Смотрите также
К истории бывшего "Песочного" монастыря, что ныне Успенская Песошенская церковь
В №16-м Волог. Епарх. Ведомостей помещены исторические сведения о бывшем Свято-Успенском Песочном монастыре. В этой статье, составляющей одну из глав описания ныне существующей приходской Успенской Песошенской церкви, сказано, что о двухвековом существовании монастыря известно очень мало. То же можно сказать почти о всех упраздненных монастырях Вологодской епархии. Поэтому является тем интереснее и важнее всякое новое известие, проливающее свет на темную историю таких монастырей.
Недавно найдена нами рукопись (подлинная) под заглавием "книги переписные Песочного монастыря" 1683 года. В этой рукописи заключается немало интересных сведений о Песочном монастыре, которые мы и предлагаем в настоящей заметке.
Переписные книги начинаются указанием на повод к составлению их: "лета 7191-го (т.е. в 1683 году) маия в 5 день, по указу великаго господина преосвященнаго Симона архиепископа вологодскаго и белоозерскаго, ево архиепископлев поддиякон Иван Афонасьев, приехав в вологодцкой уезд в Песочной монастырь, вьзяв из монастырской казны прежние того монастыря переписные книги, как тот монастырь был переписан на прежняго келаря старца Аврамия, и против тех переписных книг пересмотря в том Песочном монастыре в цеквах Божия милосердия образы и книги и ризы и служебные сосуды и у святых образов оклады, венцы и цаты и привесы и всякую церковную утварь и на колокольне колокола, и в казне великих Государей жаловалные грамоты и монастырские всякие крепости и денежную всякую казну, и что по кабалам ныне у них денежным взять, и в монастыре-жь и в селех братью и слуг и служебников и вотчинных крестьян по имяном и в монастыре-жь и в селех в житницах сухой всякой хлеб и в земле насияной, и всякие угодьи, и на скотьих и на воловьих дворах и пересмотря против тех прежних переписных книг все на лицо, и что против тех книг вновь прибыло или убыло, и то написав все подробну порознь особь статьею в двои книги."
По книжному полю листов книги скреплены "ермонахом Маркелом вместо келаря старца Ерасима и всей братии по их веленью" и "переписщиком подиаконом Иваном Афонасьевым".
Первым описан холодный храм Успения Пресвятыя Богородицы; потом придел в этом же храме вверху - Положения Ризы Пресвятыя Богородицы; затем ризница с библиотекою; после нее - теплый храм св. Николая Чудотворца.
"На монастыре храм холодной Успение Пресвятыя Богородицы; верх шатровой, кругом - паперти, а во храму образов: на правой стороне: образ Успение Пресвятыя Богородицы з-житием, а на образе три венца серебряные, басмянны, золочены; киот резной золоченой-же; образ Всемилостиваго Спаса с молящими святыми, писан на золоте; венец и гривна серебряные резные, да два венца и две гривны серебряные басмянные; - образ Живоначальныя Троицы, писан на золоте, четыре венца з-гривнами серебряны басмянные золочены; - образ Воскресения Христова писан на золоте, венец и гривна серебряны резные золочены, с праздники; - образ Николая Чудотворца з-житием, писан на золоте, венец и гривна серебряны басмянны, золоченые.
На правой стороне: образ Пресвятые Богородицы в киоте, на окладе возглавие и ожерельице жемчужное низаное; венецы и гривны серебряные басмянны золоченые, да семь копеек золоченых, да крест серебряной; - образ Благовещение Пресвятыя Богородицы, писан на красках; - образ Пресвятыя Богородицы в киоте, писан на золоте, венцы и гривны серебряны басмянны золочены, возглавие жемчюжное, две копейки золочены, - образ Положение ризы Пресвятые Богородицы, писан на золоте, киот резной золоченой.
Перед теми образы пять свеч вощеных да две древяные местны; двери царские резные золочены за слудой. Над царскими дверьми деисус на пятнадцати цках, писан на золоте; у Вседержителева образа венец и гривна серебряны басмянны золочены; Праздники и пророки на двадцети семи цках, писаны на золоте. Перед деисусом паникадило медное о щи (т. е. о шести) подвсешников. Пядницы: деисус, три образы: Спасов, Пресвятые Богородицы, Иоанна Предтечи - оклад серебряный басмянной золоченой; - образ Успенье Пресвятые Богородицы оклад канфаленной золоченой; семь венцов серебряных резных золоченых; - образ Николая Чудотворца оклад канфаленной1, золоченой, венец и гривна серебряны басмянны золочены, да два венца резных серебряны золочены; - образ Пресвятыя Богородицы Владимерския в киоте, оклад сканной, венцы с финисты и с камешки, два возглавия и два ожерелейца жемчужные, низаны, гривна басмянна, золочена; - образ Положения ризы Пресвятыя Богородицы, писан на вохре; венец и гривна резные, серебряны; - образ Усекновенье честные главы Иоанна Предтечи, оклад басмянной, пять венцов серебряных, резные золоченые. Дейсус - Еммануил на трех цках; образ Господа Саваофа - в кружале; - образ священно-мученика Антипы, писан в пять четвертей на золоте; - образ Ризы Господни, писан на вохре.
