, на колокольнице колокола и всякое церковное строение - приходских людей". Приходским священником был Михаил (может быть тот же, что упоминается и в 1612 г.); на погосте был двор попов и две кельи: в одной жил пономарь "Федоска" Степанов, в другой - просвирница "Соломонидка". Пашни церковной было - середней земли - 20 четвертей в поле, а в дву потому-ж, т. е. в трех полях 60 четвертей, а на десятины 30 десятин; сена снималось 30 копен, следоват. сенокосной земли было 3 десятины1.

В течение XVII века Поченгская церковь постоянно упоминается в окладных книгах архиерейского дома, напр. в 1634 г. (поп Михаил), в 1661 (поп Григорий), в 1671 г. (поп Григорий), в 1682 г. (поп Иван Иванов).

Кроме этих упоминаний, о церкви почти ничего неизвестно до 1781 года. От 1781 года сохранилась опись имущества каменной теплой церкви - Воскресенской, освященной в 1780 году. По преданию, записанному в церковной клировой ведомости, каменная церковь на Поченге выстроена после пожара деревянной; по всей вероятности пожар был не задолго до 1780 года, потому что в описи сказано, что холодная церковь еще строится согласно данной от архиерея благословенной грамоте, теплая же, конечно, выстроена была первою по необходимости. Неизвестно, когда была достроена и освящена холодная церковь. Из описи имущества теплой церкви видно, что в ней было довольно всякого имущества. Упоминаются серебряные сосуды, кресты, оклады Евангелий, серебряное кадило, ризы и венцы на иконах серебряные позолоченные, шесть пар священнических облачений и проч.

О месте построения церкви среди прихожан сохранилось предание что оно избрано самою Царицею Небесною. Прихожане рассказывают, что первоначально предполагали строить храм севернее нынешнего за ручейком, но напрасно: ибо все, сделанное днем, ночью необъяснимым путем переходило на другое место, так что на первом месте не оставалось и следа постройки. После двукратных попыток строители поняли чудесное знамение и построили храм там, где и теперь он стоит, на месте менее удобном и болотистом.

Примечание

1 Выпись, данная 25 мая 1782 года, хранится в церковном архиве.

3. Ныне существующий храм и явленная Владимирская икона Божией Матери

Ныне существующая каменная церковь (теплая и холодная в одной связи) одноэтажная, одноглавая, с довольно высокою и красивою колокольнею, построенною уже в начале нынешнего века. На колокольне восемь колоколов. Самый большой колокол весом 111 пудов, второй - 27 п. 30 фунтов, 1749 года, вероятно жертвованный, с надписью: "при державе государыни, императрицы Елисавет Петровны", ниже - "в память вечную рабов божиих: Гаврила, Екатерины и Анны. ч. марка, Иакова, Михаила, за пуд по 8 руб. 30 коп. стоимостью весь 230 руб. 31 к.". Третий колокол 16 пуд. 15 ф. и пять малых. Теплая церковь, с двумя приделами: - правым во славу Воскресения Христова и левым во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, низка и частью темна; но за то холодная высока и светла. Она посвящена прославлению Владимирской иконы Божией Матери. Здесь два ряда окон дают довольно света, а высокий стрельчатый купол делает пение легким и звучным. Лучшим украшением этого, в полном смысле слова благолепного храма, служит замечательный по красоте, легкости стиля и изяществу отделки, пятиярусный иконостас, сделанный вологодским мещанином Василием Ягодниковым за 850 р. в 1860 году, состоящий из тонких, витых колонн, карнизов, мелкой резьбы и сплошь весь вызолоченный червонным золотом по полименту. Храмовая явленная икона Владимирская находится не в иконостасе, но за левым клиросом, в прекрасном дорогом киоте. Икона величиною 6х5 вершков, старинной византийской живописи, в жемчужной ризе с серебряным позолоченным венцом; пред иконою всегда горит лампада. Когда явилась эта икона, определенно неизвестно, по крайней мере ни письменного ни печатного документа об этом при церкви не сохранилось. Предание говорит, что явилась икона в очень древнее время какой-то старой, благочестивой девице (имя которой тоже неизвестно), на день памяти Равноапостольного царя Константина и матери его Елены, на том самом источнике, где теперь стоит часовня и устроены жолобки. День явления иконы празднуется 21 мая; накануне бывает всенощное бдение в часовне. Чудес от иконы в церковной летописи не записано; была ли она свидетельствована духовною властью, тоже неизвестно, однако местно она почитается чудотворною, привлекает тысячи богомольцев и действительно, по словам многих, служит посредницею благодатной помощи Божией притекающим к ней с верою.