Да в олтаре престол - подет выбойкой. На престоле Евангелие печатное, Евангелисты серебряные, басмянные, да крест осенялной серебряной резной, позолочен. За престолом образ Пресвятыя Богородицы, писан на вохре, венцы и гривны басмянны золочены, да крест выносной, писан на золоте. Да перед образом свеща восковая. На жертвеннике - двои сосуды служебные оловянные; над жертвенником два деисуса да деисус же и пядницы: Спасов образ да Пресвятыя Богородицы да Иоанна Предтечи, оклад басмянной золоченой. Два кадила медные; фонарь выносной.
А у тое-жь церкви вверху придел Пресвятыя Богородицы Положения Ризы. А в церкве: на правой стороне образ Всемилостиваго Спаса нерукотворенный, писан на вохре; на левой стороне - образ Пречистыя Богородицы, писан на краске; двери царские и сень и столбцы на золоте; деисус на пятнадцати цках писан на вохре. В алтаре престол подет крашениною; за престолом образ Пречистыя Богородицы, писан на краске, а на престоле Евангелие печатное в десть, а Евангелисты медные.
Книг печатных: псалтирь в полдесть, часовник в полдесть, да два апостола в десть, мения общая с часы царскими в десть да пять миней месячных; две триоди: постная да цветная в десть; два пролога в десть, служебник в полдесть; два потребника в десть, книга Николая Чудотворца житие в полдесть, книга Иоанна списателя лествицы в десть; книга шестоднев на семь гласов в десть; книга Иоанна Златоустаго о священстве в полдесть, книга меч духовный в десть, книга трефолой в десть, книга о новой вере в десть, книга Ефрема Сирина в десть, полоуставье в десть, требник в полдесть, часослов в четверть, книга канонник в четверть, книга служебник в четверть; письменных: девять миней месячных, патерик скицкой в десть, две псалтыри следованием в полдесть, два потребника в полдесть, пролог четверть года в десть, два соборника в полдесть, да Иоанна Златоустаго в полдесть, книга обиход знамянная в четверть; книга Иоанна Златоустаго в десть.
Да риз: ризы дорогильные белые ветхи, оплечье камка желта; ризы камка черчатая, оплечье участок золотой, ризы крашенинные посные, оплечье камчатное ветхо; подризник киндяк зеленой, оплечье камкасинное, подризник полотняной, оплечье крашенинное, патрахиль атлас белой по черной земле; патрахиль камка желта ветха; пояс шелковой с кистями; двои нарукавницы атлас цветной ветхи; нарукавницы камка желта; нарукавницы мухоярны черчатые, да три покрова сосудные киндяшные, а в средине тафта; покров налойной, средина атласу черчатова, обложен сатынью. Да у местных икон три пелены камка желта травчата: две средины камка травчата, третья кисейна; пелена камка желта средина камка желта. Чаша водосвятна медна мала; укропник медной, блюдо оловянно да блюдо-жь оловянное ломаное. Вновь: Да ризы отлас алой, оплечье - отлас травчатой, опушены тафтой; ризы отлас черчатой, оплечье - бархат золотой, опушены дорогами; ризы зеленые, камка китайска, оплечье шитое золотное, опушены дорогами, да двои ризы полотняны; патрахиль атлас черчатый; чаша водосвятная, медная большая; чашка да ковшичек медные; блюдце медное; пелена отлас желтой, средина отлас черчатой, шит образ Сергия Радонежскаго, венец шит золотом.
Да на монастыре-жь - церковь теплая Николая Чудотворца, с трапезой и келарской. А в церкве на правой стороне: образ Успение Пречистыя Богородицы с праздники, писан на золоте; образ Вседержителя, писан на краске; образ Николая Чудотворца с житием, писан на красках, венец и гривна басянные. На левой стороне: образ Пресвятыя Богородицы, писан на краске. - Три свещи вощаные, местные; двери царские: столбцы и сень писаны на краске; деисус на тринадцати цках, писаны на краске. Перед деисусом паникадило о шти ручках, небольшее медное. Да в алтаре престол - подет крашениной; на престоле Евангелие печатное в десть, Евангелисты серебряны басмянны, за престолом образ Пресвятыя Богородицы да крест выносной, писан на краске, а в трапезе деисус в киоте, писан на золоте.