Существовала ли в то время Поченгская церковь, или явление иконы и было поводом ее основания неизвестно. Но так как храм и ныне называется Владимирским и ранее, в старину, назывался Пречистенским, - по крайней мере один из двух существовавших в старину храмов, как известно по документу, был "в сретение иконы Владимирския"; то очень вероятно, что явление сего образа и было поводом основания Поченгской церкви.

За правым клиросом в совершенно таком же киоте каков и киот явленной иконы, находится икона Спасителя величиною одинаковая с первою.

В первом ярусе иконостаса, по правую сторону царских врат, находится икона Воскресения Христова в серебряной, позолоченной ризе, с изображениями событий из земной жизни Спасителя. Чрез южные двери, у стены, в средине дски, помещается икона Владимирская с изображениями из акафиста Божией Матери. Рядом с нею находится икона Св. Николая Чудотворца.

По левую сторону царских врат находится икона Владимирская же, вставленная в дску с изображениями чудес Ее. Через северные двери, у стены, против левого клироса, находится икона Успения Божией Матери, а рядом с нею, в окне - икона Божией Матери: "Всех скорбящих Радость". Во втором ярусе, над царскими вратами, находится живописное изображение тайной вечери, а по сторонам - изображения двунадесятых праздников. В третьем ярусе, - в средине Господь Вседержитель, - по сторонам - с правой Иоанн Предтеча с половиною лика апостолов. Четвертый ярус составляют: в средине икона Знамения Бож. Матери, а по сторонам изображения пророков; в пятом ярусе, в средине: положение Христа во гроб, с правой стороны - моление о чаше, а с левой несение креста. Иконостас венчается большим четвероконечным, золоченым крестом. Пред иконостасом, на особо устроенном аналое, помещается икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками, по сторонам же у клиросов, в тумбах стоят металлические, мелкой резной работы золоченые хоругви. По стенам кругом идут два красивых лепных карниза; такими же лепными рамками окружены и живописные клейма. В средине купола изображен Иисус Христос, окруженный тьмами ангелов, а кругом, как в куполе, так и по стенам изображены события из Евангельской истории. Посредине храма висит большое медное паникадило, и пред всеми местными иконами стоят медные, отбеленные подсвечники. В алтаре стены и купол также украшены живописью: в куполе Св. Троица, по стенам - лица из ветхозаветной истории. Престол и жертвенник "в указанную меру", Св. Антиминс выдан Преосвященным Феофилактом в 1803 году.

Одноярусный украшенный колоннами иконостас теплого храма не представляет ничего особенного, делан он в 1854 году. Три живописных клейма на потолке: Св. Троица, моление о чаше несение креста написаны летом 1897 года местным мастером Алексеевым.

Храмовая Владимирская икона Божией Матери, точная копия с явленной, находится в средине храма в великолепном киоте с сению и предстоящими ангелами. В зимнее время богомольцы обыкновенно прикладываются к этому образу, потому что холодный храм на это время закрывается.

Ризница церковная, судя по описи, вполне достаточная, напр. семь перемен священнических облачений, шесть Евангелий, из коих одно обложено серебром, три серебряных напрестольных креста, двои серебряные сосуды, одно серебряное непробное кадило и проч.; книги церковные и документы, помещаются в двух больших шкафах, находящихся в алтаре холодного храма; - ни старинных, ни замечательных ценностью издания книг в церковной библиотеке нет.

Ограда вокруг приходского кладбища каменная с четырьмя башнями по углам и двумя воротами.

4. Прихожане, приходское попечительство и школа

Население прихода чисто русское; состоит оно из крестьян временно-обязанных, в старину помещичьих, и занимается преимущественно земледелием и скотоводством. Есть и ремесленники, как то: сапожники, плотники, столяры, кузнецы и т. п.; но все это в самом ограниченном количестве, чуть-чуть удовлетворяя местным потребностям. Фабрик и заводов, кроме ветряных мельниц, никаких нет. Народ большею частью среднего состояния: очень богатых нет, но бедные есть. Жилые строения все деревянные, крыши есть и тесовые, но большей частью соломенные; внутренне убранство домов обыкновенное; много есть изб и с черными печами, с закоптелым потолком и закоптелыми стенами, с малыми, тусклыми ("тулошными"), окнами и вероятно с нуждою, потому что немного разбогатевший крестьянин старается устроить белую печь и выстроить себе избу попросторнее и посветлее. Приходских дворов полтораста лет назад было 62; ныне же 222 в 14 селениях, расстоянием от церкви от 1/4 версты до 6 верст.

Всех жителей в приходе за 1896 год числилось 1102 человека, - а за 1897 год - 1078 человек; 514 муж. и 564 женщин. Население увеличивается очень медленно. Так в 1816 году обоего пола было 756 человек и за восемьдесят лет не прибыло даже вдвое, тогда как в государстве за это время население увеличилось втрое. В старину эта местность изобиловала помещичьими усадьбами, от которых ныне остались одни лишь воспоминания в виде прудов, канав, да редких уцелевших старинных деревьев, печальных свидетелей жизненных перемен. Владельцами здесь были: Макшеевы, Боборыкины, Шарыгины, Румянцевы, князь Андрей Иванов. Горчаков, Бестужевы, Золотиловы и, быть может, еще многие другие, о которых уже забыли, а в церковных документах почему либо не упомянуто1.

Приходское попечительство существует с 1876 года; заботами его при церкви устроена прекрасная церковно-приходская школа, основанная, как видно из летописи церковной, в 1861 году. Долгое время школа помещалась в казенной келье, временами кочуя по домам церковнослужителей. Теперешнее здание с прекрасным помещением для школы и квартирою для учителя устроено в 1892 году из казенного, бесплатно отпущенного леса, на суммы попечительства. Ежегодно из учащихся кончает от 6 до 9 мальчиков; учатся и девочки, так что молодое поколение почти все грамотно, не только мужчины, но многие и из женщин.

Примечание

1 Вот названия селений, составляющих приход ныне: деревни Третниково, Княжово, Росолово, Калинкино, Клеткино, Дуброва, сельцо Калинкино, деревни Горка, Середнево, Глухая, Осинник, сельцо Глухое, деревни Селюнино и Косково.

5. Причт и средства содержания церкви и причта

По последним церковным штатам положено быть при церкви священнику и псаломщику. Дом у священника ныне собственный на церковной земле; псаломщик же живет в церковной келье. На содержание церкви и причта имеется процентных бумаг на 200 рублей; %% идут пополам церкви и причту. Земли при церкви имеется по плану 71 десятина 996 сажен; из нее под церковью и кладбищем 1 десятина 100 сажен; усадебной земли под домами, огородами и овинниками - 5 десятин 1056 сажен.

Причт получает казенного жалованья 123 р. 48 коп.; за требы и праздничную славу около 200 рублей. В пользу церкви с прихожан собирается зерновой хлеб, для хранения коего имеется при церкви амбар; кроме того, при церкви есть сарай для склада дров. Общий годовой доход причта бывает до 600 рублей (в 1874 г. 570 руб., в 1892 . - 546 р. 34 к., как видно по клировым ведомостям). Расходы по церкви в 1897 году простирались до 763 рублей 31 коп.

В настоящее время священником состоит с 10 апреля 1883 года Евгений Афиноген. Соколов, сын священника Успенской Толшемской церкви Тотемского уезда; в 1880 г. он окончил курс дух. семинарии по второму разряду; в 1889 году награжден набедренником. Псаломщиком с 1897 года Николай Афанас. Харьюзов, уволенный из 3-го класса дух. училища, родом от Михайло-Архангельской Верхвологодской церкви.

Из прежде бывших священников известны:

1. Михаил, упоминающийся в документах находящихся в Волог. Епарх. Древлехранилище с 1612 по 1643 г.

2. Григорий Михаилов, упом. с 2 янв. 1651 по 1681 г.

3. Иван Иванов - упом. с февр. 1682 по 1702 г.

4. Прокопий Алексеев, упом. в 1758 году; при нем было интересное дело о церковном дьячке Афанасии Михайлове, которого побил помещик Григорий Никитин Уваров, отставной капитан.