Да церковных денег у строителя старца Ионы да у старосты у Юды на лицо 28 рублев 8 алтын 2 деньги.
Да на монастыре-жь колокольня рубленая шатрова, а на ней колоколов больших и малых шесть, да часы железные боевые и с четвертми. Да в казне великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии самодержца грамоты 122 (т. е. 1614) году да 132-жь (т. е. 1624) году жалованные; письма и меры Семена Коробьина да подъячево Федора Стогова 139 (т. е. 1631) году. Оружья - две пары пистолей да сабля; четырнадцать кос да напарья, да железа ножные; три полсти да три япанчи; два медведна; три седла, двенадцать сох, одиннадцать топоров; два котла медные, третей ветхой медной-же; яндова медна, а весу в них полтора пуда и две гривенки2. Да в казенном чулане у казначея старца Овдокима монастырской казны денежные рубль 30 алтын 4 деньги.
Да на монастыре-жь два анбара, и в анбаре муки по смете 12 четвертей с осминой, а в другом анбаре солоду по смете 15 четвертей с полуосминой; симени конопляново три полуосмины; пшеницы чеыре чети.
Да на монастыре-жь келей шесть, да на монастыре - святыя ворота, а на воротах два деисуса, писаны на красках, да приворотье, а на приворотии на цке два образа: притчи убогаго да у богатаго, писаны на золоте.
Да кругом монастыря ограда древяная в заплот, а в ней двои ворота рубленые.
А в монастыре братии - ермонах Маркел, дьякон Федор Яковлев, келарь старец Герасим и всей братии 17 человек, а вкладчиков 5 человек, дьячков двое.
А за монастырем три анбара житных, а в них по смете ржи 30 четвертей с осминой, ячьмени по смете 6 четвертей с полуосминой.
Да за монастырем же конюшей двор; на нем изба нова, да четыре сенницы новые большие, да 4 стары и с конюшнями; да конские збруи - три узды, 12 хомутов, четверы сани, а на конюшне 16 меринов да жеребчик четырех лет.
За монастырем же хлебня да поварня, да солодежня.
А у монастыря же на большей дороге часовня, а в ней икон: образ Успенье Пречистыя Богородицы, писан на вохре, образ Пресвятыя Богородицы, писан на краске, образ Николая Чудотворца в киоте, писан на золоте. Да у часовни кельи.
В сельце двор коровей; на дворе изба, два сенника, кругом сараи, а на нем скота 12 коров; да в селе Бузакове двор, а на дворе две избы и четыре сенника, кругом сараи, а в нем скота: кобыл старых и молодых 12, жеребчиков третьячин и лонщин 6, селетков трое; да в том же селе коров 31, да 5 бычков лонщин, да 5 подтельков, да селетков 14. Да в селе-жь три анбара житные, а в них по смете ржи 50 четвертей, овса 40 четвертей с осминой; да к нынешнему ко 191 году в монастырском поле и в селе Бузакове высияно ржи 38 четвертей с осминой, овса 79 четь с полуосминой, пшеницы полторы чети, гороху тожь. Да в монастырской вотчине крестьянских и бобыльских 46 дворов."
Переписные книги заканчиваются следующими строками: "а переписав по указу великого господина Преосвященного Симона архиепископа Вологодского и Белоозерского подьякон Иван Афонасьев приказал тот Песочной монастырь ведать и строить и межь братьею и вкладчики и служебники и вотчинных крестьян розправу от сторон оберегать келарю старцу Герасиму, по совету с черным попом и з братьею, благоговейными и боящимися Бога монахи, а не с-крамольники и ропотники, и всем быти в совете и о монастыре во всем попчение иметь вкупе. А переписные книги писал того-жь Песочново монаст. дьякон Федор Яковлев".
С.
Примечания
1 Канфаленный , конфаренный, комфаренный, кумофаренный - значит насеченный точками, пунктированный; из точек выводились разнообразные узоры: струйки, травки, дорожки и проч.
2 Гривенка - единица веса; большая или рублевая - 96 золотников; малая или скаловая - в 48 золотников.
Источник
Прибавления к ВЕВ. - 1897, №24, с. 533-536; 1898, №1, с. 20-22.