5. Стефан Никитин с 1775 г. по 1802 год. В семинарии не обучался. При нем был дьячком с 1778 г. до 1815 г. - Федор Максимов. Ни священник, ни дьячок фамилии не имели; но их сыновья уже известны с фамилиями; сын священника Стефана.

6. Иоанн Стефанов получил фамилию Милославского; вероятно, он получил свою фамилию в семинарии, где обучался до риторики. К церкви был он посвящен после уволенного по старости в 1802 году своего отца и служил при церкви до 1810 года, а в этом году был назначен к церкви священником.

7. Иоанн Иоаннов Одинцов, сын священника упраздненной Николаевской, что в Дягилеве, церкви. Он обучался богословию, греческому и еврейскому языкам, как показано в клировой ведомости. При церкви служил до 1819 г.

8. Павел Николаев Архангельский - с 1819 по 1833 г. Родом от Михайло-Архангельской Верхвологодской церкви, сын дьячка. Он в приходе был известен своею необыкновенною физическою силою. Конец жизни его был печальный: по одним рассказам, он был убит злоумышленниками на дороге от Вологды; по другим - утонул в реке Вологде, спасаясь вплавь от нападавших; он устроил при церкви для себя дом, который сначала по родственным связям, а потом продажею переходил от одного священника к другому, так что нынешний священник живет в нем уже шестым по преемству. Прихожане помнят, как о. Павел Архангельский единолично сам срубал и возил для дома бревна, поражающие и теперь своею толщиною и массивностью. Хотя дом этот (двухэтажный) ныне уже покосился, и, так сказать, врос глубоко в землю, но, несмотря на свои семьдесят лет, еще вполне пригоден для житья и довольно прочен.

9. Николай Федоров Четверухин с 1833 по 1839 г. Он был сын вышеупомянутого дьячка сей церкви Федора Максимова и фамилию получил, конечно, в училище или в семинарии. При нем почти все члены причта были между собою в родстве. Его предшественник приходился троюродным братом дьячку Василию Николаеву Детищеву, служившему после своего тестя Федора Максимова с 1815 по 1833 год, а сам о. Николай Четверухин был родным дядею этого дьячка. При этом священнике церковные доходы доходили до 600 с лишком рублей и запахивалось до 40 десятин.

10. Стефан Варфоломеев Четверухин с 1839 по 1869 г., родом от Устиновской Георгиевской церкви, сын дьячка; дьякону он приходился по женской линии дедом.

11. Евграф Арсениев Марков; сын причетника Спасо-Преображенской Стрелицкой церкви Тотемского уезда; кончил в 1852 году курс семинарии в первом разряде; при церкви служил с 1869 по 1875 год.

12. Иоанн Павлов Смарагдов - сын дьячка Космо-Дамиановской Синдошской церкви Волог. у.; служил при церкви с 1875 по 1883 год, когда поступил нынешний священник. В приходе сохранились рассказы о том, что о. Марков очень удачно отчитывал от "родимого", а о. Смарагдов - бесноватых, так что во время их священства замечаемо было сильное стечение больных этими недугами.

После дьячка Василия Николаева Детищева был его сын Александр Васил. Детищев с 1833 до 1864 года, а потом внук Василий, - в 1868 году удостоенный возведения в сан диакона. В 1861 году к церкви был определен псаломщик Владимир Николаев. Спасский, умерший в 1890 году; после него псаломщиком был с 1890 до 1894 г. Константин Аристархов. Румянцев; с 1894 до 1897 г. Василий Александров Быстров.

Очень продолжительною службою при церкви известны два пономаря: Александр Ларионов с 1768 по 1802 г. и после него Семен Федоров Становской родом от Николаевской, что на стану, церкви Грязовецкого уезда, умерший в 1855 году.

6. Часовня при источнике и несколько рассказов свидетелей из прихожан благодатной помощи Божией через целебную силу источника

Часовня при источнике существует исстари, вероятно со времени явления иконы Владимирской, в последнее время подновлена и обнесена деревянною решеткою. Внутренность часовни вся заставлена иконами из старинного церковного иконостаса, между которыми есть не мало замечательных старинным письмом с довольно любопытными надписями. Так "грозный воевода небесных сил", Архангел Михаил, изображен едущим на коне, в правой руке копье, в левой Евангелие, а в устах труба. На иконе такая надпись: "врагу оскудеша оружия вконец и грады я рушил еси и погибе память его сшумом, где вовеки пребывает". Икона Коронования Божией Матери имеет такие надписи: вверху: "сн, матерь, дх святый невесту, црву венчает отц дщрь", внизу, в левом углу: "похваление ти присноцветущи венец егоже прозябе дхом цркв чистая со архангелом Гаврилом радуйся поющи"; в правом - "свыше показуя единственную бгоначалну втриех ипостасех державу оче рекл еси своему сну и дху".

В средине иконостаса находится икона Владимирская Божией Матери, копия с явленной, размером несколько более той, вся изгрызенная с углов, потому что, по верованию народа, это много помогает от зубной болезни. Икона эта недавно подновлена, когда церковным старостою был крестьянин Василий Киров. Он сам был участником этого дела и лично носил икону в город Вологду к мастеру.

Среди часовни, под полом, находится и самый источник, утроенный наподобие колодца, из которого постоянно накопляющаяся лишняя вода и сбегает в ванны, а потом и в реку Поченгу. Ванны устроены гораздо ниже часовни, так что под жолобки можно свободно вставать. Вода источника очень прозрачна; вкус ее отзывает ржавчиной; несомненно вода минерального происхождения, но до сих пор серьезно никем не была исследована... В заключение приведем два вполне достоверных рассказа вышеупомянутого Василия Кирова о чудесных исцелениях по молитвам пред явленным образом Владимирским Божией Матери, свидетелем которых он сам был. Оба ниже приведенные случая были в священство отца Иоанна Смарагдова.

"Помню, было это в мое старостинство, рассказывал Киров, при церкви у нас работал живописец, некто Николай Алексеевич Дофин. Люди они были хорошие; их было муж да жена, - детей не было; заходил я к ним часто, побеседовать, чайку попить, иногда и по делам. Раз разговорились мы о чудесах и о том, что и у нас на Поченге многие получают облегчение в своих недугах по молитвам к Царице Небесной. Рассказываю разные случаи, про которые еще от стариков слыхал. Вдруг супруга Николая Алексеевича говорит: "да что припоминать старое: я сама свидетельница благодати Божией, потому что сама получила исцеление от своих недугов именно вот здесь, на Поченге. С детства была я больна глазами, - плохо видела, а ходить почти совсем не могла, такая была слабость особенная. Конечно, лечили меня и в городе, и к знахарям возили, но пользы было мало. Родители мои жили на Комеле. Раз и было мне видение во сне; было это уж в юношеских годах, явилась мне молодая, благообразная женщина, довольно нарядная, по виду как бы госпожа, и сказала: "иди ты на Поченгу, там выздоровеешь". Рассказала я про это родным; стала проситься отпустить меня на Поченгу, которой, конечно, не знала: где она и есть. Дело это было летом, незадолго до праздника "Купальницы". Чуть не за неделю собрались мы идти, провожали родные, потому что, по моей слабости, нельзя было надеяться скоро перейти, хотя и не особенно большое расстояние. И действительно, так велика была моя слабость, что каких-нибудь сорок верст мы шли четверы сутки. Наконец хоть и с большим трудом, но дошла я, как есть поспела на праздник. Народу собралось множество, но мне не до этого было: очень уж я ослабла... Отстояла я обедню, отпела молебен Царице Небесной и после того, как выкупалась в источнике, сразу же получила облегчение; почувствовала крепость в ногах и во всем теле, так что без большого труда дошла обратно домой и, благодаря Царице Небесной, скоро совсем выздоровела. И ноги укрепились, и видеть хорошо стала, и вот уже много лет с тех пор чувствую себя совершенно здоровою. Что это, как не чудо, как не особенное явление благодати Божией на мне грешной?" - заключила рассказчица.

Другой случай, продолжал Киров, еще более поразительный, свидетелем которого был не один я, а чуть не весь приход. Много раз я говорил отцу Ивану: - почему он не донесет об этом начальству, ведь чудо это, говорю, не ложное, - весь приход может подтвердить? - Так нет. "Зачем, говорит, - в смех обратят и смеяться только над нами будут"; не хотел, чтобы говорили о нем. Было это пред самым великим постом. На последних днях масляной недели приехала к нам из города девица одна "имущая дух пытлив" (к слову сказать, Киров, кроме того, что грамотный человек, еще и начетчик, любитель церковной службы, хорошо знает ее, даже часто отправляет за псаломщиков, при отлучках их, а потому и любит иногда употребить книжное слово), - привез тогда ее нам псаломщик Спасский, встретив ее у дьякона Гавриило-Архангельской церкви, которому она была немного сродни. Родом она была Ярославской губернии, - духовного звания, сказывали тогда, что даже дочь священника. Была она круглая сирота и все ходила по монастырям. Говорили и то, что отправили ее к нам родственники, а что еще в Киеве находящийся в ней дух на слова заклинания ответил, что выйдет он на Поченге, - что это будто бы самое говорил он, когда она была в Заоникиевом монастыре у некоего старца... Все это тогда говорили, да и дивного ничего нет в этом, потому что мы увидели и услышали еще больше. Девица она была молодая, - лет двадцати с небольшим, по-видимому здоровая и умная, но бывали часы такие, что приходила она в исступление, бесновалась, билась со страшной силой, начинала говорить немо и кричать; тогда надо было двух мужиков, чтобы совладать с нею, а потом долго, бывало, лежит как мертвая, без всякого движения. В припадках исступления любила браниться и часто скверными словами, особенно отца Иоанна бранила, а увидит кого не знакомого, сейчас что-нибудь скажет такое, чего он и сам-то уж худо помнит: не только говорила прошлое, но удивительно верно предсказывала то, что должно было случиться вскоре, или что и случилось, да еще никто не знал. Все боялись ее, а отцу Ивану, сам потом рассказывал, как по писанному рассказала всю свою жизнь его.

В прощальное воскресенье отец Иван отпел молебен с заклятием. В важные моменты службы церковной и во время молебнов она всегда приходила в исступление. И в этот раз, когда священник после молебна стал заклинать именем Иисуса Христа выйти духу нечистому из нее, - она немо, несколько раз, прокричала слова, из которых можно было понять одно, что выйдет он в субботу после причастия Св. Таин. В понедельник водили ее в часовню... В пятницу ходила на исповедь, при чем после утрени о. Иван опять пел молебен пред иконой Владимирской иконы Божией Матери и давал эту икону держать ей в руках до обедни, что она, несмотря на всю неохоту, исполнила. В субботу ко Причастию насилу четверо могли подвести ее; кричала, бранилась; когда же причастили ее, вдруг сделалась точно мертвая; упала; прикрыли ее пеленой; и так она лежала час времени без всякого движения; потом очнулась, сама встала и точно, ничего не помня, и (действительно ничего не помнила), стала озираться кругом, спрашивала - где она, и много удивлялась благолепию храма...

Всю неделю жила она у отца Ивана, который много заботился о ней и сам всю неделю постился, - почти совсем ничего не ел... Ну, насмотрелись и мы все и натерпелись страху, потому что в иные разы просто невыносимо было смотреть на нее... Бог простил. Потом через несколько времени приходила сама уже и сказывала, что ничего подобного больше с ней ни разу не случалось... Да и много бывало таких чудесных случаев. Вот тоже ныне 26 августа (1897 г.) ночью сторож видел необыкновенный свет в церкви: холодный храм будто в праздник был освещен, даже в куполе было светло. Видел это кроме сторожа и жены его, потому что обходили церковь они вместе, еще и один из ночевавших у отца Евгенья мужиков; но не хватило догадки разбудить священника... Это было в праздник Владимирской. Сторож говорит, что свет происходит от лампадки пред иконою Владимирской Бож. Матери "как бы пылала вся лампадка", а когда поутру посмотрел, масло не выгорело, да и свет исходил особенный, не такой, как обыкновенный огонь. Подтверждение последнего рассказа слышал я и от супруги о. Евгенья, и от сторожихи лично, потому что ни священника, ни сторожа видеть мне не пришлось. Старушка одна верст из-за двухсот приходила не однажды на праздник и через купанье под жолобками тоже выздоровела, как о том рассказывала и просфорня, давно живущая на Поченге и знающая старушку, которая останавливалась обыкновенно в казенной келье. Кроме того, о целебной силе источника свидетельствует и громадное в летнюю пору стечение больных младенцев, которых по несколько десятков скопляется за службой и которых приводят для того, чтобы после молебна пред иконою Владимирскою Божией Матери выкупать под жолобками. В часовне бывают всенощные бдения на 21 мая, 23 июня и 26 августа ежегодно.